Дело №
41RS0№-75
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
27 мая 2022 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
Председательствующего (судьи) Галеевой Л.П.,
при секретаре ФИО4,
помощнике судьи ФИО5,
с участием представителя ответчика ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Камчатского края о включении периодов работы в льготный стаж, возложении обязанности рассчитать периоды работы,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с иском к Государственному Учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Камчатскому краю (ГУ ОПФ РФ по Камчатскому краю) о возложении обязанности включить периоды работы в льготный стаж (плавсостав) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и рассчитать периоды работы c ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как год работы за один год и шесть месяцев.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 работал в ОАО «Камчатрыбпром», что подтверждается приказом № от ДД.ММ.ГГГГ и приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, из них плавсостав: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Взяв выписку из лицевого счета в ОПФР по Камчатскому краю ФИО3 не увидел в стаже в страховом и в льготном (плавсостав) периода прохождения срочной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также не увидел стаж, посчитанный как 1 год работы за полтора года.
Согласно сведениям из военного билета № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что истец проходил срочную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что до армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у истца был льготный стаж в ОАО «Камчатрыбпром» и он предшествовал периоду службы, следовательно, период срочной службы входит в льготный стаж.
Ссылаясь также на Постановление Конституционного суда от ДД.ММ.ГГГГ №-П стаж, указал, что считается один год работы как один год и шесть месяцев, следовательно, периоды работы до 2001 года по справке №/а от ДД.ММ.ГГГГ просил рассчитать в полуторном размере.
Истец ФИО3 в судебном заседании участия не принимал.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ ОПФ РФ по Камчатскому краю ФИО6, действующая на основании доверенности, полагала требования истца необоснованными и удовлетворению не подлежащими по основаниям, изложенным в отзыве.
Дополнительно суду пояснила, что ФИО3 не обращался в ОПФР по Камчатскому краю с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, документы, подтверждающие его работу в льготных условиях труда, не представлял, решение об отказе в установлении пенсии и не включении спорных периодов в льготный стаж (плавсостав) не выносилось, тогда как, обязанность по включению в соответствующий стаж периодов работы, исчислению стажа (трудового стажа, стажа в особых условиях труда) равно как и применение порядка его исчисления возникает у пенсионного органа только после обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии, то есть носит заявительный характер.
В случае отсутствия в выписке из лицевого счета застрахованного лица сведений о периоде срочной военной службы, гражданин имеет право обратиться в пенсионный орган с заявлением о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет с представлением необходимых документов. ФИО3 не обращался в пенсионный орган с заявлением о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, документы, подтверждающие основания для корректировки сведений перер4шфицированного учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет не представлял.
С учетом мнения представителя ответчика, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями первой, второй статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», за исключением отдельных положений. Со дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (ч. 3, 4 ст. 36 Федерального закона № 400-ФЗ).
На основании части 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ) право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ « 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положениями статьи 8 названного Федерального закона право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 данного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно пункту 3 «Морской и речной флот» раздела XXVIII «Транспорт» Постановления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеет плавающий состав, включающий машинную команду судов служебно - вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта (за исключением служебно - разъездных, пригородных и внутригородского сообщения): кочегары судов, работающих на жидком топливе, машинисты всех наименований, мотористы всех наименований, механики и их помощники, главные и старшие механики, электромеханики и их помощники, электромеханики старшие.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 работал в ОАО «Камчатрыбпром», что подтверждается приказом № от ДД.ММ.ГГГГ и приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, из них плавсостав: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из военного билета № от ДД.ММ.ГГГГ, истец проходил срочную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, до армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у истца был льготный стаж в ОАО «Камчатрыбпром» и он предшествовал периоду службы, вместе с тем, данные сведения в выписке из лицевого счета в ОПФР по Камчатскому краю ФИО3 отсутствуют.
Данные обстоятельства в судебном заседании не оспаривались.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ), страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона № 400-ФЗ, днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 4 ст. 21 Закона № 400-ФЗ.
На основании п. 23 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Постановлением Правления ПФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №п (далее - Административный регламент) граждане при обращении за назначением страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ в дополнение к документам, предусмотренным пунктом 22 Административного регламента, с заявлением о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) представляют документы, в том числе подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ).
На основании п. 12, п. 13 Приказа Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Приказ Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н) граждане могут обращаться за установлением пенсии в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком. Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
В силу п.п. 107-109 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является результат рассмотрения должностным лицом заявления и документов.
По результатам рассмотрения заявления и документов, территориальным органом ПФР принимается решение об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении поданного заявления о назначении пенсии. Результатом административной процедуры является принятие территориальным органом ПФР решения об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении поданного заявления.
На основании п. 18 Приказа Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: а) дает оценку правильности оформления документов и проверяет соответствие содержащихся в документах сведений данным индивидуального
(персонифицированного) учета; б) проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; в) оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для установления пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, с которым Российской ФИО1 заключен международный
договор, регулирующий правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов иностранных государств; г) запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных
государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены
заявителем по собственной инициативе; д) приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации для установления пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок
документов, необходимых для установления пенсии; е) принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; ж) принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации;
Согласно п. 19 Приказа Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу п. 20 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» решение об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.
Таким образом, из системного анализа выше приведенных норм права пенсионного законодательства, следует, что обязанность по включению в соответствующий стаж периодов работы, исчислению стажа (трудового стажа, стажа в особых условиях труда), равно как, и применение порядка его исчисления возникает у пенсионного органа только после обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии, то есть носит заявительный характер.
В данном случае необходимо документальное подтверждение, что истец обращался с данным заявлением в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Камчатского края.
Вместе с тем, таких документов истцом не представлено, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах, учитывая, что действующее пенсионное законодательство предусматривает заявительный характер назначения пенсии, устанавливающий обязательное обращение гражданина (его законного представителя), предполагающего наличие у него права на пенсию, с письменным заявлением о назначении пенсии в пенсионный орган, который только при наличии заявления обязан начать процедуру назначения пенсии, а также отсутствие доказательств обращения истца за назначением пенсии, суд не усматривает законных оснований для возложении обязанности на ответчика включить периоды работы в льготный стаж (плавсостав) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Суд также не находит оснований для удовлетворения заявленных требований о возложении обязанности на ответчика рассчитать периоды работы c ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как год работы за один год и шесть месяцев, ввиду следующего.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №п утвержден Порядок осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет (далее - Порядок).
В силу п. 3 Порядка территориальные органы ПФР осуществляют корректировку сведений персонифицированного учета и вносят уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет по заявлению зарегистрированного лица о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет.
Согласно п. 4 Порядка в целях корректировки сведений персонифицированного учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет зарегистрированное лицо представляет заявление, а также документы, подтверждающие основания для корректировки сведений персонифицированного учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет.
В нарушение указанных норм, ФИО3 не обращался в пенсионный орган с заявлением о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, документы, подтверждающие основания для корректировки сведений персонифицированного учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет не представлял.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для заявленных истцом требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Камчатского края о возложении обязанности включить периоды работы в льготный стаж (плавсостав) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и рассчитать периоды работы c ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как год работы за один год и шесть месяцев отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись Л.П. Галеева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись Л.П. Галеева
Копия верна.
Судья Л.П. Галеева
Подлинный документ вшит в материалы дела №, находящегося в производстве Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края.