Решение по делу № 33-2420/2023 от 05.06.2023

Дело №33-2420/2023 а.ж.

Судья Абрамова С.А. (№2-570/2023)

УИД 68RS0002-01-2023-000037-40

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 июля 2023 года г. Тамбов

Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего Ковешниковой Е.А.,

судей Дрокиной С.Г., Юдиной И.С.

при ведении протокола помощником судьи Харченко Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартынова Сергея Георгиевича к администрации г. Тамбова Тамбовской области о признании незаконным постановления администрации г.Тамбова Тамбовской области об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, признании нуждающимся в жилом помещении и возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма, с учетом права на дополнительную жилую площадь

по апелляционной жалобе Мартынова Сергея Георгиевича на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 29 марта 2023 г.

Заслушав доклад судьи Ковешниковой Е.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Мартынов С.Г. - инвалид-колясочник I группы, страдающий заболеванием по МКБ-10 – Т91.3, которое предусмотрено Перечнем заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный приказом Минздрава России от 30.11.2012 N 991н., нуждающийся в постоянном бытовом уходе, подлежащий обеспечению техническими средствами реабилитации – креслом-каталкой с ручным приводом, с составом семьи три человека (он, супруга Мартынова Л.М., сын Мартынов С.С.) проживает в квартире общей площадью 50 кв.м., расположенной на 3 этаже, по адресу: ***, Тамбов-4, ***, принадлежащей на праве общей долевой собственности по ? доле ему и его супруге Мартыновой Л.М. (л.д.18-19).

Заключением №7 от 18.03.2021г. (л.д.36-37) комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, установлено, что отсутствует возможность приспособления жилого помещения инвалида Мартынова С.Г. и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, расположенного по адресу: ***-4, ***, в соответствии с пунктом 54 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, согласно которому отдельные занимаемые инвалидами жилые помещения (комната, квартира) могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей на основании заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учётом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

Постановлением администрации г.Тамбова №2698 от 09.06.2021г. (л.д.42) данная квартира признана непригодной для проживания в ней граждан с ограниченными возможностями.

Постановлением администрации г.Тамбова №4580 от 08.07.2022г. (л.д.39) Мартынову С.Г. с составом семьи 3 человека (он, супруга, сын) отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма и признании малоимущими на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ (представлены документы, которые не подтверждают право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях), поскольку семья Мартынова С.Г. не является малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных условий; стоимость подлежащего налогообложению имущества истца и членов его семьи превышает 10-кратный размер показателя средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по Тамбовской области, определяемого уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, на первый квартал текущего года. Тем же постановлением Мартынову С.Г. с составом семьи 1 человек отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договору социального найма и признании малоимущим по аналогичным основаниям.

Мартынов С.Г. обратился в суд с иском к администрации г.Тамбова, в котором просил:

- признать незаконным постановление администрации г.Тамбова №4580 от 08.07.2022г. «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении»,

- признать за ним право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма вне очереди, с учетом дополнительной жилой площади,

- обязать ответчика предоставить ему вне очереди жилое помещение по договору социального найма, приспособленное для проживания инвалида-колясочника, с учетом дополнительной площади, общей площадью не менее 64 кв.м., состоящее из двух комнат.

Исковые требования обоснованы тем, что в результате длительного незаконного бездействия администрации г.Тамбова (более 4 лет) нарушено его право на получение жилья, право на беспрепятственный доступ к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур. Поскольку является инвалидом, жилое помещение которого признано в установленном законом порядке непригодным для проживания и не подлежащим реконструкции, считает, что относится к категории граждан, указанных в ч.3 ст.49 ЖК РФ. Постановление №4580 от 08.07.2022г. об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении считает незаконным, поскольку его доход и стоимость подлежащего налогообложению имущества не подлежат исчислению в силу ч.6 ст.3 Закона Тамбовской области от 28 декабря 2015 г. N 613-З "О реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории Тамбовской области", п.3.21 Административного регламента предоставления на территории городского округа - город Тамбов муниципальной услуги "Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утв. постановлением администрации города Тамбова от 27 января 2022 г. N 445. Полагает, что у него и проживающих с ним членов его семьи возникло право на предоставление жилого помещения вне очереди, ссылаясь на п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ, ч.ч.4,6 ст.14 Закона Тамбовской области от 28 декабря 2015 г. N 613-З "О реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории Тамбовской области», имеет право на предоставление жилья с учетом дополнительной площади, поскольку страдает тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренного Перечнем заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 30 ноября 2012 г. N 991н, что подтверждается заключением ТОГБУЗ «ГКБ №4 г.Тамбова» (код заболевания по МКБ-10: Т91.3). По его мнению, при предоставлении жилого помещения должны быть учтены также его члены семьи (супруга и сын), с учетом ч.ч.1, 3 ст.1 Семейного Кодекса РФ, исходя из которых, регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципом, в том числе, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи, т.к. ими осуществляется за ним круглосуточный уход, в силу имеющихся у него заболеваний он не может проживать самостоятельно.

Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 29 марта 2023 г. постановлено:

Признать Мартынова С. Г. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Возложить на администрацию г. Тамбова Тамбовской области обязанность предоставить Мартынову С. Г. по договору социального найма жилое помещение, пригодное для проживания инвалида.

В удовлетворении оставшихся исковых требований о признании незаконным постановления администрации г.Тамбова №4580 от 08.07.2022г., о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения с учетом дополнительной площади – отказать.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить. Просил изменить решение суда изложив резолютивную часть в следующем виде: «Исковые требования Мартынова Сергея Георгиевича к администрации г. Тамбова Тамбовской области удовлетворить частично.

Признать постановление администрации г. Тамбова «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении» №4580 от 08.07.2022 г. незаконным.

Признать Мартынова Сергея Георгиевича нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Возложить на администрацию г. Тамбова Тамбовской области обязанность предоставить Мартынову Сергею Георгиевичу жилое помещение по договору социального найма, пригодное для проживания инвалида, использующего кресло- коляску, с учетом дополнительной площади общей площадью не менее 64 кв.м., состоящее из двух жилых комнат.

В удовлетворении требования о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма — отказать».

В жалобе указано, что вывод суда о признании истца нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и о возложении на ответчика обязанности предоставить ему жилое помещение по договору социального найма свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления администрации г.Тамбова «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении» №4580 от 08.07.2022 года, которым ему отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, однако в удовлетворении такого требования ему было отказано.

В жалобе также обращено внимание, со ссылкой на ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов», наличие заболевания, включенного в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь, в соответствии с которыми он имеет право на дополнительные 16 кв.м., а также дополнительные 32 кв.м. для супруги и сына, которые осуществляют за ним постоянный бытовой уход, в котором он нуждается в силу программы его реабилитации. Предоставление ему отдельного жилого помещения без дополнительной площади для лиц, которые осуществляют за ним постоянный бытовой уход не отвечает его интересам.

Проверив и оценив фактические обстоятельства дела, их правовую квалификацию, в пределах доводов жалобы, выслушав стороны, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со ч.2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учётом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи.

Таким образом, по общему правилу для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

При этом ведение в установленном порядке учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрены статьей 51 ЖК РФ. В силу п.2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что с заявлением о принятии на учёт должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При этом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, в частности, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Порядок признания граждан малоимущими на территории Тамбовской области установлен Законом Тамбовской области от 28 декабря 2015 г. N 613-З "О реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории Тамбовской области" (далее – Закон от 28 декабря 2015 г. N 613-З), в соответствии с ч.1 ст.9 которого, в целях настоящего Закона граждане признаются малоимущими, если среднемесячный доход, приходящийся на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в Тамбовской области, установленную постановлением администрации Тамбовской области, а стоимость подлежащего налогообложению имущества, приходящегося на каждого члена семьи не превышает десятикратный размер показателя средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Тамбовской области, определяемого уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, на первый квартал текущего года.

Порядок установления максимального размера стоимости подлежащего налогообложению имущества граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования установлен статьей 11 Закона от 28 декабря 2015 г. N 613-З.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Мартынова С.Г. к администрации г.Тамбова о признании незаконным постановления №4580 от 08.07.2022г. «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении», суд первой инстанции исходил из того, что администрацией г.Тамбова семья истца обоснованно не признана малоимущей и Мартынову С.Г. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договору социального найма, поскольку стоимость подлежащего налогообложению имущества истца и членов его семьи (1363050 руб. с учетом состава семьи 3 человека, 454350 руб. с учетом состава семьи 1 человек) превышает 10-кратный размер показателя средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по Тамбовской области, определяемого уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, на первый квартал текущего года (3172750,25 руб. и 927150 руб. соответственно); семья истца обеспечена жилым помещением более учетной нормы (по 16,7 кв.м. при учетной норме 14 кв.м.), в связи с чем отсутствуют предусмотренные законом основания для внеочередного предоставления истцу жилого помещения, в том числе, с учетом права на дополнительную жилую площадь, - по следующим основаниям. Принимая во внимание материальное положение Мартынова С.Г, оснований для отнесения его к категории малоимущих граждан судом первой инстанции не установлено, так как стоимость подлежащего налогообложению имущества истца и членов его семьи превышает 10-кратный размер показателя средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по Тамбовской области; семья истца обеспечена жилым помещением более учетной нормы.

При таком положении суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что администрацией г.Тамбова обоснованно вынесено оспариваемое постановление №4580 от 08.07.2022г. «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении», поэтому оснований для признания его незаконным не имеется.

Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт.( ч.1 ст.57 ЖК РФ)

Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

В соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Данные нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).

При таком положении суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что право Мартынова С.Г. быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для обеспечения жилым помещением вне очереди (и с учетом дополнительной площади) подлежат реализации лишь в случае признания его малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, а поскольку администрацией г.Тамбова обоснованно отказано в признании истца малоимущим, нормы о внеочередном предоставлении жилого помещения (а также о предоставлении жилого помещения с учетом дополнительной площади) не подлежат применению. Поэтому суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, а также с учетом дополнительной площади.

Исковые требования Мартынова С.Г. о признании его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, возложении на администрацию г. Тамбова обязанности предоставить ему по договору социального найма жилое помещение, пригодное для проживания инвалида, удовлетворены судом первой инстанции. Администрацией г.Тамбова решение суда не обжалуется.

Суд первой инстанции руководствовался положениями ч.3 ст.49 ЖК РФ, в соответствии с которой жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч.4 ст.49 ЖК РФ).

Ответчиком администрацией г.Тамбова в ходе судебного разбирательства в суде первой и в апелляционной инстанциях не оспаривалось, что истец относится к категории граждан, указанных в части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст.17 федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

Специально оборудованные жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда, занимаемые инвалидами по договору социального найма, при их освобождении заселяются в первую очередь нуждающимися в улучшении жилищных условий другими инвалидами.

В соответствии с частью 1 статьи 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании части 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

На основании части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Требования, которым должно соответствовать жилое помещение, указаны в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47.

Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", в силу п.47 которого принятие решений о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания МКД аварийным и подлежащим реконструкции или сносу; об отсутствии оснований для признания МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии.

Отдельные занимаемые инвалидами жилые помещения (комната, квартира) могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей на основании заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, вынесенного в соответствии с пунктом 20 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов". (п. 54 Положения)

В силу п. 2 Положения его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

В соответствии с п.4.14 Положения о порядке создания и работы региональной межведомственной и муниципальных комиссий по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов на территории Тамбовской области, утв. приказом управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области от 11 января 2017 г. N 5, заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида является основанием для признания жилого помещения инвалида в установленном законодательством Российской Федерации порядке непригодным для проживания инвалида.

Заключением №7 от 18.03.2021г. (л.д.36-37) комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, установлено, что отсутствует возможность приспособления жилого помещения инвалида Мартынова С.Г. и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, расположенного по адресу: ***-4, ***, в соответствии с пунктом 54 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, согласно которому отдельные занимаемые инвалидами жилые помещения (комната, квартира) могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей на основании заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учётом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

Постановлением администрации г.Тамбова №2698 от 09.06.2021г. (л.д.42) данная квартира признана непригодной для проживания в ней граждан с ограниченными возможностями.

Удовлетворяя исковые требования о признании Мартынова С.Г. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и возложении на администрацию г. Тамбова Тамбовской области обязанности предоставить ему по договору социального найма жилое помещение, пригодное для проживания инвалида, суд первой инстанции исходил из того, что заключением межведомственной комиссии №7 от 18.03.2021г. (л.д.36-37) жилое помещение, в котором проживает Мартынов С.Г., признано непригодным для его проживания как инвалида первой группы, нуждающегося в технических средствах реабилитации.

Положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст.ст. 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (ст.ст. 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, которым является именно администрация г.Тамбова.

В силу ч.6 ст.3 Закона Тамбовской области от 28 декабря 2015 г. N 613-З "О реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории Тамбовской области", при обращении граждан, указанных в части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления не определяют доход таких граждан и постоянно проживающих с ними членов их семей и стоимость подлежащего налогообложению их имущества.

Аналогичные положения предусмотрены пунктом 3.21 Административного регламента предоставления на территории городского округа - город Тамбов муниципальной услуги "Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утв. постановлением администрации города Тамбова от 27 января 2022 г. N 445.

В силу ч.5 ст.57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Решением Тамбовской городской Думы от 30 марта 2005 г. N 675 установлена норма предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда в размере 16,0 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела, основаны на приведенных выше нормах материального права и не опровергаются доводами апелляционной жалобы.

Доводы жалобы о необходимости удовлетворения требований истца о предоставлении жилого помещения с учетом членов его семьи, которые осуществляют за ним уход, не могут повлиять на законность принятого судом решения об отказе в этой части иска. Жилое помещение являющееся собственностью истца и его жены в равных долях не признано в установленном порядке аварийным, пригодно для проживания членов семьи инвалида Мартыновой Л.М. и Мартынова С.С., которые инвалидами не являются, истец недееспособным в установленном порядке не признан. Отказ в удовлетворении иска в части предоставления жилого помещения на всех членов семьи истца не препятствует им осуществлять уход за истцом, нуждающимся в постоянном постороннем уходе.

Судом первой инстанции установлено, что истец не является малоимущим, поэтому оснований для применения норм о внеочередном предоставлении жилья, и о праве на дополнительную жилую площадь, не имеется по изложенным выше основаниям.

В решении суда первой инстанции площадь предоставляемого истцу помещения, пригодного для проживания инвалида, указана не менее 16 кв.м., что соответствует норме предоставления.

Доводы апелляционной жалобы аналогичны основаниям иска, рассмотренного судом.

Руководствуясь ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила:

Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 29 марта 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий-

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07.08.2023г.

33-2420/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Ленинского района г. Тамбова
Мартынов Сергей Георгиевич
Ответчики
администрация г. Тамбова
Другие
Мартынов Сергей Сергеевич
Уполномоченный по правам человека в Тамбовской области и его аппарат
Министерство социальной защиты и семейной политики Тамбовской области
Воробьев Дмитрий Николаевич
Мартынова Любовь Михайловна
Суд
Тамбовский областной суд
Судья
Ковешникова Елена Анатольевна
Дело на сайте суда
oblsud.tmb.sudrf.ru
06.06.2023Передача дела судье
28.06.2023Судебное заседание
05.07.2023Судебное заседание
10.07.2023Судебное заседание
19.07.2023Судебное заседание
26.07.2023Судебное заседание
16.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2023Передано в экспедицию
26.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее