№2а-4056/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«28» декабря 2020 года г. Ижевск
Индустриальный районный суд г. Ижевска под председательством судьи Сентяковой Н.А.,
при секретаре Шутовой В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шмелёва И.В. к Управлению МВД России по г. Ижевску об освобождении из центра временного содержания иностранных граждан,
У С Т А Н О В И Л:
Шмелёв И.В. обратился в суд с административным иском к Управлению МВД России по г. Ижевску об освобождении из центра временного содержания иностранных граждан. Требования мотивировал тем, что административный истец уроженец Казахской ССР, является лицом без гражданства, был осужден Балашихинским городским судом Московской области по п. «з» ч.2 ст. 111 УК РФ с назначением наказания в виде лишения свободы сроком 3 года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, освобожден из ФКУ ИК-6 УФСИН по УР по отбытию наказания -Дата-. Согласно сообщения Генерального Посольства Казахстана в г. Казани Шмелёв И.В. не является гражданином Казахстана, в связи с чем реадмиссия в отношении него невозможна. Просит освободить его из центра временного содержания иностранных граждан.
В судебном заседании административный истец Шмелёв И.В. на требованиях настаивал, пояснил, что на территории Российской Федерации проживает длительное время, гражданства какого-либо государства не имеет, дальнейшее содержание его в центре временного содержания иностранных граждан нарушает его права.
Представитель Управления МВД России по г. Ижевску ФИО1 заявление Шмелёва И.В. поддержала.
Суд, изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Шмелев И.В., уроженец Казахской ССР, является лицом без гражданства, осужден -Дата- Балашихинским городским судом Московской области по п. «з» ч.2 ст. 111 УК РФ к 3 годам лишения свободы, освобожден из ФКУ ИК-6 УФСИН России по Удмуртской Республике по отбытию срока наказания -Дата-.
-Дата- Министерством юстиции Российской Федерации в отношении Шмелёва И.В. принято распоряжение № о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы.
-Дата- МВД по Удмуртской Республике принято решение о депортации лица без гражданства Шмелёва И.В. и о помещении его в Центр временного содержания иностранных граждан с -Дата- на срок, не превышающий сорока восьми часов.
В связи с отсутствием документа, действительного для выезда за пределы Российской Федерации, -Дата- Управлением по вопросам миграции МВД по Удмуртской Республике направлено обращение в Генеральное консульство Республики Казахстан в Казани об оформлении Шмелёву И.В. свидетельства о возвращении в Республику Казахстан.
В соответствии с поступившим ответом от -Дата- Шмелёв И.В. не является гражданином Республики Казахстан.
Руководствуясь ст. 3 Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о реадмиссии от -Дата-, МВД по УР -Дата- назначена процедура реадмиссии Шмелёва И.В.
-Дата- МВД по Удмуртской Республике направлен материал о начале процедуры реадмиссии в ГУВМ МВД России для подготовки запроса о реадмиссии в соответствии со ст. 6 Исполнительного протокола о порядке реализации Соглашения о реадмиссии.
-Дата-, -Дата-, -Дата- УВМ МВД по УР в адрес ГУВМ МВД России направлены обращения о предоставлении информации о ходе исполнения ранее направленного запроса о реадмиссии Шмелёва И.В.
Решением Воткинскоего районного суда Удмуртской Республики от -Дата- по делу № Шмелёву И.В. продлен срок пребывания в ЦВСИГ сроком на 90 суток до -Дата-. Решение не обжаловано, вступило в законную силу -Дата-
В соответствии с письмом Комитета миграционной службы МВД Республики Казахстан № от -Дата- реадмиссия в отношении Шмелёва И.В. невозможна.
На -Дата- Шмелёв И.В. содержится в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по г. Ижевску.
В судебное заседание не представлены доказательства оснований въезда Шмелёва И.В. на территорию Российской Федерации с территории какого-либо иного государства, доказательства наличия у Шмелёва И.В. родственных связей, жилья и иного недвижимого имущества за пределами Российской Федерации, в том числе, в Республике Казахстан.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 21 «О применении судами общей юрисдикции конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней» под ограничением прав и свобод человека (вмешательством в права и свободы человека) понимаются любые решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также иных лиц, вследствие принятия или осуществления (неосуществления) которых в отношении лица, заявляющего о предполагаемом нарушении его прав и свобод, созданы препятствия для реализации его прав и свобод.
При этом в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, положений Конвенции и Протоколов к ней любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели).
Несоблюдение одного из этих критериев ограничения представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке.
Судам при рассмотрении дел всегда следует обосновывать необходимость ограничения прав и свобод человека исходя из установленных фактических обстоятельств. Ограничение прав и свобод человека допускается лишь в том случае, если имеются относимые и достаточные основания для такого ограничения, а также если соблюдается баланс между законными интересами лица, права и свободы которого ограничиваются, и законными интересами иных лиц, государства, общества.
Конституция Российской Федерации, признавая и гарантируя права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статья 17, часть 1), устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (статья 62, часть 3). По смыслу названных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 17 (часть 3), в силу которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, а также с другими ее положениями, касающимися прав и свобод человека и гражданина, речь идет о случаях, устанавливаемых лишь применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно гражданина Российской Федерации, т.е. возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданами (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 1998 года N 6-П).
Соответственно, в России иностранным гражданам и лицам без гражданства гарантируются без какой бы то ни было дискриминации права и свободы человека и гражданина, в том числе право на охрану достоинства личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, а также право на судебную защиту (статья 19, часть 2; статья 21, часть 1; статья 23, часть 1; статьи 45 и 46 Конституции Российской Федерации). Вместе с тем, предусматривая право каждого на свободный выезд за пределы Российской Федерации, Конституция Российской Федерации признает право на беспрепятственный в нее въезд только за российскими гражданами (статья 27, часть 2), а право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства на территории Российской Федерации гарантирует только тем, кто законно на ней находится (статья 27, часть 1).
Приведенные конституционные положения соотносятся с требованиями Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в том числе ее статьи 8, провозглашающей право каждого на уважение его частной и семейной жизни, а также с пунктом 1 статьи 2 Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 1985 года), закрепляющим, что ее нормы не должны толковаться как ограничивающие право государства принимать законы и правила, касающиеся въезда иностранцев и условий их пребывания, или устанавливать различия между его гражданами и иностранцами и как узаконивающие незаконное проникновение иностранца в государство или его присутствие в государстве.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, при определении условий реализации фундаментальных прав федеральный законодатель должен, исходя из принципа равенства и вытекающих из него критериев разумности, необходимости и соразмерности, обеспечивать баланс конституционных ценностей, а также прав и законных интересов участников конкретных правоотношений (постановления от 18 февраля 2000 года N 3-П, от 14 ноября 2005 года N 10-П, от 26 декабря 2005 года N 14-П, от 16 июля 2008 года N 9-П, от 7 июня 2012 года N 14-П, от 12 марта 2015 года N 4-П и др.). К числу таких конституционно значимых ценностей, составляющих наряду с другими факторами основу национальной безопасности, относится общественный порядок, что обязывает федерального законодателя принимать все меры, направленные на его защиту.
Осуществляя соответствующее правовое регулирование, предполагающее, по смыслу статей 17 (часть 3), 19, 55 (части 2 и 3) и 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации, возможность разумного и соразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина при справедливом соотношении публичных и частных интересов, без умаления этих прав и свобод, федеральный законодатель обязан любое свое решение основывать на оценке данных, характеризующих сущностные признаки того или иного предмета регулирования (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2015 года N 4-П). Это требование применимо и к условиям предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства возможности въезда в Российскую Федерацию, пребывания и проживания на ее территории, которые могут относиться, в частности, отсутствие судимости за тяжкое преступление и соблюдение которых имеет целью предотвращение угрозы общественному порядку, правам и законным интересам граждан.
Такой подход не вступает в противоречие с предписаниями Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, обязывающего государства гарантировать осуществление признаваемых в нем прав без какой-либо дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения или иных обстоятельств.
Действующее российское законодательство предусматривает возможность признания пребывания или проживания в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства нежелательным (что влечет за собой обязанность такого лица выехать из Российской Федерации), а также отказ во въезде в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства, в том числе в связи с признанием ранее нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации.
В частности, решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации принимается, как следует из статьи 25.10, статьи 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», в отношении незаконно находящегося на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в случае, если его пребывание (проживание) в Российской Федерации создает реальную угрозу общественному порядку, если указанное лицо имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.
Во исполнение предписания части четвертой статьи 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 года N 199 утверждены Положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, в который включено Министерство юстиции Российской Федерации.
Согласно данному Положению в случае выявления предусмотренных Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» обстоятельств, являющихся основанием для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, территориальные органы (подразделения) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти представляют в соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти материалы, подтверждающие указанные обстоятельства; порядок представления материалов и их рассмотрения определяется нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (пункт 3).
Согласно ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» депортация иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции. Порядок взаимодействия федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальных органов с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными принимать решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, и их территориальными органами при осуществлении контроля за исполнением иностранными гражданами и лицами без гражданства таких решений устанавливается совместными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
Ни федеральные законы, ни иные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, принятого по п.3 ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ
«О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», не допускают возможность отмены либо пересмотра таких решений во внесудебном порядке, например вследствие того, что отпали основания для их принятия.
Согласно ст.3 Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о реадмиссии от 07 июня 2012 года компетентные органы государства запрашиваемой Стороны принимают по запросу центрального компетентного органа государства запрашивающей Стороны гражданина третьего государства или лицо без гражданства, которые находятся на территории государства запрашивающей Стороны с нарушением законодательства этого государства по вопросам въезда, выезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства, если представлены доказательства того, что такое лицо: въехало на территорию государства запрашивающей Стороны непосредственно с территории государства запрашиваемой Стороны с нарушением законодательства государства запрашивающей Стороны по вопросам въезда, выезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства; на момент направления запроса о реадмиссии имеет законные основания для проживания или пребывания на территории государства запрашиваемой Стороны.
В силу ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с положениями ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно Положения о Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по г. Ижевску, Центр предназначен для временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих, в том числе, депортации или реадмиссии и является обособленным структурным подразделением УМВД России по г. Ижевску.
Поскольку административным истцом заявлен иск о защите нарушенных прав и свобод, возникающий из публичных правоотношений, данный иск подлежит рассмотрению в порядке КАС РФ.
В судебном заседании установлено, что распоряжение Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации и решение МВД по УР о депортации, вынесенные в отношении Шмелёва И.В. неисполнимы, в связи с чем дальнейшее содержание административного истца в центре временного содержания иностранных граждан нарушает его права на неприкосновенность и свободу, ограничивает права на легализацию положения в Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Шмелёва И.В. к Управлению МВД России по г. Ижевску об освобождении из центра временного содержания иностранных граждан удовлетворить.
Освободить лицо без гражданства Шмелёва И.В. -Дата- рождения, уроженца Казахской ССР, из центра временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по г. Ижевску.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 29 декабря 2020 года.
Судья Сентякова Н.А.