Решение по делу № 2-707/2022 от 01.04.2022

Дело № 2-707/2022 УИД:

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 августа 2022 года                          г. Кингисепп

Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Улыбиной Н.А.,

при секретаре Антоновой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя истца Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора – помощника Кингисеппского городского прокурора Федоровой Е.Л., действующей по доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика АО «Ополье» - Кожина Н.В., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области – Демичева А.А., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ДД.ММ.ГГГГ,

гражданское дело по иску Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Акционерному обществу «Ополье» об обязании произвести определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

30 марта 2022 года Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Акционерному обществу «Ополье» (далее – АО «Ополье») об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны в срок не позднее пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование исковых требований указал, что у АО «Ополье» основным видом деятельности которого согласно выписки ЕГРЮЛ является разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока, в нарушение п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» отсутствует (не разработан) проект санитарно-защитной зоны предприятия, что создает угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и среду обитания (л.д. 5-8).

В судебном заседании представитель Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора – помощник Кингисеппского городского прокурора Федорова Е.Л. поддержала доводы искового заявления, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика АО «Ополье» - Кожин Н.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указал, что основным видом деятельности АО «Ополье» является разведение крупного рогатого скота, производство молока. Однако, ранее ими был разработан проект санитарно-защитной зоны, но не была пройдена регистрация проекта. В настоящее время у АО «Ополье» проходит сокращение производства, несколько ферм уже закрыто, а проект разработан на большую территорию, но никаких изменений в проект внесено не было.

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области Демичев А.А. в судебном заседании поддержал доводы искового заявления, просил их удовлетворить. Указал, что на основании Постановления Правительства РФ от 03 марта 2018 года №222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом, приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления. Также пояснил, что проект санитарно-защитной зоны считается действующим и завершенным после его регистрации, которую АО «Ополье» не прошло. Ранее выданный проект санитарно-защитной зоны АО «Ополье» подлежит обновлению, на основании чего, просил удовлетворить требования природоохранного прокурора.

Представитель третьего лица Администрация МО «Опольевское сельское поселение» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. 51), уважительных причин неявки суду не сообщил.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, обозрев проект санитарно-защитной зоны АО «Ополье» 2008 года, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ № 7) определено, что негативное воздействие на окружающую среду- воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Под объектом, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду следует понимать объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Согласно ст. 3 ФЗ № 7 хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды и обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших, доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов

Согласно ч. 1 ст. 11 ФЗ № 7 каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Также к видам негативного воздействия на окружающую среду ч.1 ст. 16 ФЗ № 7 отнесены: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Согласно п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - ФЗ № 52) вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Для объектов I-III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

В силу п. 1.2. требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов, и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Согласно п. 3.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены: размер и границы санитарно-защитной зоны; мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических веществ в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.

В пилу п. 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 на проект санитарно-защитной зоны получается санитарно-эпидемиологическое заключение.

Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее - Правила № 222) правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных п. 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления (вступило в силу с 15.03.2018)В соответствии с п. 14 Правил № 222 к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются:

а) проект санитарно-защитной зоны;

б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.

В силу п. 3 Правил № 222 решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают, в том числе территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III-V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III-V класса опасности.

Статьей 11 ФЗ № 52 предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что основным видом деятельности АО «Ополье» (ОГРН 1024701421227) согласно выписки из ЕГРЮЛ является разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока (л.д. 9-22).

В соответствии со справкой Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области от 09.02.2022 года, у АО «Ополье» в нарушение п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» проект санитарно-защитной зоны отсутствует (не разработан) (л.д. 21-28).

Между тем, представителем ответчика АО «Ополье» в материалы дела представлен проект санитарно-защитной зоны ЗАО «Ополье» 2008 года, а также проект «Расчетное обоснование сокращения размеров санитарно-защитной зоны» 2011 года, которые соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

На основании Постановления Правительства РФ от 03 марта 2018 года №222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом, приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.

В связи со вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" определен порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.

С момента вступления в силу Правил, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), действуют в части, не противоречащей Правилам.

В соответствии с Правилами СЗЗ устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Установить формирование за контурами объекта указанных превышений возможно на основании расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека. Указанные расчеты согласно п. 16 Правил являются частью проекта СЗЗ при обосновании размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии с п. 25 Правил №222, санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Как пояснил представитель ответчика АО «Ополье» в судебном заседании, проект санитарно-защитной зоны не был зарегистрирован в соответствующем органе.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что проект санитарно-защитной зоны АО «Ополье», представленный в материалы дела, не является действующим.

Совокупность установленных по делу фактических обстоятельств свидетельствует о ненадлежащем выполнении ответчиком требований законодательства, в нарушение п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» у АО «Ополье» отсутствует (не разработан) проект санитарно-защитной зоны предприятия, что создает угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и среду обитания, в связи с чем, исковое заявление Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, подлежит удовлетворению.

Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Круг лиц, права которых в результате могут быть нарушены, не может быть определен, в связи с чем, у Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора имелись основания для обращения в суд с настоящим иском.

Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом обстоятельств спора, принципа разумных пределов исполнения решения, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения, объема устранений нарушений, суд определяет срок, в течение которого судебное решение должно быть исполнено, в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, который суд находит достаточным для устранения выявленных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56,67,194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Акционерному обществу «Ополье» об обязании произвести определенные действия - удовлетворить.

Обязать Акционерное общество «Ополье» (ОГРН 1024701421227) разработать проект санитарно-защитной зоны предприятия в течение пяти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд.

Решение в окончательной форме принято 08 августа 2022 года

Судья:                     Улыбина Н.А.

2-707/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
АО "Ополье"
Другие
Администрация МО "Опольевское сельское поселение"
Управление Роспотребнадзор по Ленинградской области
Суд
Кингисеппский городской суд Ленинградской области
Судья
Улыбина Наталья Александровна
Дело на сайте суда
kingisepp.lo.sudrf.ru
01.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.04.2022Передача материалов судье
07.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.06.2022Судебное заседание
01.08.2022Судебное заседание
08.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее