ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Судья Кузнецова Н.В. УИД: 18RS0003-01-2023-006541-58
Апел. производство: №33-2631/2024
1-я инстанция: №2-985/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 ноября 2024 года г. Ижевск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Солоняка А.В.,
судей Константиновой М.Р., Петуховой О.Н.,
при секретаре судебного заседания Вахрушевой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Смищук О.А. на решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 29 февраля 2024 года по иску Ижболдиной Л. В., Дюпиной Н. Б., Останиной Е. С., Смищук О. А., Вавиловой О. О. к ООО «УК-Ижкомцентр», НУО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике», Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики, администрации МО «город Ижевск» об устранении недостатков общего имущества многоквартирного дома, включении дома в краткосрочный план капитального ремонта на 2024 год, об исполнении предписания.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Удмуртской Республики Константиновой М.Р., объяснения истцов Ижболдиной Л.В., Дюпиной Н.Б., Останиной Е.С., их представителя – Мерзлякова А.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком на пять лет, диплом о высшем юридическом образовании), действующего также в качестве представителя истцов Смищук О.А. и Вавиловой О.О. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком на пять лет), изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ижболдина Л.В, Дюпина Н.Б, Останина Е.С, Смищук О.А., Вавилова О.О. обратились в суд с иском к ООО «УК-Ижкомцентр» о возложении обязанности провести полную замену кровельного покрытия всего здания и частичную замену обрешетки на поврежденных участках <адрес>, возложении обязанности исполнить предписание об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ № в части проведения полного ремонта чердачного перекрытия <адрес>.
В обоснование заявленных требований указали, что истцы Ижболдина Л.В., Дюпина Н.Б., Останина Е.С., Смищук О.А., Вавилова О.О. являются собственниками квартир №№ (соответственно) в многоквартирном <адрес>. Ответчик осуществляет деятельность по управлению данным многоквартирным домом с 2014 года. Данный дом, 1962 года постройки, требует капитального ремонта кровельного покрытия всего здания и частичную замену обрешетки на поврежденных участках. Несмотря на состояние дома и своевременную и добросовестную оплату взносов на капитальный ремонт, такой ремонт дома никогда ранее не проводился. Длительное бездействие ответчика, выражающееся в отсутствии каких-либо действий по организации и проведению капитального ремонта, нарушает их права и законные интересы. 5 июля 2022 года Управлением ЖКХ администрации города Ижевска вынесено предписание №1047/06-02, согласно которому ООО «УК-Ижкомцентр» до 14 октября 2022 года было предписано устранить нарушения кровельного покрытия, приводящие к попаданию атмосферных осадков в чердачное помещение, в помещения квартир №№ установить разгрузочные стойки для устранения вероятности обрушения элементов перекрытия, принять меры к проведению ремонта чердачного перекрытия, устранить захламление чердачного помещения от бытового и строительного мусора.
Определением суда от 3 мая 2023 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено НУО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике», а также третьим лицом Коробейникова Н.В. (т. 1 л.д. 137-138).
Определением суда от 4 сентября 2023 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики, администрация МО «город Ижевск» (т. 2 л.д. 2-3).
В ходе рассмотрения дела истцы неоднократно уточняли исковые требования и в окончательном виде просили (т. 1 л.д. 169-172, т. 2 л.д. 111, 145-146):
1) обязать ООО «УК-Ижкомцентр» произвести ремонтно-восстановительные работы конструкции крыши и кровли в <адрес>, а именно: выполнить усиление узлов опирания рядовых стропил к угловой стропильной балке (над ком. <адрес>) путем установки накладок, предварительно разгрузив балки; выполнить замену поврежденных элементов стропильных балок ендов над квартирами <адрес>), выполнить частичную замену кровельного покрытия на участках протечек – в ендовах, на коньках, в местах с отверстиями в кровельном покрытии, в зонах примыкания с выпусками коммуникаций, с заменой поврежденных элементов стропильных балок ендов над квартирами <адрес>
2) обязать ответчиков ООО «УК-Ижкомцентр», НУО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике» произвести ремонтно-восстановительные работы конструкции крыши и кровли в <адрес>, а именно: для всех квартир выполнить облегчение чердачного перекрытия и освобождение балок путем снятия утеплителя и шлака; уточнить состояние балок чердачного перекрытия путем детального осмотра по всей длине; демонтировать штукатурку со всех деревянных перекрытий; выполнить демонтаж черновых потолков щитов наката балок перекрытия; установить новые балки; уложить щиты наката, выполнить устройство подшивных потолков, выполнить пароизоляцию и утепление, выполнить отделку потолков;
3) обязать ответчиков ООО «УК-Ижкомцентр», НУО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике» произвести ремонтно-восстановительные работы конструкции крыши и кровли в <адрес>, а именно: устранить нарушения кровельного покрытия, приводящие к попаданию атмосферных осадков в чердачное помещение, в помещениях квартир №№ <адрес>, устранить захламление чердачного помещения от бытового и строительного мусора;
4) обязать ответчиков НУО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике», Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики, администрацию МО «город Ижевск» включить <адрес> в краткосрочный план капитального ремонта 2024 года.
В судебном заседании первой инстанции:
- истцы Останина Е.С., Дюпина Н.Б., представитель истцов Мерзляков А.В., действующий по доверенности, представитель истца Смищук О.А. – Смищук Д.А., действующий по доверенности, исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснили, что общее собрание по поводу объемов работ, сроков работ, источника финансирования не проводили, но полагают, что на ответчиках лежит обязанность обеспечить им безопасные условия проживания вне зависимости от этого;
- представитель ответчика НУО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике» Гариффулина А.А., действующая по доверенности, исковые требования не признала, доводы, изложенные в письменных возражения на иск, поддержала;
- представитель ответчика ООО «УК-Ижкомцентр» Бабушкина Э.Н., действующая по доверенности, исковые требования не признала, поддержала письменные возражения на иск.
Истцы Ижболдина Л.В., Смищук О.А., Вавилова О.О., третье лицо Коробейникова Н.К., представители третьего лица Управления ЖКХ администрации г. Ижевска, ответчиков Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики, администрации МО «город Ижевск», Главного Управления по государственному надзору в Удмуртской Республике, в суд первой инстанции не явились, о дате времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. Представить ответчика – Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие министерства. В соответствии со статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Суд вынес решение, которым постановил:
«Иск Ижболдиной Л. В., Дюпиной Н. Б., Останиной Е. С., Смищук О. А., Вавиловой О. О. к ООО «УК-Ижкомцентр», НУО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике», Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики, администрации МО «город Ижевск» о возложении обязанности устранить недостатки общего имущества многоквартирного дома, возложении обязанности включить дом в краткосрочный план капитального ремонта на 2024 год, возложении обязанности исполнить предписание оставить без удовлетворения в полном объеме».
В апелляционной жалобе истец Смищук О.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить. В обоснование жалобы привела доводы, аналогичные содержанию иска и позиции стороны истцов в суде первой инстанции. Не согласна с выводом суда о том, что в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников помещений МКД удовлетворение иска невозможно. Указала, что на проведение управляющей организацией ремонтно-восстановительных работ в МКД, направленных на устранение аварийной ситуации, угрожающей обрушением несущих конструкций, не требуется согласие собственников помещений МКД. Оспариваемое решение прямо нарушает законные права и интересы собственников помещений верхнего этажа дома на благоприятные и безопасные условия проживания.
В дополнениях к апелляционной жалобе представитель истца Смищук ОА. – Мерзляков А.В., действующий по доверенности, указал на необоснованность вывода суда первой инстанции об исполнении управляющей организацией предписания Управления ЖКХ администрации города Ижевска от 5 июля 2022 года, посчитавшего наличие акта выполненных работ, предоставленного ответчиком, доказательством такого исполнения. При этом, суд не определял оспаривание акта выполненных работ в качестве юридически значимых обстоятельств по делу с распределением бремени доказывания, и не предлагал истцам представить доказательства невыполнения указанного предписания.
Фактически указанное выше предписание исполнено частично: частично устранено захламление чердачного помещения от бытового и строительного мусора; частично установлены подпорные балки в квартирах третьего этажа, места массовых протечек кровли были просто запенены монтажной пеной, которая с 2022 года разрушилась под воздействием солнца. Никаких иных работ, в том числе по ремонту чердачных перекрытий, управляющая организация не проводила.
Не согласен с выводом суда об отсутствии доказательств обращения истцов в управляющую организацию с заявлениями об устранении протечек в квартирах истцов на протяжении длительного периода времени. Суду не был представлен журнал регистрации обращений граждан, либо ответчик просто не регистрировал эти массовые обращения, и умолчал о наличии односторонних актов, составленных самими жителями, и об отказах УК подписывать эти акты.
В деле отсутствуют документы, подтверждающие выполнение ответчиком – управляющей организацией обязательных работ по содержанию общего имущества МКД. Управляющей организацией не проводились осмотры общего имущества; годовые финансовые отчеты управляющей компании, утвержденные собранием собственников МКД, в дело не представлены; акты выполненных работ в материалах дела отсутствуют; информация об аварийном состоянии систем кровли и перекрытий, о датах проведения капитального ремонта до собственников не доводилась.
Считает необоснованным отказ суда в удовлетворении иска к НУО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике», Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики и администрации МО «город Ижевск», так судом не применены нормы пункта 6 статьи 189 ЖК РФ. Собственники дома были поставлены в зависимость от бездействия органов власти и местного самоуправления по принятию решения о включении работ по ремонту деревянных перекрытий в региональный состав работ по капитальному ремонту. По факту такого бездействия прокуратурой было вынесено представление. Методика расчета предельной стоимости работ по ремонту деревянных перекрытий была утверждена Правительством Удмуртской Республики лишь 27 июня 2024 года. Постановлением от 3 сентября 2024 года администрация города включила МКД в муниципальный краткосрочный план на проведение капитального ремонта в 2025 году. 15 сентября 2024 года собственники провели общее собрание, которым утверждена стоимость работ по ремонту кровли и перекрытий.
Представители ответчиков ООО «УК-Ижкомцентр» - Бабушкина Э.Н., действующая по доверенности, и НУО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике» Гариффулина А.А., действующая по доверенности, представили в суд возражения на апелляционную жалобу и дополнения к ней, в которых с доводами жалобы не согласились, просили в ее удовлетворении отказать, решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании апелляционной инстанции истцы Ижболдина Л.В., Дюпина Н.Б., Останина Е.С., их представитель – Мерзляков А.В., действующий также в качестве представителя истцов Смищук О.А. и Вавиловой О.О., на основании доверенностей, доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить, иск удовлетворить.
Истцы Смищук О.А., Вавилова О.О., представители ответчиков НОУ «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике», Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики, администрации МО «Город Ижевск», ООО «УК-Ижкомцентр», третье лицо Коробейникова Н.К., представители третьих лиц Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики, Управления ЖКХ администрации г. Ижевска в суд апелляционной инстанции не явились; дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников судебного заседания, извещенных о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе и посредством размещения информации о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы на сайте Верховного суда Удмуртской Республики (http://vs.udm.sudrf.ru/). Представители ответчиков Управления ЖКХ администрации г. Ижевска и ООО «УК-Ижкомцентр» представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, дополнениях к ней и возражениях на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов гражданского дела, в том числе представленных в суд апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Ижболдина Л.В, Дюпина Н.Б, Останина Е.С, Смищук О.А, Вавилова О.О. являются собственниками квартир <адрес> (соответственно) в многоквартирном <адрес> (т. 1 л.д. 27-33).
Ответчик ООО «УК-Ижкомцентр» осуществлял деятельность по управлению данным многоквартирным домом с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается договором управления МКД (т. 1 л.д. 12-26, 34-45).
Решением Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики №12256 от 29 июля 2024 года многоквартирный <адрес> исключен из перечня МКД, управление которыми осуществляет лицензиат – ООО «УК-Ижкомцентр» с 1 августа 2024 года (т. 3 л.д. 83).
В 2022 году по заказу ООО «УК-Ижкомцентр» Научно-производственным предприятием «Алан» дано техническое заключение, согласно которому по результатам обследования строительных конструкций крыши и чердачного перекрытия МКД № по <адрес>, 1962 года постройки выявлены гнилостные разрушения балок до 100% сечения, свидетельствующие об ослаблении и возможном обрушении конструкций чердачного перекрытия. В результате многолетних протечек кровли в процессе эксплуатации произошло гнилостное поражение чердачного перекрытия. Глиняная обмазка, служащая пароизоляцией при нормальных условиях, в период протечек кровли служила своеобразным корытом, защищая частично помещения от протечек, но и при этом постепенно подпитывая влагой балки чердачного перекрытия. По результатам обследования состояния конструкций крыши и кровли выявлено аварийное состояние стропильных балок ендов над <адрес> (нумерация помещений дана по техпаспорту), <адрес> Над <адрес> стропильная балка держится за счет крепления к обрешетке. Стропила ендов над квартирами <адрес> имеют значительные повреждения опорных узлов. Выявлено огневое повреждение стропил над <адрес> <адрес> со значительным разрушением узлов опирания рядовых стропил на угловую. По результатам обследования определено, что опасность обрушений перекрытий актуальна для квартир: <адрес> <адрес> <адрес> Эксплуатация данных помещений не допускается до устранения аварийного состояния. Эксплуатация прочих помещений, в т.ч. квартир 1, 2 этажа, на период до устранения аварийности, допускается при условии установки ограничений в виде запрета на производство всех видов строительно-монтажных работ: по штраблению стен, пробивке отверстий под коммуникации, работы с применением электромеханических приборов и инструментов ударного действия. Запрещаются любые работы с увеличением нагрузки на чердачное перекрытие (т. 1 л.д. 46-65).
5 июля 2022 года Управлением ЖКХ администрации города Ижевска вынесено предписание №1047/06-02, согласно которому управляющей организации ООО «УК-Ижкомцентр» до 14 октября 2022 года предписано устранить нарушения кровельного покрытия, приводящие к попаданию атмосферных осадков в чердачное помещение, в помещениях квартир №<адрес> установить разгрузочные стойки для устранения вероятности обрушения элементов перекрытия, принять меры к проведению ремонта чердачного перекрытия, устранить захламление чердачного помещения от бытового и строительного мусора (т. 1 л.д. 66).
Согласно акту выполненных работ, составленному ИП ФОА по адресу: <адрес>, произведена установка подпорных телескопических стоек (33 шт.) (т. 2 л.д. 99).
Из талона-наряда № от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> следует, что исполнителем ЗВ выполнены работы по уплотнению фальцев, промазке стыков битумной мастикой (т. 2 л.д. 100).
В соответствии с актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе представителей ООО «УК-Ижкомцентр» и собственника <адрес> Останиной Е.С. проведено обследование, в ходе которого установлено, что в целях проведения мероприятий, направленных на устранение возможных аварийных последствий в комнатах данной квартиры подлежат установке разгрузочные стойки в количестве 10 штук. Отделкой в комнатах данной квартиры являются натяжные ПВХ потолки с системой встроенных светильников. Для установки стоек выполняются работы по подрезке полотен потолка в комнатах <адрес> (т. 2 л.д. 101).
Согласно акту б/н от ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе представителей ООО «УК-Ижкомцентр», обслуживающей организации и представителя собственников ОПА осмотрены помещения квартир №<адрес> и установлено, что в <адрес>) установлены разгрузочные конструкции из стальных труб и досок (т. 2 л.д. 102).
Из акта б/н от ДД.ММ.ГГГГ следует, что комиссией в составе представителей ООО «УК-Ижкомцентр», обслуживающей организации и представителя собственников ОПА обследовано чердачное помещение МКД № по <адрес> и установлено, что на поверхности чердачного перекрытия бытовой и строительный мусор отсутствует (т. 2 л.д. 103).
Постановлением мирового судьи судебного участка №4 Чайковского судебного района Пермского края Горбуновой О.И. по делу об административном правонарушении №5-614/2022 от 8 сентября 2022 года ООО «УК-Ижкомцентр» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 125 000 руб. (т. 1 л.д. 109-111).
Решением Чайковского городского суда Пермского края от 26 октября 2022 года данное постановление мирового судьи от 8 сентября 2022 года оставлено без изменения, жалоба ООО «УК-Ижкомцентр» – без удовлетворения (т. 1 л.д. 112-115).
Указанный многоквартирный дом был включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Удмуртской Республики со следующими периодами выполнения работ:
- ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения – 2014-2015 гг;
- ремонт внутридомовых инженерных систем водо-, тепло-, газоснабжения, крыши, фасада и фундамента – 2022-2024 гг.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 сентября 2014 года №371 в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 27 июня 2024 г. №339, находящимся в свободном доступе сети Интернет, утверждены размеры предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, под пунктом 3.8 раздела 3 «Ремонт крыши» указаны работы по демонтажу, монтажу, восстановлению, замене, усилению деревянных конструкций чердачного перекрытия, предельная стоимость которых составляет 8 586 руб. за кв. м ремонтируемой поверхности. В примечаниях к данному пункту отмечено, что указанные работы выполняются при наличии проектной документации на демонтаж, монтаж, восстановление, замену, усиление конструкций чердачного перекрытия. Размер предельной стоимости не включает в себя расходы на временное отселение жителей, обеспечение сохранности квартир и личного имущества жителей, устройство временных сооружений, восстановление демонтированных участков внутридомовых инженерных систем, отделочные работы в жилых и нежилых помещениях, местах общего пользования (т. 3 л.д. 87).
Согласно протоколу №3/2024 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> от 15 сентября 2024 года по вопросу №2 повестки дня собрания принято решение утвердить:
- виды работ, сроки проведения и источник финансирования капитального ремонта в соответствии с Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике, утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19 мая 2014 г. №186;
- предельно допустимую стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту (в том числе работы по обследованию строительных и инженерных конструкций МКД, изготовление проектной документации и проведение строительного контроля) определенную в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 сентября 2014 г. №371 «Об утверждении размеров предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт» в следующем порядке:
1. Ремонт крыши, в т.ч. работы по оценке технического состояния подлежащих капитальному ремонту строительных и инженерных конструкций МКД, изготовлению проектной документации, услуги по строительному контролю.
2. Ремонт чердачного перекрытия. Срок проведения работ утвержден постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19 мая 2014 г. №186 «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике».
Предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту определяется постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 сентября 2014 г. №371 «Об утверждении размеров предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт» в редакции, действующей на момент заключения договора (т. 3 л.д. 84-86).
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, соответствующими письменными доказательствами и сторонами по существу не оспариваются.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в силу жилищного законодательства проведение указанных в иске работ, относящихся как к текущему, так и к капитальному ремонту, требует принятия соответствующего решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о проведении такого ремонта, а также определения источника финансирования. Однако, на момент рассмотрения настоящего спора собственниками такие решения не приняты.
Доводы о том, что указанные в исковых требованиях работы носят аварийный характер и их проведение необходимо в целях обеспечения безопасных условий проживания, а потому не требует принятия решения собственниками помещений МКД о проведении текущего и капитального ремонта крыши и чердачного перекрытия, материалами дела не подтверждены: доказательств обращения истцов в управляющую компанию с заявлениями об устранении протечек в квартирах истцов на протяжении длительного периода времени суду не представлено. Факт выполнения работ, указанных в выданном 5 июля 2022 года Управлением ЖКХ администрации г. Ижевска предписании №1047/06-02, подтвержден представленными в дело доказательствами, которые не оспорены, оснований не доверять им у суда не имеется.
Кроме того, несмотря на включение многоквартирного дома в Региональную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Удмуртской Республики на 2022-2024 гг., суд не нашел оснований для возложения на Фонд обязанности по проведению капитального ремонта крыши многоквартирного дома, поскольку в нарушение требований части 7 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный <адрес> не включен в краткосрочный план реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Удмуртской Республики на 2022-2024; обстоятельств, при которых ремонт многоквартирного дома осуществляется без его включения в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта (части 2 и 6 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации), судом не установлено.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что нормативные акты органов государственной власти Удмуртской Республики, в том числе и об утверждении краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта, являются действующими нормативными правовыми актами, которые не оспорены и не отменены, суд не нашел оснований для возложения на Фонд обязанности по проведению истребуемых истцами работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении и толковании регулирующих рассматриваемые правоотношения норм материального права, соответствует фактическим обстоятельствам и представленным сторонами доказательствам.
В силу пункта 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Согласно части 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Общие требования к содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома определены в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. №491 (далее также – Правила №491).
Как следует из пункта 10 Правил №491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества и др.
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (подпункт "а" пункта 16 Правил №491).
Как следует из содержания иска, истцы просили суд о возложении на ответчиков обязанности по производству работ по ремонту крыши многоквартирного дома, включающих в себя, в том числе работы по ремонту чердачного перекрытия.
Подпункт 3 пункта 1 статьи 166 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, входит, в том числе, ремонт крыши.
Перечень работ, относящихся к текущему ремонту, содержится в Приложении №7 к постановлению Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. №170, утвердившему Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которым к таким работам отнесены работы по частичной смене отдельных элементов перекрытий, заделке швов и трещин, укреплению и окраске, а также работы по усилению элементов деревянной стропильной системы, антисептированию и антиперированию; устранению неисправностей и ремонту гидроизоляции кровель.
Приложение №8 к указанному постановлению содержит примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, к которому отнесены ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий, ремонту крыш, фасадов, стыков полносборных зданий до 50%.
Согласно письму от 27 февраля 2018 года №7026-АС/08 «Об определении видов ремонта» департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сообщил, что, как правило, к текущему ремонту относят устранение мелких неисправностей, выявляемых в ходе повседневной эксплуатации основного средства, при котором объект практически не выбывает из эксплуатации, а его технические характеристики не меняются, работы по систематическому и своевременному предохранению основных средств от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий; к капитальному ремонту относят восстановление утраченных первоначальных технических характеристик объекта в целом, при этом основные технико-экономические показатели остаются неизменными.
С учетом приведенных нормативных положений судебная коллегия, соглашаясь с судом первой инстанции, приходит к выводу о том, что истребуемые истцами работы включают в себя как работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, так и работы, относящиеся к текущему ремонту.
На основании пункта 18 Правил №491 содержания общего имущества в многоквартирном доме текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).
Если физический износ общего имущества достиг установленного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, что подтверждается предписанием, выданным соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, собственники помещений обязаны немедленно принять меры по устранению выявленных дефектов (пункт 20 указанных Правил).
Факт достижения общим имуществом уровня установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности устанавливается собственниками помещений или ответственными лицами с отражением этого факта в акте осмотра, а также соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 22 Правил №491).
В соответствии с пунктом 21 Правил №491 капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).
В соответствии со статьей 189 Жилищного кодекса Российской Федерации (Решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме):
5. В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены:
1) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту;
2) предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 190 настоящего Кодекса;
3) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.
Согласно части 1 статьи 39, статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 4.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме отнесено к компетенции общего собрания собственников.
Анализ изложенных нормативных положений приводит судебную коллегию к выводу о том, что как для проведения текущего ремонта общего имущества МКД, так и для капитального ремонта необходимо принятие общим собранием собственников помещений соответствующего решения.
Однако, решение о проведении капитального и (или) текущего ремонта кровли, в том числе чердачного перекрытия жилого дома, на момент вынесения судом оспариваемого решения собственниками помещений МКД не принималось, что не оспаривалось стороной истцов в судебном заседании.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что требование истцов, как собственников части жилых помещений в многоквартирном доме, связано с единоличным распоряжением общим имуществом собственников помещений такого многоквартирного дома. При этом, согласие остальных собственников помещений в данном многоквартирном доме по адресу: <адрес> на выполнение ремонтных работ в отношении общего имущества в многоквартирном доме, не получено.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 9 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №2 (2022), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12 октября 2022 г., удовлетворение исковых требований собственника жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, связанных с проведением работ по ремонту общего имущества в отсутствие решения общего собрания собственников, противоречит жилищному законодательству.
Более того, представленным в материалы гражданского дела протоколом общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме 15 сентября 2024 года оформлено решение о проведении капитального ремонта крыши дома и чердачного перекрытия.
Таким образом, общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято и реализуется в настоящее время решение о проведении капитального ремонта крыши дома, соответственно, не заслуживают внимания доводы жалобы в части несогласия с выводами суда о проведении ремонтных работ в отношении общего имущества в многоквартирном доме только по решению общего собрания собственников помещений в таком доме.
Аналогичная правовая позиция содержится в определении Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 26 апреля 2022 г. №88-7059/2022.
Ссылка в жалобе на часть 6 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, из содержания которой следует, что орган местного самоуправления принимает решение о проведении капитального ремонта, в том числе в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме в установленные законом сроки не принято решение о плановом капитальном ремонте общего имущества, не свидетельствует о незаконности принятого судом решения, поскольку бездействие органа местного самоуправления – администрации города Ижевска в указанной части не являлось предметом настоящего спора, истцами такое бездействие не оспорено, незаконным не признано, соответствующих требований и доводов истцы не заявляли в суде первой инстанции.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, регулирование отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (подпункт 61 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Пунктом 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Правоотношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166-191 раздела IX "Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 2, 3, 5 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены положения о региональной программе капитального ремонта в многоквартирных домах. Программой определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Согласно части 7 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.
В силу части 7.2. статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта, требования к таким планам, порядок предоставления органами местного самоуправления и собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на специальном счете, сведений, необходимых для подготовки таких планов, внесения изменений в них, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.
Положениями статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что региональный оператор является юридическим лицом, создается субъектом Российской Федерации в организационно-правовой форме фонда, деятельность которого осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, обязанность по обеспечению организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Удмуртской Республики возложена на НУО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республики».
Правовое регулирование деятельности региональных операторов, направленное на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено Жилищным кодексом Российской Федерации. Функции регионального оператора определены в статье 180 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании абзаца 2 раздела 5 утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19 мая 2014 г. №186 региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике на 2014-2054 годы в целях реализации программы, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта утверждаются краткосрочные (сроком на три календарных года) планы реализации программы.
Подпункт 6 статьи 2 Закона Удмуртской Республики от 22 октября 2013 г. №64-РЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике" содержит понятие краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта – перечень мероприятий по капитальному ремонту общего имущества в отдельных многоквартирных домах, разработанный в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в отдельных многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в отдельных многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, сформированный сроком на три года.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 26 января 2021 г. №26 утвержден Порядок разработки и утверждения краткосрочных планов реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике, пункт 3 которого предусматривает, что разработка и утверждение краткосрочного плана направлены на конкретизацию сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнение планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определение видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта.
Таким образом, действующим законодательством установлен порядок реализации региональной программы капитального ремонта посредством разработки и утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта.
Порядок разработки и утверждения краткосрочных планов реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике является действующим нормативным правовым актом, который никем не оспорен и не был отменен в установленном порядке, указанные в нем требования, являются обязательными к исполнению всеми заинтересованными лицами.
Приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 11 июня 2021 г. №01-09/296 утвержден краткосрочный план реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Удмуртской Республики на 2022-2024, в который на момент вынесения оспариваемого решения многоквартирный жилой <адрес> не включен.
Таким образом, на основании приведенных положений закона реализация региональной программы капитального ремонта осуществляется на основании краткосрочных планов; при этом ответчик НУО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республики» только выполняет, но не утверждает краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, его соответствие общей региональной программе капитального ремонта находится вне компетенций фонда капитального ремонта. Законодательством на указанного ответчика не возложена обязанность принимать самостоятельные решения о проведении капитального ремонта в отношении многоквартирного дома, включенного в региональную программу, но в отношении которого не принято решение о включении в краткосрочный план капитального ремонта.
При таких обстоятельствах следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для возложения на НУО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республики» обязанности по выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного <адрес>, не включенного в краткосрочный план.
Также правомерно суд не нашел основания для возложения на ответчиков НУО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике», Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики, администрацию МО «город Ижевск» обязанности по включению <адрес> в краткосрочный план капитального ремонта 2024 год.
В силу пункта 12 статьи 8 Закона Удмуртской Республики от 22 октября 2013 г. №64-РЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике" основаниями для внесения изменений в региональную программу капитального ремонта и внесения изменений в краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта являются:
1) появление многоквартирных домов, подлежащих исключению или включению в региональную программу капитального ремонта и краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;
2) изменение перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в отношении конкретного многоквартирного дома, включенного в региональную программу капитального ремонта и краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта, на основании решений, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) изменение сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включенных в региональную программу капитального ремонта и краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта, на основании решений, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) изменение объема государственной поддержки, муниципальной поддержки на основании решений, принятых соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Согласно пункту 39 Порядка разработки и утверждения краткосрочных планов реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике актуализация краткосрочного плана осуществляется Министерством при актуализации региональной программы, а также по мере необходимости при наличии оснований, предусмотренных частью 12 статьи 8 Закона Удмуртской Республики от 22 октября 2013 г. №64-РЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике", в том числе при исключении (включении) многоквартирного дома (вида работ) из трехлетнего периода, изменении объемов государственной и (или) муниципальной поддержки и фактической стоимости работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
При актуализации в краткосрочный план подлежат включению многоквартирные дома, сроки выполнения работ и (или) оказания услуг по капитальному ремонту которых соответствуют срокам, определенным региональной программой (…) (пункт 40 указанного Порядка).
В соответствии с указанным Порядком органы местного самоуправления ежегодно разрабатывают и утверждают краткосрочные планы реализации муниципальной программы, на основании которых формируется и утверждается региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта. При этом муниципальные образования вправе самостоятельно определять перечень домов для включения в краткосрочный план реализации программы на тот или иной год в переделах установленного срока выполнения работ по капитальному ремонту. При включении многоквартирного дома в краткосрочный план муниципального образования он будет включен в республиканский краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта.
Таким образом, формирование Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах производится на основании планов реализации муниципальных программ, разработанных и утвержденных органами местного самоуправления муниципальных образований, то есть республиканский краткосрочный план по своему составу и содержанию является сводным и включает в себя муниципальные краткосрочные планы.
Как указывалось выше, приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 11 июня 2021 г. №01-09/296 утвержден краткосрочный план реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Удмуртской Республики на 2022-2024, в который на момент вынесения оспариваемого судебного решения многоквартирный жилой <адрес> не был включен.
Между тем, из материалов гражданского дела не следует, что истцами в юридически значимый период принимались меры, направленные на актуализацию краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта в отношении МКД № по <адрес>.
Удовлетворение данных исковых требований судом, по сути, подменило бы собой решение Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики, к компетенции которого относится принятие решения по вопросу о переносе срока проведения капитального ремонта и о внесении соответствующих изменений в муниципальный краткосрочный план.
Доводы стороны истцов о том, что требования о возложении на ООО «УК-Ижкомцентр» обязанность произвести ремонтно-восстановительные работы конструкции крыши обусловлены наличием у данного ответчика обязанности по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме также правомерно отклонены судом первой инстанции.
Действительно до наступления срока проведения капитального ремонта общего имущества в МКД поддерживающий ремонт конструктивных элементов должен проводиться управляющей организацией.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. №170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, положения которых обязательны для всех управляющих и обслуживающих организаций.
Согласно пункту 4.6.1.1 данных Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций кровли, защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли.
В соответствии с пунктом 4.6.1.10 указанных Правил и приложением №2 к ним неисправности, являющиеся причиной протечек кровли, должны быть устранены в срок до 1 суток.
Частью 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. №290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 7 Минимального перечня к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, входят проверка кровли на отсутствие протечек, при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, незамедлительное их устранение. В остальных случаях – разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Так, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние кровли, защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли, устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в различных кровельных конструкциях согласно Правилам №170 (пункты 4.6.1.1, 4.6.1.2).
Судебным следствием установлено, что 5 июля 2022 года Управлением ЖКХ администрации города Ижевска вынесено предписание №1047/06-02, согласно которому управляющей организации ООО «УК-Ижкомцентр» до 14 октября 2022 года предписано устранить нарушения кровельного покрытия, приводящие к попаданию атмосферных осадков в чердачное помещение, в помещениях квартир №<адрес> установить разгрузочные стойки для устранения вероятности обрушения элементов перекрытия, принять меры к проведению ремонта чердачного перекрытия, устранить захламление чердачного помещения от бытового и строительного мусора.
Вышеназванными актами от 18 июля 2022 года и 30 сентября 2022 года подтвержден факт выполнения управляющей организацией работ, указанных в предписании. Такой вывод суда первой инстанции подтвержден материалами гражданского дела. Доказательств, опровергающих факт выполнения ООО «УК-Ижкомцентр» требований предписания, суду не представлено.
Истцами заявлены требования к ООО «УК-Ижкомцентр» об устранении нарушений кровельного покрытия, приводящих к попаданию атмосферных осадков в чердачное помещение, а также об устранении захламления чердачного помещения от бытового и строительного мусора, между тем доказательств наличия протечек кровли в МКД № по <адрес> и захламления чердачного помещения на момент рассмотрения настоящего спора суду не представлено.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В нарушение приведенных положений, а также распределенного судом бремени доказывания юридически значимых обстоятельств (т. 1 л.д. 137-138, т. 2 л.д. 2-3), стороной истцов не представлено доказательств наличия на момент рассмотрения спора нарушений кровельного покрытия указанного МКД, приводящих к попаданию атмосферных осадков в чердачное помещение и квартиры собственников помещений, а также захламления чердачного помещения.
Отсутствие таких протечек после выполнения управляющей организацией работ, указанных в предписании Управлением ЖКХ администрации города Ижевска, подтверждено также пояснениями истцов и их представителя Мерзлякова А.В. в судебном заседании апелляционной инстанции.
Также в целях устранения вероятности обрушения элементов перекрытия до проведения капитального ремонта в помещениях квартир №<адрес> установлены разгрузочные стойки.
Доводы жалобы о том, что управляющей организацией не проводились осмотры общего имущества; что в дело не представлены акты выполненных работ, годовые финансовые отчеты управляющей компании, утвержденные собранием собственников МКД, указанного выше вывода не опровергают и основаниям для удовлетворения требования о возложении на ООО «УК-Ижкомцентр» обязанности устранить нарушения кровельного покрытия, приводящие к попаданию атмосферных осадков в чердачное помещение, квартиры собственников и захламление чердачного помещения не являются.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней правовых оснований для отмены решения суда не имеют, нарушений норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено.
Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьей 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 29 февраля 2024 года оставить без изменения; апелляционную жалобу истца Смищук О.А. – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение вынесено 27 ноября 2024 года.
Председательствующий: А.В. Солоняк
Судьи: М.Р. Константинова
О.Н. Петухова