Решение по делу № 2-352/2019 от 14.03.2019

Дело № 2-352/2019 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

7 мая 2019 г. г. Углич

Угличский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Мароковой Т.Г.,

при секретаре Агафоновой М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хачатряна К.Ж. к Администрации городского поселения Углич и Управлению градостроительства Администрации УМР о признании права собственности на жилой дом,

установил:

Хачатрян К.Ж. обратился в Угличский районный суд ЯО с исковым заявлением, указав, что 15.10.2004 г. постановлением Главы УМР истцу был предоставлен земельный участок с кадастровым номером № в общую долевую собственность для обслуживания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (Хачатрян К.Ж. – 29/100 и ФИО1 – 71/100). Постановлением Главы городского поселения Углич от 01.12.2008 г. утвержден градостроительный план земельного участка, расположенного по выше указанному адресу. 20.05.2009 г. Хачатряну К.Ж. выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома общей площадью 60 кв.м., в том числе жилой 40 кв.м. Срок действия данного разрешения до 20.05.2019 г. 18.11.2016 г. на земельном участке закончено строительство двухэтажного жилого дома, общей площадью 91,9 кв.м. 18.11.2016 г. истец обратился в Управление градостроительства Администрации УМР с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Управлением градостроительства Администрации УМР 06.12.2016 г. отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в связи с несоответствием построенного объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, а именно: земельный участок находится в зоне с особыми условиями земельных участков и объектов капитального строительства по экологическим условиям и нормативному режиму хозяйственной деятельности в санитарно-защитной зоне производственно-коммунальных объектов. При указанных обстоятельствах нарушается право истца на оформление в установленном порядке права собственности на жилой дом, поскольку ранее действовавшее зонирование предусматривало возможность оформления права собственности на данный жилой дом, изменение зоны произведено без учета фактического расположения объектов на данной территории. В связи с указанным, Хачатрян К.Ж. просит признать за ним право собственности на двухэтажный жилой дом, общей площадью 91,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

В судебном заседании истец и его представитель Озеров А.В. исковые требования поддержали по указанным в иске основаниям. Дополнительно представитель истца пояснил, что истец являлся собственником 29/100 доли жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, вторым сособственником 71/100 являлась ФИО1, которая продала свою долю в имуществе Хачатряну К.Ж. 02.10.2018 г. В настоящее время истец является собственником всего земельного участка и жилого дома, который пришел в негодность и подлежит сносу. Соответственно, на земельном участке площадью 628 кв.м. будет находиться только вновь возведенный жилой дом.

Представители ответчиков Администрации городского поселения Углич и Управления градостроительства администрации УМР, представитель третьего лица Управления Росреестра по ЯО в судебное заседание не явились, оставили разрешение спора на усмотрение суда, ходатайствовали о рассмотрении гражданского дела без их участия.

До судебного заседания в адрес суда поступил отзыв Администрации городского поселения Углич, из которого следует, что согласно Генеральному плану города от 21.05.2009 г., земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> находится в зоне действия санитарно-защитной зоне ныне не действующего ООО «Угличский лесокомбинат», к участию в деле в качестве третьего лица привлечен конкурсный управляющий ООО «Угличский лесокомбинат» Моисеева М.С., которая оставила решение на усмотрение суда.

Выслушав истца, его представителя, изучив отзывы ответчиков и третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Согласно п. 1 ст. 222 ГК РФ (в редакции Закона от 03.08.2018 г.) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (п.3).

Как разъяснено в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и (или) акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Судом установлено, что в соответствии с постановлением Главы Угличского муниципального округа от 15.10.2004 г. № 871 Хачатряну К.Ж. предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, из земель поселений в общую долевую собственность бесплатно для обслуживания жилого дома, 0,29 доли (189 кв.м.) от общей площади 619 кв.м. Остальные 0,71 (439 кв.м.) доли от общей площади 619 кв.м. принадлежали ФИО1.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 21.04.2005 г. Хачатряном К.Ж. зарегистрировано право собственности на 29/100 доли на земельный участок для обслуживания жилого дома, категории земель: земли поселений, общей площадью 619 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Хачатрян К.Ж. задумал в 2004 г. строительство нового дома на ранее принадлежащем ему земельном участке (части). Схема местоположения земельного участка для строительства жилого дома по адресу: <адрес>, согласована 31.08.2004 г. в установленном порядке: и.о. главы администрации городского поселения Углич ФИО2, главным архитектором УМР ФИО3, начальником Угличского отдела ТУ Роспотребнадзора по ЯО ФИО4

Постановлением главы городского поселения Углич от 01.12.2008 г. № 231 утвержден градостроительный план земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, находящегося в долевой собственности ФИО1 (71/100 доли) и Хачатряна К.Ж. (29/100 доли) (кадастровый номер №), для строительства индивидуального жилого дома.

Кроме того, 02.04.2008 г. главным государственным санитарным врачом по
Угличскому муниципальному району ФИО4 выдано заключение по отводу
земельного участка под строительство Хачатряну К.Ж. по адресу: <адрес>,
<адрес>.

Главой города Углич 20.05.2009 г. Хачатряну К.Ж. выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома общей площадью 60 кв.м., в том числе жилой 40 кв.м. (строительный объем 200 куб.м.) по адресу: <адрес>. Срок действия данного разрешения: до 20.05.2019 г. В период, когда дом был частично выстроен, истец обратился 11.09.2008 г. в органы БТИ для постановки на кадастровый учет как объект незавершенного строительства, а также зарегистрировал на него право.

18.11.2016 г. на указанном земельном участке закончено строительство двухэтажного жилого дома общей площадью 91,9 кв.м., в т.ч. жилая площадь 71,5 кв.м.

18.11.2016 г. Хачатрян К.Ж. обратился в Управление градостроительства администрации УМР с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Управлением градостроительства АУМР 06.12.2016 г. отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в связи с несоответствием построенного объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка.

Из информации, представленной Управлением градостроительства АУМР от 23.10.2018 г., следует, что согласно Правил землепользования и застройки городского поселения Углич, утвержденных решением Думы УМР от 31.05.2018 г. № 295, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, находится в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-3, а так же в зоне с особыми условиями земельных участков и объектов капитального строительства по экологическим условиям и нормативному режиму хозяйственной деятельности в санитарно-защитной зоне производственно-коммунальных объектов Н-7, т.е. частично выстроенный новый дом истца и часть земельного участка находятся в санитарно-защитной зоне ОАО «Угличский лесокомбинат», в отношении которого открыто конкурсное производство.

Вместе с тем, судом установлено, и подтверждается градостроительным планом земельного участка, что возведение нового домовладения произведено истцом в границах принадлежащего ему земельного участка с разрешенным использованием – для обслуживания жилого дома. Факты соответствия возведенного строения строительным нормам и правилам, отсутствия угрозы жизни и здоровью граждан при его эксплуатации и нарушения прав и охраняемых законом интересов других лиц подтверждаются заключением строительно-технической экспертизы, выполненной ООО «Виктория»от 25.03.2019 г. Строя жилой дом на земельном участке, который находится в собственности истца, последний не знал, что данный земельный участок находится в санитарно-защитной зоне. Доказательств обратному суду не представлено.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Таким образом, предусмотренное пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Исходя из положений пп. 8. п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации акты земельного законодательства основываются, в том числе на принципе деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Положениями п. 2, п. 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

На основании ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки. Кроме того, ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. В соответствии с пп. 2 п. 1, п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на несколько категорий, в том числе "земли населенных пунктов". Земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Аналогичное положение содержится в ч. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возведения жилого дома) предусмотрено, что законом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде установления особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. С 04.08.2018 г. п. 1 ч. 2 ст. 56 ЗК сформулирован следующим образом «могут устанавливаться ограничения прав на землю: ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий». Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации для охранных зон.

Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и отображаются на картах в составе материалов по обоснованию генерального плана (п. 7 ч. 8 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Кроме того, характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана, в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения (п. 1 ч. 4 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения (п. п. 4, 5 ч. 7 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (ч. 5 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Законодательство о градостроительной деятельности корреспондирует и действующему законодательству в сфере санитарного благополучия населения.

В ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила).

Согласно ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554, в п. 3 предусматривает, что государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к планировке и застройке городских и сельских поселений.

К сфере градостроительства применяется, в том числе, постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

В соответствии с п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII.

Пунктом 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установлено, что в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

Абзацем вторым пункта 3.1 раздела III СанПиН установлено, что размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

Производство ООО «Угличский лесокомбинат» относится к 4 классу опасности согласно п. 7.1.5 "Обработка древесины" 4 «Производства лесопильное, фанерное и деталей деревянных изделий» СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Размер ориентировочной санитарно-защитной зоны для предприятия 4 класса опасности составляет 100 метров. При этом размер санитарно-защитной зоны 100 метров не подтвержден санитарно- эпидемиологическим заключением, ни проектом санитарно-защитной зоны.

В судебном заседании установлено, что не соблюден порядок установления санитарно-защитной зоны ООО «Угличский лесокомбинат», отсутствуют постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации об установлении санитарно-защитной зоны, предварительное заключение Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации, проект санитарно-защитной зоны и экспертиза проекта санитарно-защитной зоны, санитарно-эпидемиологическое заключение, что является обязательным требованием, а также отсутствуют сведения в ЕГРН об указанных обременениях.

Кроме того, в настоящее время в отношении ООО «Угличский лесокомбинат» открыто конкурсное производство, соответственно Общество промышленную деятельность не осуществляет.

С учетом изложенного, учитывая мнение ответчиков и третьих лиц, а также то, что истец, возводя спорный объект недвижимости, не знал об ограничении использования земельного участка, суд в силу указанных выше норм права считает возможным удовлетворить требования Хачатряна К.Ж.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать за Хачатряном К.Ж. право собственности на жилой дом, общей площадью 91,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда через Угличский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Т.Г. Марокова

2-352/2019

Категория:
Гражданские
Другие
Хачатрян К.Ж.
Моисеева М.С.
Управление Росреестра по Ярославской области
Администрация городского поселения Углич
Озеров А.В.
Управление градостроительства Администрации УМР
Суд
Угличский районный суд Ярославской области
Дело на сайте суда
uglichsky.jrs.sudrf.ru
14.03.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.03.2019Передача материалов судье
18.03.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.04.2019Судебное заседание
18.04.2019Судебное заседание
07.05.2019Судебное заседание
14.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее