№ 12-96/2019
РЕШЕНИЕ
г. Вилючинск, Камчатский край 10 декабря 2019 года
Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Чернявского А.В.,
при секретаре судебного заседания Ершовой К.И.,
с участием:
представителя АО «Камчатэнергосервис» Гордиенко С.В. и представителя должностного лица ФГКУ СУ ФПС №79 МЧС России Поповой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Гордиенко С.В. на постановление заместителя главного государственного инспектора ФГКУ «Специальное управление ФПС № 79 МЧС России» по пожарному надзору Вахера В.Ю. № 0058 от 05 сентября 2019 года о привлечении юридического лица - Акционерного общества «Камчатэнергосервис» к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора ФГКУ «Специальное управление ФПС № 79 МЧС России» по пожарному надзору Вахера В.Ю. № 0058 от 05 сентября 2019 года юридическое лицо - Акционерное общество «Камчатэнергосервис» признано виновным и привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4. КоАП РФ с назначением наказания, с применением положений ч. 3.2. ст. 4.1. КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.
В поданной жалобе, защитник Гордиенко С.В., ссылаясь на изложенные в ней доводы, полагая, наказание, назначенное юридическому лицу чрезмерно суровым и несоразмерным, не отвечающим принципам применения публично – правовой ответственности, просил признать оспариваемое постановление незаконным и изменить его в части вида наказания и назначить наказание в виде предупреждения.
В судебном заседании защитник юридического лица Гордиенко С.В., доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил её удовлетворить.
Должностное лицо ФГКУ СУ ФПС №79 МЧС России Попова Е.Ю. полагала, постановление законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобами и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу положений ст. 2.10. КоАП РФ, административной ответственности подлежит юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Из представленных материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора ФГКУ «Специальное управление ФПС № 79 МЧС России» по пожарному надзору Вахера В.Ю. от 01.07.2019 № 22 в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора в отношении АО «Камчатэнергосервис» в период с 11.07.2019 по 07.08.2019 уполномоченными лицами органа пожарного надзора с привлечением экспертов Федерального государственного бюджетного учреждения «Испытательная пожарная лаборатория» по Камчатскому краю» проведена плановая выездная проверка, в ходе которой выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности, составлен акт № 22 от 07 августа 2019 года, а также протокол об административном правонарушении № 0060 от 20 августа 2019 года, из которого следует, что на объектах защиты – в зданиях котельной, мазутонасосной жилого района Приморский, резервуаре хранения мазута V 5000 м?, расположенных по адресу: Камчатский край, г. Вилючинск, ул. Приморская, д. 19, юридическим лицом АО «Камчатэнергосервис» нарушены требования Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, Свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 № 171, Свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно – планировочным и конструктивным решениям», Свода правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установка пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования, утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 № 175, Свода правил СП 6.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России № 115 от 21.02.2013, а именно:
- помещения котельной категорий пожарной опасности В2-В4 ж/р «Приморский» обеспечены углекислотными огнетушителями ОУ-2, ОУ-3 с рангом тушения пожара 4А, 144 В, С, е для классов пожаров А,А. согласно приложения № 1 ППР в РФ, чем нарушения требования п. 465 ППР в РФ, приложения № 1 к ППР в РФ;
- в лестничной клетке здания котельной ж/р «Приморский» отсутствуют приспособления для самозакрывания дверей, чем нарушены требования ч. 1 ст. 89 Федерального закона № 123-ФЗ; абз. 2 п. 4.2.7. СП 1.13130.2009;
- конструктивное исполнение второго эвакуационного выхода из здании я котельной ж/р «Приморский» не обеспечивает безопасную эвакуацию людей при пожаре, а именно: перед эвакуационным выходом имеется перепад высоты менее 45 см, горизонтальная входная площадка перед наружной дверью эвакуационного выхода имеет глубину менее 1,5 ширины полотна наружной двери, чем нарушены требования ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 53 Федерального закона № 123-ФЗ; абз. 3 п. 4.3.4., п. 7.1.3. СП 1.13130.2009;
- приборы приёмно – контрольные и приборы управления автоматической установки пожарной сигнализации (далее – АУПС) и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ), установленные в котельном зале котельной ж/р «Приморский» не защищены от несанкционированного доступа, чем нарушены требования ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 123 – ФЗ; абз. 2 п. 61 ППР в РФ; п. 13.14.5. СП 5.13130.2009;
- помещение электрощитовой в здании котельной ж/р «Приморский» не оборудовано АУПС, чем нарушены требования ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 123-ФЗ; абз. 2 п. 61 ППР в РФ, п. А 4 приложения А, п. 2.1. табл. М 1 приложения М СП 5.13130.2009;
- при монтаже АУПС в котельном зале котельной ж/р «Приморский» не обеспечено выполнение требований нормативных документов по пожарной безопасности, а именно: кабельные линии АУПС проложены совместно с другими кабелями и проводами( в одном лотке, жгуте), чем нарушены требования ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 123-ФЗ; абз. 2 п. 61 ППР в РФ; п. 4.14. СП 6.13130.2013;
- для резервуара хранения мазута V 5000 м? котельной ж/р «Приморский» не предусмотрены система пенного пожаротушения (имеется часть системы – сухой трубопровод), чем нарушены требования п. 6 ст. 59 Федерального закона № 123-ФЗ; п. 6.4.67., п. 6.4.92. Свода правил СП 13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно – планировочным и конструктивным решениям».
По результатам проведенной проверки и рассмотрения дела об административном правонарушении 05 сентября 2019 года должностным лицом ФГКУ «Специальное управление ФПС № 79 МЧС России» вынесено постановление № 0058 о привлечении АО «Камчатэнергосервис» к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4. КоАП РФ.
Частью 2 ст. 2.1. КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, пожаром – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства, требованиями пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом, нарушением требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ Акционерное общество «Камчатэнергосервис» является юридическим лицом, зарегистрировано в установленном законом порядке, основным видом деятельности которого является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 30.10.2018) "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Следовательно, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях.
Таким образом, судом установлено, что обязанность по исполнению требований пожарной безопасности на объектах защиты – в зданиях котельной, мазутонасосной жилого района Приморский, резервуаре хранения мазута V 5000 м?, расположенных по адресу: Камчатский край, г. Вилючинск, ул. Приморская, д. 19, возложена на АО «Камчатэнергосервис» владеющему и пользующемуся указанным объектом на основании концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения от 25.12.2018, заключенного между администрацией Вилючинского городского округа и АО «Камчатэнергосервис».
В совокупности с вышеприведенными нормами закона, собранные по делу вышеперечисленные доказательства позволили должностному лицу ФГКУ «Специальное управление ФПС № 79 МЧС России» верно установить фактические обстоятельства дела, свидетельствующие о несоблюдении юридическим лицом требований пожарной безопасности.
Постановление о привлечении должностного лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено с применением положений ч. 3.2. ст. 4.1. КоАП РФ, то есть менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4. КоАП, с учётом наличия исключительных обстоятельств, связанных с имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, в связи с чем, оснований для назначения наказания в виде предупреждения, как на том настаивает заявитель, принимая характер и объем выявленных нарушений пожарной безопасности, у суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд,
решил:
Постановление заместителя главного государственного инспектора ФГКУ «Специальное управление ФПС № 79 МЧС России» по пожарному надзору Вахера В.Ю. № 0058 от 05 сентября 2019 года о привлечении юридического лица - Акционерного общества «Камчатэнергосервис» к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Гордиенко С.В. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии, путем подачи жалобы через Вилючинский городской суд Камчатского края или непосредственно в Камчатский краевой суд.
Судья Чернявский А.В.