Решение
Именем Российской Федерации
17 марта 2016 года г. Саратов
Волжский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Ефимкиной Ю.В.,
при секретаре Нурмухамбетовой Д.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лимаревой И.Е. к администрации муниципального образования «Город Саратов», комитету по управлению имуществом г. Саратова, третьи лица – Рыськов Глеб Анатольевич, Данилов Виталий Иванович о признании распоряжении незаконным в части, понуждении к совершению действия,
установил:
Лимарева И.Е. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов», комитету по землепользованию и градостроительству администрации МО «Город Саратов» о признании распоряжении незаконным в части, понуждении к совершению действия. Истец обосновал свои доводы тем, что в августе 2015 года Лимарева И.Е. обратилась в комитет по управлению имуществом г. Саратова с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 367 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, для ведения садоводства в индивидуальном порядке. Распоряжением от 05 ноября 2015 года № 3093 пунктом 1 ей отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с тем, что в отношении данного земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о предоставлении земельного участка для ведения садоводства, поступило заявление иного гражданина о намерении участвовать в аукционе, пунктом 2 утверждена схема расположения земельного участка, пунктом 3.2. обеспечить проведение работ по образованию земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка. С вынесенным распоряжением истец не согласна, считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Начиная с 2014 года со стороны истца, были предприняты неоднократные попытки в оформлении вышеуказанного земельного участка, однако, со стороны администрации МО «Город Саратов» и комитета по управлению имуществом г. Саратова всегда находились причины и отписки в ее адрес, кроме того, своими незаконными действиями, она была лишена возможности в установленный законом срок и на законных основаниях своевременно оформить права на земельный участок. 06.11.2014 года Лимарева И.Е. обратилась с заявлением в комитет о предоставлении земельного участка в аренду, для ведения садоводства. 17.11.2014 года был получен ответ из комитета о том, что в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги от 24 февраля 2012 года № 210 «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена для целей не связанных со строительством, в случае если не осуществлен государственный кадастровый учет, схема утверждается в течение 30 дней с момента поступления заявления о предоставлении земельного участка. После осуществления государственного кадастрового учета, решение принимается в течение 14 дней со дня предоставления в комитет кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка. После предоставления кадастрового паспорта земельного участка комитет вернется к рассмотрению данного вопроса. В ноябре 2014 года Лимарева И.Е. вновь обратилась с заявлением в комитет о предоставлении земельного участка и об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 367 кв. м, для ведения садоводства, дачного хозяйства в индивидуальном порядке. 01.12.2014 года был получен ответ из администрации МО «Город Саратов» о том, что территория, в границах которой формируется рассматриваемый земельный участок, занята магистральными трубопроводами (газопроводы, водоводы и т.д.), высоковольтными линиями электропередачи и их охранными зонами, однако в нарушение п. 2.6.3 Административного регламента «Утверждение и выдача схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» в представленной схеме не содержатся таких сведений. Размер охранных зон и режим использования данной территории должен устанавливаться балансодержателями указанных сооружений, в связи с чем, для установления режима использования данной территории необходимо обратиться в эксплуатирующие организации. 19.12.2014 года Лимарева И.Е. обратилась в комитет с заявлением, в котором просила сообщить, какие конкретно коммуникации имеются на садовом участке. 19.01.2014 года был получен ответ администрации МО «Город Саратов», из которого следует, что отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка был основан на информации, предоставленной комитетом по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству, кроме того, в результате осмотра испрашиваемого земельного участка специалистом отдела муниципального контроля комитета установлено, что через формируемый земельный участок проходит линия ЛЭП, а одна из опор расположена непосредственно на испрашиваемом земельном участке и данная информация не указана на схеме. 25.06.2015 года Лимарева И.Е. обратилась с заявлением на имя Главы администрации МО «Город Саратов» Буренина А.Г. с просьбой ознакомить с актом осмотра испрашиваемого земельного участка и фотографиями с места осмотра, из которых бы было видно наличие коммуникаций, опор ЛЭП и т.п. 13.07.2015 года был получен ответ из администрации МО «Город Саратов» о том, что был произведен повторный осмотр формируемого земельного участка, в результате которого в акте осмотра от 06.06.2015 года отсутствует информация о наличии опоры электропередачи, однако, рассмотрение ранее представленной схемы, в утверждении которой было отказано, в настоящее время не представляется возможным по причине того, что Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в законную силу 01 марта 2015 года, были внесены существенные изменения в Земельный кодекс, в связи с чем, Административные регламенты претерпели существенные изменения. В соответствии с Федеральным законом № 171-ФЗ от 23.06.2014 г. «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», который вступил в законную силу с 01 марта 2015 года, было внесено ряд изменений, касающихся предоставление земельных участков в аренду, собственность, в том числе для ведения садоводства в индивидуальном порядке. В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган). Предоставление членам садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан садовых, огородных и дачных земельных участков, образованных в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, осуществляется без проведения торгов в собственность за плату (подпункт 3 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации) либо в аренду (подпункт 7 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации). При этом вид права, на котором член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения желает приобрести земельный участок, определяется самим заявителем путем указания в заявлении о предоставлении земельного участка (подпункт 5 п. 1 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации). Истец, ссылаясь на статьи 39.6, 39.18, Земельного кодекса РФ считает, что ею был полностью соблюден порядок обращения с заявлением о согласовании схемы, однако по вине уполномоченного органа и в нарушение Земельного кодекса Российской Федерации и Административного регламента предоставления муниципальной услуги ей было отказано, кроме того, был нарушен срок рассмотрения данного заявления. Просит восстановить свое нарушенное право признать постановление от 05 ноября 2015 года № 3093, вынесенное администрацией муниципального образования «Город Саратов» в части отказа Лимаревой И.Е. в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 367 кв. м, описание местоположения: <адрес>, для ведения садоводства в индивидуальном порядке незаконным; обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» вынести постановление о предварительном согласовании Лимаревой И.Е. предоставление земельного участка площадью 367 кв. м, описание местоположения: <адрес>, для ведения садоводства в индивидуальном порядке.
Истец и его представитель в судебном заседании исковые требования поддержали, дали показания, аналогичные обстоятельствам, изложенным в иске.
Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что Лимаревой И.Е. было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с тем, что в отношении земельного участка поступило заявление иного гражданина о намерении участвовать в аукционе. В соответствии с действующим законодательством извещение о предоставлении спорного земельного участка было размещено в соответствии с законодательством в газете Саратовская панорама от 16.09.2015 года. 29.09.2015 года от Данилова В.И. поступило заявление о намерении участвовать в аукционе. 02.10.2015 года в адрес комитета по управлению имуществом г. Саратова по электронной почте поступило заявление от Рыськова Г.А. о намерении участвовать в аукционе. Таким образом, после опубликования в газете Саратовская панорама извещения относительно предоставления земельного участка площадью 367 кв. м, расположенного по адресу: г. <адрес>, были поданы заявки только от двух лиц, в число которых Лимарева И.Е. не входила. У нее до сих пор сохраняется возможность подать заявление и участвовать в аукционе в установленном законом порядке. Считает, что вынесенным постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» № 3093 права истца нарушены не были.
Представитель ответчика комитета по управлению имуществом г. Саратова в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Третьи лица – Данилов В.И. и Рыськов Г.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценивая доказательства в их совокупности, суд находит иск Лимаревой И.Е. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что 19.08.2015 года Лимарева И.Е. обратилась в комитет по управлению имуществом г. Саратова с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 367 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, для ведения садоводства в индивидуальном порядке (л.д. 43).
Пунктом 1 постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 05 ноября 2015 года № 3093 Лимаревой И.Е. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 367 кв. м, описание местоположения: <адрес>, для ведения садоводства в индивидуальном порядке в связи с тем, что в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о предоставлении земельного участка для ведения садоводства, поступило заявление иного гражданина о намерении участвовать в аукционе. Пунктом 2 вышеуказанного постановления утверждена схема расположения земельного участка площадью 367 кв. м из земель населенных пунктов, территориальная схема СХ-3 (зона садоводства и садово-огородных участков), описание местоположения: <адрес> (л.д. 11-12).
Подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса РФ.
Статья 39.18 Земельного кодекса РФ регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Указанная норма предусматривает, что в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 (подпункты 1 и 2 пункта 1).
Пункт 2 статьи 39.18 Кодекса устанавливает требования к извещению. Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4). Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка (подпункт 1 пункта 5).
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка (подпункт 1 пункта 7).
Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона, в том числе на право заключения договора аренды земельного участка.
Таким образом, законом установлена процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства и иных целей, указанных в статье 39.18 Земельного кодекса РФ. Эта процедура направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.
Как следует из документов, представленных комитетом по управлению имуществом г. Саратова, сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка опубликовано в газете «Саратовская панорама» 16 сентября 2015 года (л.д. 55-56).
29 сентября 2015 года от Данилова В.И. поступило заявление о намерении участвовать в аукционе (л.д. 54).
02 октября 2015 года от Рыськова Г.А. поступило заявление о намерении участвовать в аукционе (л.д. 53).
В соответствии с требованиями п. 1 ч. 7 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления в течение 30 дней со дня опубликования извещений от заинтересованных лиц о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка.
В связи с изложенной нормой права отказ администрации муниципального образования «Город Саратов» в отказе Лимаревой И.Е. в предварительном согласовании предоставления земельного участка в Волжском районе обусловлен требованиями закона.
Доводы истца о том, что она пользуется спорным земельным участком длительный промежуток времени, суд признает неправомерными. Несостоятельным доводом истца суд находит и ссылку на длительную переписку с органом местного самоуправления по вопросу предоставления спорного земельного участка с ноября 2014 года, поскольку указанный довод также не может влиять на решение органа местного самоуправления, которое вынесено с учетом действующих норм права.
Следовательно, суд находит, что постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» № 3093 от 05.11.2015 года в части отказа Лимаревой И.Е. в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 367 кв. м, описание местоположения: г. Саратов, пос. Затон, овраг Сечь в Волжском районе для ведения садоводства в индивидуальном порядке является законным и обоснованным, поэтому требования истца о признании постановления незаконным, удовлетворению не подлежат.
Поскольку постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» № 3093 от 05.11.2015 года в части отказа Лимаревой И.Е. в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 367 кв. м, по адресу: <адрес> для ведения садоводства в индивидуальном порядке является законным и обоснованным, не могут быть удовлетворены требования истца о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Город Саратов» вынести соответствующее постановление.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░