Решение по делу № 2а-433/2020 от 17.06.2020

(УИД47RS0001-01-2020-000525-76)

     Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2а-433/2020

      Именем Российской Федерации

11 ноября 2020 года                                               г.Бокситогорск

Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Пименовой А.Г.,

при секретаре Телешман И.В.

с участием:

представителя административного истца - администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области – Комиссарова Р.Ю.

представителя административных ответчиков: Бокситогорского городского прокурора Ермакова А.А. и Прокуратуры Ленинградской области – старшего помощника Бокситогорского городского прокурора Смирнова И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области к Бокситогорскому городскому прокурору о признании представления от ДД.ММ.ГГГГ незаконным

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Бокситогорского муниципального района Ленинградской области обратилось в суд с административным иском о признании незаконным представление Бокситогорского городского прокурора Ермакова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ .

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве соответчика привлечена Прокуратура Ленинградской области.

         В обоснование иска указано, что в адрес администрации Бокситогорского муниципального района внесено представление Бокситогорского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений федерального законодательства. В представлении указывается, что администрацией Бокситогорского муниципального района допущены нарушения требований федерального законодательства в части обеспечения содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, а также обеспечения антитеррористической защищенности указанных объектов. Как следует из представления, вышеуказанные нарушения законодательства вызваны тем, что учреждениями образования и культуры Бокситогорского муниципального района (далее - Учреждения) заключены муниципальные контракты по оказанию услуг по обслуживанию компонентов технологической системы ЦАСПИ, которой предусмотрена передача информации и извещений в ГКУ "Леноблпожспас" с применением стандарта связи GSM.

    По мнению прокурора, поскольку в силу пункта 5 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , при чрезвычайных ситуациях оператор связи вправе временно прекращать или ограничивать абоненту оказание услуг связи, то в случае пожара в учреждениях это может привести к гибели несовершеннолетних и иных лиц, в связи с чем применение сигнала связи GSM не возможно.

    Ссылаясь на статью 12, часть 1 статьи 130, часть 1 статьи 132, статью 133 Конституции Российской Федерации, Устав Бокситогорского муниципального района, истец указывает, что администрация Бокситогорского муниципального района исполняет полномочия исполнительно-распорядительного органа Бокситогорского городского поселения. В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №    131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских поселений отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

    В соответствии с пунктом 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №    131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных районов отнесено обеспечение участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

    Таким образом, непосредственное обеспечение пожарной безопасности в зданиях относится к полномочиям Учреждений.

    В соответствии с подпунктом "г" пункта 17 "Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 (далее Требования № 1006) и подпунктом "г" пункта 20 "Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 № 176 (далее - Требования № 176) антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения.

    При этом в соответствии с подпунктом "д" пункта 21 Требований № 1006 и подпунктом "в" пункта 24 Требований № 176 минимизация возможных последствий и ликвидация угрозы террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством обеспечения технических возможностей эвакуации, а также своевременного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о порядке беспрепятственной и безопасной эвакуации из зданий (сооружений).

    Установленная в учреждениям система ЦАСПИ полностью отвечает требованиям антитеррористической защищенности, обеспечивает своевременное оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о порядке беспрепятственной и безопасной эвакуации из зданий (сооружений), при этом данная функция системы никак не связана с сигналом GSM.

    Более того, в соответствии с пунктом 3 Требований № 176 и пунктом 5 Требований № 1006 ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях). Правообладателями объектов являются Учреждения на праве оперативного управления. Таким образом, непосредственное обеспечение антитеррористической защищенности зданий относится к полномочиям Учреждений.

    Полномочия администрация Бокситогорского муниципального района по обеспечению первичных мер пожарной безопасности и содержанию зданий учреждений, участию в профилактике терроризма реализованы путем финансирования подведомственных учреждений в рамках Бюджетного законодательства Российской Федерации.

    В рамках бюджетного финансирования всеми подведомственными администрации Бокситогорского муниципального района учреждениями приобретена и установлена Централизованная автоматизированная система передачи информации и извещений (ЦАСПИ), заключены муниципальные контракты по оказанию услуг по обслуживанию компонентов ЦАСПИ с ЗАО "Центр безопасности "Охрана помещений".

    Таким образом, все возложенные на администрацию Бокситогорского муниципального района полномочия по решению вопросов местного значения в данном случае исполнены, а выдвигаемые прокурором требования как минимум не относятся к компетенции администрации.

    2. В соответствии с частью 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

    В соответствии с пунктом 14.4 "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденным Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175 на объектах класса функциональной опасности Ф 1.1 и Ф 4.1 извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы.

    Таким образом использование сигнала GSM в системе ЦАСПИ не противоречит законодательству.

    В своих требованиях прокурор указывает на то, что в силу пункта 5 "Правил оказания услуг связи по передаче данных", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2006 № 32 при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера оператор связи в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, вправе временно прекращать или ограничивать оказание услуг связи по передаче данных.

    С данным выводом прокурора не согласны.

    В соответствии с пунктом 2 "Положения о приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 895 (далее - Положение) во время чрезвычайных ситуаций право на приоритетное использование любых сетей связи и средств связи, а также приостановление или ограничение использования этих сетей связи и средств связи имеют в частности Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, находящиеся в их ведении службы и агентства, а также координационные органы всех уровней единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    Более того, в соответствии с пунктом 7 Положения операторы связи предоставляют абсолютный приоритет всем сообщениям, касающимся безопасности человека на воде, на земле, в воздухе, космическом пространстве, сообщениям о крупных авариях, катастрофах, об эпидемиях, эпизоотиях и о стихийных бедствиях независимо от того, кто передает эту информацию, а также сообщениям, связанным с проведением неотложных мероприятий в области государственного управления, обороноспособности и безопасности государства, обеспечения правопорядка и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

    Таким образом, поскольку сигнал связи GSM системы ЦАСПИ обеспечивает функцию защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, то он будет является приоритетным и отключению не подлежит.

    Заключение прокурора об отключении средств связи носит предположительный характер и не может применяться к требованиям в отношении поднадзорных органов. Любые существующие системы связи могут быть по тем или иным причинам отключены, а потому представление прокурора не имеет вариантов исполнения.

    Самим административным ответчиком так же не заявлены способы исполнения представления, не указаны каналы связи, которые могли бы быть использованы и которые, по его мнению, подлежат применению.

    Одновременно, в настоящее время на территории всей Ленинградской области используется только система ЦАСПИ с сигналом связи GSM, соответствующее соглашение от ДД.ММ.ГГГГ заключено между ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ГУ МЧС России по Ленинградской области, ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу, ГУ "Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты и противопожарной безопасности Ленинградской области", ЗАО "Центр безопасности "Охрана помещений", ОАО «Мегафон» и использование данного сигнала связи в системе предупреждения чрезвычайных ситуаций указанными органами согласовано. Таким образом, требование прокурора на территории только Бокситогорского района, как одной из частей функционирования системы ЦАПСИ, не выполнимо и при удовлетворении представления приведет к остановке функционирования системы ЦАСПИ на территории Бокситогорского района и полному неисполнению требований законодательства в области пожарной безопасности.

    3. В рамках исполнения требований законодательства в области пожарной безопасности Учреждениями заключены муниципальные контракты с ЗАО "Центр безопасности "Охрана помещений". В разделах "Обязанности исполнителя" и "Требования к качеству и безопасности услуг (работ) указано, что Исполнитель должен обеспечить непрерывное функционирование линий связи ЦАСПИ и оказывать услуги в полном соответствии с требованиями пожарной безопасности. Таким образом, Учреждения исполнили требования законодательства в области пожарной безопасности, систему оповещения о пожарах в зданиях установили, заключили контракты на ее обслуживание.

    Истец указывает, что если у административного ответчика имеются сведения о нарушении Исполнителем услуг в рамках муниципального контракта требований законодательства в области пожарной безопасности, в частности использование ненадлежащего сигнала передачи данных, то именно к Исполнителю и должны быть заявлены соответствующие требования.

    На основании изложенного истец просит:

    признать представление Бокситогорского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Представителем административных ответчиков Бокситогорского городского прокурора Ермакова А.А. и прокуратуры Ленинградской области Смирновым И.А. представлен в суд отзыв на административное исковое заявление, согласно которого просит в удовлетворении иска отказать. В обоснование своей позиции прокурор указывает, что согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

        В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: 1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); 2) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации); 3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; 4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; 5) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;

          В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе и обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

        В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Согласно ч. 7 ст. 83 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЗ системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

          В соответствии с п. 14.4 Приказ МЧС РФ от 25 марта 2009 г. N 175"Об утверждении свода правил "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" на объектах класса функциональной опасности Ф 1.1 (детские дошкольные учреждения, специализированные дома престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса школ-интернатов и детских учреждений) и Ф 4.1 (школы, внешкольные учебные заведения, средние специальные учебные заведения, профессионально-технические училища) извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы.

          Вместе с тем, в случае чрезвычайных ситуаций, аварий, отключения электроэнергии, подаваемой базовые станции сотовой связи, осуществляющих передачу сигнала GSM (как правило, энергопринимающее оборудование относится к третьей категории надежности, и обеспечивает автономную работу за счет резервного источника питания от 4 –х до 8 часов – п. 6 приказа Минкомсвязи от 20 июля 2017 года № 374 «Об утверждении требований к построению телефонной сети связи общего пользования») передача извещения о пожаре с использованием стандарта связи GSM станет невозможной, что повлечет угрозу жизни и здоровья граждан, находящихся в вышеуказанных учреждениях образования.

          Таким образом, в настоящий момент система ЦАСПИ в детских дошкольных учреждениях, школах, учреждениях дополнительного образования детей, находящихся в ведении ОМСУ Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, находится в прямой зависимости от деятельности третьих лиц (операторов связи) и технического состояния их оборудования, что противоречит п. 14.4 Приказа МЧС РФ от 25 марта 2009 г. N 175.

Заинтересованным лицом АО «Центр безопасности «Охрана помещений» представлен в суд отзыв на административное исковое заявление, из которого следует, что заинтересованное лицо поддерживает заявленные администрацией Бокситогорского муниципального района исковые требования. В обоснование своей позиции указывает, что Бокситогорский городской прокурор неверно трактует главу 8 Конституции Российской Федерации, в представлении прокурора имеется ссылка на Свод правил СП5.13130-2009, который является ведомственным документом МЧС России, введенным приказом от 25.03.2009 № 175, добровольного применения (пункт 1.1. Свода правил СП5.13130-2009), из положений пункта 14.4 СП5.13130-2009 которого следует, что равнозначность использования выбора технического решения из двух возможных: выделенный в установленном порядке радиоканал, другие линии связи.

Министерство обороны РФ выделяет радиоканал (частоты и частотные диапазоны) в установленном порядке только исполнительным органам государственной власти и их структурным подразделениям для решения ряда вопросов, в т.ч., вопросов безопасности. В этом случае регистрация радиоэлектронных средств регламентирована Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2017г. N 816 «О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств государственных органов и организаций, используемых для нужд органов государственной власти, для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004г. N 539». Постановлением передача выделенных радиоканалов другим физическим и юридическим лицам запрещена. Выделение частот социальным учреждениям не предусмотрено.

Построение радиолиний формируется от головного корреспондента, в данном случае - от пожарных частей ГКУ «Леноблпожспас», в которых по решению Правительства Ленинградской области, изложенном в техническом задании на создание системы передачи извещений (СПИ) в государственном контракте от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрены: коммутируемая телефонная линия; GSM-канал или радиоканал, организованный в соответствии с нормативными документами по организации использования радиочастотного ресурса РФ; канал пакетной передачи данных по ВОЛС; спутниковый канал.

В созданной СПИ ЦАСПИ реализованы высокоскоростные линии связи GSM-канал и интернет. GSM-канал является сочетанием широкополосных радиолиний и кабельных линий связи. Для ЦАСПИ, элементы которой размещаются в подразделениях пожарной охраны и объектах защиты, линии связи, в т.ч., радиолинии, передачи данных выделены оператором связи МегаФон согласно Соглашению по взаимодействию при совместном использовании СПИ ЦАСПИ от ДД.ММ.ГГГГ на основании Федерального закона от 07.07.2003г. № 126-ФЗ «О связи». Иного порядка выделения частот для объектов защиты нет.

В ЦАСПИ имеется возможность организации радиолиний, что отражено на сертификате на листе 2. Эта возможность реализована на ограниченной территории в <адрес>, т.к. радиолинии имеют дальность связи до 4 - 6 км. В Бокситогорском районе потребуется установка дорогостоящих ретрансляторов. Узкополосные радиолинии - устаревшие низкоскоростные технологии средины XX века. Предписание содержит требование выполнения необоснованных и неэффективных действий, сопровождаемых существенными финансовыми затратами.

Не согласны с доводами прокурора о недопустимости применения связи GSM-стандарта по причине права оператора связи временного прекращения или ограничения в оказании услуг подвижной связи. Указывают, что выделенный в установленном порядке радиоканал и другие линии связи в Федеральном законе от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» именуются «любыми сетями связи и средствами связи» и предусматривается возможность их временного прекращения и ограничения использования по требованию Федерального агентства связи РФ, взаимодействующего с территориальными комиссиями ЧС и OПБ, а также согласно ст. 64, 65, 65.1, что для любых сетей связи и средств связи в равной степени применимо. Однако, согласно ст.15 Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004г. N 895 «Об утверждении Положения о приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», линии связи общего пользования (в т.ч. линии GSM) управляются органами Федерального агентства связи во взаимодействии с центрами управления сетей, а поэтому ограничиваются на минимальный срок. Выделенные радиолинии, управление которыми возлагается на их владельцев, ограничиваются в использовании на более длительный срок в виду применения директивного управления письменными указаниями. Эти особенности учтены в перечнях видов линий связи для систем передачи извещений, которые определены в следующих нормативных документах: ГОСТ Р 53325-2012. «Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний», п.9.1.1, основной технический документ, регламентирующий требования к СПИ; ГОСТ Р 56935-2016. «Производственные услуги. Услуги по построению системы мониторинга автоматических систем противопожарной защиты и вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения «01» и «112», п.5.2.3, статус - для добровольного применения.

Указывает, что Бокситогорская городская прокуратура, органы надзорной деятельности ГУ МЧС России по Ленинградской области, сотрудники профилактической работы ГКУ «Леноблпожспас» не выявили системных нарушений пожарной безопасности в части организации дублирования извещений о пожарах с использованием СПИ ЦАСПИ от систем пожарной сигнализации объектов защиты в подразделения пожарной охраны Бокситогорского района.

Представитель административного истца – Комиссаров Р.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель административных ответчиков: Бокситогорского городского прокурора Ермакова А.А. и Прокуратуры Ленинградской области – старший помощник Бокситогорского городского прокурора Смирнов И.А. в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в представлении и отзыве на исковое заявление.

Заинтересованные лица - представители МБОУ «СОШ №3 г.Пикалево», МКОУ «Заборьевская СОШ», МБОУ «Бокситогорская ООШ №1», МБОУ «Бокситогорская СОШ №3», МКОУ «Большедворская ООШ», МКДОУ «Борский детский сад», МБОУ «СОШИ п. Ефимовский», МБОУ «СОШ №4 г.Пикалево», МБУ «БКДЦ», МБОУ «СОШ №1 г.Пикалево», МБДОУ «Детский сад №5 КВ г.Бокситогорска», МБДОУ «Детский сад №9 КВ г.Пикалево», МБОУ «Бокситогорская СОШ №2», МБДОУ «Детский сад №8 КВ г.Бокситогорска», МБДОУ «Детский сад №1 ОВ г.Бокситогорска», МБДОУ «Детский сад №3 КВ г.Пикалево», МКОУ «Подборовская СОШ», МБДОУ «Ефимовский детский сад», МБДОУ «Детский сад №6 КВ г.Пикалево», МБДОУ «Детский сад №2 КВ г.Пикалево», МБДОУ «Детский сад №5 КВ г.Пикалево», МБДОУ «Детский сад №7 КВ г.Пикалево», МБОУ «ООШ №2 г.Пикалево», МБОУ ДО «БДШИ», МБОУ ДО «БЦДО», МБОУ ДО «БДЮШС», МБДОУ «Детский сад №4 КВ г.Бокситогорска», в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заинтересованное лицо – представитель АО «Центр безопасности «Охрана помещений» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

      Исследовав доказательства, представленные суду в письменной форме, выслушав доводы участников процесса, суд приходит к следующему:

Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами местного самоуправления.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с пунктом 3 статьи 22 настоящего Закона вносит представление об устранении нарушений закона, по которому в соответствии со статьей 24 (пункт 1) указанного Закона должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Поскольку за невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, статьей 17.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении указанных лиц предусмотрена административная ответственность, что свидетельствует о том, что представление прокурора, являясь основанием для привлечения к административной ответственности, затрагивает права этих лиц, то представление прокурора, внесенное им в рамках осуществления прокурорского надзора за исполнением законов, подлежит оспариванию в порядке, определенном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

    Как установлено судом, 07.05.2020 Бокситогорским городским прокурором Ермаковым А.А. в адрес администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области внесено представление № 7-29-2020 об устранении нарушений федерального законодательства. В представлении указано, что между муниципальными учреждениями, учредителем которых является администрация Бокситогорского муниципального района: МБОУ «СОШ №3 г.Пикалево», МКОУ «Заборьевская СОШ», МБОУ «Бокситогорская ООШ №1», МБОУ «Бокситогорская СОШ №3», МКОУ «Большедворская ООШ», МКДОУ «Борский детский сад», МБОУ «СОШИ п. Ефимовский», МБОУ «СОШ №4 г.Пикалево», МБУ «БКДЦ», МБОУ «СОШ №1 г.Пикалево», МБДОУ «Детский сад №5 КВ г.Бокситогорска», МБДОУ «Детский сад №9 КВ г.Пикалево», МБОУ «Бокситогорская СОШ №2», МБДОУ «Детский сад №8 КВ г.Бокситогорска», МБДОУ «Детский сад №1 ОВ г.Бокситогорска», МБДОУ «Детский сад №3 КВ г.Пикалево», МКОУ «Подборовская СОШ», МБДОУ «Ефимовский детский сад», МБДОУ «Детский сад №6 КВ г.Пикалево», МБДОУ «Детский сад №2 КВ г.Пикалево», МБДОУ «Детский сад №5 КВ г.Пикалево», МБДОУ «Детский сад №7 КВ г.Пикалево», МБОУ «ООШ №2 г.Пикалево», МБОУ ДО «БДШИ», МБОУ ДО «БЦДО», МБОУ ДО «БДЮШС», МБДОУ «Детский сад №4 КВ г.Бокситогорска») заключены муниципальные контракты по оказанию услуг по обслуживанию компонентов ЦАСПИ с ЗАО «Центр безопасности «Охрана помещений», технологической системой ЦАСПИ предусмотрена передача информации и извещений в ГКУ «Леноблпожспас» с применением стандарта связи GSM, что противоречит требованиям федерального законодательства, препятствует осуществлению мер, направленных на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах, поскольку в случае чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера оператор связи имеет право временно прекращать или ограничивать абоненту оказание услуг связи, что в случае пожара в учреждениях или иных обстоятельствах может привести к гибели несовершеннолетних и иных лиц, в связи с невозможностью по технологическим причинам информировать уполномоченные органы и государственные учреждения о сложившейся ситуации. Администрации предписано: безотлагательно рассмотреть представление с обязательным уведомлением о принятых мерах по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; не позднее одного месяца со дня его вынесения, исключить подобные нарушения законодательства впредь. Рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к установленной законом ответственности, копию решения о наказании представить в прокуратуру. Рассмотреть настоящее представление с участием Бокситогорского городского прокурора, уведомив его о дате и времени рассмотрения заблаговременно.

Администрация Бокситогорского муниципального района обратилась в суд с настоящим административным иском указывая, что считает представление Бокситогорского городского прокурора незаконным.

Разрешая заявленные требования суд исходит из следующего.

Статьей 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

    В соответствии с частью 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175 утвержден "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (далее - СП 5.13130.2009).

В соответствии с пунктом 1.1 СП 5.13130.2009 данный свод правил разработан в соответствии со статьями 42, 45, 46, 54, 83, 84, 91, 103, 104, 111 - 116 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает нормы и правила проектирования автоматических установок пожаротушения и сигнализации.

    В соответствии с абзацем 3 пункта 14.4 СП 5.13130.2009 на объектах класса функциональной опасности Ф1.1 и Ф4.1 извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы. Рекомендуется применять технические средства с устойчивостью к воздействиям электромагнитных помех не ниже 3-й степени жесткости по ГОСТ Р 53325-2009.

В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" класс функциональной пожарной опасности: Ф1.1 - здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов, больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений, Ф4.1 - здания образовательных учреждений и т.п.

Как установлено судом, не оспаривается сторонами, муниципальными учреждениями, учредителем которых является администрация Бокситогорского муниципального района: МБОУ «СОШ №3 г.Пикалево», МКОУ «Заборьевская СОШ», МБОУ «Бокситогорская ООШ №1», МБОУ «Бокситогорская СОШ №3», МКОУ «Большедворская ООШ», МКДОУ «Борский детский сад», МБОУ «СОШИ п. Ефимовский», МБОУ «СОШ №4 г.Пикалево», МБУ «БКДЦ», МБОУ «СОШ №1 г.Пикалево», МБДОУ «Детский сад №5 КВ г.Бокситогорска», МБДОУ «Детский сад №9 КВ г.Пикалево», МБОУ «Бокситогорская СОШ №2», МБДОУ «Детский сад №8 КВ г.Бокситогорска», МБДОУ «Детский сад №1 ОВ г.Бокситогорска», МБДОУ «Детский сад №3 КВ г.Пикалево», МКОУ «Подборовская СОШ», МБДОУ «Ефимовский детский сад», МБДОУ «Детский сад №6 КВ г.Пикалево», МБДОУ «Детский сад №2 КВ г.Пикалево», МБДОУ «Детский сад №5 КВ г.Пикалево», МБДОУ «Детский сад №7 КВ г.Пикалево», МБОУ «ООШ №2 г.Пикалево», МБОУ ДО «БДШИ», МБОУ ДО «БЦДО», МБОУ ДО «БДЮШС», МБДОУ «Детский сад №4 КВ г.Бокситогорска») с ЗАО «Центр безопасности «Охрана помещений» заключены муниципальные контракты по оказанию услуг по обслуживанию функционирования компонентов централизованной автоматизированной системы передачи информации и извещений о пожаре и других чрезвычайных ситуациях (СПИ «ЦАСПИ»), включая действующие линии связи, для передачи извещений о пожаре в подразделениях пожарной охраны (ППО), контролируя информационные потоки с объектов в соответствии с Перечнем элементов и услуг СПИ «ЦАСПИ» (по приложению № 1 ко всем договорам).

Муниципальные контракты заключены в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

По условиям муниципальных контрактов исполнитель (ЗАО «Центр безопасности «Охрана помещений») обязан: п. 4.4:

- оказать услуги по обеспечению функционирования компонентов СПИ «ЦАСПИ», включая контроль и обеспечение непрерывности функционирования линий связи ЦАСПИ, контроль передачи извещений, техническое обслуживание оборудования СПИ «ЦАСПИ» и мониторинг ложных извещений, формируемых объектовой пожарной сигнализацией, согласно Перечню услуг (Приложение ), обеспечив надлежащее качество в сроки, установленные Контрактом;

- в период действия Контракта иметь лицензию на право осуществления деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств пожарной автоматики зданий и сооружений, а также подтверждение от производителя или балансодержателя оборудования о допуске персонала к работе с объектовым оборудованием СПИ «ЦАСПИ». В случае окончания срока действия лицензии или подтверждения, Исполнитель обязан их продлить и предъявить Заказчику;

- до момента подписания Контракта самостоятельно получить всю необходимую документацию и информацию об используемом оборудовании, принципах адресации в СПИ ЦАСПИ, быть укомплектованным необходимым приемным оборудованием для оказания услуг в соответствии с требованием производителя СПИ ЦАСПИ;

- оказать услуги, используя свое оборудование, свой инвентарь, свои материалы;

- организовать проведение работ по техническому обслуживанию оборудования СПИ «ЦАСПИ» установленного на Объектах Заказчика в строгом соответствии с Регламентом, разработанным производителем оборудования;

- исключать разглашение ставшей известной конфиденциальной информации о критически важных элементах СПИ «ЦАСПИ» и объекте защиты как в период оказания услуг, так по истечении трех лет после прекращения предоставления услуг, допускать к оказанию услуг проинструктированный по технике безопасности персонал;

- исполнять, полученные в ходе исполнения обязательств по Контракту указания Заказчика, в том числе в срок, установленный Заказчиком, безвозмездно устранять обнаруженные Заказчиком недостатки в оказанных услугах, возникшие по вине Исполнителя;

- передать надлежащим образом оформленные отчётные финансовые документы в порядке, установленном настоящим Контрактом;

- представить по запросу Заказчика в сроки, указанные в таком запросе, информацию о ходе исполнения обязательств по Контракту;

- при оказании услуг обеспечить их надлежащее качество в соответствии с требованиями соответствующих нормативно-правовых актов;

- оказывать услуги с соблюдением норм пожарной безопасности, техники безопасности, охраны окружающей среды, информационной безопасности;

- обеспечивать сохранность объекта, материалов и оборудования, находящихся на объекте в период оказания услуг;

- выполнять иные обязанности, предусмотренные действующим законодательством и Контрактом.

Также муниципальные контракты содержат требования к качеству и безопасности услуг (работ), согласно которых: п. 5.3. Качество услуг, используемых материалов (комплектующих и оборудования, в том числе, объектового), а также выполнение обязанностей Сторонами должно соответствовать нормативно-правовым актам, технической и методической документации: Федеральный закон РФ от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; Федеральный закон РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; Федеральный закон РФ от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»; Правила противопожарного режима в РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390); Свод правил СП 6.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности»; ГОСТ Р 53325-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний; ГОСТ Р 56935-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Производственные услуги. Услуги по построению системы мониторинга автоматических систем противопожарной защиты и вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения «01» и «112»; Постановление Правительства РФ от 12 октября 2004 г. N 539 «О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств»; Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03.

Таким образом, именно АО «Центр безопасности «Охрана помещений», имеющее лицензию МЧС России № от 06.09.2012 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений», должно обеспечивать надлежащее функционирования компонентов СПИ «ЦАСПИ» и соответствие качества услуг, используемых материалов (комплектующих и оборудования, в том числе, объектового), нормативно-правовым актам, технической и методической документации.

    Доказательств того, что установленная в муниципальных учреждениях Бокситогорского района система ЦАСПИ не отвечает требованиям законодательства, в том числе антитеррористической защищенности, не обеспечивает своевременное оповещение работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о порядке беспрепятственной и безопасной эвакуации из зданий (сооружений), административными ответчиками не представлено, как не представлено доказательств нарушения исполнителем услуг в рамках муниципальных контрактов (АО «Центр безопасности «Охрана помещений») требований законодательства в области пожарной безопасности, в частности использование ненадлежащего сигнала передачи данных, наличие системных нарушений пожарной безопасности в части организации дублирования извещений о пожарах с использованием СПИ ЦАСПИ от систем пожарной сигнализации объектов защиты в подразделения пожарной охраны Бокситогорского района.

    Доводы представления прокурора о временном прекращении или ограничении абоненту оказания услуг связи оператором связи в случае чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера носит предположительный характер и не может применяться к требованиям в отношении поднадзорных органов.

Кроме того, суд полагает необходимым отметить, и это не оспаривается сторонами, в настоящее время на территории всей Ленинградской области используется единая система ЦАСПИ, соответствующее соглашение от ДД.ММ.ГГГГ заключено между ГУВД по г. Санкт- Петербургу и Ленинградской области, ГУ МЧС России по Ленинградской области, ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу, ГУ "Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты и противопожарной безопасности Ленинградской области", ЗАО "Центр безопасности "Охрана помещений", ОАО «Мегафон», в связи с чем требование прокурора на территории только Бокситогорского муниципального района, как одной из частей функционирования системы ЦАСПИ, не выполнимо, поскольку приведет к остановке функционирования системы ЦАСПИ на территории Бокситогорского муниципального района и неисполнению требований законодательства в области пожарной безопасности.

    Ссылки прокурора в представлении на пункт 5 "Правил оказания услуг подвижной связи", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 № 328 суд не может принять во внимание, поскольку данный документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342, вступившего в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 15.12.2014).

    Кроме того, суд находит заслуживающими внимание доводы административного истца о том, что непосредственное обеспечение пожарной безопасности в зданиях относится к полномочиям учреждений.

    В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

     В соответствии с Уставом Бокситогорского муниципального района, администрация Бокситогорского муниципального района исполняет полномочия исполнительно-распорядительного органа Бокситогорского городского поселения.

    В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №    131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских поселений отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

    В соответствии с пунктом 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №    131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных районов отнесено обеспечение участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

     В соответствии с пунктом 3 "Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 № 176 и пунктом 5 "Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006    ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

    Правообладателями объектов являются учреждения на праве оперативного управления. Полномочия администрация Бокситогорского муниципального района по обеспечению первичных мер пожарной безопасности и содержанию зданий учреждений, участию в профилактике терроризма реализованы путем финансирования подведомственных учреждений в рамках Бюджетного законодательства Российской Федерации, в рамках которого всеми подведомственными администрации Бокситогорского муниципального района учреждениями приобретена и установлена Централизованная автоматизированная система передачи информации и извещений (ЦАСПИ), заключены муниципальные контракты по оказанию услуг по обслуживанию компонентов ЦАСПИ с ЗАО "Центр безопасности "Охрана помещений". Таким образом, выдвигаемые прокурором требования не относятся к компетенции администрации.

С учетом вышеизложенного, административное исковое заявление администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области удовлетворить.

Признать представление Бокситогорского городского прокурора А.А. Ермакова от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

     Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Бокситогорский городской суд.

Решение в окончательной форме принято 16 ноября 2020 года.

Судья:

2а-433/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Бокситогорского муниципального района Ленинградской области
Ответчики
Прокуратура Ленинградской области
Бокситогорский городской прокурор
Другие
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №9» города Пикалёво
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 7 г.Пикалево"
МБДОУ "Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей города Бокситогорска"
МКДОУ "Борский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей"
МБДОУ "Ефимовский детский сад комбинированного вида"
МКОУ "Подборовская основная общеобразовательная школа"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №6 комбинированного вида" города Пикалево
МБОУ "Бокситогорская средняя общеобразовательная школа № 2"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 2 г.Пикалево"
МКОУ "Заборьевская средняя общеобразовательная школа"
МБОУ "Основная общеобразовательная школа № 2 г. Пикалево "
МБОУ "Бокситогорская основная общеобразовательная школа № 1"
МБДОУ "Детский сад №5 комбинированного вида города Бокситогорска"
МБОУ ДОД "Бокситогорская детско-юношеская спортивная школа"
МБОУ ДОД "Бокситогорская детская школа искусств"
МБДОУ «Детский сад №3 комбинированного вида» города Пикалево
МКОУ "Большедворская основная общеобразовательная школа"
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Ообразовательное Учреждение "Детский сад № 5 г.Пикалево"
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Пикалево"
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Пикалево"
МБОУ "Бокситогорский центр дополнительного образования"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 8 комбинированного вида города Бокситогорска"
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Пикалево им. А.П. Румянцева"
МБОУ "Бокситогорская средняя общеобразовательная школа № 3"
МБДОУ "Детский сад №4 комбинированного вида города Бокситогорска"
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа-интернат п. Ефимовский"
АО "Центр безопасности "Охрана помещений"
Суд
Бокситогорский городской суд Ленинградской области
Судья
Пименова Арина Геннадиевна
Дело на сайте суда
boksiti.lo.sudrf.ru
17.06.2020Регистрация административного искового заявления
18.06.2020Передача материалов судье
19.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
19.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.07.2020Подготовка дела (собеседование)
14.07.2020Рассмотрение дела начато с начала
20.08.2020Подготовка дела (собеседование)
20.08.2020Рассмотрение дела начато с начала
01.10.2020Подготовка дела (собеседование)
01.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.10.2020Судебное заседание
11.11.2020Судебное заседание
16.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее