Судья Бурнашова В.А. Дело № 33-6521/2020
Докладчик Дронь Ю.И. (№2-1585/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Дроня Ю.И.
судей Выскубовой И.А., Дмитриевой Л.А.
при секретаре Левицкой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 18 августа 2020 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска Зеленкиной Л.А. на решение Ленинского районного суда города Новосибирска от 21 мая 2020 года, которым удовлетворены исковые требования Снарковой Н.Г. к ГУ - УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) о досрочном назначении пенсии.
Старковой Н.Г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, включены периоды:
с 01.01.1991по 08.07.1995 в должности учителя начальных классов в Средней школе № 17 имени М. Ауэзова г. Усть-Каменогорска,
с 28.08.1997 по 07.08.2017 в должности учителя начальных классов в Средней школе № 17 имени М. Ауэзова г. Усть-Каменогорска.
За Снарковой Н.Г. признано право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, с момента обращения в пенсионный орган: с 27.06.2019.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Дроня Ю.И., объяснения представителя ответчика Копыловой Т.Н., судебная коллегия
установила:
Снаркова Н.Г. обратилась в суд с вышеуказанным иском (уточненный иск, л. д. 65-77), где просила признать незаконным отказ УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска в досрочном назначении страховой пенсии по старости и включить в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы в должности учителя начальных классов в средней школе № им. М. Ауэзова г. Усть-Каменогорска: с 15.08.1990 по 09.07.1995 и с 28.08.1997 по 07.08.2017; признать право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 27.06.2019.
2
В обоснование иска указала, что пенсионный орган необоснованно не учел, что Республика Казахстан и Российская Федерация являются участниками Соглашения «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (вступило в силу 13.03.1992), по условиям которого пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно п. п. 2, 3 ст. 6 Соглашения предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.
На момент обращения за назначением пенсии истец имела необходимый стаж - 25 лет, уплата страховых взносов произведена.
Право граждан Российской Федерации на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью не зависит от законодательства Республики Казахстан.
Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласилась представитель УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска Зеленкина Л.А.
В апелляционной жалобе просила решение суда отменить, принять новое.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указала, что у истицы Снарковой Н.Г., 24.03.1969 года рождения, на момент обращения за пенсией 27.06.2019г. специальный педагогический стаж составил в соответствии действующим законодательством 2 года 02 мес. 21 дней, при требуемом стаже 25 лет
В соответствии с п.4 «Правил от 02.10.2014 № 1015 периоды работы и (или) и деятельности и иные периоды, предусмотренные п.2 настоящих правил подтверждаются:
- после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» только на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Снаркова Н.Г. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования с 17.08.2017г.
Периоды, имевшие место после 27.07.1996, не подлежат зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, так как не выполняется условие, закрепленное в части 3 ст. 30 Закона № 400-ФЗ.
Проверив материалы дела, на основании ст. 327.1 ГПК РФ в пределах
3
доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно части 2 статьи 30 Закона «О страховых пенсиях», списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "м" пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
4
При этом, в силу подпункта "в" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпункте "м" пункта 1 настоящего Постановления, - применяется Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим
5
перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
6
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г.
Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке.
При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
В Казахстане органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является некоммерческое акционерное общество "Государственная корпорация "Правительство для граждан".
Судом первой инстанции установлено, что Снаркова Н.Г., с 2017 года являющаяся гражданкой Российской Федерации, работала в должности учителя начальных классов в Средней школе № имени М. Ауэзова, г. Усть - Каменогорска Республики Казахстан с 15.08.1990 года.
Указанные обстоятельства подтверждаются:
приказом о приеме на работу от 13.08.1990 №-лс;
приказом об увольнении от 07.08.2017 №-лс;
копией трудовой книжки (л. д. 23-24);
справкой, уточняющей условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии, и подтверждающей постоянную занятость (л.д.78).
Из содержания справки с приложением выданной некоммерческим акционерным обществом "Государственная корпорация "Правительство для граждан" (л. д. 32 -38) следует, что с марта 1998 года по июль 2017 года на Снаркову Н.Г. перечислялись обязательные пенсионные взносы.
В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что специальный педагогический стаж у Снарковой Н.Г. составляет более 25 лет.
Также нельзя согласиться с доводом апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции требований предусмотренных ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Указанным законом предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания
7
указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Действительно законом Республики Казахстан от 20 июня 1997 г. N 136-1 "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", вступившим в силу с 1 января 1998 г., определены новые правовые и социальные основы пенсионного обеспечения граждан в Республике Казахстан, в частности, в указанном законе не предусмотрено право лиц занятых педагогической работой на назначение пенсии за выслугу лет.
Однако, согласно статьям 1, 6 Соглашения от 13 марта 1992 года участниками которого являются Республика Казахстан и Российская Федерация, пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
В соответствии со статьей 5 настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников Соглашения.
В силу статьи 7 Соглашения, при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Таким образом, из анализа указанных норм Соглашения следует, что граждане, переселившиеся по месту жительства на территорию Российской Федерации из государства-участника Соглашения, могут претендовать на назначение в Российской Федерации такого вида пенсии, который предусмотрен как на территории Российской Федерации, так и на территории государства-участника Соглашения, где выработан специальный стаж при схожих условиях назначения такого вида пенсии.
При установленных судом первой инстанции фактических обстоятельствах дела и изложенной нормативной базе, доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения суда, в связи с чем, решение суда подлежит оставлению в силе.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Новосибирска от 21 мая
8
2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска Зеленкиной Л.А. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи