Копия
Дело № 2-1155/2024 (2-10488/2023)
УИД: 50RS0028-01-2023-010394-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 марта 2024 года г. Мытищи Московская область
Мытищинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Молевой Д.А.,
при секретаре Селивановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Одинцовой Татьяны Владимировны, Спичкина Владислава Васильевича, Гончарук Ирины Николаевны, Белякова Вячеслава Борисовича, Ревякиной Наталии Анатольевны, Донченко Дмитрия Феликсовича к Товариществу собственников жилья «Офицерский» о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме,
УСТАНОВИЛ:
Истцы ФИО4, ФИО5, ФИО1, ФИО6, ФИО14, ФИО3 обратились в суд с настоящими исковыми требованиями о признании недействительным решения общего собрания членов ТСЖ «Офицерский», оформленное протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, а также взыскании расходов на оплату госпошлины.
В обоснование иска указано, что они являются собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ТСЖ «Офицерский» проведено общее собрание членов ТСЖ «Офицерский» в заочной форме (далее общее собрание), оформленное протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания членов ТСЖ «Офицерский». Указанное общее собрание проведено с существенными нарушениями требований ГК РФ и ЖК РФ, а именно:
- допущено существенное нарушение правил составления протокола;
- собрание не проводилось, а волеизъявление собственников невозможно зафиксировать;
- отсутствует реестр членов ТСЖ «Офицерский», позволяющий установить круг участников гражданско-правового сообщества, имеющих право принимать участие в собрании;
- нарушен порядок проведения заочного собрания, которое допускается проводить только после проведения очного собрания с отсутствием кворума;
- расчет количества голосов и кворума был произведен по принципу 1 голос – 1 член товарищества;
- в протоколе не указаны периоды проведения очного голосования, дата и место приема письменных решений;
- к протоколу не приложены документы, которые фактически рассматривались и утверждались на собрании, а также не указаны подтверждающие расчеты или объяснительные документы, основаниями которых являются проектные работы, а также их стоимость;
- реестр членов ТСЖ, протокол и решения ОСС не размещены в ГИС ЖКХ.
На основании изложенного, истцы обратились в суд с настоящим иском.
В судебном заседании ФИО4 и ее представитель ФИО8 исковые требования поддержали, просили суд их удовлетворить.
Истцы ФИО5, ФИО1, ФИО6, ФИО14, ФИО3 в судебное заседание не явились, представили заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика ТСЖ «Офицерский» - председатель ФИО13, а также представитель по ордеру адвокат ФИО9 в судебном заседании исковые требования не признали, просили суд в их удовлетворении отказать. Показали суду, что собрание было проведено без нарушений.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, судебное разбирательство в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ проведено в отсутствие не явившихся лиц, извещавшихся о времени и месте судебного заседания.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
В силу закона общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может проводиться посредством: очного голосования (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование); заочного голосования (опросным путем или с использованием системы в соответствии со ст. 47.1 настоящего Кодекса); очно-заочного голосования (ст. 44.1 ЖК РФ).
Из ч. 3, 4 ст. 45 Жилищного кодекса РФ следует, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. Собственник, иное лицо, указанное в настоящей статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
Правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя. Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме (ч. ч. 1, 3 ст. 48 ЖК РФ).
Согласно ст. 46 ЖК РФ, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1.1, 4, 4.2 и 4.7 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, решения, предусмотренного пунктом 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, которое принимается в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи, а также решения, предусмотренного пунктом 4.6 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, которое принимается в соответствии с частью 1.3 настоящей статьи. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе или региональной информационной системе при условии обеспечения размещения в системе в автоматизированном режиме указанных документов лицом, инициировавшим общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, не позднее чем через десять дней после проведения такого собрания. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Копии решений и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, также подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в срок, указанный в настоящей части, в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.
Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 настоящей статьи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет. Орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренное пунктом 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, принимается:
1) при наличии в многоквартирном доме более одного подъезда большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в этом собрании собственников помещений в многоквартирном доме при условии голосования за принятие такого решения собственниками помещений в многоквартирном доме, в подъезде которого расположено переводимое помещение, обладающими большинством голосов от общего числа голосов таких собственников, принимающих участие в этом собрании;
2) при наличии в многоквартирном доме одного подъезда большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в этом собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, указанным в пункте 4.6 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, принимается:
1) по вопросу о включении многоквартирного дома в границы территории жилой застройки, подлежащей комплексному развитию, в соответствии с проектом решения о комплексном развитии такой территории, не менее чем двумя третями голосов собственников жилых помещений либо их представителей от общего числа голосов собственников таких жилых помещений в многоквартирном доме;
2) по вопросу об исключении многоквартирного дома из границ территории, подлежащей комплексному развитию, и из проекта решения о комплексном развитии территории жилой застройки не менее чем одной третью голосов собственников жилых помещений либо их представителей от общего числа голосов собственников таких жилых помещений в многоквартирном доме.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания.
Решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, указанным в статье 45 настоящего Кодекса иным лицом, по инициативе которых было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений.
Копии протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме и решений таких собственников по вопросам, поставленным на голосование, хранятся в месте или по адресу, которые определены решением данного собрания.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
В соответствии со ст. 181.1 ГК РФ решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
В соответствии с п. 1 ст. 181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
В соответствии со ст. 181.4 ГК РФ, решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: 1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; 2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия.
В соответствии со ст. 181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.
Согласно п. 104 указанного Пленума ВС РФ, Правила главы 9.1 ГК РФ применяются к решениям собраний постольку, поскольку законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное (пункт 1 статьи 181.1 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, истцы являются собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме № по <адрес>, а именно ФИО4 – <адрес>, ФИО5 – <адрес>, ФИО1 – <адрес>, ФИО6 – <адрес>, ФИО14 – 1/2 доли <адрес>, ФИО3 – <адрес>.
Управление данным многоквартирным домом осуществляет ТСЖ «Офицерский», которое осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного общим собранием членов кооператива, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ.
Истцы в своем иске указывают, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ТСЖ «Офицерский» проведено общее собрание членов ТСЖ «Офицерский», оформленное протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания членов ТСЖ «Офицерский».
Истцы указывают, что данное собрание было проведено в порядке заочного голосования, без проведения очного собрания с отсутствием кворума, а также с иными нарушениями.
В материалы дела стороной ответчика предоставлены копии протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, с приложенными к нему реестром членов ТСЖ «Офицерский» на ДД.ММ.ГГГГ, сообщением о проведении общего собрания ДД.ММ.ГГГГ, списком присутствующих лиц, принявших участие ДД.ММ.ГГГГ в общем собрании, сообщением о проведении общего собрания в форме заочного голосования, штатным расписанием ТСЖ «Офицерский» на 2023 года, сметой доходов и расходов на 2023 год и бюллетенями голосования собственников помещения.
Оригиналы указанных документов были ДД.ММ.ГГГГ направлены в ГУ «Государственная жилищная инспекция Московской области». По запросу суда указанные оригиналы были переданы в суд.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ в каждом подъезде многоквартирного дома № было размещено сообщение о проведении ДД.ММ.ГГГГ в 19.00 во дворе дома <адрес> общего собрания членов ТСЖ «Офицерский» в очной форме. Была указана повестка дня общего собрания – утверждение штатного расписания на 2023 год и утверждение сметы доходов и расходов на 2023 год. Копия указанного сообщения представлены в материалы дела.
Согласно списку присутствующих лиц, в собрании ДД.ММ.ГГГГ приняло участие только 10,82 % голосов от общей площади, принадлежащей членам товарищества (4053,1 кв.м.), в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ было размещено на тех же стендах сообщение о проведении общего собрания членов ТСЖ «Офицерский» в форме заочного голосования с указанием периода: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В данном сообщении было указано, что с ДД.ММ.ГГГГ бюллетени голосования можно получить у дежурной по подъезду. Так же у дежурной можно ознакомиться с материалами общего собрания, либо получить их в правлении, либо запросить в электронном виде по электронной почте ТСЖ «Офицерский». Также был определен порядок сдачи бюллетеней – дежурным по подъездам до 18.00 ДД.ММ.ГГГГ.
Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах установлены Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 44/пр от 28 января 2019 года «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор».
Результаты общего собрания были оформлены Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ.
В данном Протоколе № указано, что собрание было проведено на основании решения правления ТСЖ «Офицесркий» и в связи с отсутствием кворума ДД.ММ.ГГГГ. Также указано место проведения заседания счетной комиссии, состоящей из трех человек ФИО13, ФИО10, ФИО11, которая и была выбрана согласно проведенного голосования: «за» - 0,6591 по долям в праве собственности членов ТСЖ на недвижимое имущество, «против» - 0,0151 по долям, воздержались – 0,0609 по долям.
Члены счетной комиссии подписали протокол №, о чем свидетельствуют их подписи напротив фамилии, имени и отчества.
Также протокол содержит результаты голосования по каждому вопросу повестки общего собрания и итоговый результат.
Форма оспариваемого протокола полностью соответствует требованиям, установленным вышеуказанным Приказом № 44/пр от 28 января 2019 года Минстроя РФ.
Таким образом, довод истцов о том, что общее собрание проводилось в порядке заочного голосования, без проведения очного голосования, а также о том, что собрание не проводилось, отсутствует реестр членов ТСЖ «Офицерский», а также, что протокол не соответствует установленным требованиям, не нашел своего подтверждения материалами дела.
Волеизъявление каждого голосовавшего отражено в заполненном им бюллетени голосования с указанием фамилии, имени, отчества, площади квартиры, правоустанавливающего документа, количестве голосов в процентном соотношении, которые соответствуют его доли в праве общей собственности членов товарищества.
Истцы указывают, что расчет количества голосов и кворума был произведен по принципу 1 голос – 1 член товарищества, что не соответствует действующему законодательству.
Согласно ч.3 ст.48 ЖК РФ, количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме
Как видно из Протокола и бюллетеней голосования, подсчет голосов членов товарищества при голосовании производился по формуле: А/Б * 100%, где:
А- площадь помещения члена товарищества,
Б – общая площадь всех помещений членов товарищества.
Счетная комиссия подсчитывала кворум исходя из площади многоквартирного дома, принадлежащего членам товарищества – 4053,1 кв.м., которая составляла 100 процентов доли в общем имуществе членов товарищества или 1 целая единица доли.
Поскольку кворум собрания имелся и составлял 0,7352 доли или 73,52 % участвующих в голосовании членов товарищества, то для подсчета результатов голосования в процентном соотношении принимался за 100 % участвующих в голосовании.
Таким образом, довод истцов о неверном подсчете голосов также опровергается материалами дела.
Согласно п. 4 ст. 181.4 ГК РФ, решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица.
Как разъяснено с п.109 Постановления Пленума Верховного суда РФ №25 от 23 июня 2015 года, к существенным неблагоприятным последствиям, указанным в п. 4 ст. 181.4 ГК РФ, относит нарушение законных интересов как самого участника, так и гражданско-правового сообщества, которые могут привести, в том числе к возникновению убытков, лишению права на получение выгоды от использования имущества гражданско-правового сообщества, ограничению или лишению участника возможности в будущем принимать управленческие решения или осуществлять контроль за деятельностью гражданско-правового сообщества.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчик в своих возражениях указывает, что количество голосов истцов согласно их доли в праве собственности на помещение равное 0, 0837 доли или 8,37 % никак не могло повлиять на результат голосования.
Суд учитывает, что истцами не представлено надлежащих и допустимых доказательств того, каким образом принятое решение нарушают их права.
Довод истцов о том, что реестр членов ТСЖ, протокол и решения ОСС не размещены в системе ГИС ЖКХ, суд отклоняет, поскольку это не является основанием для признания протокола общего собрания недействительным, так как не предоставление указанной информации законодатель связывает с возможностью привлечения к административной ответственности лиц, виновных в не предоставлении такой информации, но никак не к признанию оспариваемого решения незаконным.
На основании изложенного, изучив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что при голосовании на общем собрании членов ТСЖ «Офицерский», подсчете голосов, а также при составлении протокола не были нарушены указанные выше требования закона, решение собрания членов кооператива не повлекло для истцов и для других членов ТСЖ «Офицерский» каких-либо неблагоприятных последствий, предусмотренных ч.1 ст.181.4 ГК РФ, в связи с чем, отказывает в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО4, ФИО5, ФИО1, ФИО6, ФИО2, ФИО3 к Товариществу собственников жилья «Офицерский» о признании недействительными решения общего собрания членов ТСЖ «Офицерский», проведенного в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в заочной форме, оформленные протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания членов ТСЖ «Офицерский», взыскании судебных расходов на оплату госпошлины – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Мытищинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 25.03.2024.
Председательствующий подпись Д.А. Молева
Копия верна: