Председательствующий: Гусына А.В.

Дело № 7р-138/2023

19RS0003-01-2023-000936-67

РЕШЕНИЕ

12 сентября 2023 года                                                   г. Абакан

Верховный Суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Когай Г.А.,

при секретаре Беккер В.Н.

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника Евстафьевой О.Г. на решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 21 июня 2023 года, которым оставлено без изменения постановление заместителя главного государственного инспектора г. Саяногорска, Бейского и Алтайского районов по пожарному надзору № 89 от 3 мая 2023 года о привлечении администрации муниципального образования г. Саяногорск к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Огласив жалобу, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Хакасия,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя главного государственного инспектора г.Саяногорска, Бейского и Алтайского районов по пожарному надзору № 89 от 03.05.2023 администрация муниципального образования г. Саяногорск

(далее - администрация г. Саяногорска) привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

    Решением Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 21.06.2023 указанное постановление оставлено без изменения.

    Не согласившись с решением суда, защитник Евстафьева О.Г. обратилась с жалобой в Верховный Суд Республики Хакасия, в которой просит решение суда и постановление по делу изменить, переквалифицировать действия администрации г. Саяногорска с ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ на ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, назначив административное наказание в виде предупреждения. Не соглашается с выводами о том, что нарушение требований пожарной безопасности было допущено в период установления особого противопожарного режима. При этом указывает на то, что особый противопожарный режим на территории Республики Хакасия был введен с 15.04.2023, а датой совершения правонарушения является 14.04.2023, так как в соответствии с абз. 2 п. 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, противопожарные минерализованные полосы или иные противопожарные барьеры создаются при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов до начала пожароопасного периода.

        Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела и доводы жалобы, Верховный Суд Республики Хакасия полагает решение суда законным и обоснованным.

В силу ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 КоАП РФ и частями 6, 6.1 и 7 ст. 20.4 КоАП РФ.

Часть 2 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима.

В ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ), определяющего общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, приведены понятия: пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (абз. 2); требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (абз. 4); нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (абзац 5); дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях (абз. 17).

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

    Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

    В силу ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

    Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления (ст. 21 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В силу ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 названного Федерального закона.

В соответствии со ст. 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

    Статьей 62 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности предусмотрено, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (ч. 1), в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары (ч. 2).

    Согласно ст. 68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения (ч. 1), к наружному противопожарному водоснабжению относятся, в том числе водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2).

    Приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225 утвержден свод правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение (далее - СП 8.13130). Требования пожарной безопасности», в соответствии с п. 3.6 которого к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся наружные водопроводные сети, водные объекты, используемые для целей пожаротушения и противопожарные резервуары.

Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе 200 м. при заборе воды насосами пожарных автомобилей (п. 10.4 СП 8.13130).

    Размещение мест забора воды из указанных водоисточников должно отвечать требованиям пунктов 10.4, 10.5 СП 8.13130 (п. 10.8 СП 8.13130).

Пунктом 70 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.9.2020 № 1479, установлена обязанность, в том числе для органов местного самоуправления в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова обеспечить очистку территории, прилегающей к лесу, от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделить лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.

    Органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях (п. 75 Правил противопожарного режима в РФ).

    Согласно ст. 30 Федерального закона № 69-ФЗ в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.

    Постановлением Правительства Республики Хакасия № 281 от 12.04.2023 на территории Республики Хакасия установлен с 15.04.2023 по 15.05.2023 особый противопожарный режим.

    Выводы суда первой инстанции о нарушении администрацией г. Саяногорска в условиях особого противопожарного режима требований пожарной безопасности, что выразилось в отсутствии на территории рп. Майна, рп. Черемушки, д. Богословка достаточного количества источников наружного противопожарного водоснабжения, обеспечивающих пожаротушение любого здания, сооружения или его части, находящегося в радиусе 200 метров и обеспечивающих забор воды в любое время года в нарушение требований ст.ст. 6, 62, 68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, ст.ст. 19, 21 Федерального закона № 69-ФЗ, п. 75 Правил противопожарного режима в РФ, п.п. 10.4, 10.8 СП 8.13130; в отсутствии в полном объеме обустроенности вокруг     населенных пунктов рп. Майна, рп. Черемушки, д. Богословка противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10м или иного противопожарного барьера в нарушение ст.ст. 19, 21 Федерального закона № 69-ФЗ, п. 70 Правил противопожарного режима в РФ; в невыполнении работ по очистке территории, прилегающей к лесу населенных пунктов рп. Майна, рп. Черемушки, д. Богословка, от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров и работ по отделению от леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером в нарушение требований ст.ст. 19, 21 Федерального закона № 69-ФЗ, п. 70 Правил противопожарного режима в РФ, подтверждаются совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела.

    К таким доказательствам суд обоснованно отнес, в том числе акт внеплановой выездной проверки № 29 от 27.04.2023, проведенной на основании распоряжения зам.главного государственного инспектора Республики Хакасия по пожарному надзору от 13.04.2023 в отношении администрации муниципального образования г. Саяногорск в период с 17.04.2023 по 27.04.2023 (л.д. 27-30). В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, выражающиеся в отсутствии на территории рп. Майна, рп. Черемушки, д. Богословка достаточного количества источников наружного противопожарного водоснабжения, обеспечивающих пожаротушение любого здания, сооружения или его части, находящегося в радиусе 200 метров и обеспечивающих забор воды в любое время года; в отсутствии в полном объеме обустроенности вокруг данных населенных пунктов противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10м или иного противопожарного барьера в нарушение; в невыполнении работ по очистке территории, прилегающей к лесу указанных населенных пунктов от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров и невыполнении работ по отделению от леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.

Проверка проведена в рамках федерального государственного пожарного надзора, на основании распоряжения от 13.04.2023 № 29, нарушений при ее проведении не допущено.

    Фактические обстоятельства, отраженные в акте проверки, защитником администрации г. Саяногорска в ходе производства по делу не оспаривались.

    В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

    Из содержания ст.ст. 10 и 19 Федерального закона № 69-ФЗ следует, что вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

    В материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие о невозможности соблюдения администрацией г. Саяногорска требований законодательства в области пожарной безопасности.

    Оценив исследованные доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, поскольку администрацией г. Саяногорска не принято достаточных мер для своевременного исполнения обязательных требований пожарной безопасности, суд первой инстанции пришел к мотивированному выводу о том, что должностное лицо Управления надзорной деятельности и профилактической работы главного управления МЧС России по Республике Хакасия имел доказательства и достаточные данные для установления вины юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ. Оснований не согласиться с этими выводами не имеется.

    Доводы, содержащиеся в жалобе защитника о неверной юридической оценке деяния по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, поскольку нарушение требований пожарной безопасности было допущено не в период установления особого противопожарного режима со ссылкой на абз. 2 п. 70 Правил противопожарного режима, в соответствии с которым противопожарные минерализованные полосы или иные противопожарные барьеры создаются вокруг территории населенных пунктов до начала пожароопасного периода опровергаются материалами дела.

    Как следует из материалов дела постановлением Правительства Республики Хакасия № 281 от 12.04.2023 на территории Республики Хакасия установлен с 15.04.2023 по 15.05.2023 особый противопожарный режим.

Согласно акту внеплановой выездной проверки № 29 от 27.04.2023, проведение проверки началось 17.04.2023, то есть на 3-ий день установленного в Республике Хакасия особого противопожарного режима и в ходе ее проведения были установлены нарушения, касающиеся не только отсутствия противопожарных минерализованных полос или иных противопожарных барьеров вокруг территории населенных пунктов, но и другие нарушения требований в области пожарной безопасности.

    Таким образом, сомнений в наличии в деянии администрации г. Саяногорска нарушений требований пожарной безопасности, совершенных в условиях особого противопожарного режима, и соответственно в правильной юридической оценке деяния юридического лица по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, не имеется.

Юридическому лицу назначено административное наказание с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.

Суд первой инстанции оснований для изменения наказания, назначенного должностным лицом административного органа, и для прекращения производства по делу в связи с малозначительностью административного правонарушения, обоснованно не усмотрел ввиду того, что администрация г. Саяногорска привлечена к административной ответственности не впервые.

        Назначенное административное наказание, том числе его размер, соответствует тяжести содеянного, целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Снижение размера административного штрафа, не будет отвечать целям административного наказания и не обеспечит достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

        Рассмотрение дела судом произведено в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ, с соблюдением всех принципов судопроизводства, оснований для отмены или изменения судебного решения не усматривается.

        На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 21 ░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░                                                                                 ░.░. ░░░░░

7р-138/2023

Категория:
Административные
Ответчики
Администрация МО г. Саяногорск
Другие
Глава МО г. Саяногорска Молодняков Евгений Иванович
Евстафьева Ольга Геннадьевна
Суд
Верховный Суд Республики Хакасия
Судья
Когай Галина Александровна
Дело на сайте суда
vs.hak.sudrf.ru
01.08.2023Материалы переданы в производство судье
12.09.2023Судебное заседание
19.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее