Мотивированное решение суда изготовлено 19.11.2020 г.
Дело № 2а-2583/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г.о.г.Бор, Нижегородская область 09 ноября 2020 года
Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Калыновой Е.М.,
при секретаре Баевой С.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Борскому району Нижегородской области к Метелевой Е.В. о взыскании задолженности по налогу, пени,
У С Т А Н О В И Л:
ИФНС России по Борскому району Нижегородской области обратилась в суд с административным иском к Метелевой Е.В. о взыскании задолженности в размере 33 956,51 руб., из них: транспортный налог за 2018 год в размере 4443 руб., пени по транспортному налогу за 2018 год в размере 19,91 руб., земельный налог за 2018 г. в размере 15620 руб., пени по земельному налогу за 2018 г. в размере 70,03 руб., налог на имущество физических лиц за 2018 г. в размере 12921 руб., пени по налогу на имущество за 2018 г. в размере 57,93 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды 2016 г. в размере 824,64 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что Метелева Е.В. является плательщиком транспортного, земельного налогов и налога на имущество в связи с нахождением у нее в собственности объектов налогообложения.
Кроме того, в соответствии с положениями ст.419 НК РФ Метелева Е.В. являлась плательщиком страховых взносов.
На уплату налога административному ответчику направлялись налоговые уведомления, оставленные без исполнения, в связи с чем налогоплательщику были выставлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов.
До настоящего времени административный ответчик свою обязанность по уплате задолженности по транспортному налогу и пени не исполнил, в связи с чем, административный истец был вынужден обратиться в суд с настоящим административным иском.
В судебное заседание представитель ИФНС России по Борскому району Нижегородской области не явился, о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещен своевременно и надлежащим образом. Об отложении рассмотрении дела не ходатайствовал.
Административный ответчик Метелева Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась своевременно и надлежащим образом посредством направления извещения заказным письмом по месту регистрации административного ответчика. Уведомление возвратилось в суд в связи с истечением срока хранения. Отсутствие надлежащего контроля за поступающей по месту жительства корреспонденцией является риском самого гражданина, все неблагоприятные последствия такого бездействия несет само физическое лицо.
Учитывая требования ст.ст.150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации и ч.1 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно ч.2 ст.44, ст.45 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, налоговые правоотношения - это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Статьей 357 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статья 358 НК РФ устанавливает, что объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением воздушных транспортных средств) определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (п. 1 ч. 1 ст. 359 НК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии с ч.1 ст.361 НК РФ налоговые ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя, категории транспортных средств в расчете на лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства в размерах, указанных в данном пункте.
В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, которое в силу п.4 ст.52 НК РФ может быть передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, а в случае направления по почте заказным письмом считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.
Кроме того, согласно статье 399 Налогового кодекса РФ, налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу статьи 400 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Статья 401 Налогового кодекса РФ указывает, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии со ст.402 Налогового кодекса РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ, плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, территории которого введен налог.
В соответствии с пунктом 4 статьи 391 Налогового кодекса РФ, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При этом, поскольку на основании ст.ст.362, 408 НК РФ сумма земельного налога и налога на имущество физических лиц исчисляется налоговым органом, на последнего в соответствии с п.2 ст.52 НК РФ возлагается обязанность не позднее 30 дней до наступления срока платежа направить налогоплательщику налоговое уведомление, которое в силу п.4 ст.52 НК РФ может быть передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, а в случае направления по почте заказным письмом считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Также в порядке п.2 ст.69, п.1 ст.70 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога в срок не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в соответствии с п.6 ст.69 НК РФ может быть передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, а в случае направления указанного требования по почте заказным письмом считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
С учетом пп.1, 6 ст.45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, а также для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
Судом в судебном заседании достоверно установлено, то в спорный период (2018 г.) Метелева Е.В. являлась собственником:
- транспортного средства ВАЗ11113, государственный регистрационный знак №, период владения 12/12, налоговая ставка 13.50, налоговая база 44.90,
- транспортного средства ГАЗ 33022, государственный регистрационный знак №, период владения 12/12, налоговая ставка 22.50, налоговая база 86.00,
- транспортного средства 274711, государственный регистрационный знак №, период владения 12/12, налоговая ставка 22.50, налоговая база 98.00,
- земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, период владения 12/12, доля в праве – 1, налоговая ставка 1.50,
- иные строения, помещения, сооружения, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, период владения 12/12, доля в праве – 1, налоговая ставка 0.50.
В адрес налогоплательщика налоговым органом посредством личного кабинета налогоплательщика (открыт 09.06.2012 г.) направлялось налоговое уведомление №25097510 от 10.07.2019 года об уплате транспортного налога, налога на имущество и земельного налога, которое не было исполнено в установленный срок.
В связи с неуплатой исчисленных сумм налога, административному ответчику были начислены пени в порядке ст.75 НК РФ и направлено соответствующее требование об уплате налога и пени №30404 по состоянию на 24.12.2019 со сроком исполнения до 27.01.2020 г., которое исполнено не было.
В связи с неоплатой Метелевой Е.В. задолженности по налогам и пени в добровольном порядке, ИФНС России по Борскому району Нижегородской области вышла с заявлением в мировой суд о вынесении судебного приказа, который был отменен определением мирового судьи судебного участка №2 Борского судебного района Нижегородской области от 23.04.2020 года.
В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В нарушение положений, указанных в ч.1 ст.62 КАС РФ, административным ответчиком не представлено доказательств в подтверждение отсутствия у нее задолженности по налогу и пени.
Таким образом, установив правильность расчета транспортного налога, налога на имущество и земельного налога, а также соответствующих пеней, соблюдение налоговым органом срока на обращение в суд с административным исковым заявлением, суд приходит к выводу, что требования ИФНС России по Борскому району Нижегородской области в части требования о взыскании транспортного налога, земельного налога, налога на имущество за 2018 г. и соответствующих пеней за 2018 год подлежит удовлетворения.
Между тем, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска в части требования налогового органа о взыскании с административного ответчика задолженности по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование по следующим основаниям.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (часть 4 статьи 289 КАС РФ).
Статьей 57 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность каждого гражданина платить законно установленные налоги и сборы.
Исполнение обязанности по уплате налогов согласно статье 72 Налогового кодекса Российской Федерации обеспечивается начислением пени, которой в соответствии с пунктом 1 статьи 75 данного Кодекса признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
На основании пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно пункту 4 статьи 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. В соответствии с нормами НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность.
В Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П и Определении от 04 июля 2002 года N 202-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок. Данная мера носит восстановительный характер.
Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 08 февраля 2007 года N 381-О-П следует, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года N 422-0 пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
Из абзаца 3 пункта 52 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" следует, что в основе требования об уплате налога лежит либо решение, принятое по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, либо представленная налогоплательщиком налоговая декларация, либо налоговое уведомление.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (ч.2 ст.69 НК РФ).
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог (ч.4 ст.69 НК РФ).
В силу подпунктов 2, 5 части 1, части 2 статьи 287 КАС РФ по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций на административного истца возлагается обязанность представить доказательства, подтверждающие размер денежной суммы, составляющей платеж либо санкцию, и ее расчет.
Принимая во внимание, что из представленного в материалы дела расчета пени ее обоснованность в размере взыскиваемой суммы не доказана, так как она начислена на недоимку, не являющуюся предметом требований, при отсутствии судебных актов о ее взыскании. При этом, сам по себе факт указания в требовании налогового органа недоимки не является безусловным обстоятельством, свидетельствующим об обоснованности начисления пени.
Доказательств, позволяющих проверить правильность исчисления налоговым органом пени и установить факт наличия либо отсутствия у административного ответчика задолженности по спорным налоговым периодам, а также наличие у административного истца права на взыскание за спорные периоды задолженности по налогам в установленные налоговым законодательством сроки не представлено.
Согласно статье 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
На основании указанной нормы закона, с Метелевой Е.В. подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 1194 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175, 179, 180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по Борскому району Нижегородской области к Метелевой Е.В. о взыскании транспортного налога, налога на имущество, земельного налога, пени и пени по страховым взносам – удовлетворить в части.
Взыскать с Метелевой Е.В., 08.04.1961 года рождения, уроженки р.п.им.<адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Борскому району Нижегородской области транспортный налог за 2018 год в размере 4443 руб., пени по транспортному налогу за налоговый период 2018 г. – 19,91 руб.; налог на имущество физических лиц за 2018 г. в размере 12921 руб., пени по налогу на имущество за 2018 г. в размере 57,93 руб.; земельный налог за 2018 г. в размере 15620 руб., пени по земельному налогу за 2018 г. в размере 70,03 руб., общая сумма к взысканию 33 131 (тридцать три тысячи сто тридцать один) руб. 87 коп.
Взыскать с Метелевой Е.В., 08.04.1961 года рождения, уроженки р.п.им.Калинина Ветлужского района, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1194 рубл.
В удовлетворении требования ИФНС России по Борскому району Нижегородской области о взыскании с Метелевой Е.В. задолженности по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды 2016 г. в размере 824,64 руб. – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Борский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Судья Е.М.Калынова