№
10RS0№-60
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июля 2024 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Саврук Ю.Л.,
при секретаре Костевой Д.А.,
с участием представителя истца Николаевой Н.В., представителя ответчика Милющенко Ж.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Флотской О.А., Флотского Е.Р., Флотского Р.С. к Администрации Петрозаводского городского округа, ГУП РК РГЦ «Недвижимость» о взыскании денежных средств,
установил:
Истцы обратились в суд с иском к Администрации Петрозаводского городского округа о возмещении расходов на ремонт жилого помещения и взыскании неосновательного обогащения. Исковые требования мотивированы тем, что 14.05.2010 между Администрацией Петрозаводского городского округа и Флотской О.А. был заключен договор № 12-СС найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Указанная квартира была предоставлена Флотской О.А. на период ее работы в ГБУЗ «Городская поликлиника № 3». Решением Петрозаводского городского суда от 28 апреля 2021 года иск Администрации Петрозаводского городского округа к Флотской О.А., Флотскому Е.Р., Флотскому Р.С. о выселении из жилого помещения без предоставления иного жилого помещения и по встречному иску Флотской О.А., Флотского Е.Р., Флотского Р.С. к Администрации Петрозаводского городского округа о понуждении заключения договора социального найма помещения, удовлетворен, встречные требования оставлены без удовлетворения. Апелляционным определением Верховного суда РК от 24.04.2023 семье Флотской О.А. предоставлена отсрочка исполнения решения Петрозаводского городского суда на срок до 31.12.2023. Истцы указывают, что момент вселения в квартиру, находящееся в муниципальной собственности жилое помещение, требовало капитального ремонта. В период проживания в квартире с 2010 по 2019 годы наниматель Флотская О.А. и ее супруг Флотский Р.С. за счет своих средств произвели устранение недостатков жилого помещения, был сделан капитальный ремонт: произведена полная замена оконных конструкций всех шести окон, в том числе балконная дверь, выполнены ремонтно-строительные работы по восстановлению стен, трех печек, демонтаж пола, покрытие черного пола, утепление пола, демонтаж внутренних стен, выравнивание стен, протягивание электропроводки по всей квартире с установкой светильных приборов, для чего были приобретены строительные материалы: гипсокартон, фанера, линолеум. Общая сумма приобретенных строительных материалов согласно сохранившимся чекам составила 206375,80 руб. Кроме того, 11.01.2011 между Флотским Р.С. (супруг истца) и Батовым А.В. был заключен договор подряда на выполнение работ по ремонту спорной квартиры. Стоимость работ, выполняемых по договору (п.1.2 договора) составила 402000 руб. Поскольку наймодатель Администрация Петрозаводского городского округа устранилась от выполнения своих обязанностей по проведению капитального ремонта жилого помещения в целях обеспечения безопасных и санитарных условий проживания в нем, истцы со ссылкой на положения ст.ст. 60,65 Жилищного кодекса РФ, ст.ст. 15, 681, 676 Гражданского кодекса РФ, указывают, что вправе самостоятельно за свой счет произвести в жилом помещении ремонтные работы, в связи с чем, понесенные убытки в виде расходов на ремонт жилого помещения подлежат взысканию с Администрации Петрозаводского городского округа. Также истец Флотская О.А. просит о взыскании расходов по оплате и оформлению документов с ГУП РК ГРЦ «Недвижимость» на сумму 10428 руб. (3212 руб. + 1941 руб. + 2600 руб. + 2675 руб.), полагая, что данные расходы являются неосновательным обогащением. На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, истцы просят взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в свою пользу денежные средства в счет возмещения расходов по ремонту жилого помещения в размере 608375,80 руб. (206375,80 руб. + 402000 руб.); в пользу истца Флотской О.А. с ГУП РК ГРЦ «Недвижимость» расходы по оплате и оформлению документов в размере 10428 руб.; возложить на ответчиков расходы по оплате государственной пошлины в размере 8200 руб.
Определением от 09.04.2024 к участию в деле в качестве ответчика привлечено ГУП РК РГЦ «Недвижимость».
Истцы в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель истца Флотской О.А. – Николаева Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме с учетом уточнений.
Представитель ответчика Администрации Петрозаводского городского округа Милющенко Ж.В. в судебном заседании исковые требования не признала, заявила о пропуске срока исковой давности.
Ответчик ГУП РК РГЦ «Недвижимость» в судебное заседание своего представителя не направил, о дате, времени месте рассмотрения извещен надлежащим образом, представил возражения на исковое заявление.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 10 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
К специализированному жилищному фонду положения п. 2 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ относят совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
В соответствии со ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
На основании ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 99 ЖК РФ жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений, которые существенно отличаются от договоров социального найма правовой природой, субъектным составом, основаниями и условиями предоставления жилых помещений, правами и обязанностями сторон.
В соответствии с ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В судебном заседании установлено, что решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 28 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 29 марта 2022 года, первоначальный иск Администрации Петрозаводского городского округа к Флотской О.А., Флотскому Е.Р., Флотскому Р.С. о выселении из жилого помещения без предоставления иного жилого помещения удовлетворен; Флотская О.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Флотский Р.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Флотский Е.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., обязаны освободить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, от личного присутствия и личных вещей в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу; Флотская О.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Флотский Р.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Флотский Е.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., обязаны передать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, по акту приема-передачи МКУ «Служба заказчика»; в случае неисполнения Флотской О.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Флотским Р.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Флотским Е.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., решения суда по освобождению жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, от личного присутствия и личных вещей, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, взыскано солидарно с Флотской О.А., Флотского Е.Р., Флотского Р.С. в пользу Администрации Петрозаводского городского округа судебную неустойку за неисполнение решения суда в размере 2000 руб. 00 коп. за каждый день неисполнения решения суда по день фактического исполнения решения суда; с Флотской О.А., Флотского Р.С., Флотского Е.Р. в доход бюджета Петрозаводского городского округа взыскана государственная пошлина в размере 300 руб. 00 коп. по 100 руб. 00 коп. с каждого; в удовлетворении встречного иска Флотской О.А., Флотского Е.Р., Флотского Р.С. к Администрации Петрозаводского городского округа о понуждении заключения договора найма служебного жилого помещения, отказано.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 24.08.2022 решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 28 апреля 2021 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 29 марта 2022 года оставлены без изменения, кассационная жалоба Флотской О.А. – без удовлетворения.
Согласно ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Вышеуказанными судебными постановлениями установлено, что квартира <адрес> находится в муниципальной собственности, постановлением Администрации Петрозаводского городского округа №1330 от 14.05.2010 отнесена к специализированному жилищному фонду.
Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа №1330 от 14.05.2010 решено предоставить Флотской О.А., работнику муниципального учреждения МУЗ «Городская поликлиника №3», на состав семьи из 3 человек, служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, на период работы в указанном медицинском учреждении.
14.05.2010 Администрацией Петрозаводского городского округа с Флотской О.А. был заключен договор найма служебного жилого помещения №12-СС вышеуказанной квартиры на время трудовых отношений с МУЗ «Городская поликлиника №3».
Согласно п.4 договора в указанное жилое помещение совместно с нанимателем вселяются члены семьи: Флотский Р.С. (супруг), Флотский Е.Р. (сын).
Согласно справке о регистрации в указанном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства и проживают по настоящее время: Флотская О.А. (с 20.05.2010); Флотский Р.С. (супруг), Флотский Е.Р. (сын) с 18.04.2011.
В соответствии с п.7 договора наниматель обязан использовать жилое помещение по назначению, соблюдать правила пользования жилым помещением, обеспечивать его сохранность и поддерживать в надлежащем состоянии, производить текущий ремонт; при обнаружении неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, немедленно принимать возможные меры к их устранению и в случае необходимости сообщать о них наймодателю или в соответствующую эксплуатационную или управляющую организацию; осуществлять пользование жилым помещением с учетом соблюдения прав и законных интересов соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.
Наймодатель на основании п. 14 договора принял на себя обязательства передать нанимателю жилое помещение пригодное для проживания, в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю коммунальных услуг.
Таким образом, договор, заключаемый между сторонами, предусматривал, что обязанность по проведению капитального ремонта, возложена на наймодателя. При этом неисправность оборудования или иного имущества в многоквартирном доме, связанная с производством капитального ремонта, по условиям договора носит заявительный характер.
Согласно пояснениям истца Флотской О.А. в связи с тем, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, находилось в неудовлетворительном состоянии, возникла потребность в проведении капитального ремонта. В период проживания истцов в указанном жилом помещении за счет истцов были выполнены следующие работы: произведена полная замена оконных конструкций всех окон, в том числе балконная дверь, выполнены ремонтно-строительные работы по восстановлению стен, трех печек, демонтаж пола, покрытие черного пола, утепление пола, демонтаж внутренних стен, выравнивание стен, протягивание электропроводки по всей квартире с установкой светильных приборов, для производства указанных ремонтных работ были приобретены строительные материалы. Общая сумма приобретенных строительных материалов согласно сохранившимся чекам составила 206375,80 руб. (1092,50 руб. + 44341,30 руб. +19970 руб. + 13832 руб. + 670 руб. + 4943 руб. + 17670 руб. + 9576 руб. + 22137 руб. + 359 руб. + 4363 руб. + 3988 руб. + 3461 руб. + 36567 руб. + 23406 руб.).
Согласно пояснений истца в судебном заседании, из расчета общей суммы затрат на приобретение строительных материалов в размере 206375,80 руб. подлежит вычитанию сумма 2196 руб. (стремянка (товарный чек от 03.09.2020 на общую сумму 19970 руб.), сумма 39 руб. (жевательная резинка (чек от 31.01.2019 на общую сумму 670 руб.).
Итого общая сумма составит: 206375,80 руб. - 2196 руб. – 39 руб. = 204140,80 руб.
11.01.2011 между Флотским Р.С. (супруг истца) и Батовым А.В. был заключен договор подряда на выполнение работ по ремонту спорной квартиры.
Согласно п.1.2 договора в рамках указанного договора подрядчик обязуется выполнить следующие виды работ: вывоз строительного мусора перед началом работы, демонтаж несущих стен, установка четырех окон в квартире и балконной двери, установка двери входной, демонтаж трех печек, установка трех печек «Казанка», демонтаж пола, покрытие черного пола, утепление пола, демонтаж внутренних стен, выравнивание стен, протягивание электропроводки по всей квартире с установкой светильных приборов.
Стоимость работ, выполняемых по договору (п.1.2 договора) составила 402000 руб. Денежные средства по оплате работ выполнены заказчиком в полном объеме, о чем свидетельствует подпись подрядчика в договоре.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истцы полагают, что ответчик Администрация Петрозаводского городского округа обязана компенсировать им стоимость затрат на ремонтные работы, выполненные ими в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: г. Петрозаводск, ул. Сулажгорского кирпичного завода, д. 7 «а», кв. 4, в целях его приведения в состояние, пригодное для комфортного проживания, указанные убытки понесены истцами в связи с ненадлежащим исполнением Администрацией как наймодателем обязанности по проведению капитального ремонта жилого помещения.
На основании статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье правонарушение, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По смыслу указанной нормы лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт причинения убытков, противоправное поведение лица, действиями (бездействием) которого причинены убытки, причинную связь между указанными действиями (бездействием) и убытками, размер убытков, а также принятие мер по разумному уменьшению размера понесенных убытков.
В силу части 1 статьи 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
В силу части 5 статьи 100 ЖК РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Статьей 210 ГК РФ закреплено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
В соответствии с п. 2 ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
В силу ст. 676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении (пункт 2).
Из совокупности приведенных норм законодательства следует, что договор социального найма должен быть заключен в отношении жилого помещения, которое отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам. Проживающие в таком жилом помещении граждане должны иметь возможность для удовлетворения бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием.
В силу ст. 66 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма, не исполняющий обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, несет ответственность, предусмотренную законодательством.
При неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем жилого помещения по договору социального найма обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме и устройств, находящихся в жилом помещении и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, наниматель по своему выбору вправе потребовать уменьшение платы за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме, либо возмещение своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, либо возмещение убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателя.
В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан, в том числе проводить текущий ремонт жилого помещения.
Понятие текущего и капитального ремонтов содержится в Ведомственных строительных нормах ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденных приказом Госкомархитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. №312 (далее - ВСН 58-88 (р).
В соответствии со ст. 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно п. 4.5 ВСН 58-88 (р) текущий ремонт жилых и подсобных помещений квартир должен выполняться нанимателями этих помещений за свой счет на условиях и в порядке, определяемых законодательством союзных республик. Перечень работ по ремонту квартир, выполняемых нанимателями за свой счет, приведен в рекомендуемом Приложении 8, к ним относятся: замена оконных, дверных и печных приборов, вставка стекол, замена дверных полотен, отделка помещений с целью благоустройства квартиры, ремонт или смена электропроводки от ввода в квартиру, смена электроприборов и т.п., работы по улучшению отделки квартир, замена и ремонт покрытий полов.
Согласно п. 5.1 ВСН 58-88 (р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории. Перечень дополнительных работ, производимых при капитальном ремонте, приведен в рекомендуемом Приложении 9.
Подробный перечень работ содержится в абз.2,3 пп «е» п.4 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 №315. А именно, к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения). Если выполнение указанных работ вызвано неисправностью отдельных конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме или оборудования в нем либо связано с производством капитального ремонта дома, то они производятся за счет наймодателя организацией, предложенной им.
Согласно п.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.02.2003 №170 при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления.
Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в к указанным Правилам, к таким работам, в том числе относится модернизация жилых зданий при их капитальном ремонте (перепланировка с учетом разукрупнения многокомнатных квартир; устройства дополнительных кухонь и санитарных узлов, расширения жилой площади за счет вспомогательных помещений, улучшения инсоляции жилых помещений, ликвидации темных кухонь и входов в квартиры через кухни с устройством, при необходимости, встроенных или пристроенных помещений для лестничных клеток, санитарных узлов или кухонь); замена печного отопления центральным с устройством котельных, теплопроводов и тепловых пунктов; крышных и иных автономных источников теплоснабжения; переоборудование печей для сжигания в них газа или угля; оборудование системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения с присоединением к существующим магистральным сетям при расстоянии от ввода до точки подключения к магистралям до 150 м, устройством газоходов, водоподкачек, бойлерных; полная замена существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения (в т.ч. с обязательным применением модернизированных отопительных приборов и трубопроводов из пластика, металлопластика и т.д. и запретом на установку стальных труб); установка бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов; устройство лифтов, мусоропроводов, систем пневматического мусороудаления в домах с отметкой лестничной площадки верхнего этажа 15 м и выше; перевод существующей сети электроснабжения на повышенное напряжение; ремонт телевизионных антенн коллективного пользования, подключение к телефонной и радиотрансляционной сети; установка домофонов, электрических замков, устройство систем противопожарной автоматики и дымоудаления; автоматизация и диспетчеризация лифтов, отопительных котельных, тепловых сетей, инженерного оборудования; благоустройство дворовых территорий (замощение, асфальтирование, озеленение, устройство ограждений, дровяных сараев, оборудование детских и хозяйственно-бытовых площадок). Ремонт крыш, фасадов, стыков полносборных зданий до 50%; утепление жилых зданий (работы по улучшению теплозащитных свойств ограждающих конструкций, устройство оконных заполнений с тройным остеклением, устройство наружных тамбуров).
Из содержания п.5 Приложения №7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Правительства Госстроя РФ от 27.02.2003 №170 следует, что к текущему ремонту относятся работы: по смене и восстановлению отдельных элементов оконных и дверных (приборов) и заполнений; стены и фасады: герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов; смена участков обшивки деревянных стен, ремонт и окраска фасадов; перекрытия: частичная смена отдельных элементов; заделка швов и трещин; укрепление и окраска; межквартирные перегородки: усиление, смена, заделка отдельных участков; полы: замена, восстановление отдельных участков; печи и очаги: работы по устранению неисправностей; внутренняя отделка: восстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах, технических помещений, в других общедомовых вспомогательных помещениях и служебных квартирах; электроснабжение и электротехнические устройства: установка, замена и восстановление работоспособности электроснабжения здания, за исключением внутриквартирных устройств и приборов, кроме электроплит.
Согласно ч.3 ст.15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Такой порядок установлен «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47.
Пунктом 7 Положения предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также иных жилых помещений в случаях, установленных настоящим Положением. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 47 Положения предусмотрено, что по результатам работы комиссия принимает решение, в том числе о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями.
Пунктом 49 указанного Положения предусмотрено, что на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Из вышеперечисленных норм права следует, что вопрос о проведении капитального ремонта может быть инициирован как собственником, так и нанимателем жилого помещения, а оценка определения соответствия жилого помещения предъявляемым требованиям входит в компетенцию специальной комиссии. При этом, имеющаяся у собственника жилья обязанность к проведению капитального ремонта, корреспондируется с его правом на участие в определении нуждаемости в проведении ремонта, выборе исполнителя работ и материалов, которыми они будут осуществляться.
Исходя из вышеизложенного юридически значимыми по делу обстоятельствами являются установление соответствия состояния спорной квартиры требованиям законодательства, было ли обусловлено осуществление ремонтных работ истцом неисполнением наймодателем своей обязанности по капитальному ремонту жилого помещения, а также относятся ли проведенные истцом работы к капитальному ремонту жилого помещения и не имелось ли иных способов устранения выявленных недостатков.
Из пояснений истца Флотской О.А. в судебном заседании следует, что перед вселением в спорное жилое помещение, ею был осуществлен осмотр квартиры.
Указанное подтверждается представленным в материалы дела направлением на осмотр служебного жилого помещения, из которого следует, что направление и ключи Флотская О.А. получила, каких-либо замечаний не высказала.
До принятия решения о самостоятельном проведении ремонта истцы не обращались к ответчику с требованием об обследовании предоставленного им в пользование жилого помещения на предмет пригодности жилого помещения для проживания, о проведении капитального ремонта жилого помещения.
Представленные в материалы дела фотографии не могут достоверно свидетельствовать о необходимости проведения заявленных истцами видов ремонтных работ как работ капитального характера и невозможности проведения их текущего ремонта.
Доводы истца о длительном непроведении капитального ремонта жилого помещения в целом наймодателем сами по себе оснований для вывода о необходимости капитального ремонта не содержат.
Из представленных сведений Администрации Петрозаводского городского округа по адресу: <адрес>, на декабрь 2016 года определены следующие виды работ: утепление и ремонт фасада, ремонт фундамента, установка любых коллективных (общедомовых) приборов учета, ремонт крыши и подвальных помещений, ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд полагает недоказанным предоставление истцу ответчиком жилого помещения в состоянии, требующем капитального ремонта, с оконными и дверными блоками, стенами и полом, электропроводкой, находящимися в неисправном состоянии и требующим капитального ремонта либо замены, равно как и не представлено доказательств невозможности устранения выявленных истцом недостатков жилого помещения иными, более целесообразными способами, в связи с чем приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истцов о взыскании с Администрации Петрозаводского городского округа в их пользу денежных средств в счет возмещения расходов по ремонту жилого помещения в размере 608375,80 руб. (206375,80 руб. + 402000 руб.).
Ответчиком заявлено о попуске истцом срока исковой давности и ходатайство о применении последствий пропуска данного срока.
Статьей 196 ГК РФ установлен общий срок исковой давности продолжительностью три года.
В силу п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Исходя из п.1 ст.204 ГК РФ срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права.
С настоящим иском истцы обратились в суд 18.01.2024. Указанные истцами в иске работы проведены в период с 2010 по 2019 годы. Таким образом, срок исковой давности по данному требованию истцами пропущен.
Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй п. 2 ст. 199 ГК РФ).
Кроме того, истцом Флотской О.А. заявлено требование о взыскании с ГУП РК ГРЦ «Недвижимость» как неосновательного обогащения расходов по оплате и оформлению документов в ГУП РК ГРЦ «Недвижимость» в размере 10428 руб. (3212 руб. + 1941 руб. + 2600 руб. + 2675 руб.),
Указанные расходы истца подтверждены документально и связаны с оформлением документов по приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Материалами дела установлено, что 27.12.2019 Флотская О.А. обратилась в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о приватизации квартиры по адресу: <адрес>.
Письмом от 15.01.2020 №3.2-14-2128 истцу рекомендовано обратиться с заявлением в ГУП РК РГЦ «Недвижимость».
03.02.2020 Флотская О.А. обратилась в ГУП РК РГЦ «Недвижимость» с заявкой №976 на выполнение работ по изготовлению проекта перепланировки жилого помещения.
28.07.2020 в ГУП РК РГЦ «Недвижимость» от Флотской О.А. поступила заявка №5463 на выполнение работ по изготовлению технического плана на жилое помещение в электронном виде.
Указанные работы были выполнены ГУП РК РГЦ «Недвижимость», что подтверждается реестром выдачи документов от 25.03.2020 по заявке №976 и 30.09.2020 по заявке №5364, а также актом выполненных работ к договору оказания услуг от 28.07.2020.
В последующем истец обратилась к ответчику с заявлением о приватизации квартиры, однако письмом от 10.08.2020 №3.2-15-3042 ответчиком отказано в приватизации жилого помещения ввиду того, что служебные жилые помещения не подлежат приватизации.
Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Положения о неосновательном обогащении подлежат применению к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством (ст. 1103 ГК РФ).
По смыслу вышеприведенных норм права, неосновательным обогащением следует считать не то, что исполнено в силу обязательства, а лишь то, что получено стороной в связи с этим обязательством и явно выходит за рамки его содержания.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что Флотская О.А. произвела оплату услуг ГУП РК РГЦ «Недвижимость» в счет исполнения обязательств по заключенному между сторонами договору оказания услуг, а факт отказа Администрации Петрозаводского городского округа в приватизации спорного жилого помещения не порождает возникновение на стороне ответчика ГУП РК РГЦ «Недвижимость» неосновательного обогащения, суд приходит к выводу от отказе в удовлетворении требований о взыскании денежной суммы в размере 10428 руб. с указанного ответчика.
Из пояснений представителя истца в судебном заседании следует, что денежная сумма в размере 10428 руб. является, в том числе убытками и подлежит взысканию с надлежащего ответчика в пользу истца Флотской О.А.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно статье 4 названного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Таким образом, по общему правилу служебные жилые помещения приватизации не подлежат.
На основании изложенного, исходя из установленного факта того, что спорное жилое помещение является муниципальной собственностью, отнесено к служебным жилым помещениям специализированного жилищного фонда, а также из того, что Администрация Петрозаводского городского округа своего согласия на приватизацию служебного жилого помещения не давала, что и послужило основанием отказа Флотской О.А. в заключении договора на передачу спорного жилого помещения в собственность, суд приходит к выводу, что заявленные требования к ГУП РК РГЦ «Недвижимость», Администрации Петрозаводского городского округа удовлетворению не подлежат, поскольку вины указанных ответчиков в причинении убытков истцу не имеется.
Представленное истцом в материалы дела решение №218 от 23.07.2020 о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, с учетом положений п.7 договора найма служебного жилого помещения, не допускающего самовольное переустройство или перепланировку жилого помещения, не является безусловным основанием для принятия Администрацией Петрозаводского городского округа решения о приватизации спорного жилого помещения с учетом его статуса.
На основании изложенного правовых оснований для удовлетворения требований истца в полном объеме не имеется.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку оснований для удовлетворения иска суд не усматривает, суд полагает не подлежащими возмещению истцам расходы по оплате государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 23.08.2024.