УИД 11RS0001-01-2021-010172-84 №2а-6360/21
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 октября 2021 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Дульцевой Ю.А.,
при секретаре Самсонове А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Прилузского района Республики Коми к ГКУ Республики Коми « Управление автомобильных дорог» о возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
И.о. прокурора Прилузского района, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» об обязании обеспечить и организовать в срок до 01.11.2021 на участке 00 км. +220м. -00 км. +760м. автодороги « подъезд к с.Объячево» от автодороги « Вятка», проходящей в границах с.Объячево стационарное электрическое освещение и тротуары с обеих сторон автодороги в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007.
В обоснование административный истец указал о том, что, ввиду бездействия административных ответчиков, на данном участке автомобильной дороги не обеспечивается безопасность дорожного движения, отсутствие освещения, а также пешеходных тротуаров в населенном пункте создает угрозу возникновения ДТП с участием пешеходов. Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения 04.06.2021 ГКУ Республики Коми « Управление автомобильных дорог» к административной ответственности по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела прокурор заявленную позицию уточнил, адресуя свои требования исключительно ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми», и настаивал на исполнении Учреждением обязанности обеспечить и организовать приведение автодороги, проходящей в границах с.Объячево, в соответствие с ГОСТ Р 52766-2007 в срок до 01.03.2022. В окончательном варианте уточнений указанный срок исполнения обязанности, исходя из соображений разумности, полагал возможным установить ответчику для исполнения не позднее 01.08.2022 года.
В судебном заседании представитель административного истца на удовлетворении указанных требований настаивала, представитель ответчика требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном в материалы дела.
Представитель Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми в ходе судебного разбирательства указывала на то, что непосредственным исполнителем и организатором дорожных работ является ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми», Министерство является лишь распорядителем бюджетных средств. Заинтересованным лицом – ГИБДД ОМВД РФ по Прилузскому району представитель для участия в судебном заседании направлен не был.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Прокурор обратился в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц с требованиями о возложении обязанности по установлению уличного освещения автодороги, проходящей в населенном пункте с.Объячево, поскольку бездействие ГКУ Республики Коми « Управление автомобильных дорог» по непринятию указанных мер является нарушением законодательства о безопасности дорожного движения и создает реальную угрозу жизни и здоровья граждан.
Требования административного истца вытекают из сферы публичных правоотношений и подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
В силу положений статей 1 и 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ) задачами данного Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий; основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В силу ст.12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно статьям 15, 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Под термином "дорожная деятельность" понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; под "содержанием автомобильных дорог" - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения; под "элементами обустройства автомобильных дорог" - в том числе, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог (пункты 5, 6, 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог, в том числе элементам обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенных для повышения удобства и безопасности дорожного движения, предусматриваются "ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года N 270-ст (далее - ГОСТ Р 52766-2007).
Согласно пункту 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают, в том числе на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, по СНиП 23-05-95.
По классификации технических средств и устройств организации и обеспечения безопасности дорожного движения, стационарное электрическое освещение является одним из элементов обустройства автомобильной дороги, предназначенного для улучшения условий видимости; искусственное освещение (включающее в себя стационарные осветительные устройства и линии электропередачи) должно обеспечивать в темное время суток видимость дороги и дорожных сооружений для их эффективного использования и предотвращения дорожно-транспортных происшествий (пункт 3.18, таблица 1 "ГОСТ Р 52765-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Классификация", утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года N 269-ст).
Согласно п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 № 270-ст, пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой, стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).
Пунктом 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 предусмотрено наличие стационарного электрического освещения на автомобильных дорогах как средство улучшения условий видимости.
Освещение дороги в пределах всего населенного пункта или наиболее опасных участках является одним из основных мероприятий, направленных на повышение безопасности движения в населенных пунктах, через которые проходит автомобильная дорога.
Пункт 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", также содержит требование об обустройстве тротуаров или пешеходных дорожек на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты, независимо от категории дороги, что обеспечивает безопасность дорожного движения.
В силу приведенных требований государственных стандартов, спорный участок должен быть освещен и иметь пешеходные тротуары, выполнение указанных стандартов является обязательным.
Как следует из акта выявленных недостатков, составленного должностным лицом ДПС ГИБДД ОМВД РФ по Прилузскому району 21.06.2021, на участке автодороги 00 км. +220м. до 00 км. +760м. « подъезд к с.Объячево» от автодороги « Вятка», проходящей в границах с.Объячево в нарушение пункта 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007, отсутствует стационарное электрическое освещение проезжей части автодороги, в нарушение пункта 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствуют тротуары с обеих сторон автодороги на указанном участке.
Вступившим в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении Прилузского районного суда от 04.06.2021, также установлено, что ГКУ Республики Коми « Управление автомобильных дорог» не соблюдены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автодороги на участке 00 км. +220м. до 00 км. +760м. « подъезд к с.Объячево» от автодороги « Вятка», проходящей в границах с.Объячево, т.к. выявлены недостатки: отсутствует уличное искусственное освещение в черте населенного пункта, а также пешеходные тротуары.
Данные обстоятельства, в силу положений ч.3 ст.64 КАС РФ, имеют преюдиционное значение при рассмотрении настоящего спора.
Рассматривая требования, адресованные прокурором ГКУ Республики Коми « Управление автомобильных дорог», суд принимает во внимание следующее.
Содержание и ремонт дорог на автомобильных дорогах регионального значения является расходным обязательством Республики Коми.
Автомобильная дорога « подъезд к с.Объячево» от автодороги « Вятка» является автодорогой общего пользования регионального значения, отнесена к 4 категории автодорог, находится в собственности Республики Коми и передана в оперативное управление ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» на основании решения Дорожного агентства Республики Коми №1 от 01.01.2015.
Согласно Уставу ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» предметом деятельности Учреждения является оказание государственных услуг, выполнение работ и исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации (в пределах определенной Уставом компетенции) полномочий Дорожного агентства Республики Коми в области использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения (п. 16 Устава).
Согласно п. 17 Устава Учреждения целями его деятельности являются: обеспечение сохранности автомобильных дорог регионального значения; улучшение, сохранение транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог регионального значения; обеспечение осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения; создание условий для безопасности дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения;
осуществление контроля за выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с ч.1 ст.296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно Положению о Министерстве строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 28 декабря 2015 года N 574, Минстрой Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, осуществления дорожной деятельности в Республике Коми, управлению и распоряжению автомобильными дорогами, находящимися в государственной собственности Республики Коми, предоставлению государственных услуг в сфере использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми.
Основными задачами деятельности Министерства являются, в частности, обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, улучшения их технического состояния; создание условий для безопасности дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми; обеспечение транспортной безопасности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми.
Для реализации указанных задач Министерство исполняет, в частности, следующие государственные функции: разрабатывает и утверждает перечни объектов и мероприятий по направлениям расходов в области использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми и осуществления дорожной деятельности; обеспечивает осуществление мероприятий по обеспечению транспортной безопасности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми; управляет и распоряжается автомобильными дорогами, находящимися в государственной собственности Республики Коми; исполняет функции по контролю за использованием по назначению и сохранностью закрепленных за государственными учреждениями автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности Республики Коми; исполняет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Коми в части средств, предусмотренных на содержание Министерства, государственных учреждений и реализацию возложенных на Министерство функций; исполняет функции государственного заказчика по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Республики Коми в сфере деятельности Министерства и реализации возложенных на него функций (подпункты 34.44, 46, 50, 78, 79, 80 пункта 10 Положения).
Поскольку ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» ведает вопросами непосредственной организации соответствующих мероприятий, включая заключение государственных контрактов, исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению надлежащего состояния дорог регионального или межмуниципального значения является обязанностью данного Учреждения.
Требования прокурора о возложении обязанности в срок до 01.08.2022 года обеспечить и организовать на участке 00 км. +220м. -00 км. +760м. автодороги « подъезд к с.Объячево» от автодороги « Вятка», проходящей в границах с.Объячево, стационарное электрическое освещение и тротуары с обеих сторон автодороги в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007, адресованные данному ответчику, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 предусмотрено наличие стационарного электрического освещения на автомобильных дорогах как средство улучшения условий видимости. Освещение дороги в пределах всего населенного пункта или наиболее опасных участках является одним из основных мероприятий, направленных на повышение безопасности движения в населенных пунктах, через которые проходит автомобильная дорога.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административный иск и.о.прокурора Прилузского района к ГКУ Республики Коми « Управление автомобильных дорог» - удовлетворить.
Возложить на ГКУ Республики Коми « Управление автомобильных дорог» обязанность в срок до 01.08.2022 года обеспечить и организовать на участке 00 км. +220м. -00 км. +760м. автодороги « подъезд к с.Объячево» от автодороги « Вятка», проходящей в границах с.Объячево, стационарное электрическое освещение и тротуары с обеих сторон автодороги в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течении одного месяца с момента его вынесения в окончательной форме.
Судья - Ю.А.Дульцева
В окончательной форме решение суда принято в совещательной комнате 25 октября 2021 года.