Дело №2-1124/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п.Кузоватово 06 апреля 2015 года
Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе:
Председательствующего судьи Костычевой Л.И.,
с участием адвоката Ломановской Е.В., представившей удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ года,
при секретаре Бояркине А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маслова Ю.Н. к Сельскохозяйственно-производственному кооперативу «Томыловский», муниципальному учреждению Администрация муниципального образования «Безводовское сельское поселение» о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий
У С Т А Н О В И Л:
Маслов Ю.Н. обратился в суд с уточненным иском к МУ Администрации МО Безводовское сельское поселение, СПК «Томыловский» о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий с 14 марта 1990 года в МУ Администрации МО Безводовское сельское поселение. В обоснование заявленных требований указал, что он является участником боевых действий в республике Афганистан и имеет право на первоочередное получения жилья. В марте 1990 года он обратился с заявлением о предоставлении жилого помещения по месту работы и жительства в совхоз «Томыловский», на льготных условиях в связи с нуждаемостью в улучшении жилищных условий и был поставлен на очередь в улучшении жилищных условий. В 1992 году совхоз был реорганизован в СПК «Томыловский». После реорганизации его документы были утеряны. Вместе с тем, факт того, что он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, подтверждается протоколом заседания Правления СПК «Томыловский» от 23.07.1993 года, на котором он был передвинут в очереди, показаниями свидетелей. Он неоднократно обращался в Администрацию МО Безводовское сельское поселение с заявлением о восстановлении в очереди как ветерана боевых действий с 14.03.1990 года, но ему было отказано, так как в архиве МО документов совхоза «Томыловский» не имеется и сведениями о постановке его на учет администрация не располагает. Отказ также мотивирован тем, что администрация вопросами постановки на учет в улучшении жилищных условий занимается только с 01.01.2006 года. Впоследствии он был поставлен на учет, но только с 01.08.2012 года. Считает отказ незаконным, так как в силу п.13 Постановления Законодательного Собрания Ульяновской области №15/154 от 26.12.1996 года, учет граждан должен был вестись по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включались граждане, имевшие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. Копии списков передавались в местную администрацию. В связи с чем, полагает доводы администрации, что в архиве поселения отсутствуют документы совхозы «Томыловский» о постановке истца в очередь на улучшение жилищных условий несостоятельными. Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения по норме. Согласно ст. 16 ФЗ от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 01 января 2005 года, имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Поскольку истцу было отказано в восстановлении в очереди, он вынужден обратиться в суд.
Истец Маслов Ю.Н., его представитель адвокат Ломановская Е.В. (ордер в деле) исковые требования уточнили, просят возложить обязанность на муниципального учреждение Администрацию муниципальное образование «Безводовское сельское поселение» восстановить Маслова Ю.Н. в очереди на улучшение жилищных условий как ветерана боевых действий с момента подачи заявления, то есть с 14 марта 1990 года. Привели доводы, аналогичные изложенным в иске.
Представители ответчиков Муниципального учреждения администрация муниципального образования «Безводовское сельское поселение», СПК «Томыловский» в судебное заседание не явились. О месте и времени извещены надлежащим образом, ходатайства об отложении судебного разбирательства не поступало.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие ответчиков.
Выслушав истца, его представителя, свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Маслов Ю.Н. является ветераном боевых действий и имеет право на льготы, установленные постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 года N 59 - 27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям" (далее по тексту - постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 17 января 1983 года N 59 - 27).
Согласно п.п. "ж" п. 1 постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 17 января 1983 года N 59 - 27 военнослужащим, уволенным с действительной военной службы, предоставлено право на первоочередное обеспечение жилой площадью.
Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ (в первоначальной редакции) "О ветеранах" (далее по тексту - ФЗ "О ветеранах") предусматривалось право ветеранов боевых действий на территориях других государств, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов.
В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 16 ФЗ "О ветеранах" обеспечение жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета, а ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона.
На основании п. 1 ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 11.1 ст. 23.2 указанного закона определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения гражданам, указанным в п.п. 3 п. 3 настоящей статьи, в том числе ветеранам боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий, а также вставшим на учет до 01 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Так, согласно ч. 2 ст. 30 ЖК РСФСР учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.
Статьей 31 ЖК РСФСР было предусмотрено, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
Как следует из материалов дела, по состоянию на 13.03.1990 года Маслов Ю.Н. работал в совхозе «Томыловский» скотником. 19.03.1993 года в порядке перевода принят скотником в СПК «Томыловский». Согласно архивной справке №23 от 14.01.2014 года, за 1990-1994 годы сведений о постановке Маслова Ю.Н. в очередь на получение жилья не имеется. В протоколе заседания правления СПК «Томыловский» от 23 июля 1993 года имеются сведения о передвижении в очереди на получение квартиры Маслова Ю.Н. за нарушение трудовой дисциплины и дебош в семье. Согласно учетного дела №1, Маслов Ю.Н. обратился с заявлением о постановке в очередь на улучшении е жилищных условий 26.06.2012 года, приложив необходимые документы. На основании постановления главы администрации МО Безводовское сельское поселение №47 от 01.08.2012 года Маслов Ю.Н. был поставлен в очередь на получение жилой площади за №1.
Свидетели Бантос П.А., Нуйкин В.П. подтвердили, что Маслов Ю.Н. действительно нуждался в улучшении жилищных условий. Они работали в совхозе и им известно, что Маслов Ю.Н. в 1990 годах обращался в совхоз с заявлением о предоставлении жилья на льготных условиях, но обеспечен не был.
При этом истец не представил доказательств его обращения в исполнительный орган по месту жительства с заявлением о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, и на таком учете в исполнительном органе местного самоуправления он не состоял.
Между тем, в соответствии с положениями жилищного законодательства, право на получение жилого помещения носит заявительный характер.
Так, согласно ранее действовавшему Жилищному кодексу РСФСР, а также Правилам учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335:
ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется:
в исполнительных комитетах местных Советов народных депутатов - отделами по учету и распределению жилой площади или специально назначенными должностными лицами;
на предприятиях, в учреждениях, организациях - должностными лицами, специально назначенными администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом.
Для принятия на учет гражданином подается заявление.
Поступившее заявление гражданина о постановке на учет для улучшения жилищных условий тщательно проверяется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов общественной комиссией по жилищным вопросам, а на предприятиях, в учреждениях, организациях - жилищно-бытовой комиссией профсоюзного комитета с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме. После этого соответствующая комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет соответственно исполнительному комитету местного Совета народных депутатов или администрации и профсоюзному комитету предприятия, учреждения, организации.
Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации (п.п. 12 - 14 Правил РСФСР).
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч.ч. 1 - 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив представленные доказательства, суд считает, что истец не представил суду допустимых, достоверных и достаточных доказательств того, что 14 марта 1990 года уполномоченным исполнительным органом было принято решение о постановке Маслова Ю.Н. на учет нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Суд находит незаконной ссылку истца в своих требованиях и на Временные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденных Постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области №15/154 от 26.12.1996 года в силу того, что на 14 марта 1990 года (по утверждению истца дата подачи им заявления) данные Правила не действовали. Более того, указывая на п. 13 Правил, которыми предусмотрено направление предприятием, организацией, учреждением списков в соответствующий исполком местного Совета народных депутатов, истцом доказательств передачи списков очередников в администрацию сельского поселения суду не представлено, что исключает возложение обязанности поставить истца на учет с 14.03.1990 года на МУ Администрацию МО Безводовское сельское поселение.
Кроме того, п.19 Правил устанавливал, что граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае прекращения трудовых отношений с предприятием, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии. Согласно записи в трудовой книжке, 11.01.1995 года Маслов Ю.Н. уволен из СПК «Томыловский» по собственному желанию. Данных о том, что в СПК остался работать кто-то из членов его семьи, в материалах дела не имеется.
На момент обращения с заявлением, в силу действующих норм закона, право выбора варианта разрешения вопроса о постановке на учет нуждающихся в жилье либо по месту жительства, либо по месту работы, либо одновременно по месту жительства и по месту работы принадлежало гражданину. Реализуя данное право, истец встал на учет по месту работы, самостоятельным правом состоять в очереди по месту жительства не воспользовался.
При установленных обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, районный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Маслова Ю.Н. к Сельскохозяйственно-производственному кооперативу «Томыловский», муниципальному учреждению Администрация муниципального образования «Безводовское сельское поселение» о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течении месяца со дня изготовления в окончательной форме в Ульяновский областной суд через Новоспасский районный суд.
Судья: Л.И.Костычева
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ года