УИД 89 RS 0006-01-2022-000885-41
Гражданское дело № 2-680/2022
Судья Ракутина Ж.К.
Апелляционное дело № 33-2847/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Салехард 17 ноября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Рощупкиной И.А.,
судей коллегии Байкиной С.В., Кайгородовой И.В.,
при секретаре судебного заседания Кох А.Е.,
с участием прокурора Писаревой О.В.,
представителя ответчика АО «Ямалкоммунэнерго» Ахмедова Э.Н., действующего на основании доверенности от 13.12.2021,
представителя Департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа Пекарской Е.В., действующей на основании доверенности от 06.06.2022 № 203,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе директора филиала АО «Ямалкоммунэнерго» в городе Муравленко «Тепло» Шаповалова Александра Николаевича на решение Муравленковского городского суда от 05 августа 2022 года по иску природоохранного прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к АО «Ямалкоммунэнерго» о признании незаконными действий по использованию водного объекта, которым постановлено:
«Исковые требования Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконными действия АО «Ямалкоммунэнерго» по использованию водного объекта - болото без названия (водосборная площадь река Текуше-Яха, бассейн реки Пур), расположенного в муниципальном образовании город Муравленко, ЯНАО, для сброса сточных вод в отсутствие решения о предоставлении в пользование водного объекта.
Обязать АО «Ямалкоммунэнерго» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке получить разрешение о предоставлении водного объекта - болото без названия (водосборная площадь река Текуше-Яха, бассейн р. Пур), расположенного в муниципальном образовании г. Муравленко, ЯНАО - в пользование в целях сброса сточных и (или) дренажных вод»,
заслушав доклад судьи Байкиной С.В.,
УСТАНОВИЛА:
Природоохранный прокурор Ямало-Ненецкого автономного округа обратился в суд с иском к АО «Ямалкоммунэнерго» в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконными действий по использованию водного объекта, указав в обоснование своих требований, что при проверке соблюдения водного законодательства и законодательства об охране водных объектов выявлено, что филиал АО «Ямалкоммунэнерго» осуществляет использование с целью сброса сточных вод водного объекта - болото без названия (водосборная площадь река Текуше-Яха, бассейн р. Пур), расположенного в муниципальном образовании г. Муравленко ЯНАО. В течение 2020, 2021 и истекшего периода 2022 года с канализационных очистных сооружений КОС 7000 и 15000 производится сброс сточных вод в водный объект. Ранее использование водного объекта осуществлялось на основании решения, срок действия которого истек 06.08.2019. За нарушение требований законодательства АО «Ямалкоммунэнерго» привлекалось к административной ответственности по ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Отсутствие оформленных в установленном порядке разрешительных документов на пользование водным объектом с целью сброса вредных (загрязняющих) веществ приводит к неконтролируемому образованию вредных веществ и микроорганизмов в водном объекте, ставящему под угрозу его состояние, не позволяет определить в полной мере степень воздействия загрязняющих веществ на водный объект, что негативно влияет на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания. Несоблюдение требований водного законодательства и законодательства об охране окружающей среды создает угрозу нарушения прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Просил признать незаконными действия АО «Ямалкоммунэнерго» по использованию водного объекта - болото без названия (водосборная площадь река Текуше-Яха, бассейн р. Пур), расположенного в муниципальном образовании г. Муравленко ЯНАО, для сброса сточных вод в отсутствие решения о предоставлении в пользование водного объекта, обязать АО «Ямалкоммунэнерго» оформить решение о предоставлении водного объекта в пользование для осуществления сброса сточных вод в водный объект - болото без названия (водосборная площадь река Текуше-Яха, бассейн р. Пур), расположенный в муниципальном образовании г. Муравленко ЯНАО.
Представитель ответчика, директор филиала АО «Ямалкоммунэнерго» в г. Муравленко «Тепло» Шаповалов А.Н. направил в суд письменные возражения на иск, в обоснование которых указал, что АО «Ямалкоммунэнерго» не может по не зависящим от него причинам оформить решение на предоставление в пользование водного объекта для сброса сточных вод, так как отсутствует объективная возможность соблюдения нормативов сброса при эксплуатации аварийных КОС-7000-1500 без необходимой реконструкции и завершения пуско-наладочных работ. Из-за превышения показателей сбрасываемых сточных вод по качественному составу установленных нормативов допустимого воздействия 30.03.2020 Департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО был принят мотивированный отказ в предоставлении водного объекта или его части. АО «Ямалкоммунэнерго» осуществляет эксплуатацию КОС-7000-1500 на основании концессионного соглашения с администрацией города Муравленко. Эти объекты переданы администрацией ответчику в аварийном состоянии. Администрацией Муравленко в 2006 году планировалось выполнение реконструкции действующих КОС-7000-1500, однако по результатам проведенного обследования было определено, что объекты не подлежат дальнейшей эксплуатации, реконструкции, а подлежат демонтажу (сносу). Службой заказчика-застройщика Администрации г. Муравленко (МКУ «Управление коммунального заказа» разработан проект новых канализационно-очистных сооружений. Новые водоочистные сооружения строятся администрацией города за счет средств окружного бюджета в рамках адресной инвестиционной программы ЯНАО. В связи с сокращением с 2014 года, прекращением с 2017 года финансирования объекта из окружного бюджета срок строительства был нарушен. В настоящее время реальные сроки ввода объектов в эксплуатацию не определены. До введения новых КОС в эксплуатацию у Общества отсутствует возможность получения решения на пользование водным объектом. В соответствии с условиями концессионного соглашения ответчик поддерживает объект соглашения в состоянии, переданном концессионеру, осуществляет за свой счет текущий и капитальный ремонт, свои обязательства по соглашению исполняет надлежащим образом. Собственником очистных сооружений остается администрация, на ней лежит обязанность по реконструкции и замене аварийных очистных сооружений. Доводы о неконтролируемом образовании вредных веществ и микроорганизмов в водном объекте необоснованны, так как Ямалкоммунэнерго выполняет весь комплекс работ по определению уровня негативного воздействия сточных вод на водный объект: учет объема сбрасываемых сточных вод, определение содержания загрязняющих веществ, выполнение расчета платы за негативное воздействие по сбросу сточных вод, оплату негативного воздействия. Просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель третьего лица администрации города Муравленко - глава города Муравленко Молдован Е.В. - указала, что в соответствии с концессионным соглашением от 28.12.2020, заключенным межу МО г. Муравленко и АО «Ямалкоммунэнерго», АО «Ямалкоммунэнерго» приняло на себя обязательства за свой счет и в порядке, в сроки и на условиях, установленных соглашением, создать и (или) реконструировать систему коммунальной инфраструктуры, а именно: объекты системы водоотведения, поддерживать объекты системы водоотведения КОС-7000, КОС-1500 в состоянии, пригодном для эксплуатации, проводить за свой счет техническое обслуживание и текущий ремонт, за свой счет получать все лицензии, разрешения и свидетельства на осуществление деятельности, предусмотренной соглашением. Реконструкция действующих водоочистных сооружений включена в Адресную инвестиционную программу Ямало-Ненецкого автономного округа на 2021 год и на плановый период 2022 - 2023 годов. В настоящий момент по объекту ведутся проектные работы. Администрацией города Муравленко мероприятия по реконструкции водоочистных сооружений выполняются за счет средств окружного бюджета.
Представитель третьего лица Департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа Дубровина Е.Л. направила в суд письменные пояснения на иск, в которых указала, что по состоянию на 04.08.2022 решение о предоставлении водного объекта - болото без названия (водосборная площадь р. Текуше-Яха, бассейн реки Пур) в муниципальном образовании г. Муравленко в пользование АО «Ямалкоммунэнерго» департаментом не выдавалось. Ранее действующее решение прекращено с 06.08.2019 в связи с окончанием срока водопользования. Последнее заявление о предоставлении указанного водного объекта в пользование поступило от АО «Ямалкоммунэнерго» в департамент 05.03.2020. Департаментом в предоставлении водного объекта было отказано. Основанием для отказа послужило превышение показателей сбрасываемых сточных вод по качественному составу установленных нормативов, отсутствие в представленных документах информации о содержании в сточных водах марганца, меди и ХПК (химическое потребление кислорода). Использование водного объекта возможно при содержании в исправном состоянии расположенных на водном объекте эксплуатируемых очистных сооружений и с соблюдением требований к качеству воды в месте сброса сточных вод, оформления решения о предоставлении водного объекта в пользование. Отказ департамента в предоставлении водного объекта не обжаловался. Просила требования прокурора удовлетворить.
В судебном заседании суда первой инстанции прокурор Дзгоев В.А. исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить по изложенным в нем доводам.
Представители ответчика АО «Ямалкоммунэнерго» Гренева Л.В., Шаповалов А.Н., Казакова И.В. исковые требования не признали, просили в иске отказать по доводам направленных в суд письменных возражений.
Представитель администрации г. Муравленко Мерняев Д.В. настаивал на доводах письменного отзыва на иск, дополнительно пояснил, что продолжать работу комплекса без получения разрешения являлось для АО «Ямалкоммунэнерго» вынужденной мерой, поскольку остановка работы канализационно-очистных сооружений приведет к катастрофе. Сейчас осуществляется сброс с нарушением некоторых нормативов, но если прекратить деятельность комплекса, произойдет загрязнение не только определенного водного объекта, но и всей окружающей среды. На сегодняшний день срок ввода новых очистных сооружений неизвестен, проектная документация не прошла государственную экспертизу. К реконструкции очистных сооружений АО «Ямалкоммунэнерго» отношения не имеет.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в отсутствие представителя третьего лица Департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, по правилам ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом вынесено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда не согласился представитель АО «Ямалкоммунэнерго» Шаповалов А.Н., в апелляционной жалобе считал решение необоснованным и незаконным, полагал, что судом неправильно применены нормы материального права, неправильно определены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, неверно дана оценка доводам Общества. В обоснование жалобы привел доводы, аналогичные указанным в возражениях на иск. Просил решение отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В возражениях на апелляционную жалобу природоохранный прокурор Ямало-Ненецкого автономного округа Целовальников А.А. и представитель Департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа Подьячева С.А. просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика АО «Ямалкоммунэнерго» Ахмедов Э.Н. доводы апелляционной жалобы поддержал, объяснил, что в настоящий момент достигнуть установленных нормативов невозможно, необходима замена оборудования. Приостановление деятельности приведет к скоплению стоков, что повлечет негативные последствия для окружающей среды. Считал требования неисполнимыми, просил решение отменить, принять новое об отказе в иске.
Прокурор Писарева О.В. и представитель третьего лица - Департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа Пекарская Е.В. считали решение суда законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо, администрация города Муравленко, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещена надлежащим образом, своего представителя в суд не направила. На основании ст. 167, ч. 2 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, администрации города Муравленко.
Выслушав участвующих в деле лиц, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений в соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, из материалов дела следует, что АО «Ямалкоммунэнерго» с 19.11.2015 осуществляет эксплуатацию канализационно-очистных сооружений: КОС-7000 и КОС-15000 в рамках концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры (объекты водоотведения, отдельные объекты таких систем), находящихся в собственности муниципального образования город Муравленко от 28.12.2020 № 101-19/79 (т.1 л.д.69-90).
Согласно п.2.1, 2.2 Концессионного соглашения, на АО «Ямалкоммунэнерго» возложена обязанность по поддержанию объектов водоотведения КОС 7000 и 15000 в состоянии, пригодном для эксплуатации, проводить за свой счет техническое обслуживание и текущий ремонт.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости собственником объектов КОС-7000-15000 является муниципальное образование г. Муравленко (т.1 л.д.10-50).
В ходе проведенной Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой проверки соблюдения требований водного законодательства, законодательства об охране окружающей среды установлено, что филиал АО «Ямалкоммунэнерго» осуществляет использование с целью сброса сточных вод водного объекта - болото без названия (водосборная площадь река Текуше-Яха, бассейн р. Пур) в отсутствие действующего решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Ранее пользование указанным водным объектом осуществлялось ответчиком на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 06.11.2014 № 89-15.04.00.001-Б-РСВХ-С-2014-02647/00, срок действия которого истек 06.08.2019. (т.1 л.д.206-212).
АО «Ямалкоммунэнерго» обратилось в Департамент природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о предоставлении в пользование водного объекта или его части (т.2 л.д.53-56).
30.03.2020 Департаментом принят мотивированный отказ в предоставлении в пользование водного объекта или его части в связи с тем, что представленные документы содержали нарушения требований, установленных Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование; в связи с превышением показателей сбрасываемых сточных вод по качественному составу установленных нормативов допустимого воздействия на водный объект; в связи с запрещением осуществления сброса в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (т.1 л.д.151-153, т.2 л.д.57-59).
Постановлением главного специалиста Новоуренгойского межрайонного отдела государственного экологического надзора управления государственного экологического надзора департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО, государственным инспектором ЯНАО в области охраны окружающей среды от 13.11.2020 № 447 АО «Ямалкоммунэнерго» признано виновным в использовании части водного объекта без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью по ст. 7.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. (т.1 л.д.221-226).
Отсутствие оформленных в установленном порядке разрешительных документов на пользование водным объектом с целью сброса вредных (загрязняющих) веществ послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Разрешая спор в части требований иска о признании незаконными действий ответчика по использованию объекта, суд первой инстанции, руководствуясь положениям статей 3, 11, 22, 35, 39 Водного кодекса РФ, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» исходил из того, что деятельность ответчика АО «Ямалкоммунэнерго» по сбросу сточных вод в водный объект в отсутствие надлежащим образом оформленных решения о предоставлении водного объекта в пользование и разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект свидетельствует о самовольном использовании ответчиком водного объекта, что создает угрозу причинения вреда окружающей среде.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия признает постановленными при правильном применении норм материального права и определении юридически значимых по делу обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно статье 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статья 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указывает, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Частью 1 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации определено, что физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 этого Кодекса.
Право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, в целях сброса сточных вод приобретается на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование (пункт 2 части 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации).
Предоставление водного объекта в пользование осуществляется на оснований решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления (часть 2 статьи 21 Водного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в п. 1 ст. 21 кодекса.
На территории Ямало-Ненецкого автономного округа органом, которому переданы полномочия по предоставлению водных объектов в пользование, является Департамент природных ресурсов и экологии ЯНАО.
Согласно ст. 22 Водного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных, в том числе дренажных, вод, должно содержать условия использования водного объекта, требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
Как следует из Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.2022 № 18, решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод должно содержать сведения о водопользователе, цель, виды и условия использования водного объекта, сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, в пределах которых разрешается осуществлять водопользование; срок водопользования, указание места сброса сточных, в том числе дренажных, вод; объем сброса сточных, в том числе дренажных, вод; требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
В силу пункта 19 статьи 1 Водного кодекса РФ сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
Согласно статье 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Установив, что АО «Ямалкоммунэнерго» в нарушение требований закона осуществляет пользование водным объектом - болото без названия (водосборная площадь река Текуше-Яха, бассейн р. Пур) в целях сброса сточных вод без решения о предоставлении водного объекта в пользование, суд первой инстанции обоснованно исходил из необходимости получения Обществом получить указанное решение, установив срок исполнения данной обязанности в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, однако не учел то обстоятельство, что получение решения зависит не только от действий ответчика, но и от результатов рассмотрения заявления о получении такого решения Департаментом природных ресурсов и экологии ЯНАО.
По этой причине постановление суда о возложении на ответчика обязанности получить решение о предоставлении водного объекта в пользование является неисполнимым и подлежит изменению, с возложением на Общество обязанности совершить действия, которые находятся в его компетенции: обратиться в Департамент природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа в установленном порядке для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Оснований для отмены или изменения решения суда в остальной части не имеется.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, предоставление в соответствии со ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» декларации о воздействии на окружающую среду не свидетельствует об отсутствии в действиях ответчика нарушений водного законодательства, предусматривающего наличие у водопользователя правоустанавливающего документа на водный объект.
Доводы жалобы о том, что Общество не может контролировать параметры очистки сточных вод и соблюдать нормативы сброса при эксплуатации водного объекта ввиду неисправности канализационно-очистных сооружений не освобождает Общество от получения решения по предоставлению водного объекта в пользование. Решение о предоставлении водного объекта в пользование, получение которого является обязательным, на момент рассмотрения дела ответчику не выдавалось.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 августа 2022 года изменить в части, изложив абзац 3 резолютивной части решения суда в следующей редакции:
«Возложить на АО «Ямалкоммунэнерго» обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в Департамент природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа в установленном порядке для получения решения о предоставлении водного объекта - болота без названия (водосборная площадь река Текуше-Яха, бассейн р. Пур), расположенного в муниципальном образовании г. Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа, в пользование в целях сброса сточных и (или) дренажных вод».
В остальной части решение суда ставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий: /подпись/
Судьи: /подписи/
Судья С.В. Байкина