дело № 2а-57/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
18 апреля 2019 года р.п. Даниловка
Судья Даниловского районного суда Волгоградской области Тарасова И.А.,
при секретаре судебного заседания Арчаковой И.И.,
с участием административного истца помощника прокурора Даниловского района Волгоградской области Романова В.А.,
административного ответчика ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Даниловка Волгоградской области административное дело по административному исковому заявлению прокурора Даниловского района Волгоградской области Панфилова А.А., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФИО7 о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Даниловского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к ФИО1 о прекращении действия права управления транспортными средствами, указав, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет водительское удостоверение № на управление транспортными средствами категории «В», дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Между тем, ФИО1 состоит на диспансерном наблюдении у врача-психиатра в ГБУЗ «Даниловская ЦРБ» с диагнозом: «параноидная шизофрения непрерывный тип течения» (F20.0 МКБ-10). Управление ФИО1 транспортным средством при наличии указанного заболевания не отвечает требованиям действующего законодательства, может повлечь нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, так как создает угрозу безопасности дорожного движения для его участников, их жизни и здоровью. Прокурор Даниловского района Волгоградской области просит суд прекратить действие права ФИО1 на управление транспортными средствами и обязать ФИО1 сдать выданное ему ДД.ММ.ГГГГ водительское удостоверение № сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, дающее право на управление транспортными средствами категории «В», в отделение МВД России по Даниловскому району Волгоградской области.
Административный истец в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признал, пояснил, что имеющее у него заболевание, по его мнению, не препятствует ему управлять транспортными средствами, просил в их удовлетворении отказать.
Представитель третьего лица - ГБУЗ «Даниловская ЦРБ», надлежаще извещенный о месте, дне и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причина неявки не известна.
Представитель третьего лица отделения МВД России по Даниловскому району Волгоградской области, надлежаще извещенный о месте, дне и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причина неявки не известна.
Суд, выслушав административного истца, административного ответчика, исследовав и оценив материалы дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, определяются Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее Федеральный закон "О безопасности дорожного движения"), статьей 1 которого предусмотрено, что задачами настоящего Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется деятельностью, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Участником дорожного движения является лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.
В силу статьи 3 названного Федерального закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
Согласно статье 8 "Конвенции о дорожном движении" (заключенной в г. Вене 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года, водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Одним из условий допуска лица к управлению транспортным средством согласно пункту 6 статьи 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" является отсутствие у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" одним из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения является проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения согласно статье 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" заключается, в том числе, и в проведении обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: истечение установленного срока действия водительского удостоверения; выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик; лишение права на управление транспортными средствами.
В силу пунктов 1 и 4 статьи 23.1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами. В соответствии с пунктом 2 раздела I, к противопоказаниям относятся психические расстройства и расстройства поведения: шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства, что соответствует группе кодов F20 - F29 Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) - МКБ-10.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасного дорожного движения по фактам предоставления специального права в виде права управления транспортным средством, имеющим медицинские противопоказания.
Проверкой установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет право на управление транспортными средствами категории «В» на основании водительского удостоверения №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сообщению ГБУЗ «Даниловская ЦРБ» от 22.02.2019 года ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ состоит на диспансерном наблюдении у врача-психиатра с диагнозом «шизофрения параноидная, непрерывный тип течения» (F20.0 – МКБ-10).
Учитывая, что наличие у ответчика заболевания, включенного в Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, достоверно подтверждено материалами дела и сторонами не оспаривалось, он не может быть допущен к управлению транспортными средствами.
Управление транспортным средством – источником повышенной опасности, лицом, страдающим наркотической зависимостью, создаёт угрозу жизни здоровья граждан, их прав и законных интересов.
Таким образом, право административного ответчика управления транспортными средствами подлежит прекращению.
При таких обстоятельствах суд руководствуясь нормами Федерального закона "О безопасности дорожного движения", Перечнем медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604, приходит к выводу, что нахождение ответчика на учете по поводу имеющегося у него заболевания исключает возможность его допуска к управлению транспортными средствами, в связи с чем, административные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд полагает необходимым разъяснить административному ответчику, что в силу п.3 ст.28 Закона и п. 8 Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1191 "Об утверждении Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами" водительское удостоверение возвращается после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами в связи с выявлением в результате обязательного медицинского освидетельствования медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Исходя из разъяснений, данных в абз.2 п.40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", а также п.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.
Поскольку требования административного истца подлежат удовлетворению, который при обращении в суд освобождён от уплаты государственной пошлины, с учётом ст.333.19 НК РФ административный ответчик должен уплатить в местный бюджет государственную пошлину в размере 300 рублей.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175–180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление прокурора Даниловского района Волгоградской области Панфилова А.А., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФИО1 о прекращении действия права на управление транспортными средствами – удовлетворить.
Прекратить действие права ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, на управление транспортными средствами категорий «В», с момента вступления решения в законную силу.
Обязать ФИО1 сдать водительское удостоверение №, выданное ДД.ММ.ГГГГ, в отделение МВД России по Даниловскому району Волгоградской области.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Даниловского муниципального района Волгоградской области государственную пошлину в размере 300 (трёхсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Даниловский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий И.А. Тарасова