Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан
Судья Онжолов М.Б.
Номер дела в суде первой инстанции № 2-557/2021
Номер дела в суде апелляционной инстанции № 33-7983/2021
УИД 05RS0031-01-2020-020808-88
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 декабря 2021 года г. Махачкала
Судья Верховного Суда Республики Дагестан Биремова А.А.,
при секретаре судебного заседания Магомедовой З.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Давудовой Сайибат Магомедовны к нотариусу Махачкалинского округа Абушевой Мадине Мингажутдиновне и Публичному акционерному обществу «Страховая компания «Энергогарант» (далее - ПАО «СК «Энергогарант») о взыскании денежной суммы в размере 5000000 рублей в счет возмещения имущественного вреда, причиненного в результате совершения нотариального действия, по частной жалобе третьего лица Абдуллаевой Мадины Абдулловны на определение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 7 октября 2021 года,
установил:
ФИО5 обратилась в суд с иском к нотариусу <адрес> ФИО4 и ПАО «СК «Энергогарант» о взыскании денежной суммы в размере 5000000 рублей в счет возмещения имущественного вреда, причиненного в результате совершения нотариального действия.
В обоснование иска указано на то, что в 2019 году истицей было решено приобрести <адрес> «П», корпус 2.
С этой целью для совершения сделки она обратилась к нотариусу ФИО4 Изучив документы на квартиру, представленные нотариусу представителем продавца по доверенности ФИО2, действовавшей от имени собственника квартиры ФИО1, нотариусом ФИО4 <дата> был подготовлен и удостоверен договор купли-продажи вышеуказанной квартиры. Данный договор был ими подписан в присутствии нотариуса. Денежные средства в размере 5000000 рублей были переданы представителю продавца в день заключения сделки, после проверки документов у нотариуса. После подписания договора нотариус ФИО4 сообщила им, что дальше в силу требований закона она самостоятельно осуществит государственную регистрацию сделки и сообщит им после того, как квартира будет переоформлена в органах регистрации на ее имя. Однако, как в последующем выяснилось, нотариусом не были проверены по базам Росреестра отсутствие ограничений прав, обременений имущества или иных обязательств, препятствующих совершению договора купли-продажи в отношении недвижимого имущества. В день заключения договора купли-продажи и его удостоверения нотариусом, приобретенная ею квартира не могла быть ей отчуждена продавцом, поскольку в отношении имелось ограничение на распоряжение имуществом (арест), наложенный судебными приставами Кизилюртовского МОСП с <дата> бессрочно до снятия. Нотариусом ФИО4 не было незамедлительно, не позднее окончания рабочего дня или в сроки, установленные сторонами в договоре, представлено в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав в отношении недвижимого имущества, приобретаемого ею по договору купли-продажи и удостоверенного самим нотариусом. Договор купли-продажи был заключен и удостоверен нотариусом <дата>, а с заявлением о государственной регистрации в органы Росреестра нотариус обратилась лишь <дата>, спустя более трех месяцев после удостоверения сделки. Тем самым истица по вине нотариуса не смогла приобрести право собственности на квартиру, в отношении которой ею была уплачена денежная сумма в размере 5000000 рублей. Денежные средства истице не возвращены, квартира, как выяснилось в последующем, продана иному лицу. Если бы нотариусом было обеспечено соблюдение норм закона, она бы не произвела оплату денежных средств по договору купли-продажи и не заключила данный договор в отношении имущества, находящегося под ограничением, препятствующим переоформлению квартиры на ее имя. Гражданская ответственность нотариуса ФИО4 застрахована ПАО «СК «Энергогарант».
Определением Ленинского районного суда г. Махачкалы от <дата> к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены ФИО1 и ФИО2.
Решением Ленинского районного суда г. Махачкалы от <дата> постановлено:
«В удовлетворении исковых требований ФИО5 к нотариусу Махачкалинского нотариального округа ФИО4 и ПАО «страховая акционерная компания «ЭНЕРГОГАРАНТ» о взыскании денежной суммы в размере 5000000 рублей в счет возмещения имущественного вреда, причиненного в результате совершения нотариального действия, отказать».
На данное решение суда третьим лицом ФИО2 подана апелляционная жалоба, в которой одновременно заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.
В обоснование ходатайства о восстановлении процессуального срока для подачи апелляционной жалобы ФИО2 указано на то, что она была лишена возможности подачи жалобы в установленный срок, поскольку не участвовала в судебном заседании, не была извещена о времени и месте судебного заседания, решение судом ей не было направлено.
Определением Ленинского районного суда г. Махачкалы от <дата> постановлено:
«В удовлетворении заявления ФИО3 о восстановлении пропущенного срока для подачи апелляционной жалобы на решение Ленинского районного суда г. Махачкала от <дата> по делу по иску ФИО5 к нотариусу Махачкалинского нотариального округа ФИО4 и ПАО «страховая акционерная компания «ЭНЕРГОГАРАНТ» о взыскании имущественного вреда, причиненного нотариальными действиями, отказать».
В частной жалобе ФИО2 просит отменить определение суда как незаконное и необоснованное, указав на то, что суд не дал надлежащую правовую оценку обстоятельствам, свидетельствующим об уважительности причин пропуска ею срока на обжалование решения суда, а именно не участие ее в судебном заседании, в котором было принято обжалуемое решение и несвоевременное получение ею копии судебного решения.
В соответствии с ч. ч. 3, 4 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса РФ ( далее-ГПК РФ) частная жалоба рассмотрена судьей единолично, без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 333 ГПК РФ, подача частной жалобы, представления прокурора и их рассмотрение судом происходят в порядке, установленном настоящей главой, с изъятиями и особенностями, предусмотренными настоящей статьей.
В соответствии со ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом первой инстанции были допущены.
В соответствии с частью 2 статьи 321 ГПК РФ апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не установлены настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в пункте 20 Постановления от 22 июня 2021 г. № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» следует, что к уважительным причинам пропуска срока на апелляционное обжалование могут быть отнесены: непривлечение судом лица, подающего жалобу, представление, к участию в деле; получение лицом, не извещенным о судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела, и не присутствовавшим в нем, копии решения суда по истечении срока обжалования или когда времени, оставшегося до истечения этого срока, явно недостаточно для ознакомления с материалами дела и составления мотивированных апелляционных жалобы, представления; неразъяснение судом первой инстанции в нарушение требований статьи 193 и части 5 статьи 198 ГПК РФ порядка и срока обжалования решения суда; несоблюдение установленного статьей 214 ГПК РФ срока выдачи или высылки копии решения суда лицам, участвующим в деле, размещения его на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа; нарушение права лиц, участвующих в деле, и их представителей знакомиться с материалами дела, делать выписки из них и снимать копии, если такие нарушения привели к невозможности подготовки и подачи мотивированных апелляционных жалобы, представления в установленный для этого срок (абзац четвертый пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. № 16).
Таким образом, при разрешении вопроса о восстановлении пропущенного срока юридически значимыми обстоятельствами являются: соблюдение судом положения ст. ст. 193, 199 ГПК РФ; получение лицом, подающим жалобу, копии решения суда; обстоятельства, связанные с самим фактом участия в судебном заседании; иные вопросы, в том числе, о надлежащем (ненадлежащем) извещении стороны о судебном заседании.
По смыслу приведенных положений закона и разъяснений пропущенный срок подачи жалобы может быть восстановлен судом в том случае, если он пропущен по уважительным причинам, в качестве которых могут расцениваться обстоятельства, которые делают своевременную подачу жалобы затруднительной или невозможной.
Отказывая в удовлетворении заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными нормами права, определив, что установленный законом срок для обжалования решения пропущен, пришел к выводу об отсутствии уважительных причин для его восстановления.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции.
Как усматривается из материалов дела, ФИО2 в обоснование своего заявления о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы указывала на не направление ей судом копии обжалуемого решения.
Апелляционная жалоба ФИО2 посредством почтовой связи направлена в суд 31 августа 2021 года, что подтверждается штампом об отправке почтового отправления.
Как следует из входящего штампа суда первой инстанции, апелляционная жалоба ФИО2 поступила в суд 6 сентября 2021 года.
ФИО2 в судебном заседании, в котором было вынесено решение суда первой инстанции, не участвовала (т. 1, л. д. 222).
Отказывая в удовлетворении ходатайства, суд указал на то, что копия решения была получена ФИО2 согласно сведениям почтового идентификатора 36701355315546 12 мая 2021 года.
Между тем, согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 36701355315546, на который сделана ссылка судом первой инстанции в обжалуемом определении, получателем извещения значится ФИО4, а не ФИО2 (т. 2, л. д. 103).
ФИО2 в жалобе не указывает на то, что судебное решение в ее адрес поступило почтовым отправлением.
Материалы дела не содержат каких-либо сведений, подтверждающих своевременное вручение ФИО2 копии решения суда от <дата>.
По справочному листу дела, сведений о размещении на сайте решения суда по настоящему делу, не имеется.
При таких обстоятельствах, при наличии объективных сомнений и неясности в дате получения ФИО2 копии решения, учитывая необходимость приоритетного соблюдения принципа доступа к правосудию, пропущенный заявителем процессуальный срок подлежал восстановлению.
С учетом изложенного, определение Ленинского районного суда г.Махачкалы от 7 октября 2021 года подлежит отмене, как вынесенное при существенном нарушении процессуальных норм, повлекших нарушение права заявителя на доступ к правосудию, а заявление ФИО2 о восстановлении пропущенного процессуального срока - удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 330,333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
определил:
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ 7 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 20.12.2021 ░.