Дело № 3а-64/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 октября 2020 года г.Смоленск

Смоленский областной суд в составе:

председательствующего судьи Туникене М.В.,

при секретаре Казанковой К.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Комлева Андрея Александровича об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,

у с т а н о в и л :

Комлев А.А. обратился в Смоленский областной суд с административным иском к Администрации Смоленской области, Управлению Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области об установлении кадастровой стоимости недвижимого имущества: магазина с объектом общественного назначения, с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: ... в размере его рыночной стоимости, равной <данные изъяты> рублей и остановочного комплекса с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенных по адресу: ... в размере рыночной стоимости, равной <данные изъяты> рублей по состоянию на 1 января 2018г.

Полагает, что кадастровая стоимость объектов недвижимости по данным Единого государственного реестра недвижимости в размере <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей завышена и влечет необоснованное увеличение его налоговых обязательств, так как является налоговой базой для исчисления налога на имущество.

Судом в качестве административного соответчика привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.

В судебном заседании представитель административного истца Тихонов А.В. требования административного иска уточнил, просил установить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости в размере, определенном заключением судебной оценочной экспертизы, проведенной ООО «Центр оценок и экспертиз».

Представитель административных ответчиков Администрации Смоленской области и Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области Зюмочкин С.М. не возражал против удовлетворения административного иска.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Смоленской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, Смоленский областной суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.

Согласно частям 6 и 7 статьи 24 Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» положения настоящего Федерального закона применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой было начато после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Частью 1 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона № 237-ФЗ и п. 8 федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 г. № 508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.

В силу статьи 248 КАС РФ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности»).

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона №237-ФЗ итоговым документом, составленным по результатам определения кадастровой стоимости, является отчет. Требования к отчету устанавливаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона № 237-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31.07.2020г. №269-ФЗ) внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Как следует из материалов дела, на основании решения Сафоновского районного суда Смоленской области от 17 августа 2017 года, вступившего в законную силу, Комлев А.А. является собственником здания магазина с объектом общественного назначения, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ... (л.д. 9,10 т.1), а также на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 18 июля 2014г. собственником остановочного комплекса, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ... (л.д.7,13)

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 17 декабря 2019 г., кадастровая стоимость здания с кадастровым номером № составляет <данные изъяты> руб. Датой, по состоянию на которую определена данная кадастровая стоимость, является 01 января 2018 г. (л.д.217 т.1);

кадастровая стоимость здания с кадастровым номером № составляет <данные изъяты> руб. Датой, по состоянию на которую определена данная кадастровая стоимость, является 01 января 2018 г. (л.д.218 т.1).

В соответствии с приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 14 ноября 2017 г. № 881 в 2018 году на территории Смоленской области проведены работы по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости (за исключением земельных участков).

Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровым номером №, №

сформированы в отчет от 05 октября 2018 г. № 01/2018 и утверждены приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 2 ноября 2018 г. № 744 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (кроме земельных участков), расположенных на территории Смоленской области), вступившим в силу с 1 января 2019 г. Поскольку государственная кадастровая оценка, результаты которой оспариваются, проводилась после дня вступления в силу Федерального закона № 237-ФЗ, к спорным правоотношениям применяются положения настоящего Федерального закона.

В подтверждение доводов о том, что кадастровая стоимость объектов недвижимости значительно превышает их рыночную стоимость, административным истцом представлены отчеты: 1) об оценке №200220/52-01, выполненный индивидуальным предпринимателем ФИО9., в соответствии с которым рыночная стоимость недвижимого имущества: магазина с объектом общественного назначения, с кадастровым номером №, по состоянию на 1 января 2018г. равна <данные изъяты> рубля (л.д.115-205 т.1);

2) отчет об оценке №200220/54-01, выполненный индивидуальным предпринимателем Пшеничниковой Ю.А., в соответствии с которым рыночная стоимость недвижимого имущества: остановочный комплекс с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2018г. равна <данные изъяты> рубля (л.д.17-114 т.1).

В ходе рассмотрения настоящего дела, учитывая существенное отличие рыночной стоимости объектов недвижимости указанной в отчетах об оценке от их кадастровой стоимости, судом назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО «Центр оценок и экспертиз» Лахуриной Е.Г.

Согласно заключению судебной экспертизы, проведенной экспертом ООО «Центр оценок и экспертиз» Лахуриной Е.Г. от 8 октября 2020г. рыночная стоимость объекта недвижимости- магазина с объектом общественного назначения, с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2018г. безотносительно налога на добавленную стоимость составляет <данные изъяты> руб.;

рыночная стоимость объекта недвижимости- остановочного комплекса с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2018г. безотносительно налога на добавленную стоимость составляет <данные изъяты> руб. (л.д.26-149 т.2).

Административные ответчики согласились с выводами проведенной по делу судебной экспертизы.

В силу статьи 59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.

Оценивая заключение судебной экспертизы, суд принимает во внимание, что экспертиза проведена лицом, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, эксперт обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности, имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности «Оценка недвижимости», является членом Ассоциации «Русское общество оценщиков», что подтверждено соответствующими документами.

Заключение эксперта Лахуриной Е.Г. мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий.

Указанный отчет содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванного объекта недвижимости. Указанные в отчете цели и задачи не допускают их неоднозначного толкования – определение рыночной стоимости объектов оценки.

В названном отчете об оценке проведен анализ рынка и других внешних факторов, не относящихся непосредственно к объектам оценки, но влияющих на их стоимость, дано описание объектов оценки, изложены допущения и ограничительные условия, приведены применяемые стандарты, проведен анализ наиболее эффективного использования.

При определении рыночной стоимости объекта недвижимости оценщик применил доходный и сравнительный подходы. В ходе применения сравнительного подхода был проведен анализ рынка предложений по продаже объектов недвижимости, для расчета оценщиком были отобраны только те объекты, которые в наибольшей степени приближены по элементам сравнения к оцениваемому имуществу. Информация об объектах-аналогах проанализирована оценщиком и приведена в таблице.

В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить используемые оценщиком сведения.

Кроме того, в отчете приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.

Руководствуясь статьей 82 КАС РФ и положениями Федерального закона № 237-ФЗ, суд признает названное выше заключение эксперта надлежащим доказательством, подтверждающим с достоверностью размер рыночной стоимости названного выше объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2018 г. Доказательств иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости административные ответчики не представили.

Суд не находит оснований для определения рыночной стоимости объектов в размере, определенном в отчетах №, №, выполненных индивидуальным предпринимателем ФИО10., поскольку представитель административного истца указанные требования в судебном заседании не поддержал.

С учетом изложенного, суд полагает возможным установить кадастровую стоимость объектов недвижимости, принадлежащих административному истцу, в размере, определенном в заключении судебной экспертизы от 8 октября 2020г.

В силу статьи 18 Федерального закона № 237-ФЗ суд считает необходимым указать дату подачи Комлевым А.А. заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

Административный истец обратился с административным иском в суд 18 мая 2020 года, соответственно, данная дата подлежит указанию в резолютивной части решения с целью определения даты, с которой подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость объекта недвижимости.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 237-ФЗ настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.

При подаче административного иска Комлевым А.А. была уплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей согласно чек ордеру от 14 мая 2020г. ( л.д.2 т.1).

Данные судебные расходы подлежат возмещению.

В силу ст. 339.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, определяется в зависимости от цены иска. При подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается физическими лицами в размере 300 руб.

В соответствии со ст. 333.20 НК РФ по искам, состоящим из нескольких самостоятельных требований, государственная пошлина рассчитывается исходя из каждого требования в отдельности.

В соответствии с пунктом 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

Поскольку результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости были утверждены приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 2 ноября 2018г. №744, то вышеуказанные судебные расходы подлежат взысканию с Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, Смоленский областной суд, решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ –░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ... ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2018░. ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> (<░░░░░░ ░░░░░░>

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ –░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ... ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2018░. ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 18 ░░░ 2020 ░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 600 (░░░░░░░░) ░░░. ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 21 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.

░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-64/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Комлев Андрей Александрович
Ответчики
Администрация Смоленской области
Управление Росреестра
Суд
Смоленский областной суд
Судья
Туникене Марина Валерьевна
Дело на сайте суда
oblsud.sml.sudrf.ru
18.05.2020Регистрация административного искового заявления
19.05.2020Передача материалов судье
19.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.06.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
03.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.06.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.06.2020Предварительное судебное заседание
12.08.2020Предварительное судебное заседание
12.10.2020Производство по делу возобновлено
16.10.2020Предварительное судебное заседание
16.10.2020Судебное заседание
16.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее