76RS0024-01-2023-003618-56 Дело №12-361/2023
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
14 декабря 2023 г. город Ярославль
Судья Фрунзенского районного суда г.Ярославля Демьянов А.Е., при секретаре судебного заседания Бобровой Н.А.,
с участием: заявителя - Остапенко А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу
Остапенко Алексея Константиновича, <данные изъяты>
на постановление № БЛ23000158/367 административной комиссии Фрунзенского района города Ярославля от 22 августа 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.25.3 Закона Ярославской области №100-з от 03.12.2007 г. «Об административных правонарушениях»,
УСТАНОВИЛ:
Указанным постановлением коллегиального органа Остапенко А.К. был привлечен к административной ответственности – административному штрафу в размере 3 000 рублей за то, что он, как указано в постановлении,
26.07.2023 в 18:46 установлено, что по адресу: Ярославль, ул. Слепнева у д. 17 размещено транспортное средство гос. регистрационный знак НОМЕР на участке с зелеными насаждениями. Собственником данного транспортного средства является Остапенко А.К.
Дело было рассмотрено административной комиссией в отношении собственника транспортного средства по правилам, предусмотренным ч.3 ст.28.6 КоАП РФ – со ссылкой на материалы, полученные с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства, имеющего функции фото- и видеозаписи – «Дозор М3».
В жалобе в суд Остапенко А.К., не согласный с указанным постановлением, просит его отменить как неправомерное, мотивируя тем, что указанном месте, где было размещено его транспортное средство проходит дорога, стоянка же вдоль дорог не запрещена ПДД (п.12.1)
К жалобе заявитель приложил свое письменное объяснение, скриншот из сети «Интернет» публичной кадастровой карты г. Ярославля, две фотографии с указанным местом парковки, указывая на то, что это место – земли поселений для эксплуатации автомобильной дороги, на карте в этом месте обозначена дорога. В этом месте стоянки автомобилей нет газона и зеленых насаждений, и никогда не было. Эта площадка использовалась строителями для хранения стройматериалов и соответствующим образом была к этому подготовлена (отсыпана щебнем и песком, выравнена). Ни каких знаков, запрещающих стоянку и парковку, на этой территории нет.
В судебном заседании Остапенко А.К. свою жалобу поддержал, пояснил, что он как законопослушный водитель, видя данную территорию без явных запретов для стоянки, парковки, 26.07.2023 г. и использовал для стоянки своего указанного автомобиля, как и многие другие водители. Ни каких явных и очевидных для участника дорожного движения запретов для этого не было и нет. Ни каких зеленых насаждений там не было и нет.
Проверив материалы административного производства, исследовав представленные доказательства, оценив доводы жалобы, заслушав заявителя, нахожу, что обжалуемое постановление подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению исходя из следующего.
Действительно, согласно ч.1 ст.25.3 Закона Ярославской области №100-з от 03.12.2007 «Об административных правонарушениях» (в ред. Закона ЯО от 03.07.2023 № 51-з) является административным правонарушением - размещение легковых транспортных средств, мотоциклов, в том числе брошенных или разукомплектованных, и прицепов к ним на детских и спортивных площадках, газонах, участках с зелеными насаждениями и иных объектах благоустройства на территории муниципального образования в нарушение требований, установленных правилами благоустройства, если указанное деяние не является нарушением правил и норм, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей.
Согласно утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от 30.01.2004 № 306 (в ред. от 27.11.2014) на территории города запрещается, в том числе, размещать автотранспортные средства и иные механизмы, кроме спецтехники, осуществляющей обслуживание территорий, на участках, предназначенных для озеленения придомовых территорий многоквартирных домов или административных зданий, на участках с зелеными насаждениями, в том числе на газонах, цветниках, озелененных площадках придомовых территорий многоквартирных домов или административных зданий, а также на детских, спортивных площадках, площадках для отдыха взрослых, хозяйственных площадках, в местах установки (размещения) контейнеров, контейнерных площадок и других, не предназначенных для этих целей местах.
В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч.4 ст.1.5).
В силу ст.26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
На основании ч.1 ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч.2 ст.26.2 КоАП РФ).
Согласно ч.1 ст.28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 КоАП РФ.
Порядок назначения административного наказания без составления протокола об административном правонарушении, предусмотренный ч.3 ст.28.6 КоАП РФ, применяется только в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенных с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п.26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 г. N 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», статьей 2.6.1, частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ установлен особый порядок привлечения к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения при их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, либо работающими в автоматическом режиме средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (далее - технические средства, работающие в автоматическом режиме). В указанных случаях протокол об административном правонарушении не составляется, постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия собственника (владельца) транспортного средства и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 КоАП РФ.
При этом под автоматическим режимом следует понимать работу соответствующего технического средства без какого-либо непосредственного воздействия на него человека, когда такое средство размещено в установленном порядке в стационарном положении либо на движущемся по утвержденному маршруту транспортном средстве, осуществляет фиксацию в зоне своего обзора всех административных правонарушений, для выявления которых оно предназначено, независимо от усмотрения того или иного лица.
С учетом того, что событие административного правонарушения характеризуется в том числе местом и временем его совершения, материалы, формируемые техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, должны содержать указанную информацию.
То есть, следует полагать, что указанные фото- и видеозаписи специального технического средства, зафиксировавшего событие административного правонарушения, должны являться основными и фактически единственными доказательствами по такому делу об административном правонарушении.
С учетом этого, если правонарушение в области дорожного движения было зафиксировано с помощью технических средств, которые не работали в автоматическом режиме, либо с использованием других технических средств (например, телефона, видеокамеры, видеорегистратора), то в данном случае особый порядок привлечения к административной ответственности не применяется, а должностным лицом согласно части 1 статьи 28.6 КоАП РФ выносится постановление по делу об административном правонарушении, либо составляется протокол об административном правонарушении в отношении водителя транспортного средства на основании части 1 статьи 28.2 КоАП РФ, либо выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в порядке, предусмотренном статьей 28.7 КоАП РФ. Полученные с использованием названных технических средств материалы фото- и киносъемки, видеозаписи при составлении протокола об административном правонарушении могут быть приобщены к материалам дела в качестве доказательств совершения административного правонарушения, подлежащих оценке по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Исходя из положений части 1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для судов, органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с ч.1 ст.29.10 КоАП РФ постановление о привлечении лица к административной ответственности должно содержать ссылку на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, на мотивированное решение по делу.
По смыслу закона, описание события административного правонарушения в постановлении должно быть четким и понятным, исключать какие-либо сомнения и неясности, противоречия, двоякое толкование.
Между тем, по данному делу об административном правонарушении в отношении Остапенко А.К. имеются обоснованные сомнения в правильности рассмотрения административным органом дела в упрощенной процедуре, предусмотренной положениями ч.3 ст.28.6 КоАП РФ, то есть без какого-либо участия лица, привлеченного к административной ответственности по следующим основаниям.
Исходя из представленного административным органом руководства по эксплуатации указанного комплекса програмно-аппаратного с фото и видеофиксацией «Дозор-М3», сертификата на него – комплекс «Дозор-М3» является сложным техническим средством, к работе с которым допускаются квалифицированные специалисты, изучившие эксплуатационную документацию на комплекс и прошедшие инструктаж. Эксплуатация комплекса производится одним-двумя сотрудниками.
То есть, работа комплекса непосредственно зависит от «человеческого фактора», что является признаком работы комплекса не в «автоматическом режиме», признаком непосредственного воздействия на него человека.
Доказательств того, что 26.07.2023 г. комплекс «Дозор-М3» был установлен на движущемся транспортном средстве именно по утвержденному компетентным лицом маршруту и осуществлял фиксацию в зоне обзора всех административных правонарушений, для выявления которых он предназначен, независимо от усмотрения того или иного лица, в деле нет.
Кроме того, как следует из содержания протокола рассмотрения административной комиссией данного дела 22.08.2023 г. членами комиссии непосредственно исследовались доказательства: фотоматериалы, запрос в ГИБДД, после чего было вынесено обжалованное постановление. Указанный запрос в ГИБДД об истребовании сведений о владельце транспортного средства с г.р.з. М 357 СО 76 был оформлен в виде определения председателя комиссии от 27.07.2023 г. На него поступил ответ. То есть, по делу собирались и оценивались доказательства.
Кроме того, исходя из фотоизображения специального технического средства «Дозор М3» 01-АА008 зафиксирована 26.07.2023 в 18:46 по указанному адресу парковка транспортного средства г.р.з. М 357 СО 76 на «озелененной территории».
Исходя из протокола о рассмотрении 22.08.2023 г. административной комиссией данного дела об административном правонарушении события правонарушения указаны как размещение этого транспортного средства на «зеленых насаждениях».
В обжалуемом постановлении от 22.08.2023 г. событие правонарушения значится как размещение транспортного средства на «участке с зелеными насаждениями».
Из анализа же диспозиции административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.25.3 Закона Ярославской области №100-з, содержания указанного п.2.1.1. «Правил благоустройства» данные понятия не синомичны друг другу.
Что не было в должной мере учтено административным органом при вынесении обжалованного постановления.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении дела по существу выявленных нарушений по данному делу об административном правонарушении административной комиссией не были выполнены в полном объеме требования ст.ст.24.1, 26.2, ч. 3 ст. 28.6, 26.11, 29.10 КоАП РФ, что не позволило ей всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, и что является основанием в соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ для отмены вынесенного постановления от 22.08.2023 г. о привлечении Остапенко А.К. к административной ответственности.
Однако, поскольку на момент рассмотрения жалобы в районном суде 60-дневный (календарный) срок давности привлечения лица к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, истек, то направление дела на новое рассмотрение невозможно.
В связи с чем, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ № ░░23000158/367 ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 22 ░░░░░░░ 2023 ░. ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░.25.3 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №100-░ ░░ 03.12.2007 ░. «░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░», ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░,
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.6 ░.1 ░░.24.5 ░░░░ ░░ – ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░_____________________░░░░░░░░ ░.░.
(░░░░░░░)