Решение по делу № 3а-554/2021 от 26.07.2021

Дело № 3а-554/2021

УИД 76OS0000-01-2021-000398-20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль                                28 сентября 2021 года

    Ярославский областной суд в составе

председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.

при секретаре Чистяковой А.А.

с участием прокуроров Лазаревой Е.А. и Попова Д.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Энергоальянс» о признании недействующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.12.2018 года N 23-н,

установил:

Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области (далее также Департамент) от 21.12.2018 года N 23-н утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год (далее также Приказ, Перечень).

    28.12.2018 года Приказ вместе с Перечнем опубликованы в издании "Документ-Регион", N 113.

    В указанный перечень под номером 112 включен объект – здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>.

    Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Энергоальянс» - собственник нежилых помещений с кадастровыми номерами , , , , , находящихся в указанном здании, обратилось с административном иском, в котором просит признать недействующим пункт 112 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.12.2018 года N 23-н.

    Требования административного иска ООО «Энергоальянс» основаны на том, что на момент утверждения Перечня, как вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (для строительства ресторана с офисными помещениями и инженерными коммуникациями), так и наименование самого здания в Едином государственном реестре (нежилое здание, ресторан с офисными помещениями и инженерными коммуникациями) предполагали возможность его использования как для ресторана, то есть для размещения объектов общественного питания, так и в административных, деловых и иных целях. В связи с этим, как полагает административный истец, Департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области (далее также Департамент) до утверждения Перечня подлежало проведению обследование здания на предметом его фактического использования. Такого обследования в 2018 году не проводилось.

    При этом, по результатам обследования здания в 2020 году установлено, что менее 20 % его площади занято объектом общественного питания (рестораном). Иных помещений для размещения объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания Департаментом по результатам обследования не выявлено.

     Таким образом, административный истец полагает, что включение здания с кадастровым номером в Перечень противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 2.1 Закона Ярославской области «О налоге на имущество организаций», а также постановлению Правительства Ярославской области от 27 августа 2015 года № 948-п, которым утвержден порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.

    Нормативный акт в оспариваемой его части затрагивает права и законные интересы административного истца, так как в соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации такое включение исключает для административного истца, применяющего упрощенную систему налогообложения, освобождение от уплаты налога на имущество организаций в связи с владением указанным объектом недвижимости.

    Вопрос о размере налога на имущество организаций за объект с кадастровым номером до настоящего времени не разрешен. Между административным истцом и налоговым органом спор о порядке его исчисления разрешается судом.

    В судебном заседании директор ООО «Энергоальянс» Ефремов А.И. и представитель Общества на основании доверенности Бровкина С.Г. административный иск поддержали.

    Представитель административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области на основании доверенности Николаева Т.Б. в удовлетворении административного иска возражала, привела доводы о том, что оспариваемый нормативный акт принят Департаментом в пределах его компетенции, порядок принятия нормативного акта соблюден, установленные налоговым законодательством основания для включения здания административного истца в Перечень у Департамента имелись.

    Заинтересованные лица – собственники иных нежилых помещений в здании с кадастровым номером Капустин С.Ю., Лебедев В.Н. в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, правовой позиции по административному иску в письменном виде не изложили.

    Прокурором в судебном заседании дано заключение об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного иска.

    Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав письменные материалы административного дела, суд оснований для удовлетворения требований административного иска ООО «Энергоальянс» не находит.

    Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

    Согласно статье 14 Налогового кодекса Российской Федерации к региональным налогам относится налог на имущество организаций.

    Согласно статье 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций (далее - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

    В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:

1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - перечень);

2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;

3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

    Согласно пункту 3.2.15 Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Ярославской области, утвержденного постановлением Администрации Ярославской области от 02.04.2007 года N 116, Департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области, который определяет на очередной налоговый период перечень отдельных объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения, в отношении которых с учетом особенностей, установленных законодательством о налогах и сборах, налоговая база при исчислении налога на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества.

    В соответствии со статьей 2 Закона Ярославской области «О правовых актах Ярославской области», пунктом 4.1 Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Ярославской области, утвержденного постановлением Администрации Ярославской области от 02.04.2007 года N 116, Департаментом издаются нормативные акты в форме приказов.

    В соответствии со статьями 12, 13 Закона Ярославской области «О правовых актах Ярославской области» приказы, носящие нормативный характер, подлежат опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и в издании «Документ – регион».

      Анализ приведенных положений налогового законодательства и законодательства Ярославской области, а также установленных судом обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что оспариваемый в настоящем административном деле Приказ принят уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области, в пределах его компетенции, требования к порядку принятия нормативного акта, его форме и введению в действие соблюдены.

     Проверяя содержание нормативного акта в оспариваемой его части по существу осуществляемого им правового регулирования, суд приходит к следующему:

      Как указывалось выше, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещениях в них.

    Согласно пункту 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

    В соответствии со статьей 2.1 Закона Ярославской области «О налоге на имущество организаций в Ярославской области» налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378<2> Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) торговые центры (комплексы) общей площадью от 1000 квадратных метров и помещения в них;

2) нежилые помещения площадью от 1000 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что здание с кадастровым номером , внесенное в Перечень под пунктом 112, имеет площадь 2 342 кв.метра, то есть превышает площадь в 1 000 кв.метров.

Судом установлено, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , на котором расположено здание, на дату утверждения Перечня являлось – «для строительства ресторана с офисными помещениями и инженерными коммуникациями».

Эти сведения подтверждаются имеющимися в материалах административного дела выписками из ЕГРН по состоянию на март и апрель 2018 года и фактически не оспариваются административным истцом.

ООО «Энергоальянс» совместно с гражданами Капустиным С.Ю. и Лебедевым В.Н. являются участниками долевой собственности на данный земельный участок.

Таким образом, одним из видов разрешенного использования земельного участка под зданием с кадастровым номером является размещение рестроана, то есть объекта общественного питания.

Данное обстоятельство в соответствии с вышеприведенными положениями подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации явилось достаточным основанием для включения указанного здания в Перечень.

    Конституционным Судом Российской Федерации проверялась конституционность подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года № 46-п подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признан не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования данное законоположение не предполагает возможности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).

В настоящем административном деле административный истец владеет земельным участком, на котором расположено здание с кадастровым номером , на праве собственности.

В связи с этим, принимая во внимание то толкование положений подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, которое дано Конституционным Судом Российской Федерации в вышеприведенном постановлении № 46-п, оснований для определения фактического использования здания при установленных судом обстоятельствах у административного ответчика не имелось, так как, как было указано выше, одним из видов разрешенного использования земельного участка под зданием является размещение ресторана (объекта общественного питания), при этом указанный земельный участок принадлежит владельцам здания на праве собственности, то есть изменение вида разрешенного использования такого земельного участка относится к их компетенции.

В судебном заседании директор ООО «Энергоальянс» Ефремов А.И. обращал внимание суда на то, что по сведениям ЕГРН земельный участок имел вид разрешенного использования «для строительства ресторана …», но не для его размещения.

Вместе с тем, данное обстоятельство правового значения не имеет, так как расположенное на земельном участке здание введено в эксплуатацию 31 октября 2017 года, в декабре 2017 года постановлено на кадастровый учет.

Также не имеет правового значения довод административного истца о том, что согласно данным ЕГРН здание не имеет собственника; ООО «Энергоальянс», Капустин С.Ю., Лебедев В.Н. являются собственниками расположенных в указанном здании нежилых помещений, поскольку вышеприведенные положения налогового законодательства возможность включения объекта недвижимого имущества в Перечень не связывают с наличием зарегистрированных прав на него.

По изложенным основаниям суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного иска.

Суд полагает, что доводы административного истца о том, что согласно данным технической инвентаризации к помещениям, занятым объектами общественного питания, относятся менее 20 % здания, а также о том, что при утверждении Перечня на 2019 год обследования фактического использования здания Департаментом не производилось, материалами дела не опровергаются.

Вместе с тем, по изложенным выше основаниям указанные доводы не имеют правового значения, поскольку у Департамента имелись установленные подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации основания для включения здания в Перечень.

      На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что включение здания с кадастровым номером в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, соответствует законодательству, имеющему большую юридическую силу, в том числе статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 2.1 Закона Ярославской области «О налоге на имущество организаций в Ярославской области». В связи с этим, оснований для признания недействующим приказа Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.12.2018 года N 23-н в части пункта 112 Перечня у суда не имеется. Административное исковое заявление ООО «Энергоальянс» удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175 – 181, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «Энергоальянс» о признании недействующим пункта 112 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.12.2018 года N 23-н, отказать.

Опубликовать в издании «Документ - регион» сообщение о принятии настоящего решения судом в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ярославского

областного суда                            Е.Ю. Щеголькова

Решение в окончательной форме изготовлено 12 октября 2021 года

3а-554/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Ярославской области
ООО "Энергоальянс"
Ответчики
Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области
Другие
Бровкина Светлана Геннадьевна
КАПУСТИН СЕРГЕЙ ЮРЬЕВИЧ
Лебедев Виталий Николаевич
Суд
Ярославский областной суд
Судья
Щеголькова Елена Юрьевна
Дело на сайте суда
oblsud.jrs.sudrf.ru
26.07.2021Регистрация административного искового заявления
28.07.2021Передача материалов судье
29.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
29.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.08.2021Судебное заседание
10.09.2021Судебное заседание
24.09.2021Судебное заседание
28.09.2021Судебное заседание
12.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее