Решение по делу № 2-828/2022 от 26.01.2022

УИД 29RS0-69

Дело ДД.ММ.ГГГГ

                    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Соломбальский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего по делу судьи Анисимовой Т.А.,

при секретаре судебного заседания ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть Федеральной службы исполнения наказаний», Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании денежной компенсации морального вреда,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть Федеральной службы исполнения наказаний» о взыскании денежной компенсации морального вреда в сумме 20 000 рублей. В обоснование требований указано, что при этапировании истца из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по <адрес> в ИВС ОМВД России по <адрес> УМВД России по <адрес> и нахождении в камере ИВС ОМВД России по <адрес> в период с 29 мая по ДД.ММ.ГГГГ допущено нарушение его прав при организации содержания, а именно – не оказана медицинская помощь в виде необеспечении жизненно важными препаратами, как лицу, страдающему таким заболеванием, как <данные изъяты>, что причинило ему моральный вред в виде физических страданий.

В качестве соответчика по делу привлечена Федеральная служба исполнения наказаний России (далее также - ФСИН России).

В судебном заседании истец ФИО1 (участвовал посредством видео-конференц-связи) на удовлетворении иска настаивал, просил требования удовлетворить.

Представитель ответчиков ФСИН России, ФКУЗ «Медико-санитарная часть Федеральной службы исполнения наказаний», представитель третьего лица УФСИН России по <адрес> ФИО4, действующая на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать. Пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ на период следования и нахождения в ИВС ОМВД России по <адрес> истец был обеспечен препаратом «<данные изъяты>

В судебное заседание не явились представители третьих лиц: УМВД России по <адрес>, ОМВД России по <адрес> УМВД России по <адрес>, ИВС ОМВД России по <адрес> УМВД России по <адрес>, ГБУЗ <адрес> "Онежская центральная районная больница", ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по <адрес>. По определению суда дело рассмотрено при данной явке, в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч.1 ст.17 Конституции Российской Федерации).

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст.17 Конституции Российской Федерации).

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).

К числу основных прав человека Конституцией Российской Федерации отнесены в том числе право на жизнь (ст. 20 Конституции Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Охрана здоровья граждан - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (пункт 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В ст.4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи (п.п. 1, 2, 5 - 7 ст.4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния (п.п. 3, 9 ст.2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В п. 21 ст.2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено, что качество медицинской помощи - это совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.1 ст. 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Критерии оценки качества медицинской помощи согласно ч.2 ст.64 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с ч.2 ст.76 этого федерального закона, и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации (ч.ч.2 и 3 ст.98 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Исходя из приведенных нормативных положений, регулирующих отношения в сфере охраны здоровья граждан, право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантируется системой закрепляемых в законе мер, включающих, в том числе, как определение принципов охраны здоровья, качества медицинской помощи, порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, так и установление ответственности медицинских организаций и медицинских работников за причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.

Основания, порядок, объем и характер возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также круг лиц, имеющих право на такое возмещение, определены главой 59 «Обязательства вследствие причинения вреда Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 1064 – 1101).

Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п. 1). Лицо, причинившие вред, освобождается от его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда (п. 2).

Установленная ст. 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья (например, факт причинения вреда в результате дорожно-транспортного происшествия с участием ответчика), размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.

Пунктом 1 ст. 1068 ГК РФ предусмотрена обязанность юридического лица либо гражданина возместить вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Применительно к правилам, предусмотренным настоящей главой, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ (п.2 ст.1068 ГК РФ).В силу п.11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» по общему правилу, установленному п.п. 1 и 2 статьи 1064 ГК РФ, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. В случаях, специально предусмотренных законом, вред возмещается независимо от вины причинителя вреда (п. 1 ст.1070, ст.1079, п.1 ст.1095, ст.1100 ГК РФ). Обязанность по возмещению вреда может быть возложена на лиц, не являющихся причинителями вреда (ст.ст. 1069, 1070, 1073, 1074, 1079 и 1095 ГК РФ).

В соответствии с п.43 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что при наличии медицинских показаний к непрерывному приему лекарственных препаратов при перемещении лиц, заключенных под стражу, или осужденных они обеспечиваются необходимыми препаратами и медицинскими изделиями на весь период следования.

Как усматривается из материалов дела, ФИО1 находился в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по <адрес>. Согласно медицинской карты исстца. следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с жалобами на периодические головные боли, осмотрен терапевтом, диагноз: <данные изъяты> назначены препараты <данные изъяты>

В период с 29 мая по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 этапирован из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по <адрес> в ИВС ОМВД России по <адрес> УМВД России по <адрес> для производства следственных действий.

При содержании истца в ИВС ОМВД России по <адрес> УМВД России по <адрес>, без приема необходимых препаратов, состояние ФИО5 ухудшилось, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ истцу была вызвана бригада скорой медицинской помощи.

Суд не принимает во внимание довод представителя ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России относительно того, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был обеспечен необходимыми препаратами в достаточном количестве на период этапирования и нахождения в ИВС ОМВД России по <адрес> УМВД России по <адрес>. Как усматривается из путевого журнала (л.д.66-67) ФИО1 этапирован из <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, сведения, содержащиеся в его медицинской карте о выдаче ДД.ММ.ГГГГ конвою необходимых медицинских препаратов для истца являются недостоверными.

В силу положений ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц (ст.ст.1069, 1070 ГК РФ) возложено на Минфин России и осуществляется за счет казны Российской Федерации (п. 1 ст. 242.2 БК РФ).

Субъектом, обязанным возместить вред по правилам ст. 1069 ГК РФ, и, соответственно, ответчиком по указанным искам является Российская Федерация, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности тех государственных органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред (п. 3 ст.125 ГК РФ, ст. 6, подп. 1 п. 3 ст. 158 БК РФ).

При удовлетворении иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1069 ГК РФ, в резолютивной части решения суд указывает на взыскание вреда с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств за счет казны Российской Федерации.

В соответствии с п.6 ст. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

С учетом изложенного, компенсация морального вреда подлежит взысканию с Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны Российской Федерации.

При определении размера компенсации морального ввреда, суд руководствуется следующим.

На основании ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и ст. 151 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 ст. 150 ГК РФ определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с ч. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (ст. 1101 ГК РФ).

Суд полагает, что неоказание медицинской помощи истцу со стороны врача Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть Федеральной службы исполнения наказаний» при ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по <адрес> на период его этапирования и нахождения в ИВС ОМВД России по <адрес> УМВД России по <адрес>, причинило ФИО1 нравственные страдания, оставило под угрозу его здоровье.

Судом в качестве свидетеля опрошен свидетель Свидетель №1, содержавшийся одновременно с ФИО1 в ИВС ОМВД РФ по <адрес>. Свидетель пояснил, что содержался в ИВС ОМВД РФ по <адрес> в одной камере с истцом, за время их совместного нахождения в камере, истец выглядел бледным, тяжело дышал, чувствовал себя плохо, на его просьбы выдать лекарства сотрудники изолятора сообщили, что препаратов у них нет, предложили вызвать бригаду скорой медицинской помощи.

Суд принимает показания свидетеля, поскольку указанное лицо, предупреждено в установленном законом порядке об уголовной ответственности, его заинтересованность в исходе дела не установлена.

Как следует из материалов дела, между ОМВД по <адрес> и ГБУЗ АО «Онежская центральная районная больница» заключен государственный контракт по оказанию услуг по медицинскому осмотру врачом лиц, содержащихся в ИВС ОМВД России по <адрес> для государственных нужд от ДД.ММ.ГГГГ, однако согласно письму из ГБУЗ АО «Онежская центральная районная больница от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками больницы не осматривался, бригада скорой медицинской помощи для него не вызывалась.

Таким образом, факт оказания истцу медицинской помощи по лечению в период с 29 мая по ДД.ММ.ГГГГ не в полном объеме подтверждается материалами дела, указанное свидетельствует о нарушении права ФИО1 на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленное в ст. 41 (ч.1) Конституции Российской Федерации, а также в ст.ст.18 и 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Иного ответчиками не доказано.

Учитывая, что истец, имея такое заболевание, как <данные изъяты> сопровождающееся высоким артериальным давлением, вынужден был находиться 11 дней без необходимых лекарственных препаратов, с учетом требований разумности и справедливости, степени вины причинителя вреда, суд полагает разумной, справедливой компенсацию морального вреда в размере 11 000 рублей.

На основании изложенного исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО1 к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть Федеральной службы исполнения наказаний», Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании денежной компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО1 в возмещение морального вреда 11 000 (Одиннадцать тысяч) рублей 00 копеек.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть Федеральной службы исполнения наказаний» о взыскании компенсации морального вреда отказать.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд <адрес>.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Т.А. Анисимова

2-828/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Жаринов Павел Сергеевич
Ответчики
ФКУЗ "МСЧ № 29"
Федеральная служба исполнения наказаний
Другие
ОМВД России по Онежскому району
УФСИН России по АО
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области
ИВС по Онежскому району
ГБУЗ Архангельской области "Онежская центральная районная больница"
УМВД России по Архангельской области
Суд
Соломбальский районный суд г. Архангельск
Судья
Анисимова Татьяна Александровна
Дело на сайте суда
solombsud.arh.sudrf.ru
26.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.01.2022Передача материалов судье
26.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.01.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
02.03.2022Предварительное судебное заседание
01.04.2022Судебное заседание
12.04.2022Судебное заседание
06.05.2022Судебное заседание
02.06.2022Судебное заседание
24.06.2022Судебное заседание
28.07.2022Судебное заседание
01.08.2022Судебное заседание
03.08.2022Судебное заседание
18.08.2022Судебное заседание
25.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее