Дело № 2-2348/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июля 2015 года.
Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
Председательствующего судьи Пономаренко Д.Ф.,
При секретаре судебного заседания Сокирко Е.К.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО3, ФИО1 к Администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону, МКУ «УЖКХ» Железнодорожного района о признании права пользования жилым помещением,
Установил :
Истцы ФИО2, ФИО3, ФИО1 обратились в суд с иском о признании права пользования жилым помещением,
Основанием для обращения послужила необходимость признания права пользования жилым помещением за соистцами в административном порядке и установления наличия такого права судом.
В обоснование своих требований соистцы в заявлении пояснили следующее.
Так, соистцы проживают по адресу <адрес>. Указанное жилое помещение состоит из двух комнат жилой площадью 27,35кв.м.
ФИО2 по данному адресу зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ. В квартиру ФИО2 была вселена как член семьи нанимателя - ФИО5.
В указанной квартире ФИО2 проживает совместно со своими детьми - ФИО3, ФИО1. ФИО4 родилась ДД.ММ.ГГГГ и была зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 родилась ДД.ММ.ГГГГ и была зарегистрирована по месту проживания ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ наниматель - ФИО5 умер. После смерти нанимателя ФИО2 проживает в квартире, как члены семьи бывшего (умершего) нанимателя совместно со своими детьми - ФИО3, ФИО1, несет бремя расходов связанных с содержанием и обслуживанием квартиры. При этом, истцами подчеркивается длительность проживания с нанимателем в качестве членов семьи нанимателя.
На основании изложенного, истцы просят признать за ФИО2, ФИО3, ФИО1 право пользования на условиях соцнайма жилым помещением - двухкомнатной квартирой площадью 27,35кв.м., расположенной по адресу <адрес>.
В судебном заседании соистцы явились, заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить, дали пояснения аналогичные изложенным в тексте искового заявления.
Ответчики – Администрация Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону, МКУ УЖКХ Железнодорожного района в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в отношении не явившейся стороны дело слушается в порядке ч.3 ст. 167 ГПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что первоначально квартира по адресу: <адрес>. была предоставлена ФИО5. В указанное жилое помещение совместно с ним была вселена его жена ФИО2. Согласно поквартирной карточке позднее по указанному адресу зарегистрированы и совместно проживали в качестве членов семьи нанимателя дети: ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ), ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 40 Конституции Российской Федерации. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища.
Основания приобретения права пользования жилым помещением на условиях социального найма предусмотрены нормами Жилищного кодекса РСФСР, Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что Жилищный кодекс Российской Федерации вводится в действие с 1 марта 2005 года.
По общему правилу вновь принятый правовой акт регулирует только те правоотношения, которые возникают после вступления его в законную силу, если иное не предусмотрено в самом акте.
Часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
В соответствии с частью 2 той же статьи действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных данным Кодексом.
Согласно статье 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.5 Постановления от 02.07.2009 № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что часть 1 статьи 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
При этом необходимо иметь в виду, что часть 2 статьи 6 ЖК РФ допускает применение акта жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, но только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Так как отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение, статьей 5 Вводного закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом.
В связи с этим суду при рассмотрении конкретного дела необходимо определить, когда возникли спорные жилищные правоотношения между сторонами. Если будет установлено, что спорные жилищные правоотношения носят длящийся характер, то Жилищный кодекс Российской Федерации может применяться только к тем правам и обязанностям сторон, которые возникли после введения его в действие, то есть после 1 марта 2005 года.
Отношения сторон по делу по пользованию квартирой по адресу: <адрес>, действительно носят длящийся характер, однако вселение истцов в данную квартиру произошло до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
На момент вселения истцов ФИО2 и ФИО3 в спорную квартиру в 1992 году и 1998 году соответственно действовал Жилищный кодекс РСФСР, на момент вселения в спорную квартиру ФИО10 ФИО7 ФИО5 действовал Жилищного кодекса РФ, но поскольку пользование жилым помещением продолжается до настоящего времени, в силу ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" при решении вопроса о наличии или отсутствии оснований для приобретения истцами права пользования спорным жилым помещением, заключения с ними договора социального найма жилого помещения подлежат применению нормы Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности, в соответствии с ч. 2 ст. 82 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае смерти нанимателя любой дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Действовавший на момент вселения истцов в спорную квартиру Жилищный кодекс РСФСР предусматривал аналогичные положения. Так, в соответствии со ст. 53 ЖК РФ члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. Совершеннолетние члены семьи несут солидарную с нанимателем имущественную ответственность по обязательствам, вытекающим из указанного договора.
К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.
Если граждане, указанные в части второй настоящей статьи, перестали быть членами семьи нанимателя, но продолжают проживать в занимаемом жилом помещении, они имеют такие же права и обязанности, как наниматель и члены его семьи.
Таким образом, для правильного разрешения спора следует установить фактические обстоятельства и условия вселения истцов в первоначально предоставленное ФИО5 жилое помещение.
Пленум Верховного Суда РФ в пунктах 24, 25 Постановления от 02.07.2009 № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что согласно части 2 статьи 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности независимо от того, вселялись ли они в жилое помещение одновременно с нанимателем или были вселены в качестве членов семьи нанимателя впоследствии. Члены семьи нанимателя имеют, в частности, следующие права: бессрочно пользоваться жилым помещением (часть 2 статьи 60 ЖК РФ); сохранять право пользования жилым помещением в случае временного отсутствия (статья 71 ЖК РФ); участвовать в решении вопросов: переустройства и перепланировки жилого помещения (пункт 5 части 1 статьи 26 ЖК РФ), вселения в установленном порядке в жилое помещение других лиц (статья 70 ЖК РФ), обмена жилого помещения (статья 72 ЖК РФ), сдачи жилого помещения в поднаем (статья 76 ЖК РФ), вселения временных жильцов (статья 80 ЖК РФ), переселения в жилое помещение меньшего размера (статья 81 ЖК РФ), изменения договора социального найма (статья 82 ЖК РФ), расторжения договора социального найма (часть 2 статьи 83 ЖК РФ).
Разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 ЖК РФ. К ним относятся:
а) супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним;
б) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии.
Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
Для признания других родственников и нетрудоспособных иждивенцев членами семьи нанимателя требуется также выяснить содержание волеизъявления нанимателя (других членов его семьи) в отношении их вселения в жилое помещение: вселялись ли они для проживания в жилом помещении как члены семьи нанимателя или жилое помещение предоставлено им для проживания по иным основаниям (договор поднайма, временные жильцы). В случае спора факт вселения лица в качестве члена семьи нанимателя либо по иному основанию может быть подтвержден любыми доказательствами (статья 55 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 54 ЖК РСФСР на вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требовалось согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.
Как установлено в судебном заседании ФИО2 являлась женой ФИО5 на момент вселения в жилое помещения и заключения договора социального найма, а ФИО3 и ФИО10 ФИО7 ФИО5 являются его детьми, зарегистрированы с согласия последнего, а затем фактически непрерывно проживали в данном жилом помещении вместе в нанимателями, вели общее хозяйство.
В свою очередь ответчиками не приведено никаких доказательств обратного.
Пленум Верховного Суда РФ в пунктах 26 и 28 Постановления от 02.07.2009 № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указал: обратить внимание судов на то, что, по смыслу находящихся в нормативном единстве положений статьи 69 ЖК РФ и части 1 статьи 70 ЖК РФ, лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного частью 1 статьи 70 ЖК РФ порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
Пленум Верховного Суда РФ в пункте 27 Постановления от 02.07.2009 № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" также разъяснил, что вселение в жилое помещение новых членов семьи нанимателя, согласно части 2 статьи 70 ЖК РФ, влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в ранее заключенный договор социального найма жилого помещения в части указания таких лиц в данном договоре. Вместе с тем несоблюдение этой нормы само по себе не является основанием для признания вселенного члена семьи нанимателя не приобретшим права на жилое помещение при соблюдении установленного частью 1 статьи 70 ЖК РФ порядка вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи.
Поскольку в данном случае суд пришел к выводу о том, что истцы были вселены в квартиру и проживали в ней качестве членов семьи нанимателя, а не как временные жильцы или поднаниматели, они безусловно приобрели право пользования спорным жилым помещением.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
░░░░░░░░ ░░ ░░░2, ░░░3, ░░░1, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 27,35 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 12.07.2016 ░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░░