УИД 66RS0007-01-2022-006069-46
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 01.03.2023
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего судьи Ильиной О.В., судей Волкоморова С.А. и Кайгородовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания с использованием аудиозаписи помощником судьи Черновой Е.Н., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Башкировой ( / / )18 и Башкирова ( / / )19, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Башкировой ( / / )21, Башкирова ( / / )20 и Башкировой ( / / )22, к Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга, Администрации г. Екатеринбурга, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области об установлении факта постоянного проживания, признании права, признании распоряжения незаконным, возложении обязанности восстановить молодую семью в реестре молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить молодую семью в списках участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, возложении обязанности восстановить семью истцов в сводном списке участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей с момента первоначальной постановки на учет, возложении обязанности включить молодую семью в сводный список молодых семей – участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей и в сводный список молодых семей – участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату с момента первоначальной постановки на учет, а также в сводный список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты, возложении обязанности предоставить социальную выплату и выдать свидетельство о получении социальной выплаты на приобретение жилого помещения,
по апелляционной жалобе истцов на решение Чкаловского районного суда <адрес> от 01.12.2022.
Заслушав доклад судьи Волкоморова С.А., объяснения истцов – Башкировой А.Д., Башкирова Д.А., представителя истцов – Зиннурова Д.М., представителя ответчика Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга – Проскуриной О.И., судебная коллегия
установила:
Башкирова А.Д., Башкиров Д.А., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ( / / )7 ( / / )23., ( / / )7 ( / / )24., ( / / )25., обратились в суд с иском к Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга, в обоснование которого указали, что распоряжением главы Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга от 22.12.2015 №478/46/68 семья истцов признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в реестр молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Распоряжением главы Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга от 22.01.2020 №4/46/68 истцы вместе со своими несовершеннолетними детьми включены в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050.
Распоряжением главы Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга от 05.05.2022 №184/46/68 семья истцов исключена из реестра молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также из состава участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей вышеуказанной ведомственной целевой программы. Основанием для исключения из данного реестра и состава участников мероприятия явилось отсутствие документов, подтверждающих постоянное место жительства в г. Екатеринбурге.
Истцы считают распоряжение от 05.05.2022 №184/46/68 незаконным, поскольку c 12.09.2021 и до настоящего времени вместе с детьми проживают по адресу: <адрес>, <адрес>, ком. <адрес>, имеют регистрацию по месту пребывания в данном жилом помещении. Ранее, с <дата> по <дата>, они проживали по адресу: <адрес>, пер. <адрес> <адрес>.
Таким образом, распоряжение главы Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга от 22.01.2020 №4/46/68 является незаконным, так как истцы и их несовершеннолетние дети в другое муниципальное образование из г. Екатеринбурга на постоянное место жительства не переезжали. Семья истцов продолжает оставаться малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Определением суда от 15.11.2022 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация города Екатеринбурга и Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, приняты к производству изменения и дополнения к исковым требованиям, в соответствии с которыми Башкирова А.Д., Башкиров Д.А., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ( / / )7 ( / / )28 ( / / )7 ( / / )27 ( / / )7 ( / / )26 просили суд:
- установить факт постоянного проживания семьи Башкировой А.Д., Башкирова Д.А., их несовершеннолетних детей: ( / / )7 ( / / )29., <дата> года рождения, ( / / )7 ( / / )30., <дата> года рождения, и ( / / )7 ( / / )31 <дата> года рождения, по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> ком. <адрес>
- признать за Башкировой А.Д., Башкировым Д.А., несовершеннолетними ( / / )7 ( / / )32 ( / / )7 ( / / )33. и ( / / )7 ( / / )34. право состоять в реестре молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;
- признать незаконным Распоряжение главы Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга от 05.05.2022 №184/46/68;
- обязать Администрацию Чкаловского района г. Екатеринбурга восстановить молодую семью истцов в составе: Башкировой А.Д., Башкирова Д.А., ( / / )7 ( / / )35., ( / / )36 и ( / / )37 в реестре молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, с момента первоначальной постановки на учет <дата>, в списках участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», с момента первоначальной постановки на учет 05.05.2022;
- обязать Администрацию г. Екатеринбурга восстановить семью истцов в сводном списке участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с момента первоначальной постановки на учет <дата>;
- обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области включить семью Башкировых в сводный список молодых семей – участников основного мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, в сводный список молодых семей – участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату по Свердловской области с момента первоначальной постановки на учет на 05.05.2022, а также в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2023 году по Свердловской области, предоставить истцам социальную выплату в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» и выдать свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Решением Чкаловского районного суда города Екатеринбурга от 01.12.2022 исковые требования Башкировой А.Д. и Башкирова Д.А., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ( / / )7 ( / / )38 ( / / )7 ( / / )39 и ( / / )7 ( / / )40., к Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга, Администрации г. Екатеринбурга, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области об установлении факта постоянного проживания, признании права, признании распоряжения незаконным, возложении обязанности восстановить молодую семью в реестре молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить молодую семью в списках участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, возложении обязанности восстановить семью истцов в сводном списке участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей с момента первоначальной постановки на учет, возложении обязанности включить молодую семью в сводный список молодых семей – участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей и в сводный список молодых семей – участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату с момента первоначальной постановки на учет, а также в сводный список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты, возложении обязанности предоставить социальную выплату и выдать свидетельство о получении социальной выплаты на приобретение жилого помещения оставлены без удовлетворения.
Истцы – Башкирова А.Д. и Башкиров Д.А., оспаривая законность и обоснованность судебного постановления, обратились с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что судом сделан ошибочный вывод о том, что семья истцов, не использовавшая в течение семи месяцев свидетельство о праве на получение социальной выплаты, должна вновь подавать заявление в районную администрацию о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях молодых семей, а затем заявление о включении в список участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию. Такой вывод не основан на нормах действующего законодательства и противоречит пунктам 38, 40 Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 №1296-ПП. Неиспользование социальной выплаты в течение отведенного срока (не реализация права на получение социальной выплаты) в качестве основания для исключения молодой семьи из данных списков не указано. Также неиспользование социальной выплаты в течение отведенного срока не является основанием для снятия молодой семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий или исключения из реестра молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий согласно ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Вывод суда о том, что в случае, если молодая семья не воспользовалась в течение семи месяцев социальной выплатой, то ей согласно п. 56 Порядка необходимо проходить заново всю административную процедуру, является неверным.
Вывод суда о том, что поведение истцов содержит злоупотребление правом, также является ошибочным и необоснованным. Истцы, обращаясь с иском, защищают свое право на получение меры социальной поддержки, а не преследуют цель обойти закон или причинить вред другому лицу.
Наличие временной регистрации по месту пребывания и отсутствие постоянной регистрации по месту жительства в городе Екатеринбурге не может умалять право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, служить основанием для снятия с такого учета.
Истцы не согласны с выводом суда об отказе в удовлетворении исковых требований к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, считают его неверным, поскольку согласно 47 Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья факт выдачи свидетельства неразрывно связан с действиями Министерства по включению молодой семьи в список молодых семей- претендентов на получение социальной выплаты в очередном финансовом году.
В судебном заседании истцы и представитель истцов настаивали на отмене решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика – Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга в судебном заседании просил оставить решение суда без изменения и отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, пояснив, что повторная выдача свидетельства о предоставлении социальной выплаты законом не предусмотрена. Семья истцов не имеет регистрации по месту жительства. Башкировы имеют лишь временную регистрацию, при которой невозможно поставить семью на учет нуждающихся в жилых помещениях. Кроме того, восстановление семьи истцов на учете с момента первоначальной постановки и очередности на 05.05.2022 будет нарушать права иных семей, состоящих в данной очереди.
Ответчики – Администрация города Екатеринбурга, Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили.
Кроме того, лица, участвующие в деле, извещены публично размещением информации о дате, времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции на официальном сайте Свердловского областного суда в сети Интернет: http://www.ekboblsud.ru.
Принимая во внимание, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, а доказательства уважительности причин неявки не представлены, при этом каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав истцов, представителей истцов и ответчика, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что многодетная семья Башкировых состоит из пяти человек: Башкировой А.Д., <дата> года рождения, Башкирова Д.А. (мужа), <дата> года рождения, ( / / )7 ( / / )41 (дочери), <дата> года рождения, ( / / )7 ( / / )42. (сына), <дата> года рождения, ( / / )7 ( / / )43 (дочери), <дата> года рождения (л.д. 42-45).
Распоряжением главы Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга от 22.12.2015 №478/46/68 молодая семья Башкировой А.Д. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Распоряжением главы Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга от 05.09.2016 №346/46/68 молодая семья Башкировой А.Д. признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы (л.д.28).
Распоряжением главы Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга от 22.01.2020 №4/46/68 молодая семья Башкировой А.Д. включена в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050.
<дата> Администрацией г. Екатеринбурга молодой семье Башкировых в составе Башкировой А.Д., Башкирова Д.А., несовершеннолетних ( / / )7 ( / / )44 ( / / )7 ( / / )45. и ( / / )7 ( / / )46., как участнице вышеуказанного мероприятия выдано свидетельство <№> о праве на получение социальной выплаты в размере 1879236 руб. на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства. Свидетельство действительно до 19.03.2022 (включительно) (л.д. 76).
Как следует из объяснений истцов и материалов дела, сумма социальной выплаты была зачислена на счёт Башкирова Д.А., открытый в ПАО «Сбербанк» (л.д. 77). Однако воспользоваться суммой социальной выплаты истцы до 19.03.2022 истцы не смогли по причине отсутствия в течение срока действия свидетельства денежных средств, достаточных для доплаты стоимости жилого помещения, сверх предоставленной социальной выплаты (л.д. 78-82).
Приказом Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области на основании сводного списка молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, молодая семья Башкировых утверждена в списках семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2022 году (л.д. 123-124).
Распоряжением главы Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга от 05.05.2022 №184/46/68 молодая семья Башкировых исключена из реестра молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и из состава участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечение жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050, в связи с отсутствием документов, подтверждающих постоянное место жительства в городе Екатеринбурге семьи Башкировой А.Д. согласно п. 3 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д. 18-19).
Все члены семьи Башкировых на дату издания распоряжения от 05.05.2022 №184/46/68 не имели регистрации по месту жительства на территории г. Екатеринбурга, как не имеют такой регистрации и в настоящее время.
На основании указанного распоряжения Приказом Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 20.07.2022 № 339-П семья Башкировых исключена из списка претендентов на получение социальной выплаты (л.д. 123-124).
Семья Башкировых проживает в жилой комнате <№> по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>, на основании договоров найма от <дата> и от <дата>, заключённых АО «Производственное объединение «Уральский оптико-механический завод» им. Э.С. Яламова» (наймодателем) с Шестаковой З.С. (нанимателем) на сроки с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, соответственно, в качестве членов семьи нанимателя, что подтверждается копиями данных договоров, объяснениями истцов и показаниями свидетелей Шестаковой З.С. и Шестаковой Н.Д. (л.д. 29-30, 73-75).
В материалы дела истцами представлены копии свидетельств о регистрации по месту пребывания по адресу: <адрес>, <адрес>, комн. <адрес>, на сроки с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> (л.д. 31-35, 61-63, 68, 72).
Кроме того, согласно сведениям ОАСР УВМ ГУ МВД России по Свердловской области от 28.09.2022, Башкирова А.Д., Башкиров Д.А., ( / / )7 ( / / )47., ( / / )7 ( / / )48., ( / / )7 ( / / )49 были зарегистрированы по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>, комн. <адрес>, также в период с 01.10.2021 по 20.02.2022 (л.д. 84).
Истцами представлены также копия трудовой книжки о трудоустройстве Башкирова Д.А. в ООО «...» с 2014 года по настоящее время в г. Екатеринбурге, справка об обучении ( / / )7 В.Д. в МАОУ СОШ <№> с периодом обучения с <дата> по <дата>, копия договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования №289/2022 от 15.09.2022, из которых видно, что дети посещают образовательные учреждения в г. Екатеринбурге, по месту пребывания.
Суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства дела, руководствуясь ст.ст. 1, 10, 51, 52, 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050 (далее – Правила), Порядком предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 №1296-ПП (далее – Порядок), Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 №1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», положениями Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание молодых семей участниками федеральных целевых программ и государственных программ Свердловской области в целях обеспечения их жильем и предоставления им финансовой поддержки», утвержденного Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 02.07.2012 №2866, исходил из того, что оспариваемое распоряжение принято издавшим его органом в отсутствие законных оснований и без достаточной проверки выезда семьи истцов.
Между тем, суд не нашел правовых оснований для восстановления семьи истцов на учёте нуждающихся в жилье молодых семей и в списке участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050, указав, что молодая семья Башкировых, получив свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, данным правом в течение установленного в нём срока не воспользовалась, в связи с чем может участвовать в мероприятии только на общих основаниях, то есть путем прохождения всех административных процедур вновь, начиная со стадии постановки на жилищный учет в качестве нуждающейся.
Также суд расценил поведение истцов, направленное на восстановление своих жилищных прав в ущерб правам и интересам других многодетных молодых семей – участников мероприятия, на создание за счет последних необоснованных преимуществ при реализации права на жилищную льготу, как недобросовестное и в силу ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации влекущее отказ в судебной защите.
Отказывая в удовлетворении иска к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, суд указал, что в силу пункта 47 Порядка оформление и выдачу свидетельств молодым семьям – претендентам на получение социальной выплаты производит орган местного самоуправления. Требование о возложении обязанности по выдаче данного документа на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области не основано на законе, в связи с чем не подлежит удовлетворению.
Требование об установлении факта постоянного проживания семьи Башкировых по указанному ими адресу на территории Октябрьского района г. Екатеринбурга, по мнению суда, не имеет правового значения, с учётом состава ответчиков.
Сохранение за молодой семьей Башкировых права на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в мероприятии на общих основаниях, предусмотрено пунктом 56 Порядка и пунктом 52 Правил. Данное право ответчиками не оспаривается и не нарушается.
При таких обстоятельствах судом указано, что требование истцов о признании за ними права состоять на учете молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, для участия в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей является ненадлежащим способом защиты прав и не подлежит удовлетворению.
Судебная коллегия считает, что суд правильно установил обстоятельства дела и применил вышеуказанные нормы материального права. Имеющимся по делу доказательствам судом дана верная оценка, результаты которой отражены в решении в соответствии с ч. 4 ст. 67 и п. 2 ч. 4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда по итогам рассмотрения дела мотивированы и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Данные Правила указаны в Приложении №1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Правила устанавливают порядок признания органом местного самоуправления молодых семей участниками мероприятия изъявившими желание получить социальную выплату.
Постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 №1296-ПП утвержден Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Данный Порядок отражен в Приложении №2-2 к подпрограмме 1 «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года».
В силу пункта 2 Порядка участниками мероприятия в целях предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья признаются молодые семьи, признанные участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050), основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 №1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», соответствующие следующим требованиям:
1) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
2) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении;
3) наличие у молодой семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с пунктом 19 Правил для участия в мероприятии ведомственной целевой программы в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами «е» и «и» пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства пакет документов.
Согласно пункту 6 Правил одним из условий участия в подпрограмме также является нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий.
Как следует из п. 7 Правил в целях названных выше Правил под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В список молодых семей – участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату, по муниципальному образованию включаются молодые семьи, признанные органом местного самоуправления участниками мероприятия в порядке, изложенном в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050.
На основании пункта 3 раздела 1 Административного регламента, утвержденного Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 02.07.2012 №2866, районные и городской списки участников федеральной подпрограммы формируются в хронологической последовательности по дате постановки на учет молодой семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с пунктом 24 Правил органы местного самоуправления в срок до 1 июня года, предшествующего планируемому году, формируют список молодых семей – участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату, по муниципальному образованию по форме согласно приложению №1 к настоящему порядку.
Список молодых семей – участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату, по муниципальному образованию формируется в хронологической последовательности по дате постановки молодой семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и направляется в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в составе заявки на отбор муниципальных образований, бюджетам которых может быть предоставлена субсидия из областного бюджета на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья. В первую очередь в список молодых семей – участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату, по муниципальному образованию включаются молодые семьи, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, имеющие трех и более детей (пункты 26 и 27 Порядка).
Сводный список молодых семей – участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по Свердловской области формируется на основе списков молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату, по муниципальному образованию, поступивших от органов местного самоуправления, с учетом средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований в срок до 15 декабря года, предшествующего планируемому году, и утверждается приказом Министерства (пункт 32 Порядка).
Министерство на основании сводного списка молодых семей – участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по Свердловской области с учетом размера субсидии из федерального бюджета (при наличии), объема ассигнований, предусмотренных в планируемом году в областном бюджете и бюджетах муниципальных образований на предоставление социальных выплат, формирует и утверждает приказом Министерства список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в очередном финансовом году. В список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в очередном финансовом году не включаются молодые семьи, включенные Министерством в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в текущем году. В списке молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в очередном финансовом году доля молодых семей, не относящихся к молодым семьям, поставленным на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, или молодым семьям, имеющим трех и более детей, не может составлять более 30% общего количества молодых семей, включаемых в указанный список (пункты 33 и 34 Порядка).
Как верно указал суд первой инстанции, исходя смысла вышеприведенных норм в их взаимосвязи, реализация многодетной нуждающейся в жилье семьей права на социальную выплату и участие в мероприятии поставлены законодателем в зависимость от времени постановки такой семьи на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и от возраста входящи░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░/░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ 14 ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 7 ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 44 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░ 55 ░░░░░░░).
░░░░░░░ 56 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░-░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 52 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ <№> ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░ ░░░░░░ <░░░░> (░.░. 77).
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 56 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 52 ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░, c ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░. ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░ ░ ░░░░ ░░░░░░ 10 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░.░░. 2, 5, 8, 10, 12, 56, 59, 60, 67, 195, 196 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░.░. 1-6 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 19.12.2003 №23 «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░».
░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 328, ░░. 329 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░
░.░. ░░░░░░░░░░░