66RS0013-01-2022-000624-58
Дело №2-503/2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
26 октября 2022 года г. Каменск-Уральский
Каменский районный суд Свердловской области
в составе председательствующего судьи Подгорбунских Ю.Б.,
при секретаре судебного заседания Мурзиной П.О., с участием
представителя истца – старшего помощника прокурора Каменского района Свердловской области Ершовой И.П.,
представителя ответчика Зыряновой В.Э., действующей на основании доверенности №*** от 08.08.2022г.,
представителя третьего лица Администрации МО «Каменский городской округ» - Мальцевой О.В., действующей на основании доверенности№***-А от <*** г.>,
представителя третьего лица Каменск-Уральского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области - Кузнецова И.П., действующего на основании доверенности №*** от <*** г.>,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Каменского района Свердловской области к муниципальному унитарному предприятию «Тепловодоснабжение Каменского городского округа» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Каменского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц в соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Тепловодоснабжение Каменского городского округа» (далее по тексту Ответчик, МУП «Тепловодоснабжение КГО») о возложении обязанности в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований федерального законодательства, указанные в представлении прокурора района от <*** г.> №***, – разработать инвестиционную программу, включающую план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на территории Каменского городского округа, согласовать ее в установленном законом порядке.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Администрация МО «Каменский городской округ» и Каменск-Уральский отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Каменского района Ершова И.П. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. При этом, пояснила, что не возражает против увеличения срока выполнения решения суда, поскольку в течение 2022 года в организации четыре раза сменился руководитель и в настоящее время расчетный счет МУП «Тепловодоснабжение КГО» арестован с наличием задолженности по исполнительному производству.
Представитель ответчика Зырянова В.Э. исковые требования признала, пояснив, что в настоящее время ими предпринимаются действия для устранения нарушений действующего законодательства. В целях разработки инвестиционной программы были направлены запросы в ГБУ СО «Институт развития жилищно-коммунального хозяйства и энергосбережения им. Н.И. Данилова» и ООО «НПО «АКВА-СИСТЕМЫ» на коммерческое предложение на выполнение работ по разработке инвестиционной программы в области водоснабжения.
Представители третьих лиц Мальцева О.В. и Кузнецов И.П. в ходе судебного заседания исковые требования поддержали в полном объеме.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 7 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующей территории, согласно п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», относится утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ.
В силу ч. 7 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.
Статьей 19 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, при этом питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 641 утверждены Правила разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее – Правила № 641 от 29.07.2013 г.). Настоящие Правила определяют порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем (за исключением организаций, осуществляющих горячее водоснабжение с использованием открытых систем горячего водоснабжения), в том числе планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планов мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, требования к составу инвестиционных программ, порядок рассмотрения разногласий при утверждении инвестиционных программ и порядок осуществления контроля за их выполнением (п.1 Правил от 29.07.2013 г. № 641).
В силу п. 2 Правил от 29.07.2013 г. № 641 проект инвестиционной программы разрабатывается регулируемой организацией, инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления поселения (городского округа), в случае если законом субъекта Российской Федерации ему переданы полномочия по утверждению инвестиционной программы, по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в случае утверждения инвестиционных программ органами местного самоуправления или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в полномочия которых не входит установление регулируемых цен (тарифов).
Пунктом 6 Правил от 29.07.2013 г. № 641 установлено, что проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации (далее - техническое задание). Техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления поселения (городского округа). Техническое задание на разработку инвестиционной программы регулируемой организации, получившей права владения и пользования централизованными системами водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем на основании концессионного соглашения, предусматривающего обязательства указанной организации по созданию и (или) реконструкции централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем с приобретением на срок, установленный концессионным соглашением, права владения и пользования такими системами, объектами, должно соответствовать условиям концессионного соглашения.
Согласно п. 13 Правил от 29.07.2013 г. № 641 орган местного самоуправления поселения (городского округа) и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обязаны рассмотреть проект инвестиционной программы и уведомить о согласовании или об отказе в согласовании регулируемую организацию в течение 30 дней со дня представления проекта инвестиционной программы на согласование. Орган местного самоуправления поселения (городского округа) рассматривает проект инвестиционной программы на предмет ее соответствия техническому заданию в части мероприятий, реализуемых на территории этого муниципального образования, а также в части мероприятий, реализуемых на территории других муниципальных образований, затрагивающих обеспечение водоснабжением и (или) водоотведением абонентов на территории этого муниципального образования. Орган местного самоуправления рассматривает проект инвестиционной программы, разработанный в соответствии с концессионным соглашением, на предмет его соответствия предусмотренным концессионным соглашением мероприятиям, соответствия показателей надежности, качества и энергоэффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения плановым значениям таких показателей, установленным концессионным соглашением, соответствия условий финансирования инвестиционной программы долгосрочным параметрам регулирования деятельности концессионера, установленным концессионным соглашением.
Судом установлено, что прокуратурой Каменского района осуществляются надзорные мероприятия по обеспечению исполнения на территории МО «Каменский городской округ» законодательства в жилищно-коммунальной сфере, регулирующего вопросы предоставления коммунальных услуг потребителям Каменского городского округа.
Постановлением Главы Каменского городского округа от <*** г.> №*** в период с <*** г.> МУП «Тепловодоснабжение КГО» наделено статусом гарантирующей организации для централизованных систем холодного водоснабжения и централизованных систем водоотведения на территории Каменского городского округа.
<*** г.> Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Каменского городского округа в целях обеспечения потребителей муниципального образования коммунальными услугами холодного водоснабжения и водоотведения с МУП «Тепловодоснабжение КГО» заключен договор о закреплении с <*** г.> соответствующих объектов коммунальной инфраструктуры, являющихся муниципальной собственностью, на праве хозяйственного ведения.
<*** г.> Каменск-Уральским Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора в Администрацию Каменского городского округа направлено уведомление №***, содержащее информацию о качестве питьевой воды за 2021 по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора. <*** г.> аналогичного содержания уведомление о несоответствии качества холодной воды обязательным требованиям направлено МУП «Тепловодоснабжение КГО».
<*** г.> Каменск-Уральским Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора в Администрацию Каменского городского округа направлено предложение по развитию территории, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды с требованием о внесении изменений в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды и горячей воды в соответствие с установленными требованиями на территории МО «Каменский городской округ».
Постановлением Главы Каменского городского округа от <*** г.> №*** утверждено Техническое задание на разработку инвестиционной программы организацией, осуществляющей холодное водоснабжение в границах МО «Каменский городской округ», по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на 2022-2024 годы.
<*** г.> Администрацией Каменского городского округа директору МУП «Тепловодоснабжение КГО» направлено письмо с приложением технического задания для разработки в кратчайшие сроки инвестиционной программы по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.
<*** г.> прокурором района, в порядке ст. 24 Закона РФ «О прокуратуре РФ», по факту не соблюдения требований федерального законодательства директору МУП «Тепловодоснабжение КГО» внесено представление №*** об устранении выявленных нарушений закона с требованием в кратчайшие сроки разработать инвестиционную программу, включающую план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на территории Каменского городского округа, согласовать ее в установленном законом порядке.
Представление прокурора района от <*** г.> №*** рассмотрено, признано обоснованным. В тоже время, нарушения федерального законодательства, указанные в представлении прокурора района от <*** г.> №***, не устранены.
До настоящего времени МУП «Тепловодоснабжение КГО» инвестиционная программа, включающая в себя план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на территории Каменского городского округа, не разработана, для согласования в Администрацию Каменского городского округа не представлена.
На основании статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
Для выполнения указанных задач ответчику необходимо будет совершить совокупность действий по формированию бюджета, по размещению заказов на поставки работ и услуг, заключению муниципальных контрактов в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в связи с чем, суд считает, возможным установить срок для исполнения возложенной обязанности на МУП «Тепловодоснабжение КГО» в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Каменского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Тепловодоснабжение Каменского городского округа» о возложении обязанности - удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Тепловодоснабжение Каменского городского округа» в течение двенадцати месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу разработать инвестиционную программу, включающую план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на территории Каменского городского округа, согласовать ее в установленном законом порядке.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Каменский районный суд.
Председательствующий: Ю.Б. Подгорбунских