Судья Давиденко С.А. УИД 38RS0015-01-2024-000023-62
Судья-докладчик Коваленко В.В. № 33-6633/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 июля 2024 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Коваленко В.В.,
судей Алферьевской С.А., Сальниковой Н.А.,
при секретаре Макаровой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-20/2024 по иску прокурора Мамско-Чуйского района в интересах Белявцева Александра Викторовича к областному государственному бюджетному учреждению «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Мамско-Чуйскому району» о признании незаконным решения о снятии с учета в очереди на получение жилищной субсидии, понуждении восстановить в данной очереди
по апелляционной жалобе областного государственного бюджетного учреждения «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Мамско-Чуйскому району»,
апелляционной жалобе министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
на решение Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 16 апреля 2024 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Мамско-Чуйского района обратился в суд с иском в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах Белявцева А.В. к областному государственному бюджетному учреждению «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Мамско-Чуйскому району» (далее по тексту – ОГБУ «УСЗСОН по Мамско-Чуйскому району»), в обоснование требований указал, что при рассмотрении обращения Белявцева А.В. в прокуратуру района по факту незаконного снятия с учета и исключения из очереди на получение жилищной субсидии, как гражданина, выезжающего из района, приравненного к району Крайнего Севера, установлено, что решением ОГБУ «УСЗСОН по Мамско-Чуйскому району» от 3 августа 2022 г. № 94, Белявцев А.В. снят с учета на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из района, приравненного к району Крайнего Севера, на основании подпункта «и» пункта 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» - утраты оснований, дающих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, в связи с предоставлением Белявцеву А.В. социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области в соответствии с законом Иркутской области от 9 июля 2015 г. № 68-оз «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, проживающих в поселке Горно-Чуйский Мамско-Чуйского района Иркутской области».
Прокурор полагает, что ответчиком неправильно применены нормы материального права, регулирующие отношения по получению жилищной субсидии, в связи с чем, решение от 3 августа 2022 г. № 94 ОГБУ «УСЗСОН по Мамско-Чуйскому району» не основано на законе, ввиду того, что предоставленная Белявцеву А.В. социальная выплаты на приобретение жилого помещения не относится к мерам государственной поддержки в виде предоставления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В связи с чем истец просил суд признать незаконным решение ОГБУ «УСЗСОН по Мамско-Чуйскому району» от 3 августа 2022 г. № 94 о снятии Белявцева А.В. с учета на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из района, приравненного к району Крайнего Севера; обязать ОГБУ «УСЗСОН по Мамско-Чуйскому району» восстановить Белявцева Александра Викторовича, в очереди граждан на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из района, приравненного к району Крайнего Севера, по категории «работающие», по дате подачи заявления, с 21 мая 2001 г.
Решением Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 16 апреля 2024 г. исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ОГБУ «УСЗСОН по Мамско-Чуйскому району» Первухина З.И. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы, повторяя возражения на исковые требования, настаивает на том, что Белявцевым А.В. были получены средства областного бюджета на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области и он использовал право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья как в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, так и за их пределами на территории Иркутской области, в связи с чем он утратил основание оставаться далее на учете на получение социальной выплаты из федерального бюджета и на приобретение жилья в связи с несоответствием требованиям статьи 1 Федерального закона № 125-ФЗ.
В апелляционной жалобе представитель министерства социального развития Иркутской области Попова Т.Г. ссылается на аналогичные доводы.
В письменных возражениях на доводы жалоб прокурор Мамско-Чуйского района Иркутской области Владимиров В.В. просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, признав их извещение о времени и месте рассмотрения дела надлежащим.
Заслушав доклад судьи Коваленко В.В., объяснения прокурора Кирчановой Е.А., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Как установлено судом и следует из материалов дела 21 мая 2001 г. Белявцев А.В. обратился с заявлением к главе администрации пос. Горно-Чуйского о включении его в список очередности граждан на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнею Севера и приравненных к ним местностей».
Согласно выписке из протокола № 1 от 19 апреля 2005 г. Белявцев А.В. поставлен на учет в качестве заявителя, как имеющий право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из района, приравненного к районам Крайнего Севера, на основании Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ в очередь № 5, как работающего, с 21 мая 2001 г., что отражено в списке граждан Мамско-Чуйского района Иркутской области, имеющих право на получение жилищных субсидий по категории «работающие», по состоянию на 1 февраля 2005 г., где под номером 344 значится Белявцев А.В.
Приказом Управления департамента социальной защиты населения по Мамско-Чуйскому району от 27 июня 2007 г. № 162 Белявцев А.В. признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Сведения о нахождении Белявцева А.В. на учете лиц имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, также имеются в Списке данных граждан по категории «работающих», по состоянию на 1 января 2021 г. и 1 января 2022 г., где Белявцев А.В. указан под номером 934 и 823 соответственно, по дате подачи заявления 21 мая 2001 г.
Согласно сведениям, содержащихся в Выписках из ЕГРН № КУВИ-001/2022-113200966 от 7 июля 2022 г., № КУВИ-001/2024-28117026 от 29 января 2024 г., договоре купли-продажи от 22 июня 2016 г., Белявцев А.В. приобрел жилое помещение в пос. Мама Мамско-Чуйского района Иркутской области.
Приказом ОГБУ «УСЗСОН по Мамско-Чуйскому району» от 3 августа 2022 г. № 94 Белявцев А.В. снят с учета на получение жилищной субсидии, в соответствии с подпунктом «и» пункта 21 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. № 879 (утрата оснований, дающих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, в соответствии со статьей 1 Федерального Закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»), согласно протоколу № 22 от 3 августа 2022 г.
Письмом от 4 августа 2022 г. № 281 ОГБУ «УСЗСОН по Мамско-Чуйскому району» уведомило Белявцева А.В., проживающего по адресу: Иркутская область, рп. Мама, ул. Геологическая, дом 30, квартира 4, о том, что он снят с учета на получение жилищной субсидии, как не имеющий права на получение жилищной субсидии, в связи с тем, что 25 мая 2016 г. ему была предоставлена социальная выплата для приобретения жилья, в связи с предоставлением социальной выплаты для приобретения жилого помещения на территории Иркутской области согласно закону Иркутской области от 9 июля 2015 г. № 68-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержке граждан, проживающих в рабочем поселке Горно-Чуйский Мамско-Чуйского района Иркутской области».
Мамско-Чуйский район Иркутской области, согласно утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2021 г. № 1946 Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они сделаны при правильном применении норм материального права и без нарушений норм процессуального права, основаны на всесторонней оценке представленных доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, в связи с чем доводы апелляционных жалоб основанием к отмене судебного решения не являются.
Предоставление гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. №125-ФЗ.
Как следует из преамбулы и ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ его положения направлены на оказание мер социальной поддержки в жилищной сфере, в которой действуют конституционные гарантии для лиц, нуждающихся в жилье, закрепленные в ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2086-О).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом для целей настоящего Федерального закона не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признаются граждане при соблюдении, в том числе, следующих требований: гражданин, выезжающий (выехавший не ранее 1 января 1992 г.) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи не получали в установленном порядке иных предусмотренных законодательством Российской Федерации мер государственной поддержки в виде предоставления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя из:
состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или выехавшей из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г.;
норматива общей площади жилого помещения в размере тридцати трех квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноких граждан, в размере сорока двух квадратных метров общей площади жилого помещения на семью из двух человек, в размере восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при определении используемого для расчета размера жилищной субсидии норматива общей площади жилого помещения учитывается норма дополнительной жилой площади в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, значение которого определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и который действует на дату расчета жилищной субсидии;
норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При расчете размера жилищной субсидии, предоставляемой для приобретения жилых помещений, на территориях отдельных субъектов Российской Федерации применяются установленные Правительством Российской Федерации повышающие коэффициенты к нормативу стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации.
Абзацем 5 ст. 6 этого же закона предусмотрено, что в случае принятия гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера жилищной субсидии, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной в соответствии с нормативами, указанными в статье 5 настоящего Федерального закона, и общей площадью жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания. Право на получение государственного жилищного сертификата предоставляется гражданину только в случае, если размер общей площади жилого помещения, определенный в указанном порядке и принимаемый для расчета размера жилищной субсидии, составляет не менее восемнадцати квадратных метров. В остальных случаях выдача государственного жилищного сертификата гражданину возможна при исполнении им условий, предусмотренных настоящей статьей.
Статья 9 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ предусматривает, что гражданин, которому предоставляется жилищная субсидия, должен приобрести жилое помещение, соответствующее требованиям, предъявляемым к пригодным для постоянного проживания жилым помещениям. Допускается возможность приобретения жилого помещения, общая площадь которого меньше норматива общей площади жилого помещения для семей разной численности, но больше учетной нормы площади жилого помещения на каждого члена семьи, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения приобретаемого жилого помещения.
Граждане, выезжающие в соответствии с настоящим Федеральным законом, имеют право приобрести жилые помещения в населенных пунктах субъектов Российской Федерации, находящихся за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Указанные граждане также имеют право приобрести жилые помещения в населенных пунктах, имеющих более благоприятные природно-климатические условия и относящихся к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с названным Федеральным законом, установлен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 879.
В соответствии с подп. «и» п. 21 Положения № 879 граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае приобретения (строительства) жилых помещений в районах и местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ либо со ст. 2 Федерального закона от 17 июля 2011 г. № 211-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Закон Иркутской области от 9 июля 2015 г. № 68-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, проживающих в рабочем Горно-Чуйский Мамско-Чуйского района Иркутской области» регулирует отношения, связанные с предоставлением дополнительной меры социальной поддержки в виде единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области гражданам Российской Федерации, проживающим на день вступления в силу настоящего Закона в рабочем поселке Горно-Чуйский Мамско-Чуйского района Иркутской области, в связи с бесперспективностью развития указанного поселка.
При этом, в ч. 4 ст. 3 Закона Иркутской области от 9 июля 2015 г. № 68-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, проживающих в рабочем поселке Горно-Чуйский Мамско-Чуйского района Иркутской области» установлено, что гражданин, относящийся к категориям граждан, предусмотренным ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи, не имеет права на получение жилищной субсидии в случаях получения им жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» либо Федеральным законом от 17 июля 2011 г. № 211-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в качестве гражданина, выезжающего из рабочего поселка Горно-Чуйский или рабочего поселка Согдиондон Мамско-Чуйского района Иркутской области.
Судом учтено, что социальная выплата на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области в соответствии с Законом Иркутской области от 9 июля 2015 г. № 68-ОЗ выплачена из бюджета Иркутской области и связана с выездом из поселка Горно-Чуйский Мамско-Чуйского района по причине упразднения данного муниципального образования. Белявцевым А.В. приобретено жилое помещение в пос. Мама Мамско-Чуйского района, в связи с чем он соответствует требованиям ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», решение комиссии ОГКУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Мамско- Чуйскому району» о снятии Белявцева А.В. с учета граждан, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий, является незаконным.
Судебная коллегия отмечает, что условий о том, что получение субсидии по закону субъекта влечет утрату права на получение мер социальной поддержки по Федеральному закону от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ закон Иркутской области от 9 июля 2015 г. № 68-ОЗ не содержит. Закон субъекта не устанавливает обязательного условия о приобретении жилья в районах Иркутской области, которые не относятся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, преследует цель переселения из п. Горно-Чуйский в связи с его бесперспективностью, а не переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Истец стоял на очереди на получение мер социальной поддержки, связанных с выездом из районов Крайнего Севера, а не мер, связанных с расселением упомянутого выше поселка и мог быть исключен из указанного списка лишь в том случае, когда был обеспечен жилым помещением за пределами района Крайнего Севера, соответствующим нормам предоставления жилых помещений, в связи с чем доводы жалоб о том, что истцу были предоставлены меры социальной поддержки на основании Закона Иркутской области от 9 июля 2015 г. № 68-ОЗ для приобретения жилья, в связи с чем он правомерно снят с учета на получение жилищной субсидии, являются не состоятельными.
Таким образом, доводы апелляционных жалоб не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, поскольку фактически повторяют правовую позицию, выраженную в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, а лишь выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а потому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Апелляционные жалобы не содержат иных доводов, влекущих отмену судебного постановления по существу заявленных требований, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах заявленных доводов, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 16 апреля 2024 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Судья-председательствующий В.В. Коваленко
Судьи С.А. Алферьевская
Н.А. Сальникова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31 июля 2024 г.