Дело № 2-1249/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Медведево 02 октября 2018 года
Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Гавриловой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Саутовой К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Виногорова Ш.З. к администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Виногоров Ш.З. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормами жилищного законодательства, взыскании расходов по оплате услуг представителя в размере 15 000 руб., нотариальных расходов в размере 800 руб.
В обоснование иска указано, что истец относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать –ФИО5, <...> года <данные изъяты>, местонахождения отца – ФИО3, не установлено. Решением Министерства образования и науки Республики Марий Эл истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и подлежит обеспечению специализированным жилым помещением, поскольку на основании акта от <...> года № ... комиссией установлен факт невозможности проживания Виногорова Ш.З. в занимаемом им жилом помещении по адресу: ... .... До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.
Истец Виногоров Ш.З. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца по доверенности Перминов Н.В. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил обязать ответчика предоставить истцу жилое помещение в срок до 01 апреля 2019 года.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл по доверенности Абрамова В.В. пояснила, что администрация не оспаривает, что истец относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, включен в список детей-сирот, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, жилое помещение может быть предоставлено истцу в 2019 году, поскольку в бюджете Республики Марий Эл заложены денежные средства на приобретение квартир для детей-сирот по решениям суда от 2017 года.
Представитель третьего лица Министерства образования и науки Республики Марий Эл в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен.
В соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд с учетом мнения лиц, участвующих в рассмотрении дела, считает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
На основании ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01 января 2013 года).
В силу ч.ч. 1, 4 ст. 1 Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года № 79-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - специализированное жилое помещение) имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным. Право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 3 указанного закона жилые помещения детям-сиротам предоставляются по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта Республики Марий Эл. В случае невозможности выполнения данного требования, то с согласия ребенка-сироты жилое помещение может быть предоставлено в другом населенном пункте.
Согласно ст. 1, 2 Закона Республики Марий Эл от 28 апреля 2014 года № 13-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Марий Эл по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» Республика Марий Эл передает администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» для осуществления отдельные государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (далее - отдельные государственные полномочия).
Из анализа вышеприведенного правового регулирования следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием органа местного самоуправления и возлагается на исполнительные органы местного самоуправления, в данном случае на администрацию муниципального образования «Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл.
Судом установлено, что мать истца ФИО5, решением Медведевского районного суда от <...> года <данные изъяты>, отцовство в законном порядке не установлено. За истцом закреплено жилое помещение по адресу: .... в котором согласно акту от <...> года № ... проживание истца невозможно, другого жилого помещения не имеется.
Решением Министерства образования и науки Республики Марий Эл от <...> года № ... Виногоров Ш.З. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и подлежит обеспечению специализированным жилым помещением.
До настоящего времени истцу, относящемуся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение не предоставлено.
Согласно п.п.3 п.2 ст. 1 Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года № 79-З «Об обеспечении жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» проживание в помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам социального найма, признается невозможным, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.
Тем самым необеспечение Виногорова Ш.З. до настоящего времени жилой площадью нарушает его права, предусмотренные действующим законодательством, как лица, оставшегося без попечения родителей.
Отсутствие свободных специализированных жилых помещений, а также материальных и финансовых ресурсов на выполнение администрацией соответствующих государственных полномочий не должно влиять на гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.
В силу п.7 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
На основании ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
При указанных обстоятельствах, на основании вышеприведенных норм федерального законодательства и законодательства Республики Марий Эл, учитывая, что на сегодняшний день истец не обеспечен жилым помещением, иного жилого помещения, занимаемого на основании договора социального найма или на праве собственности, он не имеет, что подтверждается материалами дела, доказательств обратного ответчиком не представлено, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и их удовлетворению.
В силу положений части 2 статьи 206 ГПК РФ, определяющей, что в случае, если действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, в решении устанавливается срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Истцом заявлен срок предоставления жилого помещения до 01 апреля 2019 года. Суд считает, что предоставление данного срока будет разумным для исполнения решения суда. Доказательств иного суду не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ.
При подаче иска истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, которая в силу положений вышеприведенных правовых норм относится к судебным расходам и подлежит взысканию с ответчика.
Расходы на оформление доверенности представителя могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу (п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1).
Расходы на оформление доверенности от 12 июля 2018 года (л.д.31) судом не признаются судебными издержками, поскольку из ее содержания не усматривается, что такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле.
Статьей 100 ГПК РФ установлено, что суд присуждает расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
По смыслу данной нормы разумность расходов на оплату услуг представителя определяется судом, исходя из совокупности критериев, к которым относятся характер спора, сложность дела, соразмерность уплаченных истцом за оказанные услуги денежных средств объему выполненной его представителем по делу работы.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле.
Установление размера и порядка оплаты услуг представителя относится к сфере усмотрения доверителя и поверенного и определяется договором. Суд не вправе вмешиваться в эту сферу, однако может ограничить взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов сумму, если сочтет ее чрезмерной с учетом конкретных обстоятельств, используя в качестве критерия разумность понесенных расходов.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
Из материалов данного дела следует, что интересы Виногорова Ш.З. при рассмотрении дела представлял Перминов Н.В., действующий на основании доверенности, а также договора на оказание юридических услуг от 12 июля 2018 года. Представителем было подготовлено исковое заявление в суд, осуществлено представительство интересов истца в судебном заседании 02 октября 2018 года.
Стоимость оказанных услуг составила 15 000 руб., которые оплачены истцом. В подтверждение понесенных расходов на оплату услуг представителя суду представлены акт приема-передачи выполненных работ и расписка (л.д.33-34).
С учетом установленных обстоятельств, основываясь на положениях ст. ст. 98, 100 ГПК РФ, а также, принимая во внимание объем и характер услуг, оказанных представителем в рамках гражданского дела, категорию и сложность рассмотренного дела, длительность его рассмотрения, ценность прав, защищенных в результате действий представителя, учитывая требования разумности и справедливости, суд полагает необходимым снизить сумму подлежащих взысканию расходов по оплате услуг представителя до 3 000 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Виногорова Ш.З. к администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, судебных расходов удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования «Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл предоставить Виногорову Ш.З. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормами жилищного законодательства в срок до 01 апреля 2019 года.
Взыскать с администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл в пользу Виногорова Ш.З. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 3 000 рублей.
В остальной части в удовлетворении требований Виногорова Ш.З. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Т.Н. Гаврилова
Мотивированное решение составлено 08 октября 2018 года