РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тулун 7 февраля 2024 года
Тулунский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи – Гвоздевской А.А.,
при секретаре – Фионовой Д.В.,
с участием истца Вятчинкина С.П.,
представителя ответчика отдела опеки и попечительства граждан по г. Тулуну и Тулунскому району Межрайонного управления Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области №5 - Ларионовой М.С. по доверенности от 09.01.2024 №6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-122/2024 (№2-2061/2023) УИД 38RS0023-01-2023-002634-34 по исковому заявлению Вятчинкина Сергея Петровича к Министерству имущественных отношений Иркутской области, Межрайонному управлению Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области №4 - Отделу опеки и попечительства граждан по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району, Межрайонному управлению Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области №5 - Отделу опеки и попечительства граждан по г. Тулуну и Тулунскому району, о признании незаконными действий (бездействия), восстановлении срока и включении в список на получение жилья из специализированного жилого фонда Иркутской области,
установил:
истец Вятчинкин Сергей Петрович обратился в суд с исковым заявлением к Межрайонному управлению Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области №4 - Отделу опеки и попечительства граждан по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району, Межрайонному управлению Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области №5 - Отделу опеки и попечительства граждан по г. Тулуну и Тулунскому району, о признании незаконными действий (бездействия), восстановлении срока и включении в список на получение жилья из специализированного жилого фонда Иркутской области, указав в обоснование, что он относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей согласно Федеральному закону № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей».
Согласно Постановлению мэра города Усолье-Сибирское от 24.06.1998 № 687 за истцом была закреплена жилая площадь по адресу: **** до его совершеннолетия в связи с нахождением в Доме ребенка № 1 г. Иркутска, в связи с отказом матери - В.Л.В.
Распоряжением Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 4 по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району от 03.06.2021 № 956-ро было отказано в удовлетворении заявления об установлении факта невозможного проживания в вышеуказанном жилом помещении, поскольку истец не является собственником, нанимателем вышеуказанного жилого помещения, а также членом семьи основного нанимателя.
04.08.2021 истец обратился в Усольский городской суд с иском к В.Л.В., Лобовой А.А., В.Ю.М., Л.Е.А. о признании невозможным совместного проживания, выселении из жилого помещения, снятии с регистрационного учета, вселении.
Решением Усольского городского суда от 06.12.2021 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 14.03.2022 № 33-1971/2022 решение Усольского городского суда от 06.12.2021 № 2-2167/2021 отменено в части, по делу принято новое решение. Суд признал за истцом право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ****, а также принял решение о вселении меня в вышеуказанное жилое помещение.
Вышестоящими инстанциями судов РФ решение Усольского городского суда от 06.12.2021 № 2-2167/2021 оставлено без изменения.
Приводит абзац 4 п.1 ст.155.3 Семейного кодекса Российской Федерации, ст.8 Федерального закона № 159 от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей».
Указом Губернатора № 128-уг от 30.04.2020 установлена дополнительная мера социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения отдельной категории детей сирот и лиц из их числа, достигших возраста 23 лет. Положение о порядке и условиях предоставления социальной выплаты утверждено постановлением Правительства Иркутской области от 29.05.2020 № 390-пп.
В Иркутской области с 01.01.2013 реализация прав детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями осуществляется в соответствии с Законом № 164-оз от 28.12.2012 «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области», которым определены уполномоченные органы на его реализацию, в том числе Министерство имущества в части формирования специализированного жилищного фонда и предоставления детям-сиротам жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения (далее - жилые помещения). Согласно статье 2 Закона № 164-оз от 28.12.2012 право на предоставление благоустроенного жилого помещения возникает у детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также у детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
На основании Распоряжения от 04.09.2013 № 1389-р70 попечителем истца временно был назначен начальник Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Тулуну и Тулунскому району У.И.А..
27.09.2013 специалистами Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Тулуну и Тулунскому району был разработан совместный план по защите прав обучающегося.
Однако, Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Тулуну и Тулунскому району не выполнил свои обязательства в соответствии с соглашением по защите прав обучающегося от 27.09.2013, и ФЗ-159 от 29.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не осуществили контроль за сохранением имущественных прав истца, закреплении за ним жилого помещения, не включил и не подал в списки нуждающегося в Министерство имущества Иркутской области.
Орган опеки и попечительства согласно совместному плану по защите прав обучающегося от 27.09.2013, заключенным между учреждением профобразования профессиональным училищем № 4 г. Тулун и Управлением министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Тулуну и Тулунскому району, обязан был следить за правоустанавливающими документами на жилое помещение, о регистрации и т.д., составлять акты 2 раза в год по сохранности жилого помещения, закрепленного за истцом жилого помещения на основании Постановления мэра города Усолье-Сибирское от 24.06.1998 № 687.
30.04.1999 в вышеуказанном жилом помещении было зарегистрировано дополнительно 2 человека - Я.А.А., Л.Е.А., то есть в квартире зарегистрировано 4 человека, в результате чего были нарушены социальные нормы проживания.
Указывает, что в результате данных действий (бездействий) со стороны Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области были ущемлены и нарушены права истца на жилье. Тогда как в силу закона в период закрепления за истцом жилья в данном жилом помещении запрещена регистрация каких- либо лиц.
Однако, орган опеки и попечительства не предпринял никаких мер по выполнению данного требования закона, а также в дальнейшем по устранению нарушений прав истца. Неоднократные обращения истца и требования в орган опеки о защите нарушенных прав (в том числе инициирование исков) были проигнорированы.
Согласно апелляционному определению Иркутского областного суда от 14.03.2022 № 33-1971 за истцом сохранялось право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: **** на весь период его обучения то есть с 01.09.2013 по 30.06.2021.
Также на сегодняшний день истец является студентом 2 курса по направлению бакалавриата «Строительство» Московского архитектурно-строительного института, и учитывая положением с. 8 Федерального закона № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.1996 за ним сохраняется право обеспечения жильем.
Учитывая, что истцу не предоставлено специализированное жилое помещение до настоящего времени, обращает внимание суда на то, что его право в получении жилья не реализовано в соответствии с Федеральным Законом 159-ФЗ от 29.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Указывает, что он обратился за исполнением апелляционного определения Иркутского областного суда от 14.03.2022 в службу судебных приставов Иркутской области 24.05.2023 было возбужденно исполнительное производство ***-ИП, которое не исполнено до настоящего времени.
Кроме того, истец обращался в суд за разъяснением исполнения апелляционного определения Иркутского областного суда, поскольку исполнить решение в таком виде в каком оно есть не представляется возможным по настоящее время, однако, получил отказ.
Указывает, что в результате незаконных действий Межрайонного Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 4 № 5 ему причинены значительные материальные убытки, поскольку он длительное время не может получить жилое помещение и использовать его по назначению.
Незаконными действиями (бездействиями) Межрайонных управлений министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 4 № 5 также причинен моральный вред, выразившийся в причинении мне нравственных страданий. Много сил и времени он затратил на защиту своих прав в судах, а также понес значительные судебные расходы.
Просит признать незаконным отказ Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району от 01.03.2022 № 329-ро в предоставлении жилого помещения в соответствии с ФЗ-159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Признать незаконными действия (бездействия) Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Тулуну и Тулунскому району и Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району в предоставлении жилого помещения мне в соответствии с ФЗ-159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Признать невозможным исполнение решение Усольского городского суда от 06.12.2021 № 2-2167/2021, апелляционное определение Иркутского областного суда от 14.03.2022 № 33-1971/2022.
Восстановить срок для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, детей оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда Иркутской области.
Включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, детей оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилого фонда Иркутской области.
Определением суда от 20.12.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство имущественных отношений Иркутской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика Министерство социального развития опеки и попечительства Иркутской области.
В судебном заседании истец Вятчинкин С.П. требования иска поддержал, настаивал на их удовлетворении по основаниям, указанным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснил, что относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, с детства воспитывался в государственных учреждениях, 1998 года на основании Постановления мэра г.Усолье-Сибирское от 24.06.1998 №687 за ним закреплено жилое помещение по адресу: ****. В этом жилом помещении проживает его мать, которая лишена родительских прав решением Усольского городского суда Иркутской области от 08.007.1998, вступившем в законную силу 30.07.1998. Соответственно заселиться в квартиру он не может, оформить документы на жилое помещение не может. Распоряжением Управления Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области №4 от 03.06.2021 №956-ро ему было отказано в удовлетворении заявления об установлении факта невозможного проживания в вышеуказанном жилом помещении, поскольку он не является собственником, нанимателем жилого помещения, а также членом семьи основного нанимателя. Он обращался в Усольский городской суд с исковым заявлением к В.Л.В., Лобовой А.А., В.Ю.М., Л.Е.А. о признании невозможным совместного проживания, выселении из жилого помещения, снятии с регистрационного учета, вселении. В удовлетворении иска судом было отказано. Апелляционным определением Иркутского областного суда от 14.03.2022 вышеуказанное решение было отменено в части, суд признал за ним право пользования спорным жилым помещением и принял решение о его вселении. В связи с вышеуказанным просил признать незаконным решение Усольского городского суда Иркутской области в связи с невозможностью его исполнить. Решение Иркутского областного суда также невозможно исполнить, спорная квартира находится в муниципальном фонде, договор получить он может, поскольку в квартире проживает его бывшая мать со своей семьей. Полагает, что органы опеки бездействовали, не оказывали содействия его законному представителю - директору школы-интерната №28 г.Тулуна Сапега Н.А., которая направляла запросы о сохранности жилого помещения для того чтобы исключить нарушение его жилищных прав на жилое помещение и сохранить его в соответствии с действующим законодательством. Представленная специалистами органов опеки по г.Усолье-Сибирское на запросы информация носила недостоверный характер, отсутствовали сведения на основании чего за ним закреплено жилое помещение, отсутствовали правоустанавливающие документы на данное жилое помещение, не было ордера, не установлено кто на самом деле проживал в квартире, соответственно, можно сделать вывод, что акты проверки сохранности жилого помещения были составлены формально. С 2015 года его законным представителем был начальник отдела опеки и попечительства граждан по г.Тулуну и Тулунскому району и все вопросы по сохранности его жилищных прав и законных интересов находились в его ведении. 27.09.2013 был разработан совместный план по защите его прав, в рамках которого должно было осуществляться сохранение его прав и делаться запросы о сохранности жилого помещения 2 раза в год. Непонятно каким образом специалистами органов опеки г.Усолье-Сибирское была установлена личность основного нанимателя У.В.М., его регистрация по месту жительства, площадь жилого помещения. Таким образом информация, предоставленная специалистами органов опеки по г.Усолье-Сибирское носила недостоверный характер, акты осмотра жилого помещения оставлялись формально. Кроме того, 30.04.1999 в спорном жилом помещении было дополнительно зарегистрировано 2 человека Я.А.А., ...... г.р. и Л.Е.А., ......., то есть в квартире в 2015 году зарегистрировано уже 4 человека, в результате чего нарушены социальные нормы проживания. Законность регистрации Я.А.А. и Л.Е.А. органами опеки не проверена, считает, что и В.Л.В. отсутствовали основания для проживания в закрепленной за ним квартире. Органы опеки должны были внести его в правоустанавливающие документы и если бы выяснили, что в квартире проживает кто-то еще, то поставить его в очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении. Поскольку его право на предоставление специализированного жилого помещения до настоящего времени не реализовано, то он до сих пор не утратил этого права, несмотря на то, что в настоящее время у него имеется в собственности жилое помещение.
Представитель ответчика Межрайонного управления Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области №5 - Отдел опеки и попечительства граждан по г. Тулуну и Тулунскому району - Л.М.С. по доверенности в судебном заседании требования иска не признала, дополнительно суду пояснила, что на основании распоряжения администрации г.Усолье-Сибирское было закреплено жилое помещение, в течение всего времени органами опеки направлялись необходимые запросы, органы опеки г.Усолье-Сибирское представляли все документы о сохранности закрепленного жилого помещения. Оснований сомневаться в достоверности предоставленных из органов опеки г.Усолье-Сибирское документов, не было. Истцу было разъяснено, что ему необходимо обратиться в органы опеки в г.Усолье-Сибирское за установлением факта невозможности проживания в спорной квартире. Мать истца проживала в квартире на основании ордера, поскольку являлась членом семьи нанимателя. На данный момент оснований для включения истца в список по обеспечению жилым помещением специализированного жилого фонда Иркутской области, не имеется, так как он является собственником другого жилого помещения.
Представители ответчика Министерства имущественных отношений Иркутской области, третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора со стороны ответчика - Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области, в судебное заседание не явились, уведомлены судом надлежащим образом, на своем участии не настаивали, ходатайств об отложении судебного заседания в суд не представлено.
При таких обстоятельствах, и в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает, возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч.2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Согласно п. 1 ст. 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с ч. 2 ст.4 Закона Иркутской области от 28.12.2012 № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» в список включаются дети-сироты, указанные в части 1 статьи 2 настоящего Закона и достигшие возраста 14 лет (далее в настоящей статье - лица).
В соответствии с частью 1 статьи 2 указанного Закона, детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном статьей 3 настоящего Закона, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Иркутской области (далее - жилые помещения) по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящей части, в случае, если они являются гражданами Российской Федерации и место их жительства находится на территории Иркутской области.
Жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 квадратных метра.
Судом установлено, что Вятчинкин С.П. родился ...... г.р. в **** –****. Биологической матерью истца является В.Л.В., ...... г.р. Сведения об отце В.П.С. внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.
С 11.02.1998 в связи с отказом матери от ребенка истец был помещен в Дом ребенка №1 г.Иркутска, далее переведен в муниципальное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении санаторного типа №5» г.Иркутска. По достижению семилетнего возраста переведен в школу интернат-№28 г.Тулуна, затем в ОГОБУ НПО Профессиональное училище №4 г.Тулуна.
Вступившим в законную силу 23.07.1998 заочным решением Усольского городского суда Иркутской области от ...... В.Л.В. лишена родительских прав в отношении Вятчинкина С.П.
Постановлением мэра г.Усолье-Сибирское от 24.06.1998 г.р. №687 за Вятчинкиным С.П. закреплена жилая площадь по адресу: **** до его совершеннолетия.
Из материалов дела следует, что первоначально спорное жилое помещение предоставлено на основании ордера от 16.02.1975 отцу В.Л.В. – У.В.М. в настоящее время В.Л.В. является нанимателем спорного жилого помещения, в качестве членов семьи нанимателя включены В.Ю.М., Л.А.А., дочери В.Л.В. и ее внучка Л.Е.А.
Из предоставленной истцом и исследованной в судебном заседании переписки следует, вопреки доводам истца, что органами опеки и попечительства осуществлено сохранение за Вятчинкиным С.П. до достижения им 18-летнего возраста, до 19.03.2015, закрепленного жилого помещения. Указанное также подтверждается представленными в материалы дела актами проверки сохранности жилого помещения по адресу: ****, закрепленного за истцом до его совершеннолетия, в том числе контрольного акта от 11.06.2015.
Доводы истца о его правовой неграмотности, а также о незаконном бездействии Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области №4 и №5, судом отклоняются, поскольку в силу ст. 145 СК РФ опека и попечительство устанавливается над детьми в возрасте до 18 лет. Следовательно, по достижении совершеннолетнего возраста и до 23-х лет истец имел реальную возможность самостоятельно поставить вопрос о реализации своих жилищных прав.
Судом установлено, истцом не оспорено, что в 2016 году истцом Вятчинкиным С.П. приобретено в собственность жилое помещение, общей площадью 30,7 кв.м., расположенное по адресу: ****, ****, где он зарегистрирован и проживает.
Истцом не представлено в суд доказательств о том, что по достижении им 18 лет и до 23 лет он обращался с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и обеспечении жилым помещением в порядке ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Распоряжением Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области №4 от 03.06.2021 №956-ро истцу Вятчинкину С.П. было отказано в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, поскольку он не является собственником, нанимателем, членом семьи нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: ****.
На дату рассмотрения настоящего гражданского дела, распоряжение является действующим, недействительным не признавалось.
Из предоставленных суду истцом Вятчинкиным С.П. судебных актов следует, что истец Вятчинкин С.П. обратился в Усольский городской суд Иркутской области с иском к В.Л.В., Л.А.А., В.Ю.М., Л.Е.А., администрации города Усолье-Сибирское о признании невозможным совместного проживания, выселении из жилого помещения, снятии с регистрационного учета, вселении.
Решением Усольского городского суда Иркутской области от 06.12.2021 в удовлетворении исковых требований истцу Вятчинкину С.П. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 14.03.2022 вышеуказанное решение Усольского городского суда Иркутской области от 06.12.2021 отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований Вятчинкина С.П. о признании права пользования жилым помещением, вселении, взыскании судебных расходов.
В указанной части принято новое решение. Признано за Вятчинкиным С.П. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ****. Вятчинкин С.П. вселен в жилое помещение по адресу: ****. С ответчиков в пользу истца взысканы судебные расходы. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28.06.2022 решение Усольского городского суда Иркутской области от 06.12.2021 в части, оставленной без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 14.03.2022 и апелляционное определение коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 14.03.2022, кассационные жалобы В.Ю.М., Вятчинкина С.П. – без удовлетворения.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2022 Вятчинкину С.П. отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Распоряжением Межрайонного управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области №4 от 01.03.2022 №329-ро Вятчинкину С.П. было отказано в удовлетворении заявления о предоставлении жилого помещения по муниципальному образованию гор.Усолье-Сибирское в связи с тем, что он не включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, а также в связи с тем, что Вятчинкин С.П. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ****, и не относится к категории лиц, указанных в ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением возраста свыше 23 лет.
Таким образом, судом установлено, что до обращения в суд с настоящим исковым заявлением истец не обращался в уполномоченный орган с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Учитывая вышеизложенное, по мнению суда, распоряжение Межрайонного управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области №4 от 01.03.2022 №329-ро, которым Вятчинкину С.П. было отказано в удовлетворении заявления о предоставлении жилого помещения в связи с тем, что он не включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, является законным и обоснованным и без восстановления в судебном порядке срока для включения в такой список, исключало реализацию права на меру социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Кроме того, истец Вятчинкин С.П. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ****.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении иска Вятчинкина С.П. в части требований о признании незаконным распоряжения Межрайонного управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области №4 от 01.03.2022 №329-ро Об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении жилого помещения, следует отказать.
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как указывалось судом ранее, в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ обеспечение жилыми помещениями сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в том случае, если они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Исходя из содержания указанной нормы следует, что такая категория граждан должна соответствовать требованиям не обеспеченности жилым помещением, в т.ч. не иметь право на жилое помещение, в то время как видно из материалов дела за истцом судебным актом (апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам от 14.03.2022) признано право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ****. Вятчинкин С.П. вселен в жилое помещение по адресу: ****.
В силу положений ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обращаясь в суд, истец должен доказать, что его права или законные интересы были нарушены, поскольку судебной защите подлежит нарушенное право.
Доказательств нарушения права истца со стороны ответчика судом не установлено, а потому право не подлежит восстановлению и судебной защите.
Требования истца о признании невозможным исполнения решение Усольского городского суда от 06.12.2021 и апелляционного определения Иркутского областного суда от 14.03.2022 не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.
Таким образом, с учетом, установленных по делу обстоятельств, исковые требования Вятчинкина С.П. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Вятчинкина Сергея Петровича к Министерству имущественных отношений Иркутской области, Министерству имущественных отношений Иркутской области, Межрайонному управлению Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области №4 - Отделу опеки и попечительства граждан по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району, Межрайонному управлению Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области №5 - Отделу опеки и попечительства граждан по г. Тулуну и Тулунскому району, о признании незаконным отказа от 01.03.2022 №329-ро, признании незаконными действий (бездействия), в предоставлении жилого помещения в соответствии с Федеральным законом №159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей», признании невозможным исполнения решения суда, восстановлении срока и включении в список на получение жилья из специализированного жилого фонда Иркутской области, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тулунский городской суд Иркутской области.
Судья А.А. Гвоздевская
Мотивированный текст решения составлен 14.02.2024.
Судья А.А. Гвоздевская