Решение по делу № 2-553/2024 от 10.01.2024

Дело

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Можайск Московской области 28 июня 2024 года

Можайский городской суд <адрес> в составе судьи Жирнова М.Л., при секретаре ФИО4, с участием представителя истца ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонного природоохранного прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации в лице ТУ Росимущества в <адрес> и Московско-Окского бассейнового водного управления и неопределённого круга лиц к ФИО3 об истребовании из чужого незаконного владения земельных участков, третьи лица: администрация Можайского городского округа <адрес>, Управление Росреестра по <адрес>, Министерства экологии и природопользования <адрес>, ФИО1, ФИО2,

у с т а н о в и л :

Межрайонный природоохранный прокурор <адрес> обратился в суд с указанным иском, в котором просит суд:

Истребовать из чужого незаконного владения Зуева Сергея Николаевича в собственность Российской Федерации часть земельного участка с кадастровым номером площадью 17743,63 кв.м., занятого береговой полосой водного объекта – реки Искона в координатах:

№ точки

Координаты части з/у с кадастровым номером площадью 681,56 кв.м., пересекающие границы акватории реки Искона

Х

Y

№ точки

Координаты части з/у с кадастровым номером площадью 17062,07 кв.м., пересекающие границы береговой полосы реки Искона

Х

Y

Внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения об ограничении (обременении) прав при использовании земельного участка с кадастровым номером в соответствии с разделом 4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, с приложением к решению исполнительных комитетов Московского городского и <адрес> Советов народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ , а именно:

Не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей
на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка. При строительстве и реконструкции объектов отдыха и спорта необходимо соблюдать требование, чтобы все строения располагались на расстоянии не менее 100 метров от уреза воды. В зонах рекреации в полосе 100 м от уреза воды не допускается капитальная застройка, за исключением размещения, реконструкции и капитального ремонта линейных объектов федерального, регионального и местного значения; допускается установка малых архитектурных форм.

Размещение, реконструкция и капитальный ремонт линейных объектов федерального, регионального и местного значения осуществляется при условии выполнения мероприятий по предупреждению загрязнения источника водоснабжения. В случае размещения и реконструкции автомобильных дорог должно быть обеспечено наличие водоотвода поверхностного стока с дорожного полотна с последующей его очисткой на локальных очистных сооружениях в соответствии с гигиеническими нормативами.

На территории 2 пояса ЗСО станций водоподготовки и гидроузлов не допускается размещение объектов, обуславливающих опасность химического и микробного загрязнения почвы, грунтовых вод и воды источника водоснабжения:

кладбищ, скотомогильников (на существующих кладбищах
не допускается расширение территории; разрешается захоронение в родственные могилы в соответствии с санитарными правилами и нормами по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения);

складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов, минеральных удобрений;

накопителей промстоков, шламохранилищ, полигонов и накопителей твердых промышленных отходов (ТПО) и полигонов твердых бытовых отходов (ТБО);

полей ассенизации, полей фильтрации, земледельческих полей орошения, полей подземной фильтрации;

животноводческих и птицеводческих комплексов, ферм, силосных траншей и навозохранилищ;

применение пестицидов, органических и минеральных удобрений;

изменение технологии действующих предприятий, связанное с увеличением техногенной нагрузки на источник водоснабжения;

на территории шириной не менее 500 м от уреза воды не допускаются сплошные рубки леса, выполняющего функции защиты природных и иных объектов, за исключением:

рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями;

рубок в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций;

рубок для осуществления геологического изучения недр, разведки
и добычи полезных ископаемых в целях организации питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

рубок для использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;

рубок для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Не допускается расположение стойбищ, выпас скота в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 метров, а также распашка земли в пределах прибрежной полосы 100 метров.

Во втором поясе запрещается такое использование территории или источников водоснабжения, которое может вызвать качественное или количественное ухудшение последних.

Указать в резолютивной части судебного акта, что решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об ограничениях (обременениях) на использование земельного участка с кадастровым номером , установленных разделом 4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, приложением к решению исполнительных комитетов Московского городского и <адрес> Советов народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ , а также сведений о местоположении границ (координатах) и площади указанного земельного участка.

Свои исковые требования обосновывает тем, что в соответствии с информацией Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ в границах земельного участка с кадастровым номером расположена река Искона.

По сведениям Комитета по архитектуре и градостроительству <адрес> (письмо от ДД.ММ.ГГГГ рассматриваемый земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) Можайского городского округа <адрес>, утвержденными постановлением администрации Можайского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), расположен в территориальной зоне СХ-3, то есть зоне, сельскохозяйственного производства. В соответствии с Генеральным планом Можайского городского округа <адрес>, утвержденном решением Совета депутатов Можайского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), рассматриваемый земельный участок расположен в функциональной зоне СХ-1 (сельскохозяйственные угодья, сельскохозяйственное производство).

Согласно этой же информации Комитета по архитектуре и градостроительству <адрес> земельный участок с кадастровым номером расположен в акватории, береговой полосе, прибрежной защитной полосе, водоохранной зоне реки Искона, а также в 100 метровой зоне второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения <адрес> в соответствии с решением Исполнительных комитетов <адрес> и Московского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения <адрес> в границах ЛПЗП» и «СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10. Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

По информации Министерства экологии и природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером частично расположен в границах акватории, береговой полосы, прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны реки Искона. В соответствии с решением Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения <адрес> в границах ЛПЗП» указанный земельный участок расположен во втором поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>. Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10» земельный участок расположены во втором поясе ЗСО источников питьевого водоснабжения <адрес>, в том числе 100 метровой зоне от уреза воды.

По запросу межрайонной природоохранной прокуратуры <адрес> Министерством экологии и природопользования <адрес> осуществлено сопоставление местоположения границ акватории и береговой полосы водного объекта – реки Искона с местоположением границ земельного участка с кадастровым номером

По результатам установлено, что границы акватории и береговой полосы реки Искона пересекают границы земельного участка с кадастровым номером на общей площади в 17743,63 кв.м..

Представитель истца просил заявленные требования удовлетворить.

Ответчик в судебное заседание не явился, хотя были надлежащим образом извещен о его дне, времени и месте, об уважительных причинах неявки не сообщил, об отложении дела не ходатайствовал, возражений на иск не представил, в связи с чем, суд считал возможным рассмотреть дело в его отсутствие – в порядке заочного судопроизводства.

Администрация Можайского городского округа <адрес> просила рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, о его месте, дате и времени уведомлены надлежащим образом.

Управление Росреестра по <адрес>, Министерства экологии и природопользования <адрес>, своих представителей в судебное заседание не направили, о его месте, дате и времени уведомлены надлежащим образом.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворения по следующим основаниям:

Как следует из материалов дела земельный участок с кадастровым номером , площадью 577000 кв.м., земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, принадлежит на праве собственности ответчику, границы земельного участка внесены в ЕГРН.

Границы акватории и береговой полосы реки Искона пересекают границы земельного участка с кадастровым номером на общей площади в 17743,63 кв.м., что подтверждается заключением МКУ можайского городского округа <адрес> «МОЖАЙС – СЕРВИС», письмом Министерства экологии и природопользования <адрес>.

Частью 1 ст.64 ЗК РФ установлено, что земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Согласно п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», применяя ст. 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.

В соответствии с п. 1 ст. 1 ВК РФ, водный объект - это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима, под акваторией понимается водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ,

Частью 6 ст. 6 ВК РФ предусмотрено, что полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Частью 1 ст. 8 ВК РФ предусмотрено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Таким образом, требование об изъятии части земельного участка земельного участка с кадастровым номером в собственность Российской Федерации подлежит удовлетворению.

Статьёй 42 Конституции РФ и ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» гарантировано право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также интересы Российской Федерации, как гаранта экологической безопасности.

Как указано в п.2. Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П «По делу о проверке конституционности положения подпункта «б» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст.9, ч.1).

Приведенное конституционное положение в единстве с провозглашенными в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственностью перед ними определяют взаимообусловленность закрепленных Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду (ст.42) и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58), выражая тем самым один из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности - принцип приоритета публичных интересов.

Согласно ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу ст. 43 ЗК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, установленных ст.42 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Абзацем 4 п. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено: санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими деятельности;

Положениями п. 2 ст. 12 этого же Закона установлено, что при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача от ДД.ММ.ГГГГ , содержат описательные характеристики расчета зон санитарной охраны и устанавливают ограничения использования земельных участков, попадающих в режимные зоны.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Частью 1 ст.103 ГПК РФ установлено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В связи с этим, государственная пошлина в размере 600 рубль, от уплаты, которой истец был освобожден, подлежит взысканию с ответчика, не освобождённого от её уплаты.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ,

р е ш и л :

Иск Межрайонного природоохранного прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации в лице ТУ Росимущества в <адрес> и Московско-Окского бассейнового водного управления и неопределённого круга лиц к ФИО3 об истребовании из чужого незаконного владения земельных участков, удовлетворить.

Истребовать из чужого незаконного владения Зуева Сергея Николаевича в собственность Российской Федерации часть земельного участка с кадастровым номером площадью 17743,63 кв.м., занятого береговой полосой водного объекта – реки Искона в координатах:

№ точки

Координаты части з/у с кадастровым номером площадью 681,56 кв.м., пересекающие границы акватории реки Искона

Х

Y

Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости изменив площадь земельного участка с кадастровым номером с 577000 кв.м. на 559256,37 кв.м.;

Внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения об ограничении (обременении) прав при использовании земельного участка с кадастровым номером в соответствии с разделом 4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, с приложением к решению исполнительных комитетов Московского городского и <адрес> Советов народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ , а именно:

Не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей
на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка. При строительстве и реконструкции объектов отдыха и спорта необходимо соблюдать требование, чтобы все строения располагались на расстоянии не менее 100 метров от уреза воды. В зонах рекреации в полосе 100 м от уреза воды не допускается капитальная застройка, за исключением размещения, реконструкции и капитального ремонта линейных объектов федерального, регионального и местного значения; допускается установка малых архитектурных форм.

Размещение, реконструкция и капитальный ремонт линейных объектов федерального, регионального и местного значения осуществляется при условии выполнения мероприятий по предупреждению загрязнения источника водоснабжения. В случае размещения и реконструкции автомобильных дорог должно быть обеспечено наличие водоотвода поверхностного стока с дорожного полотна с последующей его очисткой на локальных очистных сооружениях в соответствии с гигиеническими нормативами.

На территории 2 пояса ЗСО станций водоподготовки и гидроузлов не допускается размещение объектов, обуславливающих опасность химического и микробного загрязнения почвы, грунтовых вод и воды источника водоснабжения:

кладбищ, скотомогильников (на существующих кладбищах
не допускается расширение территории; разрешается захоронение в родственные могилы в соответствии с санитарными правилами и нормами по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения);

складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов, минеральных удобрений;

накопителей промстоков, шламохранилищ, полигонов и накопителей твердых промышленных отходов (ТПО) и полигонов твердых бытовых отходов (ТБО);

полей ассенизации, полей фильтрации, земледельческих полей орошения, полей подземной фильтрации;

животноводческих и птицеводческих комплексов, ферм, силосных траншей и навозохранилищ;

применение пестицидов, органических и минеральных удобрений;

изменение технологии действующих предприятий, связанное с увеличением техногенной нагрузки на источник водоснабжения;

на территории шириной не менее 500 м от уреза воды не допускаются сплошные рубки леса, выполняющего функции защиты природных и иных объектов, за исключением:

рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями;

рубок в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций;

рубок для осуществления геологического изучения недр, разведки
и добычи полезных ископаемых в целях организации питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

рубок для использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;

рубок для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Не допускается расположение стойбищ, выпас скота в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 метров, а также распашка земли в пределах прибрежной полосы 100 метров.

Во втором поясе запрещается такое использование территории или источников водоснабжения, которое может вызвать качественное или количественное ухудшение последних.

Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих сведений в ЕГРН.

Взыскать с ФИО3 в бюджет Можайского городского округа <адрес> государственную пошлину в размере 600 (шестисот) рублей, от уплаты, которой истец был освобожден.

Ответчик, не присутствовавший в судебном заседании, вправе подать в суд, вынесший решение, заявление об отмене настоящего решения в течение семи дней со дня получения копии решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московской областном суде в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья подпись    М.Л. Жирнов

Копия верна_____________________Судья

Решение не вступило в законную силу.

2-553/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов
ТУ Росимущества в МО
Межрайонная природоохранная прокуратура МО
Ответчики
Зуев Сергей Николаевич
Другие
Администрация Можайского г.о.
Жигалкин Сергей Михайлович
Юсупов Станислав Григорьевич
Министерство экологии и природопользования Московской области
Управление Росреестра по МО
Суд
Можайский городской суд Московской области
Дело на сайте суда
mojaisk.mo.sudrf.ru
10.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2024Передача материалов судье
16.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.01.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.03.2024Предварительное судебное заседание
16.04.2024Судебное заседание
31.05.2024Судебное заседание
28.06.2024Судебное заседание
28.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
19.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.07.2024Копия заочного решения возвратилась невручённой
28.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее