Дело № 2-707/2022 УИД: №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 августа 2022 года г. Кингисепп
Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Улыбиной Н.А.,
при секретаре Антоновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя истца Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора – помощника Кингисеппского городского прокурора Федоровой Е.Л., действующей по доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика АО «Ополье» - Кожина Н.В., действующего по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области – Демичева А.А., действующего по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ДД.ММ.ГГГГ,
гражданское дело по иску Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Акционерному обществу «Ополье» об обязании произвести определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
30 марта 2022 года Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Акционерному обществу «Ополье» (далее – АО «Ополье») об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны в срок не позднее пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование исковых требований указал, что у АО «Ополье» основным видом деятельности которого согласно выписки ЕГРЮЛ является разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока, в нарушение п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» отсутствует (не разработан) проект санитарно-защитной зоны предприятия, что создает угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и среду обитания (л.д. 5-8).
В судебном заседании представитель Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора – помощник Кингисеппского городского прокурора Федорова Е.Л. поддержала доводы искового заявления, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика АО «Ополье» - Кожин Н.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указал, что основным видом деятельности АО «Ополье» является разведение крупного рогатого скота, производство молока. Однако, ранее ими был разработан проект санитарно-защитной зоны, но не была пройдена регистрация проекта. В настоящее время у АО «Ополье» проходит сокращение производства, несколько ферм уже закрыто, а проект разработан на большую территорию, но никаких изменений в проект внесено не было.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области Демичев А.А. в судебном заседании поддержал доводы искового заявления, просил их удовлетворить. Указал, что на основании Постановления Правительства РФ от 03 марта 2018 года №222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом, приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления. Также пояснил, что проект санитарно-защитной зоны считается действующим и завершенным после его регистрации, которую АО «Ополье» не прошло. Ранее выданный проект санитарно-защитной зоны АО «Ополье» подлежит обновлению, на основании чего, просил удовлетворить требования природоохранного прокурора.
Представитель третьего лица Администрация МО «Опольевское сельское поселение» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. 51), уважительных причин неявки суду не сообщил.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, обозрев проект санитарно-защитной зоны АО «Ополье» 2008 года, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ № 7) определено, что негативное воздействие на окружающую среду- воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Под объектом, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду следует понимать объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Согласно ст. 3 ФЗ № 7 хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды и обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших, доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов
Согласно ч. 1 ст. 11 ФЗ № 7 каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Также к видам негативного воздействия на окружающую среду ч.1 ст. 16 ФЗ № 7 отнесены: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Согласно п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - ФЗ № 52) вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Для объектов I-III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
В силу п. 1.2. требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов, и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Согласно п. 3.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены: размер и границы санитарно-защитной зоны; мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических веществ в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.
В пилу п. 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 на проект санитарно-защитной зоны получается санитарно-эпидемиологическое заключение.
Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее - Правила № 222) правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных п. 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления (вступило в силу с 15.03.2018)В соответствии с п. 14 Правил № 222 к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются:
а) проект санитарно-защитной зоны;
б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
В силу п. 3 Правил № 222 решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают, в том числе территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III-V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III-V класса опасности.
Статьей 11 ФЗ № 52 предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что основным видом деятельности АО «Ополье» (ОГРН 1024701421227) согласно выписки из ЕГРЮЛ является разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока (л.д. 9-22).
В соответствии со справкой Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области от 09.02.2022 года, у АО «Ополье» в нарушение п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» проект санитарно-защитной зоны отсутствует (не разработан) (л.д. 21-28).
Между тем, представителем ответчика АО «Ополье» в материалы дела представлен проект санитарно-защитной зоны ЗАО «Ополье» 2008 года, а также проект «Расчетное обоснование сокращения размеров санитарно-защитной зоны» 2011 года, которые соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
На основании Постановления Правительства РФ от 03 марта 2018 года №222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом, приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
В связи со вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" определен порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.
С момента вступления в силу Правил, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), действуют в части, не противоречащей Правилам.
В соответствии с Правилами СЗЗ устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Установить формирование за контурами объекта указанных превышений возможно на основании расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека. Указанные расчеты согласно п. 16 Правил являются частью проекта СЗЗ при обосновании размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с п. 25 Правил №222, санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
Как пояснил представитель ответчика АО «Ополье» в судебном заседании, проект санитарно-защитной зоны не был зарегистрирован в соответствующем органе.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что проект санитарно-защитной зоны АО «Ополье», представленный в материалы дела, не является действующим.
Совокупность установленных по делу фактических обстоятельств свидетельствует о ненадлежащем выполнении ответчиком требований законодательства, в нарушение п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» у АО «Ополье» отсутствует (не разработан) проект санитарно-защитной зоны предприятия, что создает угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и среду обитания, в связи с чем, исковое заявление Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, подлежит удовлетворению.
Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Круг лиц, права которых в результате могут быть нарушены, не может быть определен, в связи с чем, у Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора имелись основания для обращения в суд с настоящим иском.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом обстоятельств спора, принципа разумных пределов исполнения решения, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения, объема устранений нарушений, суд определяет срок, в течение которого судебное решение должно быть исполнено, в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, который суд находит достаточным для устранения выявленных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56,67,194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Акционерному обществу «Ополье» об обязании произвести определенные действия - удовлетворить.
Обязать Акционерное общество «Ополье» (ОГРН 1024701421227) разработать проект санитарно-защитной зоны предприятия в течение пяти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд.
Решение в окончательной форме принято 08 августа 2022 года
Судья: Улыбина Н.А.