Дело № 2-2102/2019 (I инстанция) Судья суда 1 инстанции К.В. Кукурекин
№ 33-4274/2019 (апелляционная инстанция) Судья-докладчик в суде апелляционной
Категория 2.127 инстанции И.А. Анашкина
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
9 декабря 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Григоровой Ж.В.,
судей Сулеймановой А.С., Анашкиной И.А.,
при секретаре Курманском А.С.,
с участием истцов Сидоренко Е.И., Сидоренко Д.О.,
представителя истца Скоростинской Л.В.,
третьих лиц Сидоренко О.Н., Сидоренко В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сидоренко Е. И., Сидоренко Д. О. к Правительству города Севастополя, Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица Департамент городского хозяйства города С., Сидоренко О. НикО.ч, Сидоренко В. О. о признании права пользования жилым помещением, о понуждении к заключению договора социального найма,
с апелляционной жалобой истцов Сидоренко Е. И., Сидоренко Д. О. на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 23 сентября 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
истцы обратились в суд с иском к Правительству города Севастополя, Департаменту капитального строительства, в котором просят признать законным вселение Сидоренко Е.И., Сидоренко Д.О. в жилое помещение, расположенное по адресу: комната № по <адрес>, в городе Севастополе, признать за Сидоренко Е.И. и Сидоренко Д.О. право пользования жилым помещением - комнатой № в <адрес> в городе Севастополе, обязать Правительство Севастополя в лице Департамента капитального строительства города Севастополя заключить с Сидоренко Е.И. и Сидоренко Д.О. договор социального найма на комнату № по <адрес>, в городе С..
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ в связи с ликвидацией в/ч 21606 супруга истца перевели в Севастополь в УНР 544 на постоянное место работы в должности машиниста экскаватора 6 разряда. В сентябре 2002 года в общежитии по <адрес> была предоставлена комната №, о чем свидетельствует отметка о регистрации по месту жительства в паспорте гражданина Украины Сидоренко О.Н. В июле 2004 года семью переселили в комнату №, а в августе 2008 года семья истца переселена в комнату №, большей площадью, поскольку имелись взрослые дети. В 2010 году брак Сидоренко Е.И. распался, и бывшему мужу Сидоренко О.Н. предоставили комнату в общежитии по адресу: г. С., <адрес>, комната 85. С 2008 года и по настоящее время истцы постоянно проживают по адресу спорного жилого помещения, несут бремя его содержания, факт проживания подтверждается справкой (выпиской из домовой книги) Министерства обороны РФ в/ч 64263 от 21 июня 2007 №303. В соответствии с выпиской из Реестра собственности города Севастополя от 18 февраля 2019 года № «помещение (комната) Общежития» по адресу: г. С., <адрес>, <адрес> является собственностью города федерального значения Севастополя. Таким образом, общежитие по <адрес> не является ведомственным общежитием и не относится к специализированному жилищному фонду. 7 сентября 2016 года за входящим №2/1500 истцом получен ответ Департамента городского хозяйства Правительства Севастополя о невозможности предоставления ордера. 17 августа 2017 года № с/172 ГКУ «Архив Севастополя» истцу сообщено, что на хранении находятся распорядительные документы органов государственной власти города Севастополя, а также районных, сельских и поселковых органов власти. 22 ноября 2018 № ГУП Севастополя «Единый информационно-расчётный центр» сообщает о невозможности предоставления ордера, в связи с тем, что при передаче паспортной картотеки из УК «Общежитие Севастополя» вышеуказанный документ отсутствует. Истцом предприняты все способы по поиску копии ордера. Согласно договору от 06 июля 2017 года №, между КП ГУПС «УК общежития Севастополя» и Сидоренко Е.И. комната представлена истцам для проживания и пользования жилой площадью, расположенная по адресу: г. С., <адрес>, ком. 3, бессрочно. Истец обратилась в Департамент капитального строительства города С. для заключения договора социального найма жилого помещения в соответствии с действующим жилищным законодательством Российской Федерации, однако решением от 15 апреля 2019 года № ОДН/19-190 ей было отказано, поскольку не представлены документы, подтверждающие право владения и пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор найма, решение о предоставлении жилого помещения, ордер или копия ордера, заверенная надлежащим образом). Истцы непрерывно проживают в общежитии по адресу: г. С., <адрес>, и длительное время несут бремя расходов по содержанию имущества и оплате коммунальных услуг за данную комнату, задолженности не имеют, что подтверждается копиями соответствующих квитанций.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 23 сентября 2019 года исковые требования Сидоренко Е.И. и Сидоренко Д.О. к Правительству города Севастополя, Департаменту капитального строительства города Севастополя оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истцы просят решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывают, что выводы суда первой инстанции о том, что у истцов не возникло права пользования спорной комнатой, являются безосновательными, поскольку законность вселения и пользования спорным жилым помещением установлены в судебном заседании. Кроме того, в паспортах имеется отметка о регистрации по адресу спорного жилого помещения. Судом первой инстанции при разрешении спора не применена статья 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
На апелляционную жалобу поступили письменные возражения ответчика, в которых он просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, оставить без изменения решение суда первой инстанции.
В судебном заседании истцы апелляционную жалобу поддержали, просили ее удовлетворить.
Третьи лица апелляционную жалобу поддержали, просили ее удовлетворить, пояснили, что они не проживают в спорном жилом помещении, не претендуют на включение их в договор социального найма.
Ответчик Правительство Севастополя представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Ответчик Департамент капитального строительства города Севастополя, надлежаще уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, доказательств уважительных причинах своей неявки суду не представил и не просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента.
В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, пришла к выводу о наличии оснований к её удовлетворению.
Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела, истцы и третье лицо Сидоренко О.Н. с сентября 2002 года зарегистрированы по адресу: г. С., <адрес>, общ. ком№ с июля 2004 года зарегистрированы в том же общежитии в комнате № 8, а с 19 июля 2008 года - в комнате № (л.д. 10-20).
Согласно выписке из домовой книги о составе семьи, выданной 21 июня 2007 года войсковой частью 64263, Сидоренко Д.О. с членами семьи Сидоренко Е.И., Сидоренко В.О. и Сидоренко Д.О. постоянно зарегистрированы в С. по <адрес>, в квартире, принадлежащей в/ч 64263. Лицевой счет открыт на Сидоренко О.Н. (л.д. 26).
Из трудовой книжки третьего лица Сидоренко О.Н. следует, что он с 1996 года в связи с переводом из в/ч 21606 работал машинистом экскаватора в УНР 544 - структурном подразделении предприятия «Строительное управление Черноморского флота», в дальнейшем перерегистрированном в предприятие «Строительное управление Черноморского флота Министерства обороны Российской Федерации», где работал до апреля 2011 года, уволен по сокращению штата (л.д. 21-23).
В 2010 году истец Сидоренко Е.И. и Сидоренко О.Н. расторгли брак, прекратили совместное проживание в спорном жилом помещении, с апреля 2010 года третье лицо Сидоренко О.Н. зарегистрирован и проживает по адресу: г. С., <адрес>.
Третье лицо Сидоренко В.О. с февраля 2009 года проживает в комнате № <адрес> в городе С..
На обращение истцов в Департамент городского хозяйства о предоставлении ордера на жилое помещение по адресу: г. С., <адрес>, 7 сентября 2016 года получен ответ о том, что общежитие по <адрес> принято в управление ГУПС «УК «Общежития Севастополя» с 1 июня 2015 года на основании распоряжения Правительства Севастополя от 26 февраля 2015 № 89-РП от управляющего санацией Предприятия «Строительное управление Черноморского флота Министерства обороны Российской Федерации» А.О. Дрогайцева. При приеме-передаче документации по общежитию ордеры на жилые помещения в общежитии в ГУПС «УК «Общежития Севастополя» не передавались.
6 июля 2017 года между истцом Сидоренко Е.И. и ГУПС «УК «Общежития Севастополя» заключен договор пользования жилой площадью в общежитии, расположенном по адресу: г. Севастополь, ул. Курганная, дом 16, ком. 3, по условиям которого истцу бессрочно для проживания предоставлена спорная комната (л.д. 28).
Согласно ответу ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» 1 отдел в г. С. от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение, расположенное по адресу: г. С., <адрес>, комната 3, в специализированном жилищном фонде Минобороны России не значится.
Аналогичный ответ дан ГУПС «Единый информационно-расчетный центр» ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в Департамент капитального строительства города С. с заявлением о предоставлении услуги по заключению договора социального найма.
Решением Департамента капитального строительства города С. от ДД.ММ.ГГГГ № ОДН/19-190 Сидоренко Е.И. отказано в заключении договора социального найма по указанному жилому помещению на основании подпункта 4 пункта 1 Административного регламента предоставления государственной услуги «Заключение договора социального найма государственного жилищного фонда города С.», утвержденного приказом Департамента капитального строительства города С. от ДД.ММ.ГГГГ №-а/2016, а именно, заявителем не представлено:
- документы, подтверждающие право пользования жилым помещением занимаемым заявителем и членами его семьи на условиях социального найма;
- технический план жилого помещения и его копию в связи с заключение договора социального найма, объектом которого является комната в общежитии;
Также указано на разночтения в представленных документах относительно технических характеристик занимаемого жилого помещения: Согласно данным Государственного унитарного предприятия города Севастополя «Бюро технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ №: - вид жилого помещения квартира; - адрес: г. С., <адрес>, а согласно представленному договору от ДД.ММ.ГГГГ № пользования жилой площадью в общежитии вид помещения: комната, в связи с чем идентифицировать объект не предоставляется возможным.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом не предоставлено доказательств, свидетельствующих о приобретении истцами права пользования комнатой по договору социального найма и законности вселения в неё.
С такими выводами судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.
В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6- ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Поскольку Сидоренко Е.И. и члены ее семьи были вселены в спорное жилое помещение до введения в действие на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя Жилищного кодекса Российской Федерации, то необходимо руководствоваться нормами права, действовавшим на тот период времени, то есть Жилищным Кодексом Украинской ССР.
Согласно статье 118 Жилищного Кодекса Украинской ССР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работ или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения, как правило, выделяются отдельные квартиры.
В соответствии со статьей 21 Жилищным Кодексом Украинской ССР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, организации, учреждения, правления колхоза, органа управления иной кооперативной или иной общественной организации.
На основании решения о предоставлении служебного жилого помещения исполнительный комитет районного, городского, районного в городке Совета народных депутатов выдает гражданину специальный ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение (статья 122 Жилищным Кодексом Украинской ССР).
Приведенные выше обстоятельства подтверждают, что истцы вселены в спорное жилое помещение на законных основаниях, как члены семьи Сидоренко О.Н., которому жилое помещение было предоставлено в связи со служебной деятельностью.
То есть право пользования спорным жилым помещением возникло у истца и членов его семьи, в соответствии с ранее действовавшим на территории города Севастополя жилищным законодательством Украины.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (п.п. 1, 2 ст. 40).
В пункте 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) закреплено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии со ст.ст. 7 и 13 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 15.03.2016 № 700-РДИ с изменениями, внесенными Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города С. ДД.ММ.ГГГГ №-РДИ, комната 3 в <адрес> в городе Севастополя в Реестр собственности города Севастополя.
Следовательно, в настоящее время общежитие исключено из специализированного жилищного фонда в связи с переходом в собственность города.
Кроме того, разрешая исковые требования, суд первой инстанции не учел положения части 1 статьи 10 Закона города Севастополя от 05.06.2019 № 507-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя», в соответствии с которыми в специализированный жилищный фонд не подлежат включению принятые в государственную собственность города Севастополя жилые помещения, предоставленные гражданам в порядке, установленном законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года, и использовавшиеся ими в качестве служебных помещений или общежитий, располагающихся в жилых домах, зданиях, ранее находившихся в государственной собственности Украины, органов государственной власти Украины, а также принадлежавших государственным или коммунальным предприятиям (учреждениям) Украины.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона города Севастополя от 05.06.2019 № 507-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя» правоотношения по пользованию жилыми помещениями, предоставленными в соответствии с ч. 1 ст. 10 указанного закона, регулируются разделом III Жилищного кодекса Российской Федерации.
Раздел III Жилищного кодекса Российской Федерации регулирует отношения по договор социального найма жилого помещения.
В силу положений п. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
На основании материалов дела установлено, что супругу истца была предоставлена комната в общежитии, отнесенном к категории специализированного жилищного фонда, в связи с нахождением в трудовых отношениях с предприятием, на балансе которого оно находилось, однако в последующем общежитием утрачен статус специализированного в связи с переходом в собственность города.
Прекращение брака между нанимателем Сидоренко О.Н. и истцом Сидоренко Е.И. в 2010 году не влечет для истца прекращение права пользования жилым помещением, поскольку в силу п.4 ст. 69 ЖК РФ если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.
С учетом вышеприведенных норм законодательства, регулирующего отношения, связанные с пользованием жилыми помещениями на условиях договора социального найма, у истцов, постоянно проживающих в спорном жилом помещении, оплачивающих коммунальные услуги, возникли предусмотренные законом основания для пользования спорной комнатой, поскольку фактически ими выполняются все обязанности нанимателя, предусмотренные договором социального найма.
Отсутствие (утрата) ордера на квартиру (комнату) само по себе не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку законность вселения подтверждается материалами дела.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения уполномоченного органа об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами указанных документов. Аналогичная позиция содержится в Определении Верховного Суда РФ от 03 июля 2018 года № 19-КГ18-12.
Судебная коллегия учитывает, что истцы неправомерных действий при вселении в спорное жилое помещение не допустили, с момента вселения используют комнату по ее целевому назначению, несут бремя содержания жилого помещения, содержат указанное жилое помещение в надлежащем состоянии, оплачивают коммунальные услуги, фактически исполняют все обязанности нанимателя.
В соответствии с п. 3.1.2.6 Положения о Департаменте капитального строительства города Севастополя, утверждённого Постановлением Правительства Севастополя от 08.09.2016 № 840-ПП, заключение договоров найма жилых помещений жилищного фонда города Севастополя отнесено к полномочиям названого Департамента.
На основании изложенного требования истцов о признании за ними права пользования данным жилым помещением и возложении на ответчика обязанности заключить договор социального найма подлежат удовлетворению.
Поскольку несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального права являются в силу положений п.1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда, и такие основания судебной коллегией установлены, обжалуемое решение подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу истцов Сидоренко Е. И., Сидоренко Д. О. удовлетворить.
Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 23 сентября 2019 года отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования Сидоренко Е. И., Сидоренко Д. О. удовлетворить.
Признать за Сидоренко Е. И., Сидоренко Д. О. право пользования жилым помещением - комнатой № в <адрес> в городе С. на условиях договора социального найма.
Обязать Департамент капитального строительства города Севастополя заключить с Сидоренко Е. И., Сидоренко Д. О. договор социального найма жилого помещения - комнатой № в <адрес> в городе С..
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий: Ж.В. Григорова
Судьи: А.С. Сулейманова
И.А. Анашкина