Дело № 2-109/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«25» мая 2017 г. с. Романово
Романовский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Блем А.А.,
при секретаре Колесниковой С.Ю.,
с участием помощника прокурора Романовского района Коновалова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Романовского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к СПК (коопхоз) «Гуселетовский» о признании незаконными бездействия и возложении обязанности об устранении нарушений природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Романовского района Алтайского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к СПК (коопхоз) «Гуселетовский» о возложении обязанности устранения нарушений природоохранного законодательства. В обоснование требований указано, что прокуратурой Романовского района проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства на территории Гуселетовского сельсовета Романовского района Алтайского края. В ходе проверки установлено, что СПК (коопхоз) «Гуселетовский» осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере сельского хозяйства (растениеводство). В процессе осуществления деятельности СПК (коопхоз) «Гуселетовский» образуется ряд отходов: <данные изъяты>, относящиеся к III - IV классам опасности. Однако, в нарушение требований ст.ст. 11, 14, 15, 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» у СПК (коопхоз) «Гуселетовский» не разработаны паспорта на опасные отходы производства; не назначено должностное лицо, допущенное к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности; в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай не предоставлена отчетность об образовании отходов 2 ТП (отходы) за 2016 г.; не разработаны нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Просят обязать СПК (коопхоз) «Гуселетовский» устранить указанные нарушения, а именно: разработать паспорт на опасные отходы производства; назначить должностное лицо, допущенное к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности; предоставить в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов; разработать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; прекратить в процессе своей деятельности самостоятельно осуществлять сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение образующихся отходов I - IV классов опасности в отсутствие соответствующей лицензии, полигона твердых бытовых отходов. Установить срок для исполнения решения суда - до 01 сентября 2017 года.
16 мая 2017 г. прокурор Романовского района Зинков А.Г. уточнил исковые требования, просили обязать СПК (коопхоз) «Гуселетовский» разработать паспорт на опасные отходы производства, назначить должностное лицо, допущенное к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, предоставить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетентностью отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за 2016 г., прекратить в процессе своей деятельности самостоятельно осуществлять сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение образующихся отходов в отсутствие соответствующей лицензии, полигона твердых бытовых отходов в срок до 1 сентября 2017 г..
В судебном заседании истец помощник прокурора Романовского района Коновалов А.А. отказался от части исковых требований - возложить на СПК (коопхоз) «Гуселетовский» обязанность назначить должностное лицо, допущенное к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. В остальной части уточненные исковые требования поддержал в полом объеме, просил их удовлетворить.
В части отказа от исковых требований - возложить на СПК (коопхоз) «Гуселетовский» обязанность назначить должностное лицо, допущенное к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, производство по делу прекращего определением суда от 25 мая 2017 года.
Ответчик СПК (коопхоз) «Гуселетовский» в судебное заседание своего представителя не направил.
Конкурсный управляющий СПК (коопхоз) «Гуселетовский» предоставил отзыв, в котором указал, что СПК (коопхоз) «Гуселетовский» производственную деятельность не осуществляет, просит отказать в уточненных исковых требованиях.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Алтайскому краю и Республике Алтай в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени судебного заседания извещалось надлежащим образом, сообщили, что СПК (коопхоз) «Гуселетовский» отчетность об образовании отходов -2-ТП (отходы) за 2016 г. в Управление не предоставлял. Просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по утилизации отходов, подготавливают и ежегодно опубликовывают отчеты о деятельности в области охраны окружающей среды по форме и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды.
Из исследованного в судебном заседании акта прокурорской проверки от 21 апреля 2017 г. следует, что СПК (коохоз) «Гуселетовский» осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере сельского хозяйства (растениеводство), в процессе осуществления которой образуется ряд отходов, относящихся к III - IV классам опасности, в частности, такие как: отходы минеральных моторных масел от комбайнов, тракторов, иной производственной техники, остатки дизельного топлива, отстой из топливных баков, отходы смазок на основе нефтяных масел, фильтры воздушных автотранспортных средств отработанные, фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные и другие.
Данный факт подтверждается так же представленной в судебное заседание копией отчетности СПК (коопхоз) «Гуселетовский» о финансово - экономическом состоянии товаропроизводителей Агропромышленного комплекса за 2016 года. Согласно этой отчетности СПК (коопхоз) «Гуселетовский» в 2016 году имел выручку от продажи сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов её переработки, нес материальные затраты на покупку посадочного материала и семян, химических средств защиты растений, нефтепродуктов, дизельного топлива, бензина. Кроме того, в 2016 году СПК (коопхоз) «Гуселетовский» была произведена (посеяна и убрана) продукция сельскохозяйственных культур, была реализована собственная продукция растениеводства - пшеница, подсолнечник. При производстве продукции животноводства имелись затраты на нефтепродукты.
Из информации Управлением сельского хозяйства и продовольствия Администрации Романовского района Алтайского края от 24 мая 2017 года № следует, что на основании ежемесячного отчета на 01 мая 2017 года в СПК (коопхоз) «Гуселетовский» имеется в наличии крупного рогатого скота <данные изъяты> голов. Согласно Сводке, заверенной Управлением сельского хозяйства и продовольствия Администрации Романовского района Алтайского края, представленной истцом в судебное заседание, по состоянию на 24 мая 2017 года СПК (коопхоз) «Гуселетовский» имеет валовый надой молока <данные изъяты>, при этом, закуп молока у населения отсутствует.
В связи с изложенным, довод ответчика о том, что им хозяйственная деятельность не ведется, изложенный в отзыве на исковое заявление, не принимается судом во внимание.
Представленный договор о передаче имущества на ответственное хранение, заключенный с <данные изъяты> <данные изъяты>, не может являться доказательством отсутствия хозяйственной деятельности СПК (коопхоз) «Гуселетовский» в 2016 году и не свидетельствует об отсутствии такой деятельности в 2017 году до момента заключения договора. Кроме того, в договоре не указан конкретный срок, на который он заключен, указано - до востребования поклажедателем либо до завершения конкурсного производства. Не ясно всё ли имущество было сдано СПК (коопхоз) «Гуселетовский» на хранение с правом использования, либо только его часть. В связи с чем, представленный договор, по мнению суда, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 утвержден «Федеральный классификационный каталог отходов».
Приказом Минприроды России от 04.12.2014 №536 утверждены «Критерии отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду».
В соответствии с указанными нормативными актами, указанные в исковом заявлении отходы, образующиеся в производстве деятельности СПК (коопхоз) «Гуселетовский», относятся к отходам III - IV класса опасности; навоз крупного рогатого скота свежий и перепревший относятся к IV-V классам опасности.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом, в силу положений ст. 16 указанного Закона наличие паспорта отходов является обязательным условием для их транспортирования.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, и подтверждается объяснением арбитражного управляющего Соколова С.А., что в СПК «Гуселетовский» отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности не осуществляется, паспорта отходов I - IV классов опасности не составлены.
Поскольку указанное бездействие СПК (коопхоз) «Гуселетовский» нарушает положения ст.ст. 14, 16 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления», исковые требования о возложении на СПК (коопхоз) «Гуселетовский» обязанности разработать паспорт на опасные отходы производства, - подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 7, 8 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления», субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
В соответствии со ст. 4 Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 указанного Закона, сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с настоящей статьей.
Как следует из сведений, представленным истцом в судебном заседании, СПК (коопхоз) «Гуселетовский» занесен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с 01 августа 2016 года.
Однако, в нарушение положений ч. 7, 8 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления»ответчиком СПК (коопхоз) «Гуселетовский»в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке не предоставлена отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за 2016 год.
Данное обстоятельство подтверждается сообщением Росприроднадзора от 16 мая 2017 года и не оспаривается ответчиком в судебном заседании.
В связи с изложенным, исковые требования о возложении на СПК (коопхоз) «Гуселетовский» обязанности представить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов за 2016 год, - так же подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, - подлежит лицензированию.
В соответствии с п. 3 ст. 3 указанного Закона, лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Из акта прокурорской проверки от 21 апреля 2017 года следует, что у СПК (коопхоз) «Гуселетовский» отсутствует лицензия на вид деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, отсутствует и договор на осуществление такой деятельности с какой-либо организацией, имеющей лицензию.
Заключение прокурорской проверки не опровергнуто конкурсным управляющим Соколовым С.А. ни в объяснении от 21 апреля 2017 года, ни в отзыве на исковое заявление.
В связи с чем, исковые требования о возложении на СПК (коопхоз) «Гуселетовский» обязанности прекратить в процессе своей деятельности самостоятельно осуществлять сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение образующихся отходов I - IV классов опасности в отсутствие соответствующей лицензии, полигона твердых бытовых отходов, - подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Истец просит обязать ответчика устранить нарушения законодательства в срок до 01 сентября 2017 года. Суд находит указанный срок достаточным и разумным для исполнения решения суда ответчиком, доказательств в подтверждение наличия обстоятельств, в силу которых оно не может быть исполнено в данный срок, суду не представлено.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> рублей, от уплаты которой истец был освобожден.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Романовского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к СПК (коопхоз) «Гуселетовский» о признании незаконными бездействия и возложении обязанности об устранении нарушений природоохранного законодательства удовлетворить.
Обязать СПК (коопхоз) «Гуселетовский» разработать паспорт на опасные отходы производства, предоставить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов за 2016 год, прекратить в процессе своей деятельности самостоятельно осуществлять сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение образующихся отходов I - IV классов опасности в отсутствие соответствующей лицензии, полигона твердых бытовых отходов.
Установить срок исполнения решения суда СПК (коопхоз) «Гуселетовский» - до 01 сентября 2017 года.
Взыскать с СПК (коопхоз) «Гуселетовский» государственную пошлину в доход местного бюджета муниципального образования «Романовский район Алтайского края» в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Романовский районный суд Алтайского края.
Судья А.А. Блем