Решение по делу № 12-86/2021 от 04.10.2021

11RS0009-01-2021-001137-90

Дело № 12-86/2021

РЕШЕНИЕ

г.Емва Республики Коми                 27 октября 2021 года

Судья Княжпогостского районного суда Республики Коми Мишина О.Н., при секретаре судебного заседания Гариповой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу филиала ПАО «МРСК Северо-Запад» в Республике Коми на постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителем главного государственного лесного инспектора Республики Коми № 182 от 14 июля 2021 года,

установил:

Постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителем главного государственного лесного инспектора Республики Коми № 182 от 14 июля 2021 года юридическое лицо – ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запад» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, выразившегося в не очистке места рубки от порубочных остатков и их прилегании к стене леса в квартале 19 выделах 33, 35, 37, 38, 40, 41, 46 Княжпогостского участкового лесничества ГУ «Железнодорожное лесничество» с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.

Не согласившись с постановлением, директор производственного отделения «Южные электрические сети» филиал ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запад» по доверенности ФИО2 обратился в суд с жалобой, в которой полагает назначенное наказание несправедливым, просит снизить назначенное наказание до 50 000 руб. либо ограничиться предупреждением.

В судебном заседании ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запад», извещенное надлежащим образом, своего представителя в суд не направило.

Должностным лицом, вынесшим оспариваемое постановление, представлено письменное возражение, в котором просит жалобу оставить без удовлетворения, постановление о назначении административного наказания без изменения. В возражениях указывает, что наказание назначено с учетом повторности совершенного деяния, что подтверждается постановлениями № 691 от 06.10.2020, № 710 от 08.10.2020, № 742 от 15.10.2020, № 758 от 20.10.2020, № 804 от 24.11.2020, вступившими в законную силу.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив доводы жалобы, изучив материалы данного дела и представленного административного дела, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации определено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Одной из целей охраны земель, в соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения

Статьей 8.32 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Совершение указанного административного правонарушения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно пункту 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» если нарушение правил пожарной безопасности в лесах, расположенных вне лесопарковых зеленых поясов, не повлекло возникновения лесного пожара, уничтожения или повреждения лесных и иных насаждений, а также не было совершено в условиях особого противопожарного режима, такое действие (бездействие) образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.

Согласно статье 25 ЛК РФ лесопользователь должен осуществлять использование лесов в границах предоставленного участка, на основании разрешающих документов (договора аренды, договора постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, договора купли-продажи лесных насаждений). Использование указанных в договорах участков для переработки лесных ресурсов, устройства складов и других целей должны быть указаны в специальных разрешениях на использование указанных участков.

Согласно части 1 статьи 16 ЛК РФ рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).

В соответствии с частью 3 статьи 16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Согласно статьи 51 ЛК РФ предусмотрено, что леса подлежат охране от пожаров.

В силу положений ст.ст. 9, 21, 45 ЛК РФ юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены данные линейные объекты, предоставляются на правах постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, праве ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), праве аренды лесных участков, а также на праве безвозмездного срочного пользования. В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии требованиями Правил пожарной безопасности в лесах (п.23).

Согласно пункту 8 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 № 223 в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объект, осуществляются:

а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов,

б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра;

в) вырубка сильно ослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.

Пунктом 16 указанных Правил установлено, что лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают: регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами;

восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек;

принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций, а также ликвидации их последствий, возникших по вине указанных лиц.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности (пункт 23).

Таким образом, сетевые организации обязаны обеспечивать содержание лесных участков в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями законодательства.

Из материалов дела следует, что на основании приказа ГУ «Железнодорожное лесничество» № 27 от 30.04.2021 о проведении патрулирования, 19.05.2021 сотрудником ГУ «Железнодорожное лесничество» в присутствии начальника отдела федерального государственного лесного надзора ФИО3 проведено патрулирование лесного участка, расположенного в квартале 19 выделах 33, 35, 37, 38, 40, 41, 46 Княжпогостского участкового лесничества ГУ «Железнодорожное лесничество», о чем составлен акт №2.

В ходе патрулирования лесного участка в квартале 19 в части выделов 33, 35, 37, 38, 40, 41, 46 выявлены нарушения лесного законодательства, выразившиеся: срубленная древесина отделена от порубочных остатков и собрана в штабеля, которые отделены минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, на месте рубки не произведено складирование и уборка порубочных остатков, а именно не произведена укладка порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания. Порубочные остатки прилегают к стене леса.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 28.06.2021 протокола об административном правонарушении № 19, согласно которому Обществу вменяется, что на лесных участках, расположенных в кв. 19 выделах 33, 35, 37, 38, 40, 41, 46 Княжпогостского участкового лесничества в охранной зоне ВЛ 1- кВ яч. ИД ПС «Онежье» садоводческое товарищество «Керос» проведена порубка деревьев и кустарников. Срубленная древесина очищена от сучьев и собрана в штабеля, которые отделены минерализованной полосой шириной менее 1,4 метра, В нарушении п. 27 (б) Правил пожарной безопасности в лесах на месте рубки не произведено складирование и уборка порубочных остатков, а именно не обеспечена укладка порубочных остатков.

Субъектом указанного правонарушения является лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению противопожарной безопасности объектов и правил пожарной безопасности в лесах, охранных зонах.

Из материалов дела следует, что ПАО «МРСК» Северо-Запад» является собственником объекта: «Электросетевой комплекс – Подстанция 35/10 «Онежье» с линиями электропередач П-1, П-2, Л-1, Л-2, Л-3, Л-4, Л-5, Л-6, Л-7, Л-8, Л-9, Л-10, Л-11, Л-12, Л-13, Л-14, Л-15, Л-16, Л-17, Л-18, Л-19, Л-20, Л-21, Л-22 назначение нежилое, инв. №9 местонахождение объекта – Республика Коми, Княжпогостский район, с. Онежье (свидетельство о регистрации права от 03.09.2014 АБ № 106457).

При вынесении постановления № 182 от 14.07.2021 должностным лицом установлено в действиях ПАО «МРСК» совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Исследованными в судебном заседании доказательствами подтверждается нарушение юридическим лицом п.п. «б» п. 27 Правил пожарной безопасности в лесах, а именно:

- протоколом об административном правонарушении № 19 от 28.06.2021,

- приказом ГУ РК «Железнодорожное лесничество» № 27 от 30.04.2021 о проведении патрулирования;

- фототаблицей,

- актом патрулирования №2 от 19.05.2021,

- определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 31.05.2021,

- постановлением № 182 о назначении административного наказания от 14.07.2021,

- уставом ПАО «МРСК Северо-Запада», которым предусмотрено несение ответственности Обществом по всему принадлежащему имуществу.

Учитывая вышеприведенные положения нормативных правовых актов и установленные по делу обстоятельства, должностное лицо административного органа пришло к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае действия юридического лица ПАО «МРСК» образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.

Таким образом, обоснованность привлечения юридического лица ПАО «МРСК» к административной ответственности сомнений не вызывает.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дело об административном правонарушении рассмотрено в соответствии с требованиями ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ.

Постановление должностного лица соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, выводы должностного лица обоснованы и подтверждены доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.

Порядок привлечения юридического лица к административной ответственности соблюден.

Согласно оспариваемому постановлению обстоятельств, смягчающих административную ответственность юридического лица, не установлено. Обстоятельством, отягчающим в соответствии со ст. 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является повторное совершение однородного административного правонарушения: ПАО «МРСК Северо-Запада» ранее привлекалось к административной ответственности по постановлению № 691 от 06.10.2020, № 710 от 08.10.2020, № 742 от 15.10.2020, № 758 от 20.10.2020, № 804 от 24.11.2020. Данные постановления вступили в законную силу.

При рассмотрении судом довода, указанного в жалобе о проведении патрулирования без приглашения представителя ПАО «МРСК Северо-Запада» и без согласования с органом прокуратуры является несостоятельным, поскольку правонарушение по настоящем делу выявлено не в ходе внеплановой проверки, а в результате текущего патрулирования лесов, являющегося самостоятельным мероприятием по контролю в лесах, что соответствует статье 96 Лесного кодекса Российской Федерации, пункту 12 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года №394, статье 13.2 Федерального закона №294-ФЗ.

Так, в силу пункта 2 части 3 статьи 96 ЛК РФ должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Аналогичные положения содержатся и в подпункте «б» пункта 8 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394.

Непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие состава административного правонарушения, в силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.

В связи с изложенным ссылка подателя жалобы на необходимость предварительного предупреждения ПАО «МРСК Северо-Запада» о проведении осмотра лесосек, является несостоятельной. Положений, предусматривающих обязанность лица, уполномоченного проводить мероприятия по контролю (патрулированию) за соблюдением обязательных требований в лесах, уведомлять арендатора лесного участка о планирующемся патрулировании лесного участка действующее законодательство не содержит.

Выявленные нарушения зафиксированы в Акте патрулирования № 2 территории лесного фонда, кроме того они нашли свое отражение в протоколе №19 об административном правонарушении от 28 июня 2021 года о составлении которого был надлежащим образом извещен представитель ПАО «МРСК Северо - Запада».

В силу положений статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не влекущие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях»). Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения, являются общественные отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах. Рассматриваемое правонарушение посягает также на установленный порядок управления, связанный с выполнением служебных обязанностей должностными лицами организаций, ответственными за соблюдение правил, нормативов, стандартов и требований в области пожарной безопасности в лесах России,

В данном случае правонарушение является формальным, что не предполагает оценку размера вредных последствий. В формальных составах вред зачастую носит неопределенный характер. В таких случаях решение вопроса о малозначительности деяния должно базироваться на анализе всех признаков состава административного правонарушения, а также причин и условий, способствующих его совершению.

Критерии малозначительности деяния - не что иное, как критерии общественной опасности правонарушения. В данном случае учитывая характер выявленных нарушений, посягающих на установленный действующим законодательством порядок общественных отношений в сфере обеспечения пожарной безопасности, выявленный факт нарушения требований пожарной безопасности в лесах, представляющий угрозу жизни и здоровью людей, не может быть признан малозначительным.

Отсутствие вредных последствий не является исключительным обстоятельством, и должно оцениваться исходя из высокой степени общественной опасности совершенного правонарушения, поскольку объектом посягательства является нарушение правил пожарной безопасности в лесах, и как следствие, возможное возникновение и наступление неотвратимых последствий в виде угрозы негативного воздействия на окружающую среду при неисполнении указанных правил.

Административное наказание назначено обществу в пределах санкции части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Принимая во внимание конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, что данное юридическое лицо неоднократно привлекалось за аналогичные административные правонарушения, считаю назначенный размер административного штрафа соответствующим конституционным принципам соразмерности и справедливости наказания, а также обеспечивающим достижения целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

Порядок и срок давности привлечения ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запад» к административной ответственности не нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

решил:

постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителем главного государственного лесного инспектора Республики Коми № 182 от 14 июля 2021 года, которым юридическое лицо – ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запад» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200.000 руб. оставить без изменения, жалобу ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запад» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 суток с момента его получения, путем подачи жалобы через Княжпогостский районный суд.

Судья                         О.Н. Мишина

12-86/2021

Категория:
Административные
Ответчики
ПАО "МРСК Северо-Запад"
Суд
Княжпогостский районный суд Республики Коми
Судья
Мишина Ольга Николаевна
Статьи

8.32

Дело на сайте суда
knsud.komi.sudrf.ru
04.10.2021Материалы переданы в производство судье
27.10.2021Судебное заседание
27.10.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
29.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее