Дело № 2а-219/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июля 2018 года п. Балахта
Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Алексейцева И.И.,
с участием помощника прокурора Балахтинского района Красноярского края Леончук А.А.,
административного истца Кремзюкова Е.В.,
при секретаре Николаевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению Кремзюкова ФИО5 к Министерству образования Красноярского края, прокуратуре Балахтинского района Красноярского края, Уполномоченному по правам человека в Красноярском крае о признании незаконными их ответов и сообщений по обращениям заявителя,
УСТАНОВИЛ:
Кремзюков Е.В. обратился в суд с заявлением к Министерству образования Красноярского края, прокуратуре Балахтинского района Красноярского края, Уполномоченному по правам человека в Красноярском крае о признании незаконными их ответов и сообщений по обращениям заявителя, ссылаясь на то, что 15.06.1994г. его мать лишили родительских прав, истца и его брата определили в детский дом «Надежда», где он находился до 2003г., а его брат до 2000г. По выходу из детского дома истцу не было предоставлено место проживания, ему вручили на руки паспорт и решение суда о лишении родительских прав. Других документов, подтверждающих его дальнейшее существование, детский дом не выдал, что является доказательством нарушения его прав. На его обращение в Министерство образования Красноярского края ему дали ответ, что на учете детей-сирот в Министерстве образования он не состоит, и не состоит на учете подлежащих к обеспечению жилыми помещениями. Согласно, данных ответов, истец сам должен был подавать в органы заявление для обеспечения его жильем, или обращаться в суд, за защитой своих прав. Истец также обращался в правоохранительные органы, прокуратуру, в организацию по правам человека, просил их провести надлежащую проверку и установить его нарушенные права на жилище. Полученные им ответы из указанных органов нарушают его права, поскольку не была проведена надлежащая проверка по указанным фактам, была сделана ссылка на то, что истец никуда не обращался, а жилье, которое ему якобы предоставили, пришло в негодность из-за того, что он в нем не проживал. В связи с чем просил признать незаконными все решения и сообщения, данными ему Министерством образования г. Красноярска, прокуратуры Балахтинского района Красноярского края, Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае.
Административный истец Кремзюков Е.В. в судебном заседании, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям указанным в заявлении.
Помощник прокурора Балахтинского района Красноярского края Леончук А.А., в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать, по причине пропуска истцом срока исковой давности.
Представитель Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчиков.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке административного судопроизводства, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых были нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы гражданина, организации; созданы препятствия к осуществлению гражданином, организацией их прав, свобод и реализации законных интересов; на гражданина, организацию незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 поименованного кодекса суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании бездействия органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как установлено в судебном заседании, истец относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста 23 лет.
Согласно информации от 07.10.2016 №ж-2016, прокуратуры Балахтинского района Красноярского края по обращению Кремзюкова Е.В., проведена проверка о предоставлении жилого помещения как лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которой установлено, что в соответствии со ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» Кремзюков Е.В., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имел право на обеспечение жилым помещением. Согласно обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 20.11.2013г., лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 23 лет и не вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении (независимо от причин, по которым они не были поставлены на учет), не имеют права на обеспечение жильем на основании ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, поскольку с достижением возраста 23 лет они утрачивают статус лица, оставшегося без попечения родителей, и вследствие этого положения данного ФЗ на них не распространяются. Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия на учет нуждающихся в жилом помещении. Кремзюков Е.В. в органы опеки и попечительства с заявлением о постановке на учет для получения жилого помещения, как лицо из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не обращался, на учет в Министерстве образования Красноярского края не состоит и не состоял. На момент обращения в прокуратуру района, Кремзюкову Е.В. 15.05.1985 года рождения, исполнился 31 год. Таким образом, не усмотрено оснований для обращения с исковым заявлением в суд об обеспечении Кремзюкова Е.В. жилым помещением по договору социального найма специализированных жилых помещений.
Согласно ответа Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае от 18.11.2016 г. №, по изложенным им обстоятельствам проводилась прокурорская проверка. Прокуратурой сообщено, что Кремзюков Е.В. достиг возраста 31 год, в органы опеки и попечительства Балахтинского района с заявлением о принятии на учет не обращался, на учете в Министерстве образования Красноярского края не состоит. В этой связи прокуратурой не усмотрены основания для применения мер прокурорского реагирования. В дальнейшем Кремзюкову Е.В. рекомендуется обратиться в суд к администрации района с требованиями о предоставлении жилого помещения. При условии судом положительного решения, Кремзюков Е.В. будет включен министерством образования края в обще краевой список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления денежной выплаты на приобретение жилого помещения из краевого бюджета.
Как следует из ответа Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае от 03.08.2017 г. №, после обращения в Огурскую администрацию Кремзюкову Е.В. было предоставлено жилое помещение по адресу: Балахтинский район, с. Огур, ул. Ленина, 2Б. В связи с тем, что он не вселился в данное жилое помещение, оно пришло в непригодное для проживания состояние. Прокуратурой ему были разъяснены условия для обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в судебном порядке.
Согласно ответа Министерства образования Красноярского края от 01.02.2018г. № на запрос Балахтинского районного суда сообщает, что документы Кремзюкова Е.В. для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в адрес Министерства не поступали. Вопрос о включении Кремзюкова Е.В. в указанный список Министерством не рассматривался.
Из материалов дела следует, что с мая 2017 года у Кремзюкова Е.В. имелись основании полагать о нарушении его прав, путем направления органами прокуратуры Балахтинского района Красноярского края, Уполномоченным по правам человека, Красноярского края, Министерства образования Красноярского края ему ответов и сообщений по его обращениям, однако в суд с настоящим административным иском первоначально истец обратился только 09.10.2017г., то есть с пропуском установленного законом трехмесячного срока обращения в суд. Уважительности причин пропуска срока обращения в суд судом не установлено.
Поскольку Кремзюковым Е.В. не представлено доказательств, свидетельствующих о пропуске срока предъявления административного искового заявления по уважительным причинам, суд полагает отказать в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Кремзюкова ФИО6 к Министерству образования Красноярского края, прокуратуре Балахтинского района Красноярского края, Уполномоченному по правам человека Красноярского края о признании незаконными их ответов и сообщений по обращениям заявителя - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.
Судья: