Решение по делу № 33-7105/2021 от 09.06.2021

Судья Штапаук Л.А. дело № 33-7105/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 30 июня 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пашковой Т.В.,

судей Грековой Н.О., Алябьева Д.Н.,

при секретаре Ромахиной И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-110/2021 по иску Баглая Андрея Анатольевича к Управлению Федерального казначейства по Волгоградской области, Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний России, УФСИН по Оренбургской области о взыскании компенсации морального вреда за незаконное удержание в местах лишения свободы сверх установленного приговором срока отбытия наказания

по апелляционным жалобам Баглая Андрея Анатольевича, УФСИН по Оренбургской области, УФСИН России по Волгоградской области на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 24 февраля 2021 года, которым постановлено:

«Исковые требования Баглая Андрея Анатольевича к Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании компенсации морального вреда за незаконное превышение срока отбытия наказания - удовлетворить частично.

Взыскать с Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны Российской Федерации в пользу Баглая Андрея Анатольевича в счет компенсации морального вреда за незаконное превышение срока отбытия наказания 30 000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований Баглая Андрея Анатольевича к Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании компенсации морального вреда за незаконное превышение срока отбытия наказания свыше 30 000 рублей - отказать.

В удовлетворении исковых требований Баглая Андрея Анатольевича к Управлению Федерального казначейства по Волгоградской области, Министерству финансов Российской Федерации, УФСИН России по Оренбургской области о взыскании компенсации морального вреда за незаконное превышение срока отбытия наказания - отказать».

Заслушав доклад судьи Грековой Н.О., выслушав объяснения представителя Баглая А.А. – Тоцкого А.И., поддержавшего доводы своей жалобы, возражавшего против жалоб ответчиков, представителя УФСИН России, УФСИН России по Волгоградской области – Жемчужновой Т.Ф., поддержавшей доводы своей жалобы и УФСИН по Оренбургской области, возражавшей против жалобы Баглая А.А., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

УСТАНОВИЛА:

Баглай А.А. обратился в суд с иском Управлению Федерального казначейства по Волгоградской области, Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний России, УФСИН по Оренбургской области о взыскании компенсации морального вреда за незаконное удержание в местах лишения свободы сверх установленного приговором срока отбытия наказания.

В обоснование заявленных требований истец указал, что приговором Иловлинского районного суда Волгоградской области от 13 февраля 2018 года Баглай А.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.246 УК РФ, ему назначено наказание в виде 1 года 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселения с зачетом времени заключения под стражу с 29 мая 2017 года по 11 декабря 2017 года.

По приговору в срок отбывания наказания Баглаю А.А. зачтено время содержания под стражей с 29 мая 2017 года по 11 декабря 2017 года из расчета один день за один день лишения свободы.

Поскольку до сведения Баглая А.А, по мнению последнего, после вступления приговора в законную силу не была доведена полная информация о месте отбывания наказания, он, не скрываясь, добросовестно ждал соответствующее уведомление органов исполнения наказания.

Однако, несмотря на это, он был необоснованно объявлен в розыск и 2 октября 2019 года задержан сотрудниками розыска УФСИН по Волгоградской области якобы в ходе его розыска. С этого момента до 4 февраля 2020 года, когда он прибыл ФКУ КП-15 УФСИН РФ по Оренбургской области, его содержали в условиях СИЗО.

Полагает, что этот период также должен быть засчитан в срок отбывания наказания в виде лишения свободы по правилам ч.3 ст. 72 УК РФ, т.к. один день за два.

Однако, служба исполнения наказаний не учла срок нахождения Баглая А.А. под стражей после вынесения приговора и содержания в СИЗО с 2 октября 2019 года по 4 февраля 2020 года, составляющий при пересчете по правилам ст. 72 УК РФ 250 дней.

Баглай А.А., полагая, что он незаконно содержался в местах лишения свободы свыше определенного приговором суда на 127 дней, в связи с перенесенными физическими и нравственными страданиями просил взыскать компенсацию морального вреда в размере 254 000 рублей.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Баглай А.А. просит решение суда изменить, удовлетворив его исковые требования в полном объеме. Полагает, что компенсация морального вреда в сумме 30000 рублей является несоразмерной перенесенным им физическим и нравственным страданиям.

В апелляционных жалобах УФСИН по Оренбургской области и УФСИН России по Волгоградской области просят решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать. Полагают, что оснований для взыскания компенсации морального вреда в пользу Баглай А.А. не имеется, поскольку срок отбытия наказания Баглая А.А. в колонии – поселении, определенный приговором, а также с учетом постановлений о его пересмотре в порядке ст. 10 УК РФ, превышен не был.

В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Центрального района просит решение оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционных жалоб и возражений на них в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 53 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В соответствии с абзацем 3 статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Исходя из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2012 г. № 149-О-О «По жалобам граждан Гудимова Александра Валерьевича и Шуршева Александра Олеговича на нарушение их конституционных прав пунктом 1 статьи 1070 и статьей 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации», ввиду тождественности правовых последствий, связанных с нарушением личной свободы, указанные правовые нормы применимы и к случаям содержания лица в местах лишения свободы по истечении срока отбытия им наказания, назначенного по приговору суда.

В соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Исходя из содержания указанной нормы процессуального права применительно к положениям абзаца 3 статьи 1100 и пункта 1 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридически значимым обстоятельством в настоящем деле является факт нахождения истца в местах лишения свободы свыше срока, определенного в соответствии с судебными актами, вступившими в законную силу (с учетом их последующего пересмотра в соответствии со статьей 10 Уголовного кодекса Российской Федерации), либо его отсутствие.

Из материалов дела следует, что приговором Иловлинского районного суда Волгоградской области от 13 февраля 2018 года Баглай А.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.246 УК РФ, и ему назначено наказание в виде 1 года 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселения с зачетом времени содержания под стражей в порядке меры пресечения с 29 мая 2017 года по 11 декабря 2017 года. Кроме того приговором постановлено время следования осужденного к месту отбывания наказания зачесть в срок лишения свободы из расчета один день за один день.

Кроме того, приговором постановлено к месту отбытия наказания Баглаю А.А. следовать самостоятельно за счет государства в порядке, установленном ч.1,2 ст. 75.1 УИК РФ на основании предписания территориального органа уголовно-исполнительной инспекции.

На момент вступления приговора в законную силу Баглай А.А. под стражей не содержался.

14 июня 2018 года осужденному Баглаю А.А. посредством почтовой корреспонденции по адресу его места жительства и регистрации было направлено уведомление о необходимости его явки в филиал уголовно-исполнительной инспекции для получения предписания для направления в колонию – поселение. В связи с отсутствием осужденного по месту жительства и регистрации и невозможностью установить его место нахождения, в отношении Баглая А.А. были начаты розыскные мероприятия.

2 октября 2019 года Баглай А.А. задержан сотрудниками отделения розыска УФСИН по Волгоградской области. На основании постановления Дзержинского районного суда г.Волгограда от 3 октября 2019 года истец заключен под стражу в соответствии с ч. 7 ст. 75.1 УИК РФ, п.18.1 ст. 397 УПК РФ на 30 суток с момента задержания.

Согласно постановлению Дзержинского районного суда г. Волгограда от 23 октября 2019 года Баглай А.А. направлен в колонию-поселение для отбытия наказания, назначенного приговором Иловлинского районного суда Волгоградской области от 13 февраля 2018 года. Судом постановлено исчислять срок отбытия с момента задержания, т.е. с 2 октября 2019 года.

С момента задержания Баглай А.А. был переведен в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Волгоградской области, затем в ФКУ СИЗО УФСИН по Оренбургской области.

4 февраля 2020 года Баглай А.А. этапирован в ФКУ КП-15 УФСИН РФ по Оренбургской области для отбывания наказания в колонии – поселения.

Освободился Баглай А.А. из колонии 3 марта 2020 года.

Оценивая представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что срок незаконного лишения свободы Баглая А.А. и необоснованного нахождения его в соответствующих учреждений УФСИН РФ составил 127 дней, посчитав установленные обстоятельства основанием для компенсации морального вреда Баглаю А.А.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что срок, назначенный приговором, Баглай А.А. отбыл, находясь в различных учреждениях УФСИН, на основании соответствующих судебных решений.

Вопреки доводам истца, освобожден он из колонии поселения ФКУ КП-15 УФСИН РФ по Оренбургской области после фактического отбытия наказания по сроку, назначенному приговором с учетом постановления Иловлинского районного суда Волгоградской области от 17 января 2019 года, согласно которому, в соответствии с п. «в» ч. 3.1 ст. 72 УК РФ (в редакции ФЗ от 3 июля 2018 года № 186 –ФЗ) время содержания Баглая А.А. под стражей в период с 29 мая 2917 года по 11 декабря 2017 года включительно зачтено в срок лишения свободы из расчета 1 день за 2 дня отбывания наказания в колонии – поселении с учетом положений, предусмотренных ч. 3.3. ст. 72 УК РФ.

Утверждения стороны истца, с которой согласился суд первой инстанции при расчете срока лишения свободы, о том, что время содержания под стражей с момента задержания БаглаяА.А. уже после вступления приговора в законную силу в ходе его розыска на стадии исполнения судебного акта (со 2 октября 2019 года по 4 февраля 2010 года) также подлежит зачету в срок лишения свободы по тем же правилам (ч. 3.1, 3.3 ст. 72 УК РФ (в редакции ФЗ от 3 июля 2018 года № 186 –ФЗ), т.е. с зачетом в срок лишения свободы периода содержания под стражей в следственных изоляторах при его этапировании в колонию-поселения из расчета 1 день за 2 дня отбывания наказания в колонии – поселении, несостоятельны, и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных исковых требований.

Судебная коллегия обращает внимание на то, что все вопросы, подлежащие рассмотрению судом при исполнении приговора (п. 11, 13 ст. 397 УПК РФ), которые разрешил суд первой инстанции, рассматривая данное гражданское дело, разрешаются судом в иной процессуальной процедуре, предусмотренной положениями главы 47 УПК РФ.

Кроме того, судебная коллегия учитывает следующее.

Согласно «Ответам на вопросы, поступившие из судов, по применению положений статьи 72 УК РФ» утвержденными Президиумом Верховного Суда РФ 31 июля 2019 года, по смыслу взаимосвязанных положений частей 3, 3.1, 4 статьи 72 УК РФ в срок лишения свободы по правилам, предусмотренным в части 3.1 статьи 72 УК РФ, засчитывается период со дня фактического задержания до дня вступления приговора в законную силу.

Учитывая положения статьи 72 УК РФ в редакции Федерального закона от 3 июля 2018 года № 186-ФЗ о зачете в срок лишения свободы времени содержания лица под стражей до вступления приговора в законную силу, началом срока отбывания наказания необходимо признавать день вступления приговора в законную силу, за исключением случаев, когда срок отбывания наказания исчисляется со дня прибытия осужденного в исправительный центр (часть 1 статьи 60.3 УИК РФ), колонию-поселение (часть 3 статьи 75.1 УИК РФ) или в тюрьму (часть 1 статьи 130 УИК РФ) либо со дня задержания (часть 7 статьи 75.1 УИК РФ).

В соответствии с этими же разъяснениями, коэффициенты кратности не распространяются на стадию исполнения приговора, вступившего в законную силу. В частности, они не применяются:

а) к периоду направления осужденного для отбывания наказания в исправительное учреждение после вступления приговора в законную силу;

б) к периоду содержания осужденного под стражей в связи с его задержанием (до 48 часов) по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 30, частью 4 статьи 32, частью 4 статьи 46, частью 6 статьи 58, частью 4 статьи 60.2, частью 6 статьи 75.1 УИК РФ;

в) к периоду заключения под стражу осужденных в порядке, предусмотренном в пунктах 18 и 18.1 статьи 397 УПК РФ, а также при отмене условного осуждения к лишению свободы или условно-досрочного освобождения;

г) к периоду нахождения осужденных в следственных изоляторах в порядке, предусмотренном статьей 77.1 УИК РФ, если им не избиралась мера пресечения в виде заключения под стражу.

Таким образом, согласно расчету, представленному в материалы дела представителями УФСИН по Оренбургской области, УФСИН России по Волгоградской области, с которыми соглашается судебная коллегия, дата истечения срока наказания Баглая А.А., назначенного приговором суда и с учетом постановления от 17 января 2019 года, - 3 марта 2020 года. В этот же день Баглай А.А. был освобожден из колонии-поселения после фактического отбытия срока наказания.

Определяя период содержания Баглая А.А. в колонии-поселении, данное исправительное учреждение руководствовалось исключительно судебными актами, постановленными в отношении осужденного Баглая А.А., определяющими порядок и срок отбывания наказания в виде лишения свободы, назначенного приговором суда.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, об отсутствии в материалах дела данных о незаконном содержании Баглая А.А. в учреждении, исполняющем наказание в виде лишения свободы, сверх установленного приговором срока.

Выводы суда первой инстанции об обратном не основаны на законе.

Ходатайство осужденного Баглая А.А. о зачете времени содержания под стражей в срок отбытия наказания в виде лишения свободы в период с 2 октября 2019 года по 25 декабря 2019 года было рассмотрено Иловлинским районным судом Волгоградской области 15 июня 2020 года (л.д. 23), производство по ходатайству осужденного было прекращено в связи с тем, что на момент его рассмотрения приговор в отношении Баглая А.А. был уже исполнен.

Вопрос обоснованности и законности длительного содержания Баглая А.А. в условиях следственного изолятора в процессе его этапирования в колонию - поселения в порядке исполнения приговора в период с 2 октября 2019 года по 4 февраля 2020 года не рассматривается в данном споре, поскольку истцом заявлены иные основания для взыскания компенсации морального вреда с ответчиков в связи с его незаконным нахождением в исправительном учреждении свыше установленного приговором срока, который, по его мнению, он отбыл полностью, находясь в условиях следственного изолятора, более строгих, чем режим колонии - поселения.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания компенсации морального вреда в связи с незаконным содержанием в местах лишения свободы сверх установленного приговором срока с Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны Российской Федерации в пользу Баглая А.А., в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, что влечет за собой отмену решения суда и принятие по делу нового решения об отказе в иске.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Волгограда от 24 февраля 2021 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Баглая Андрея Анатольевича к Управлению Федерального казначейства по Волгоградской области, Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний России, УФСИН по Оренбургской области о взыскании компенсации морального вреда за незаконное превышение срока отбытия наказания – отказать.

Председательствующий:

Судьи:

33-7105/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Прокуратура Волгоградской области
Прокуратура Центрального района г. Волгограда
Баглай Андрей Анатольевич
Ответчики
Управление Федерального казначейства по Волгоградской области
УФСИН России по Оренбургской области
Федеральная служба исполнения наказаний России
Министерство финансов Российской Федерации
Другие
Тоцкий Артем Иванович
УФСИН России по Волгоградской области
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Грекова Наталия Олеговна
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
10.06.2021Передача дела судье
30.06.2021Судебное заседание
08.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.07.2021Передано в экспедицию
30.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее