дело № 2а-1012/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Плешаново Красногвардейского района 16 декабря 2021 года
Оренбургской области
Красногвардейский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Стройкиной Д.Р.,
при секретаре Миллер Л.В.,
с участием представителя административного истца – помощника прокурора Красногвардейского района Оренбургской области Бояркина П.Д.,
представителей административного ответчика- администрации муниципального образования Кинзельский сельсовет Красногвардейского района – главы администрации Работягова Г.Н. и Шаповалова С.В. действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Красногвардейского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Кинзельский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия и понуждении совершить действия по принятию в муниципальную собственность гидротехнического сооружения,
УСТАНОВИЛ :
Прокурор Красногвардейского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Красногвардейский районный суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Кинзельский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области, в котором просит признать незаконным бездействие администрации по непринятию мер по принятию в муниципальную собственность гидротехнического сооружения пруда № на <адрес> и обязать администрацию принять в муниципальную собственность вышеуказанное гидротехническое сооружение.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Красногвардейского района Оренбургской области в ходе проведенной прокурорской проверки соблюдения администрацией МО Кинзельский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области законодательства о защите территорий и населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в ходе которой было выявлено, что на территории муниципального образования находится упомянутое выше гидротехническое сооружение, которое числится как бесхозяйный объект, поставлено на кадастровый учет.
Ввиду не своевременного принятия указанного гидротехнического сооружения в муниципальную собственность, администрацией МО Кинзельский сельсовет работа в части обеспечения безопасности ГТС не осуществлялась. Техническое обслуживание, эксплуатационный контроль за показателями состояния ГТС и текущий ремонт ГТС не проводится, критерии безопасности ГТС не разрабатывались. Оценка безопасности ГТС, в том числе, регулярная оценка безопасности ГТС и анализ причин её снижения с учетом работы ГТС с каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе, деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше ГТС, не проводилась.
По данному факту в адрес главы администрации МО Кинзельский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области по результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений, по итогам рассмотрения которого выявлены нарушения в части непринятия мер к принятию в муниципальную собственность гидротехнического сооружения пруда № на <адрес>
Между тем, администрацией МО Кинзельский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области действенных мер к принятию в муниципальную собственность гидротехнического сооружения пруда № на <адрес> не принято.
Прокурор указывает, что непринятие администрацией муниципального образования Кинзельского сельсовета Красногвардейского района Оренбургской области мер к принятию в муниципальную собственность гидротехнического сооружения, безопасность которого не обеспечена в соответствии с законом, может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с наступлением тяжких последствий, а также причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей среде.
Определением Красногвардейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в дело в качестве заинтересованных лиц привлечены: министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Западно-Уральское управление Ростехнадзора.
Протокольным определением Красногвардейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: министерство строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области и ООО «А7 Агро».
В судебном заседании помощник прокурора Красногвардейского района Бояркин П.Д. административные исковые требования поддержал в полном объеме, указывая, что гидротехническое сооружение должно быть принято в муниципальную собственность, так как необходимо обеспечить его безопасность.
Представители административного ответчика –администрации МО Кинзельский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области Работягов Г.Н. и Шаповалов С.В. в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласились, указывая, что у муниципалитета нет обязанности по принятию в муниципальную собственность данного имущества. В муниципальной собственности может находиться только имущество, необходимое для жизнедеятельности муниципального образования. Данное ГТС для водоснабжения населения муниципального образования не используется, не входит в состав системы водоснабжения/водоотведения населения муниципального образования. Кроме того, отметили, что принятие в муниципальную собственность указанного гидротехнического сооружения, потребует существенного увеличения расходования бюджетных средств, что закономерно повлечет перераспределение (уменьшение) финансирования на решение других вопросов местного значения, более значимых для населения. Считают нецелесообразным принятие в собственность муниципального образования указанного гидротехнического сооружения, поскольку не даст положительного эффекта в решении вопросов жизнеобеспечения населения муниципального образования. Вопросы по обеспечению проведения капитального ремонта, консервации и ликвидации сооружения, не имеющего собственника, урегулирован федеральным законодательством, и возлагаются на региональные органы власти. В удовлетворении административного иска просят отказать.
Представители заинтересованных лиц- министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Западно-Уральского управления Ростехнадзора, министерства строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области и ООО «А7 Агро», надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Представив письменные отзывы, ходатайствовали о рассмотрении административного дела в их отсутствие.
Из письменного отзыва Западно-Уральского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Управление поддерживает требования, указанные в административном исковом заявлении в полном объеме. По существу административных исковых требований, пояснили, что Управление, как федеральный орган исполнительное власти, осуществляет надзор в области безопасности гидротехнических сооружений. В силу того, что находящееся на территории МО Кинзельский сельсовет, гидротехническое сооружение числится как бесхозяйное, невозможно запланировать и осуществить контрольно-надзорное мероприятие в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.07.2021 № 248-ФЗ с целью оценки соблюдения юридическим лицом в процессе осуществления деятельности по эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, установленных Федеральным законом от 21.07.1997 № 117-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений.
В письменном отзыве министерства строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № по существу административного иска указано, что министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющим управление и распоряжение объектами государственной собственности Оренбургской области. Поскольку указанное в административном иске гидротехническое сооружение не проходило процедуру учета в реестре государственного имущества Оренбургской области, просят суд вынести решение по данному делу, исходя из представленных сторонами доказательств и требований, предусмотренных действующим законодательством.
Министерство строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области в письменном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ указало на отсутствие заинтересованности в исходе настоящего дела, поскольку к компетенции минстроя полномочия в области оспариваемых отношений не отнесены. Указом Губернатора Оренбургской области от 25.12.2019 № 632 внесены изменения в указ Губернатора Оренбургской области от 24.12.2012 № 932-ук «Об утверждении положения о министерстве строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области», согласно которым у минстроя области с момента его официального опубликования полномочия в области водных отношений отсутствуют.
В направленном суду отзыве ООО «А7 Агро» от ДД.ММ.ГГГГ № считает доводы административного истца относительно необходимости оформления гидротехнического сооружения в собственность определённого лица обоснованными, поскольку с учетом технических характеристик ГТС, данный объект должен находиться в собственности и не носить характер бесхозяйного, так как требует детального контроля за его состоянием. Также обращает внимание, что ООО «А7 Агро» осуществляет сельскохозяйственную деятельность на территории с. Кинзелька Красногвардейского района и заинтересовано в использовании ГТС для сельскохозяйственных нужд. Отсутствие титульного владельца у сооружения препятствует ООО «А7 Агро» приобретению соответствующих прав на пользование объектом. В то время как оформление права собственности ответчика на объект, позволит выставить на торги данное ГТС, и передать ООО «А7 Агро» в долгосрочную аренду. При этом, передача ГТС в аренду третьему лицу минимизирует расходы административного ответчика по содержанию ГТС и, соответственно, обязанность по несению расходов будет возложена на арендатора ГТС.
Заслушав объяснения сторон, огласив письменные отзывы, изучив материалы дела, суд считает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Красногвардейского района проведена проверка исполнения законодательства о защите территорий и населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в деятельности администрации МО Кинзельский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области.
В ходе проверки прокуратурой Красногвардейского района Оренбургской области установлено, что на территории МО Кинзельский сельсовет находятся 6 гидротехнических сооружений, которые числятся, как бесхозяйные объекты. На кадастровый учет поставлен один объект ГТС, работы по техническому контролю, эксплуатационному обслуживанию за показателями состояния ГТС, текущему ремонту, разработке критериев безопасности ГТС не проводятся.
По данному факту в адрес главы администрации МО Кинзельский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области по результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений.
При этом, как установлено судом, по итогам рассмотрения представления, выявленные нарушения в части принятия мер к принятию в муниципальную собственность гидротехнического сооружения –плотины пруда № на <адрес> администрацией МО Кинзельский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области устранены не были.
Из письма Западно-уральского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что на территории Красногвардейского района Оренбургской области расположено гидротехническое сооружение пруда № на <адрес>, находящееся в Росреестре на учете более года в качестве бесхозяйного объекта, в работоспособном состоянии, требующего оформления в муниципальную собственность. Управление, как федеральные орган исполнительной власти, осуществляющий надзор в области безопасности ГТС, полномочий в решении вопроса установления собственника бесхозяйного имущества не имеет.
Из преамбулы главы 1 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» следует, что он регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатацию, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
В соответствии со ст. 3 этого же Закона безопасность гидротехнических сооружений - это свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечить защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
Собственниками гидротехнических сооружений могут являться Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.
Таким образом, вышеуказанные положения законодательства о гидротехнических сооружениях затрагивают вопросы защиты прав человека, общественной и экологической безопасности, защиты окружающей среды, касаются вопросов предупреждения и ликвидации последствий аварий на гидротехнических сооружениях.
Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Из смысла указанной нормы следует, что гидротехнические сооружения являются объектом недвижимого имущества, поскольку по своему назначению данные сооружения прочно связаны с землей и их перемещение без несоразмерного ущерба назначению невозможно.
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления принимают, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Аналогичное положение закреплено в ст.5 Устава муниципального образования Кинзельский сельсовет Красногвардейского района.
Судом установлено, что на территории муниципального образования Кинзельский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области имеется бесхозяйное гидротехническое сооружение – плотина пруда №, местоположение объекта: <адрес>, с кадастровым (условным) номером №. В отношении указанного сооружения внесена запись в ЕГРН о принятии его на учет в качестве бесхозяйного имущества за №.
В ходе судебного разбирательства также было установлено, что в реестре муниципального имущества указанный объект не значится, в настоящий момент не имеет собственника, на балансе какой-либо организации не состоит, в оперативном управлении юридических лиц не находится и никем не обслуживается.
Поскольку у спорного гидротехнического сооружения нет собственника, то суд приходит к выводу о том, что указанное сооружение является бесхозяйным имуществом, которое при наступлении определенных обстоятельств может представлять опасность для жизни и здоровья людей.
Имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения, а также имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения, может находиться в собственности муниципальных образований (подпункты 1 и 4 пункта 1 статьи 50 Закона N 131-ФЗ).
Указанные сферы деятельности могут быть непосредственно связаны с созданием и функционированием гидротехнических сооружений, например, сооружений, обеспечивающих защиту береговой полосы от воздействия волн, течения и льда, в целях сохранности местного пляжа или автомобильной дороги местного значения, расположенной вдоль водного объекта. Поэтому конкретный гидротехнический объект, исходя из характера решаемых задач и их принадлежности в соответствии с законодательством соответствующему муниципальному образованию (виду муниципальных образований), может относиться и к муниципальной собственности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11.04.2019 N 864-О).
Согласно ст.1 ФЗ №68-ФЗ от 21.12.1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения; предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Таким образом, контроль за ГТС и безопасная эксплуатация с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст. 3, 9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.
Как усматривается из материалов дела, названные меры, установленные федеральным законом, не могут быть реализованы по причине отсутствия собственника гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение.
В этой связи отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Установлено, что гидротехническое сооружение является потенциально опасным, поскольку находится всего в 450 м от села. В случае аварии пострадает инфраструктура данного поселения. При отсутствии собственника, который бы осуществлял контроль за указанным гидротехническим сооружением, в том числе и за его безопасной эксплуатацией, с течением времени указанное гидротехническое сооружение может быть разрушено, в связи с чем население, проживающее рядом, окажется в опасности, окружающей природной среде будет нанесен ущерб.
В судебном заседании из объяснений главы администрации МО Кинзельский сельсовет Красногвардейского района установлено, что им ведется наблюдение за состоянием ГТС, особенно, в весенний период.
В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
По смыслу указанной правовой нормы орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, и, следовательно, обязан это делать по отношению к спорному гидротехническому сооружению. Отсутствие права собственности на гидротехнические сооружения не освобождает органы местного самоуправления от участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Право собственности на бесхозяйную недвижимость может возникнуть на основании признания этого права в судебном порядке, причем данный юридический факт может повлечь возникновение только муниципальной собственности. В частную собственность бесхозяйное недвижимое имущество может перейти только на основании приобретательной давности (п. 3 ст. 225 ГК РФ), в связи с чем оформление прав собственности на спорное ГТС за ООО «А7 Агро» в настоящее время невозможно.
В связи с тем, что спорное гидротехническое сооружение расположено в границах МО Кинзельский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области, то бездействие администрации по вопросу принятия в муниципальную собственность гидротехнического сооружения, как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей.
Таким образом, в силу приведенных норм права лицом, ответственным за, предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения является соответствующий орган местного самоуправления, который должен обеспечить принятие в муниципальную собственность соответствующего гидротехнического сооружения.
Согласно ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Прокурор, обращаясь в суд с настоящим административным иском, указывает на то, что непринятие мер по принятию в муниципальную собственность соответствующего гидротехнического сооружения нарушает права граждан на безопасную окружающую среду, что противоречит интересам государства и общества, т.к. создают реальную угрозу для здоровья и безопасности неопределенного круга лиц.
Учитывая, что орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйное недвижимое имущество, является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, администрация Кинзельского сельсовета обязана совершить действия по оформлению права собственности на спорный объект недвижимого имущества - гидротехническое сооружение (плотину).
Доказательств принятия администрацией МО Кинзельский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области мер, направленных на принятие в муниципальную собственность гидротехнического сооружения пруда <данные изъяты> в деле не имеется.
Требования прокурора Красногвардейского района Оренбургской области не ущемляют самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а лишь направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности.
При таких обстоятельствах требования прокурора Красногвардейского района Оренбургской области подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно п.1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Из содержания приведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса сторон.
По мнению суда, разумным, обоснованным и достаточным для исполнения действий по принятию мер, направленных на принятие в муниципальную собственность гидротехнического сооружения пруда <данные изъяты>, является срок - до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного выше и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Кинзельский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области,выразившееся в непринятии мер по принятию в муниципальную собственность бесхозяйного гидротехнического сооружения- плотины пруда <данные изъяты>
Обязать администрацию муниципального образования Кинзельский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области принять меры по принятию в муниципальную собственность недвижимого имущества: гидротехнического сооружения - плотины пруда <данные изъяты>, принятой на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества N записи № от ДД.ММ.ГГГГ, в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Красногвардейский районный суд Оренбургской области.
Судья Д.Р.Стройкина
Решение в окончательной форме принято 22 декабря 2021 года.
Судья Д.Р.Стройкина