Дело № 2а-4658/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 03 мая 2018 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кузьминой М. А., единолично, при секретаре Готовцевой А. С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Северьяновой Марины Сергеевны к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,
у с т а н о в и л :
Северьянова М. С. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование своих требований указывая, что в ее собственности находится ___этажное помещение, назначение – ___, здание ___, общей площадью ___ кв.м., инв.№, лит. ___, расположенное по адресу: ____, с кадастровым номером №. Объект расположен в пределах границ недвижимого имущества: земельный участок, категории земель населенных пунктов, общей площадью ___ кв.м., с видом разрешенного использования под многоквартирный дом, кадастровым номером №, расположенный по адресу: ____. Административный истец обратилась к административному ответчику с заявлением о выкупе указанного земельного участка на основании права собственности в отношении объекта, расположенного в пределах границ земельного участка, правопритязания третьих лиц на испрашиваемый участок отсутствуют. Решением органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка административному истцу отказано в связи с несоответствием назначения объекта и вида разрешенного использования земельного участка. Просит признать незаконным отказ ДИЗО ОА г. Якутска, изложенный в письме от 28 декабря 2017 года № 14654-ДИЗО/17 в предоставления истцу земельного участка, площадью ___ кв.м., расположенного по адресу: ____, с кадастровым номером №. Также просила обязать Окружную администрацию г. Якутска подготовить и направить проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка.
В судебном заседании административный истец и ее представители Софронов А. В. и Корнилов К. И. заявление поддержали, просили удовлетворить. Дополнительно пояснили, что здание пункта приема платежей административный истец приобрела в собственность через торги, данный объект не является самовольной постройкой, назначение земельного участка поменялось после приобретения истцом данного здания, в настоящее время истец не может ни использовать здание, ни изменить его назначение. В заявлении в АО г. Якутска она указала назначение под многоквартирный жилой дом, поскольку в МФЦ ей объяснили, что здание расположено в территориальной зоне, предназначенной под многоквартирный жилой дом и в случае указания иного вида назначения земельного участка в предоставлении ей земельного участка под здание будет отказано.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации (далее – ДИЗО ОА) г. Якутска Вычегжанина В. В. в судебном заседании иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, ссылаясь на законность оспариваемого отказа. Согласно письменному отзыву и объяснениям представителя в судебном заседании истец использует земельный участок с нарушением норм градостроительного и земельного законодательства, т. к. вид разрешенного использования земельного участка не соответствует целям его использования. На земельном участке, предназначенном под многоквартирный жилой дом, расположено нежилое здание пункта приема платежей. Согласно сведениям ИСОГД испрашиваемый земельный участок не соответствует проекту межевания территории.
Суд, заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
01 декабря 2017 года Северьянова М. С. обратилась в ДИЗО с заявлением о предоставлении ей земельного участка, на котором расположены здания, строения, сооружения, находящегося по адресу: ____.
28 декабря 2017 года ДИЗО ОА г. Якутска направило ей уведомление № 14654-ДИЗО/17 о невозможности предоставления ей данного земельного участка для использования под многоквартирный дом.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219, административными истцами не пропущен, поскольку оспариваемый отказ изложен в уведомлении от 28 декабря 2017 года, а административный иск поступил в суд 29 марта 2018 года.
Из материалов дела следует, что по договору купли-продажи недвижимого имущества от ____ года, заключенного между ___ и Северьяновой М. С., административный истец приобрела лот № 3 – ___, назначение: нежилое, ___-этажный, общая площадь ___ кв.м., инв№, лит. ___, адрес объекта: ____, стоимостью ___ руб. Факт передачи приобретенного здания подтверждается актом о приеме-передаче здания от ____ года. В соответствии с действующим законодательством административным истцом оформлено право собственности на приобретенный объект, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ___ года, №.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ____ года земельный участок, общей площадью ___ кв.м., с кадастровым номером №, расположен по адресу: ____, категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования под многоквартирный дом.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Судом установлено, что здание ___, находящееся в собственности административного истца, приобретенное в соответствии и в порядке действующего законодательства Северьяновой М. С. ____ года, расположено на испрашиваемом земельном участке, площадью ___ кв.м. по адресу: ____, не является самовольным строением, право собственности на него зарегистрировано за административным истцом, которая с указанного времени владеет и пользуется этим земельным участком по целевому назначению. Земельный участок, с кадастровым номером №, общей площадью ___ кв.м., расположенный по адресу: ____, используется Северьяновой М.С., участок освоен, используется по целевому назначению, объект, находящийся на данном земельном участке находится в собственности Северьяновой М.С. Указанные обстоятельства подтверждаются Актом обследования земельного участка № 2836 от 15 декабря 2017 года Управления муниципального контроля Окружной администрации г. Якутска.
Из уведомления Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РС (Я) от 04 декабря 2017 года следует, что правопритязания на испрашиваемый земельный участок, заявленные в судебном порядке права требования, аресты (запрещения) отсутствуют.
Между тем, как установлено в судебном заседании и следует из представленных суду документов, объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, является нежилым помещением – пунктом приема платежей, назначение объекта на жилое не изменено, доказательств принятия административным истцом каких-либо мер по его переводу в жилое не представлено. Данное здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого установлен под многоквартирный жилой дом, малоэтажную жилую застройку, то есть назначение здания в настоящее время не соответствует виду разрешенного использования земельного участка.
Статьей 56 ЗК РФ предусмотрена возможность ограничения прав на землю по основаниям, установленным ЗК РФ, иными федеральными законами. Так, согласно пункту 2 данной статьи могут устанавливаться в качестве ограничения прав на землю особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Пунктом 7 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ территориальные зоны определены как зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
По сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Департамента градостроительства МБУ «Главное архитектурно-планировочное учреждение» № 07-046637 от 11 декабря 2017 года испрашиваемый земельный участок, находящийся в территориальной зоне Ж-3А: зона застройки малоэтажными многоквартирными жилыми домами на территории г. Якутска – отсутствует в видах функционального использования, проекту межевания территории испрашиваемый земельный участок не соответствует.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования. В соответствии с ч. 2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты должны устанавливаться с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
В соответствии с п. 1 ст. 43 ГрК РФ подготовка ПМТ осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны. При этом согласно абз. 2 пп. 1 п. 3.2.2 Инструкции «О порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации», утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 № 150, ПМТ разрабатывается в соответствии с градостроительной документацией и градостроительными регламентами правил землепользования и застройки соответствующими органами местного самоуправления или по заявкам собственников, владельцев, пользователей объектов недвижимости с целью обоснования оптимальных размеров и границ земельных участков.
Следовательно, в случае принятия проекта межевания территории после возникновения права лица на здание, расположенное на данном земельном участке, ему не может быть отказано в предоставлении земельного участка под этим зданием по причине несоответствия этому проекту межевания территории и установленной им территориальной зоне. Аналогичное положение имеется и в действующем Административном регламенте ОА г. Якутска по предоставлению земельных участков без торгов.
Вместе с тем из материалов дела видно, что административный истец в своем заявлении от 01 декабря 2017 года указала, что просит предоставить ей земельный участок, на котором расположено принадлежащее ей нежилое здание – пункт приема платежей под многоквартирный жилой дом, что не соответствует виду и назначению принадлежащего ей здания.
В соответствии с п. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывания того, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), возлагается обязанность доказывания того, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих его полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); соблюден ли порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; имеются ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Административным истцом по данному делу не доказано, что оспариваемым отказом нарушаются ее права, свободы или охраняемые законом интересы, либо созданы препятствия к осуществлению ее прав, свобод и реализации законных интересов или на нее незаконно возложены какие-либо обязанности, в связи с чем административный иск подлежит оставлению без удовлетворения в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска Северьяновой Марины Сергеевны к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья: М. А. Кузьмина