Решение по делу № 2-52/2023 (2а-587/2022;) от 13.12.2022

Дело № 2-52/2023

УИД 44RS0023-01-2022-000801-32

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 февраля 2023 г. г. Макарьев

Макарьевский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Чистяковой Ю.П.,

при секретаре Андрияновой Ю.Б.,

с участием прокурора Макарьевского района Костромской области Крюкова С.М.,

представителя ответчика администрации Макарьевского муниципального района Костромской области Смирновой С.В., действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. Костромского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Макарьевского муниципального района Костромской области о возложении обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную в границах Макарьевского муниципального района Костромской области по направлению автодороги Якимово-Нежитино справа от указателя на д. Ефино, примерно в 30 м от дороги, площадью не менее 200 м2 (координаты с Яндекс карты - 57.75343, 43.664852),

установил:

И.о. Костромского межрайонного природоохранного прокурора, действуя в порядке ст. 39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском к ответчику, указав, что Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверки соблюдения природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории Макарьевского муниципального района Костромской области, в ходе которой в границах муниципального образования на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, выявлена несанкционированная свалка отходов, расположенная в границах Макарьевского муниципального района Костромской области по направлению автодороги Якимово-Нежитино справа от указателя на д. Ефино, примерно в 30 м от дороги, площадью не менее 200 м2 (координаты с Яндекс карты - 57.75343, 43.664852), которая является стихийной и состоит из отходов древесного происхождения.

Стихийный свалки являются причиной ухудшения санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки муниципального образования, негативно влияют на состояние окружающей среды, создают угрозу здоровью населений, тем самым нарушаются гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду и на безопасные условия проживания неопределенного круга лиц, постоянно либо временно находящихся на указанной территории.

Просили признать бездействие администрации Макарьевского муниципального района Костромской области в части не принятия мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной в границах Макарьевского муниципального района Костромской области по направлению автодороги Якимово-Нежитино справа от указателя на д. Ефино, примерно в 30 м от дороги, площадью не менее 200 м2 (координаты с Яндекс карты - 57.753433, 43.664852), незаконным и обязать администрацию Макарьевского муниципального района Костромской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу указанную свалку отходов ликвидировать.

В силу ч. 5 ст. 16.1 КАС РФ судом вынесено определение, которым произведен переход к рассмотрению настоящего дела по правилам гражданского судопроизводства.

В судебном заседании прокурор Макарьевского района Костромской области Крюков С.М., действующий по поручению Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры, административные исковые требования поддержал в полном объеме по указанным в административном исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика – администрации Макарьевского муниципального района Костромской области Смирнова С.В. в судебном заседании указала, что требования природоохранного прокурора не признают, поскольку имеется собственник свалки, расположенной в д. Ефино – это ОГБУ «Автодор», который после своих работ оставил данный мусор, поэтому и обязанность ликвидировать свалку лежит на них.

Представитель третьего лица – администрации Усть - Нейского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области ФИО4 в судебное заседание не явился. О месте и времени судебного заседания уведомлен судом надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания в суд не направил. Ранее в судебном заседании указал, что на территории Усть-Нейского сельского поселения имеется свалка в д. Ефино, которая будет убрана в весенне-летний период, о чем имеется договоренность с ОГБУ «Костромаавтодор».

Представитель третьего лица ООО «Спецтранс» в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещался надлежащим образом. Направили в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, а также оставили данный вопрос на усмотрение суда.

Представитель третьего лица ОГБУ «Костромаавтодор» ФИО5 указал, что в период ремонтных дорожных работ в д. Ефино все древесно – растительные отходы от очистки придорожных полос свозили в свалку, которая в этом месте уже была, поэтому не считают себя собственниками данной свалки. По окончании работ готовы были очистить эту территорию, но из-за поломки транспорта и погодных условий сделать это не удалось. В весенне-летний период территория будет убрана, свалка ликвидирована.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствие с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В соответствии с ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель, в том числе от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.

В силу статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе, для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Кроме того, ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, относится к компетенции городских округов (в отношении земельных участков в границах городского округа).

Согласно абзацу 2 пункта 7.8. ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

На основании изложенного, обязанность по организации ликвидации указанной несанкционированной свалки возложена на администрацию Макарьевского муниципального района Костромской области.

В ходе проверки установлено, что в границах муниципального образования - Макарьевский муниципальный район Костромской области на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, по направлению автодороги Якимово-Нежитино справа от указателя на д. Ефино, примерно в 30 м от дороги, площадью не менее 200 м2 (координаты с Яндекс карты - 57.75343, 43.664852), выявлена стихийная несанкционированная свалка отходов, состоящая из отходов древесного происхождения, таких, как доски, бревна, ветки, шины автомобильные и т.д.

Указанная несанкционированная свалка отходов может являться причиной ухудшения санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки муниципального образования, негативно влиять на состояние окружающей среды, создавать угрозу здоровью населений, тем самым могут быть нарушены гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду и на безопасные условия проживания неопределенного круга лиц, постоянно либо временно находящихся на указанной территории, в связи с чем, суд полагает административные исковые требования Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры подлежащими удовлетворению.

Разрешая вопрос о сроке исполнения администрацией решения суда, принимая во внимание характер мероприятий, учитывая также финансовые возможности ответчика для исполнения судебного решения, погодные условия, руководствуясь принципу разумности и необходимость учитывать при установлении срока обеспечивать соблюдение баланса сторон, суд полагает возможным определить срок исполнения решения суда 6 месяцев с момента вступления в законную силу.

По мнению суда, данный срок исполнения решения является разумным и не нарушает права лиц, участвующих в деле, кроме того, установленный срок не исключает возможность исполнения решения в более короткий срок.

Рассматривая доводы администрации Макарьевского муниципального района Костромской области о том, что они не являются надлежащими ответчиками по настоящему делу, суд находит несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.

Суд, принимает во внимание, что несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, расположенном на территории Макарьевского муниципального района Костромской области, которая в силу приведенных выше положений законодательства, несет обязанность среди прочего по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на этот участок, а значит истец обоснованно направил административный иск к Администрации Макарьевского муниципального района, которая по настоящему делу является надлежащим ответчиком.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования и.о. Костромского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию Макарьевского муниципального района Костромской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную в границах Макарьевского муниципального района Костромской области по направлению автодороги Якимово-Нежитино справа от указателя на д. Ефино, примерно в 30 м от дороги, площадью не менее 200 м2 (координаты с Яндекс карты - 57.75343, 43.664852).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Макарьевский районный суд Костромской области в течение 1 месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Ю.П. Чистякова

В окончательной форме решение принято 09.02.2023

Дело № 2-52/2023

УИД 44RS0023-01-2022-000801-32

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 февраля 2023 г. г. Макарьев

Макарьевский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Чистяковой Ю.П.,

при секретаре Андрияновой Ю.Б.,

с участием прокурора Макарьевского района Костромской области Крюкова С.М.,

представителя ответчика администрации Макарьевского муниципального района Костромской области Смирновой С.В., действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. Костромского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Макарьевского муниципального района Костромской области о возложении обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную в границах Макарьевского муниципального района Костромской области по направлению автодороги Якимово-Нежитино справа от указателя на д. Ефино, примерно в 30 м от дороги, площадью не менее 200 м2 (координаты с Яндекс карты - 57.75343, 43.664852),

установил:

И.о. Костромского межрайонного природоохранного прокурора, действуя в порядке ст. 39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском к ответчику, указав, что Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверки соблюдения природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории Макарьевского муниципального района Костромской области, в ходе которой в границах муниципального образования на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, выявлена несанкционированная свалка отходов, расположенная в границах Макарьевского муниципального района Костромской области по направлению автодороги Якимово-Нежитино справа от указателя на д. Ефино, примерно в 30 м от дороги, площадью не менее 200 м2 (координаты с Яндекс карты - 57.75343, 43.664852), которая является стихийной и состоит из отходов древесного происхождения.

Стихийный свалки являются причиной ухудшения санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки муниципального образования, негативно влияют на состояние окружающей среды, создают угрозу здоровью населений, тем самым нарушаются гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду и на безопасные условия проживания неопределенного круга лиц, постоянно либо временно находящихся на указанной территории.

Просили признать бездействие администрации Макарьевского муниципального района Костромской области в части не принятия мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной в границах Макарьевского муниципального района Костромской области по направлению автодороги Якимово-Нежитино справа от указателя на д. Ефино, примерно в 30 м от дороги, площадью не менее 200 м2 (координаты с Яндекс карты - 57.753433, 43.664852), незаконным и обязать администрацию Макарьевского муниципального района Костромской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу указанную свалку отходов ликвидировать.

В силу ч. 5 ст. 16.1 КАС РФ судом вынесено определение, которым произведен переход к рассмотрению настоящего дела по правилам гражданского судопроизводства.

В судебном заседании прокурор Макарьевского района Костромской области Крюков С.М., действующий по поручению Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры, административные исковые требования поддержал в полном объеме по указанным в административном исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика – администрации Макарьевского муниципального района Костромской области Смирнова С.В. в судебном заседании указала, что требования природоохранного прокурора не признают, поскольку имеется собственник свалки, расположенной в д. Ефино – это ОГБУ «Автодор», который после своих работ оставил данный мусор, поэтому и обязанность ликвидировать свалку лежит на них.

Представитель третьего лица – администрации Усть - Нейского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области ФИО4 в судебное заседание не явился. О месте и времени судебного заседания уведомлен судом надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания в суд не направил. Ранее в судебном заседании указал, что на территории Усть-Нейского сельского поселения имеется свалка в д. Ефино, которая будет убрана в весенне-летний период, о чем имеется договоренность с ОГБУ «Костромаавтодор».

Представитель третьего лица ООО «Спецтранс» в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещался надлежащим образом. Направили в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, а также оставили данный вопрос на усмотрение суда.

Представитель третьего лица ОГБУ «Костромаавтодор» ФИО5 указал, что в период ремонтных дорожных работ в д. Ефино все древесно – растительные отходы от очистки придорожных полос свозили в свалку, которая в этом месте уже была, поэтому не считают себя собственниками данной свалки. По окончании работ готовы были очистить эту территорию, но из-за поломки транспорта и погодных условий сделать это не удалось. В весенне-летний период территория будет убрана, свалка ликвидирована.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствие с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В соответствии с ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель, в том числе от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.

В силу статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе, для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Кроме того, ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, относится к компетенции городских округов (в отношении земельных участков в границах городского округа).

Согласно абзацу 2 пункта 7.8. ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

На основании изложенного, обязанность по организации ликвидации указанной несанкционированной свалки возложена на администрацию Макарьевского муниципального района Костромской области.

В ходе проверки установлено, что в границах муниципального образования - Макарьевский муниципальный район Костромской области на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, по направлению автодороги Якимово-Нежитино справа от указателя на д. Ефино, примерно в 30 м от дороги, площадью не менее 200 м2 (координаты с Яндекс карты - 57.75343, 43.664852), выявлена стихийная несанкционированная свалка отходов, состоящая из отходов древесного происхождения, таких, как доски, бревна, ветки, шины автомобильные и т.д.

Указанная несанкционированная свалка отходов может являться причиной ухудшения санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки муниципального образования, негативно влиять на состояние окружающей среды, создавать угрозу здоровью населений, тем самым могут быть нарушены гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду и на безопасные условия проживания неопределенного круга лиц, постоянно либо временно находящихся на указанной территории, в связи с чем, суд полагает административные исковые требования Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры подлежащими удовлетворению.

Разрешая вопрос о сроке исполнения администрацией решения суда, принимая во внимание характер мероприятий, учитывая также финансовые возможности ответчика для исполнения судебного решения, погодные условия, руководствуясь принципу разумности и необходимость учитывать при установлении срока обеспечивать соблюдение баланса сторон, суд полагает возможным определить срок исполнения решения суда 6 месяцев с момента вступления в законную силу.

По мнению суда, данный срок исполнения решения является разумным и не нарушает права лиц, участвующих в деле, кроме того, установленный срок не исключает возможность исполнения решения в более короткий срок.

Рассматривая доводы администрации Макарьевского муниципального района Костромской области о том, что они не являются надлежащими ответчиками по настоящему делу, суд находит несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.

Суд, принимает во внимание, что несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, расположенном на территории Макарьевского муниципального района Костромской области, которая в силу приведенных выше положений законодательства, несет обязанность среди прочего по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на этот участок, а значит истец обоснованно направил административный иск к Администрации Макарьевского муниципального района, которая по настоящему делу является надлежащим ответчиком.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования и.о. Костромского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию Макарьевского муниципального района Костромской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную в границах Макарьевского муниципального района Костромской области по направлению автодороги Якимово-Нежитино справа от указателя на д. Ефино, примерно в 30 м от дороги, площадью не менее 200 м2 (координаты с Яндекс карты - 57.75343, 43.664852).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Макарьевский районный суд Костромской области в течение 1 месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Ю.П. Чистякова

В окончательной форме решение принято 09.02.2023

2-52/2023 (2а-587/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Костромской межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация Макарьевского муниципального района
Другие
ООО "СПЕЦТРАНС"
Администрация Усть-Нейского сельского поселения
ОГБУ "Костромавтодор" Макарьевский филиал
Суд
Макарьевский районный суд Костромской области
Судья
Чистякова Ю.П.
Дело на сайте суда
makarievsky.kst.sudrf.ru
13.12.2022Регистрация административного искового заявления
14.12.2022Передача материалов судье
15.12.2022Решение вопроса о принятии к производству
15.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.01.2023Судебное заседание
13.01.2023[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
03.02.2023Судебное заседание
08.02.2023Судебное заседание
09.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее