Судья Черкасова О.В. Дело № 7-160/2021
№ 7-161/2021
РЕШЕНИЕ
город Новосибирск 21 мая 2020 года
Судья Новосибирского областного суда Деменкова Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы защитника Бояновой Е.М.
на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Новосибирской области № 54/12-9291-И/70-317 от 20 ноября 2020 года и решение судьи Коченевского районного суда Новосибирской области от 19 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ);
постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Новосибирской области № 54/12-9295-И/70-317 от 20 ноября 2020 года и решение судьи Коченевского районного суда Новосибирской области от 19 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ,
вынесенные в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Втормет» (далее ООО «Втормет» или Общество),
установил:
постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Новосибирской области № 54/12-9291-И/70-317 от 20 ноября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Коченевского районного суда Новосибирской области от 19 февраля 2021 года, ООО «Втормет» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Новосибирской области № 54/12-9295-И/70-317 от 20 ноября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Коченевского районного суда Новосибирской области от 19 февраля 2021 года, ООО «Втормет» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 130 000 рублей.
Не согласившись с указанными актами, представителем ООО «Втормет» Бояновой Е.М. в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.9 КоАП РФ поданы жалобы.
В обоснование доводов жалоб представителем ООО «Втормет» указано, что плановая проверка в отношении привлекаемого лица проведена должностным лицом Государственной инспекции труда с нарушениями требований законодательства: ООО «Втормет» не было своевременно уведомлено о проведении проверки, не был вручен акт проверки.
Должностным лицом не учтено, что назначение и проведение плановых проверок в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2020 года № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» было временно приостановлено до 31 декабря 2020 года.
Обращает внимание, что учет выдачи работникам средств индивидуальной защиты (далее СИЗ) осуществляется с помощью программных средств, а именно в программе 1С «Предприятие».
В электронных карточках СИЗ на ФИО 1, ФИО 2, ФИО 3 указана информация о номерах сертификатов, деклараций соответствия.
Также в структурных подразделениях ООО «Втормет» имеются помещения для хранения СИЗ.
Просит отменить принятые по делу акты и прекратить производство по делу в отношении ООО «Втормет» в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Определением судьи областного суда от 18 мая 2021 года жалобы, поданные на принятые акты по указанным делам, объединены в одно производство.
Изучив доводы жалоб, а также проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ материалы дела в полном объеме, судья областного суда приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).
Частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего кодекса.
Частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
В соответствии с положениями статьи 220 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ), государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.
Согласно части 1 статьи 211 ТК РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
В силу требований, предусмотренных статьей 212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить, в том числе приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Кроме того, частями первой и третьей статьи 221 ТК РФ предусмотрено, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Аналогичные требования закреплены в пункте 4 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 года №290н (далее - Межотраслевые правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты).
В силу пункта 13 указанных Межотраслевых правил работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки; сроки пользования средствами индивидуальной защиты исчисляются со дня фактической выдачи их работникам; выдача работникам и сдача фиксируются записью в личной карточке учета выдачи таких средств.
Работникам, совмещающим профессии или постоянно выполняющим совмещаемые работы, в том числе в составе комплексных бригад, помимо выдаваемых им СИЗ по основной профессии, дополнительно выдаются в зависимости от выполняемых работ и другие виды СИЗ, предусмотренные соответствующими типовыми нормами для совмещаемой профессии (совмещаемому виду работ) с внесением отметки о выданных СИЗ в личную карточку учета выдачи СИЗ (пункт 17 Межотраслевые правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты).
На работодателя возлагается ответственность за своевременную и в полном объеме выдачу работникам прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами, за организацию контроля за правильностью их применения работниками, а также за хранение и уход за ними (пункт 34 Межотраслевых правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты).
В соответствии с примечанием к статье 5.27.1 КоАП РФ, под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации).
К средствам индивидуальной защиты 2 класса риска в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» отнесены: средства индивидуальной защиты головы (каски защитные); одежда специальная защитная и средства индивидуальной защиты рук от воздействия пониженной температуры; средства индивидуальной защиты ног (обувь) от повышенных и (или) пониженных температур, контакта с нагретой поверхностью, тепловых излучений, искр и брызг расплавленного металла; диэлектрические средства индивидуальной защиты от воздействия электрического тока; одежда специальная сигнальная повышенной видимости.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Новосибирской области от 23 сентября 2020 года N 54/12-7198-И/70-317 должностным лицом указанного органа в отношении ООО «Втормет» в период с 05 октября 2020 года по 30 октября 2020 года была проведена плановая выездная проверка, в рамках которой установлено следующее.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства, работники ФИО 4, ФИО 1 не были обеспечены в полном объеме специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты; в личных карточках учета выдачи СИЗ работников ФИО 1, ФИО 2, ФИО 3 отсутствует информация о номере сертификата или декларации соответствия, помещения хранения СИЗ отсутствуют.
В частности, работнику ФИО 4 не выданы перчатки с полимерным покрытием, а работнику ФИО 1, осуществляющему трудовую деятельность в должности прессовщик лома и отходов металла, не выдан щиток защитный лицевой (с креплением на каску), наушники противошумные (в креплением на каску), подшлемник под каску, СИЗ органов дыхания противоаэрозольные (респиратор), сигнальный жилет 2 класса защиты, плащ защиты от воды.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 30 октября 2020 года N 54/12-8848-И/70-317 и послужили основанием для привлечения ООО «Втормет» к административной ответственности по частям 1 и 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства совершения правонарушений и вина ООО «Втормет» объективно подтверждаются исследованными и представленными доказательствами, которым судьей районного суда при принятии решения в соответствии с требованиями статей 24.1, 26.11 КоАП РФ дана надлежащая оценка, и на основании полного и всестороннего их анализа установлены все предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ юридически значимые обстоятельства совершения правонарушения.
Оснований для иной оценки представленных доказательств судья вышестоящего суда не находит.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отказывая в удовлетворении жалобы, судья районного суда обоснованно пришел к выводам о том, что ООО «Втормет» при осуществлении деятельности не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований трудового законодательства, за нарушение которых КоАП РФ установлена административная ответственность.
По существу, все доводы жалобы, в том числе о нарушении требований закона при назначении и проведении проверки, повторяют доводы, приводимые в судебном заседании суда первой инстанции, которые были проанализированы в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, имеющимися доказательствами и обоснованно отклонены по убедительным мотивам, приведенным в оспариваемых судебных решениях.
Постановления должностного лица и решения судьи районного суда соответствуют требованиям статей 29.10, 30.7 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7) и каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, и на охрану здоровья (статья 37, часть 3; статья 41, часть 1). По смыслу названных положений, государство обязано принимать все необходимые меры к тому, чтобы уменьшить негативные для здоровья работников последствия труда в условиях особой вредности, в том числе путем предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций.
Несоблюдение требований законодательства об охране труда влечет нарушение прав граждан на безопасные условия труда и создает угрозу жизни и здоровью самих работников и других лиц.
Указанное с учетом характера и степени общественной опасности правонарушения не позволяет признать совершенное правонарушение малозначительным согласно положениям статьи 2.9 КоАП РФ.
Вместе с тем, принятые по делу акты подлежат изменению в части назначенного административного наказания.
Согласно части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) данного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Нарушения трудового законодательств, квалифицированные по части 1 и части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, выявлены в рамках одной проверки. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам проверки, подведомственно одному должностному лицу.
Следовательно, с учетом разъяснений, изложенных в абзаце 9 пункта 4 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, ООО «Втормет» за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 5.7.1 КоАП РФ, подлежит привлечению к административной ответственности согласно положениям части 2 статьи 4.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания.
Принимая во внимание изложенное, постановления и решения подлежат изменению с учетом требований части 2 статьи 4.4 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда
решил:
постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Новосибирской области № 54/12-9291-И/70-317 от 20 ноября 2020 года и решение судьи Коченевского районного суда Новосибирской области от 19 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ; постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Новосибирской области № 54/12-9295-И/70-317 от 20 ноября 2020 года и решение судьи Коченевского районного суда Новосибирской области от 19 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, вынесенные в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Втормет», изменить в части наказания, и назначить по правилам части 2 статьи 4.4 КоАП РФ за совершение указанных административных правонарушений административное наказание в виде административного штрафа в размере 130 000 (сто тридцать тысяч) рублей.
В остальной части все указанные акты оставить без изменения.
Жалобы представителя Бояновой Е.М. — удовлетворить частично.
Судья