Решение по делу № 2-3017/2024 от 13.06.2024

Дело

(УИД 26RS0-38)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                          <адрес>

Пятигорский городской суд <адрес>

в составе судьи Бондаренко М.Г.,

при секретаре ФИО14,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления СК по охране ОКН к ФИО1, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрации <адрес>, Министерство культуры <адрес>, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10,

о возложении обязанности привести объект культурного наследия в первоначальное состояние,

УСТАНОВИЛ:

Управление СК по охране ОКН обратилось в суд с иском к ФИО1 об обязании не позднее восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести объект культурного наследия регионального значения «Усадьба Реброва, где бывал ФИО15», 1820 года, <адрес>, регистрационный , в первоначальное состояние путем демонтажа капитальной пристройки к объекту культурного наследия регионального значения «Усадьба Реброва, где бывал ФИО15», 1820 года, <адрес>, и металлических конструкций навеса в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В обоснование требований истец ссылается на то, что ответчик является собственником <адрес> кадастровым номером 26:33:220211:132, площадью 42,4 кв. м, в составе объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Реброва, где бывал ФИО15», 1820 года, <адрес>, регистрационный .

По мнению истца, выполненные ответчком работы по возведению капитальной пристройки к указанному объекту капитального строительства нарушают требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а равно условия охранного обязательства, утвержденного приказом управления от ДД.ММ.ГГГГ , действие которого распространяется на всех собственников объекта культуроного наследия, включая ответчика.

Так истец отмечает, что ни в срок, установленный охранным обязательством (до ДД.ММ.ГГГГ), ни в срок, установленный последующим требованием от ДД.ММ.ГГГГ (до ДД.ММ.ГГГГ) ответчиком в целях сохранения объекта культурного наследия не выполнены работы по его приведению в первоначальное состояние путем демонтажа капитальной пристройки к объекту и металлических конструкций навеса с представлением соответствующих доказательств, в связи с чем постановлением Пятигорского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ответчик привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Истец Управление СК по охране ОКН, ответчик ФИО16, третьи лица Администрация <адрес>, Министерство культуры <адрес>, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, извещенные о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

Дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц по правилам ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно пп. 9 п. 2 той же статьи государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, осуществление в случаях и порядке, установленных Законом № 73-ФЗ, мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия.

Под сохранением объекта культурного наследия в соответствии с п. 1 ст. 40 Закона № 73-ФЗ понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования.

Как предусмотрено п. 1 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ охрана объектов культурного наследия обеспечивается в том числе заключением охранного обязательства объекта культурного наследия, предусматривающего определенные требования, направленные на сохранение, содержание и использование объекта в случае угрозы ухудшения его состояния. Приведенная статья устанавливает не только требования к форме охранного обязательства, порядок его утверждения, мероприятия, подлежащие включению в охранное обязательство, но и предусматривает круг лиц, на который оформлением охранного обязательства должны быть возложены соответствующие обязанности. При этом обязанным лицом по исполнению предусмотренных в охранном обязательстве мероприятий является лицо, обладающее определенными полномочиями в отношении такого объекта.

В силу п. 11 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ, если иное не установлено данным пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора. При этом п. 13 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ предусмотрено, что в случае, если к моменту перехода права владения в отношении объекта культурного наследия оформлено охранное обязательство, обязанность нового владельца по выполнению такого охранного обязательства возникает с момента перехода к нему права владения объектом.

В то же время, из п. 1 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ следует, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п. 11 ст. 47.6 названного Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен (пп. 3); обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия (пп. 4).

Таким образом, обязанность по обеспечению сохранности и неизменности облика выявленного объекта культурного наследия вне зависимости от наличия либо отсутствия охранного обязательства и определения предмета охраны объекта культурного наследия в охранном обязательстве на собственника возложена законом.

Судом установлено, что ответчик ФИО1 является собственником <адрес> кадастровым номером 26:33:220211:132, площадью 42,4 кв. м, в составе объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Реброва, где бывал ФИО15», 1820 года, <адрес>, регистрационный .

Материалами дела, в том числе вступившим в законную силу постановлением Пятигорского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении ФИО1, подтверждается, что ответчиком выполнены работы по возведению капитальной пристройки к указанному объекту капитального строительства в нарушение как требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», так и условий охранного обязательства, утвержденного приказом управления от ДД.ММ.ГГГГ , действие которого распространяется на всех собственников объекта культуроного наследия, включая ответчика.

При этом, поскольку иное в ходе судебного разбирательства не доказано, ни в срок, установленный охранным обязательством (до ДД.ММ.ГГГГ), ни в срок, установленный последующим требованием от ДД.ММ.ГГГГ (до ДД.ММ.ГГГГ) ответчиком в целях сохранения объекта культурного наследия не выполнены работы по его приведению в первоначальное состояние путем демонтажа капитальной пристройки к объекту и металлических конструкций навеса с представлением соответствующих доказательств, в связи с чем отмеченным ранее постановлением Пятигорского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ответчик привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Из содержания ст. 56 ГПК РФ, которое следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, по общему правилу каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

По смыслу указанной нормы обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Ответчик ФИО17 фактические доводы истца в обоснование иска не оспорил, документально не опровергнул, доказательств соблюдения действующих ограничений и запретов при возведении спорных пристройки и навеса не представил.

В данной связи суд, применяя к спорным правоотношениям положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», учитывает то, что требование, установленное охранным обязательством, не исполнено, меры по сохранению объекта культурного наследия не принимаются, сведения о принимаемых мерах ответчиком к сохранению объекта культурного наследия отсутствуют. При этом даже если работы по возведению спорных пристройки и навеса были выполнены не ответчиком, а ее правопредшественником (в праве собственности на <адрес>), такое обстоятельство не исключает восстановление изначального облика памятника, поскольку в силу требований п. 11 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности.

Аналогичная правовая позиция выражена в определении Девятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ по делу .

С учетом изложенного, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Управления СК по охране ОКН к ФИО1 о возложении обязанности привести объект культурного наследия в первоначальное состояние подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, государственная пошлина в размере 300 руб., от уплаты которой при подаче иска Управление СК по охране ОКН было освобождено в силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, подлежит взысканию с ФИО1, не освобожденной от уплаты судебных расходов, в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления СК по охране ОКН к ФИО1 о возложении обязанности привести объект культурного наследия в первоначальное состояние удовлетворить.

Возложить на ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес> края, зарегистрированную по адресу: <адрес>, СНИЛС 118-963-347 92, обязанность самостоятельно, за счет собственных денежных средств, не позднее восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести объект культурного наследия регионального значения «Усадьба Реброва, где бывал ФИО15», 1820 года, <адрес>, регистрационный , в первоначальное состояние путем демонтажа капитальной пристройки к объекту культурного наследия регионального значения «Усадьба Реброва, где бывал ФИО15», 1820 года, <адрес>, и металлических конструкций навеса в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> края, зарегистрированной по адресу: <адрес>, СНИЛС 118-963-347 92, государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Пятигорский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                        М.<адрес>

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-3017/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление СК по охране ОКН
Ответчики
Ломтадзе Светлана Анатольевна
Другие
Министерство культуры Ставропольского края
Байрос Марина Филипповна
Байрос Виринея Владимировна
Кириченко Татьяна Григорьевна
Байрос Майя Святославовна
Голощапова Светлана Викторовна
Анакин Богдан Юрьевич
Логвиненко Виктория Викторовна
Администрация г. Пятигорска
Мачехина Татьяна Юрьевна
Малышева Валентина Захаровна
Суд
Пятигорский городской суд Ставропольского края
Дело на сайте суда
piatigorsky.stv.sudrf.ru
13.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.06.2024Передача материалов судье
20.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.08.2024Судебное заседание
21.08.2024Судебное заседание
28.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее