Решение по делу № 2-46/2023 от 30.01.2023

Дело № 2-46/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Колосовский районный суд Омской области в составе

председательствующего судьи Сорокиной Н.В.,

при секретаре Грибковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Колосовка 13 марта 2023 года гражданское дело по иску Стручинского А.А. к администрации Колосовского муниципального района Омской области об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Стручинский А.А. обратился с иском к администрации Колосовского муниципального района Омской области о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлении жилого помещения. В обоснование исковых требований указывает, что с сентября ДД.ММ.ГГГГ года он находился в Колосовском детском доме и является лицом, из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. В 2007 году он выпустился из Колосовского детского дома и поступил в <данные изъяты> на профессию <данные изъяты> по ДД.ММ.ГГГГ год проживал в общежитии. Затем в ДД.ММ.ГГГГ году он снова поступил в <данные изъяты> на профессию <данные изъяты> обучения один год, проживал на съемной квартире. Затем в декабре ДД.ММ.ГГГГ мне выдали квартиру по <адрес>, где он проживал по договору социального найма. В начале ДД.ММ.ГГГГ года его лишили свободы на время судебного следствия, освободили из зала судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ. За указанный период в доме выбили окна, вытащили мебель, сняли электросчетчик, дом стал непригодным для проживания. В связи с отсутствием денежных средств на восстановление дома, он его продал за незначительную сумму. На вырученные денежные средства приобрел одежду и снял квартиру.

Определением Колосовского районного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика по делу привлечено Министерство образования Омской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований Министерство имущественных отношений Омской области, КУ Омской области «Центр учета и содержания собственности Омской области».

Истец Стручинский А.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайство об отложении судебного разбирательства от него не поступало.

Представители ответчиков Министерства образования Омской области, администрации Колосовского муниципального района Омской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили дело рассматривать в отсутствие представителей.

Представители Министерства имущественных отношений Омской области, КУ «ЦУС» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в письменных отзывах на исковое заявление указали, что требования удовлетворению не подлежат. Просили дело рассматривать в отсутствие представителей.

Исследовав материалы дела с учетом доводов искового заявления, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 37 действовавшего до 01 марта 2005 года Жилищного Кодекса РСФСР предусматривала предоставление вне очереди жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могли быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

Впоследствии были предусмотрены дополнительные гарантии прав такой категории граждан по обеспечению их жилыми помещениями.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из преамбулы и ст. 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).

Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из положений абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ следует, что гарантируемая вышеуказанной категории граждан социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна была предоставляться до достижения ими вышеуказанного 23-летнего возраста по месту жительства при условии принятия на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до истечения указанного возраста.

Право на внеочередное предоставление жилых помещений такой категории граждан до 01 января 2013 года было предусмотрено п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ, действующим с 01 марта 2005 года.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Стручинского А.А. родился ДД.ММ.ГГГГ, матерью является ФИО1 (л.д. 24, 26), которая умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18).

В соответствии с решением Колосовского районного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 лишена родительских прав (л.д. 25).

Согласно путевке от ДД.ММ.ГГГГ Главного управления образования администрации Омской области (л.д. 63), постановлению главы Колосовского местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ л.д. 62), справке и информации КУ «Колосовский детский дом» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17, 61) Стручинский А.А. находился на воспитании и полном государственном обеспечении в КУ «Колосовский детский дом» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ -П (л.д. 62) за Стручинским А.А. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в отношении которого регулярно проводилось обследование сохранности (л.д. 21, 23).

Согласно справкам администрации Бражниковского сельского Совета (л.д. 64-66) Стручинский А.А. значился зарегистрированным в указанном жилом помещении в период 1999-2007 г.г..

Согласно выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20) Стручинский А.А. был поставлен на очередь от ДД.ММ.ГГГГ в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как воспитанник ГОУ «Колосовский детский дом».

Из справки администрации Колосовского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Стручинскому А.А. в 2010 году было предоставлено жилое помещение, как лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно квартира, расположенная по адрес: <адрес>.

Согласно информации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8) Стручинский А.А. не состоит в списке на территории Омской области, в связи с тем, что он реализовал свое право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот.

Согласно выписке ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 98), Стручинский А.А. не имеет в собственности объектов недвижимого имущества. Право собственности на жилое помещение – квартиру, общей площадью 33,7 кв.м. и земельный участок, площадью 1436 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> прекращено ДД.ММ.ГГГГ.

Указанное жилое помещение принадлежало Стручинскому А.А. на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует, из договора купли-продажи земельного участка и находящейся на нём квартиры от ДД.ММ.ГГГГ Стручинский А.А. продал квартиру по адресу: <адрес> Евсеенковой В.Я. за <данные изъяты> рублей, земельный участок за 2000 рублей.

Из содержания искового заявления следует, что Стручинскому А.А. было предоставлено жилое помещение в ДД.ММ.ГГГГ году на основании договора социального найма по адресу: <адрес>, которым он впоследствии распорядился по своему усмотрению.

Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по заявлению в письменной форме лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Частью 1 ст. 8 указанного Федерального закона с изменениями, вступившими в законную силу 01 января 2013 года, предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, согласно указанным нормам федерального законодательства, на момент вступления указанных изменений в законную силу – 01 января 2013 года, у истца должно иметь место нереализованное право на обеспечение жилым помещением, как ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Однако как следует из представленных доказательств, Стручинский А.А. реализовал свое право на однократное обеспечение жилым помещением, как лицом из числа детей- сирот и детей, оставшегося без попечения родителей.

При этом судом не могут быть приняты во внимание доводы Стручинского А.А. о непригодности для проживания предоставленного ему жилого помещения, поскольку, как следует из содержания искового заявления, указанные обстоятельства наступили в 2012 году, т.е. после передачи Стручинскому А.А. жилого помещения.

Кроме того, согласно ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 № 284-п (в редакции от 29.06.2022) утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, согласно которому приобретение жилых помещений в целях формирования специализированного жилищного фонда Омской области для детей-сирот осуществляется Министерством имущества и Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области на основании заявок Министерства образования, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области.

Настоящий Порядок регулирует отношения, связанные с предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, местом жительства которых является Омская область (далее - дети-сироты), жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Согласно пункту 2 Порядка уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по приобретению жилых помещений по договорам купли-продажи, инвестирования в строительство для предоставления детям-сиротам, а также по предоставлению жилых помещений детям-сиротам в соответствии с настоящим Порядком является Министерство имущественных отношений Омской области.

Обеспечение реализации полномочий Министерства имущества по приобретению жилых помещений по договорам купли-продажи, инвестирования в строительство, осуществляемых в соответствии с постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об отдельных вопросах реализации капитальных вложений в объекты собственности Омской области», для предоставления детям-сиротам, а также по предоставлению жилых помещений детям-сиротам в соответствии с настоящим Порядком осуществляется казенным учреждением Омской области «Центр учета и содержания собственности Омской области».

В силу пункта 3 Порядка уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим формирование и ведение списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», является Министерство образования Омской области.

Министерство образования ежегодно не позднее 15 января текущего года направляет в уполномоченное учреждение сведения о детях-сиротах, состоящих в списке, чье право на обеспечение жилым помещением возникло до начала текущего года, а также возникнет в текущем году, по данным на 1 января текущего года по каждому муниципальному району Омской области и муниципальному образованию городской округ город Омск Омской области в отдельности.

Из указанных положений Порядка следует, что администрация Колосовского муниципального района Омской области не обладает в настоящее время полномочиями по ведению списка детей сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, следовательно, является ненадлежащим ответчиком по делу.

Судом установлено, что до достижения 23-летнего возраста, Стручинский А.А. реализовал свое право на однократное обеспечение жилым помещением, как лицо, из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей,.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Стручинского А.А. к Министерству образования Омской области об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, предоставлении жилого помещения – отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Колосовский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья                                                                                         Сорокина Н.В.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 16 марта 2023 года

2-46/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Стручинский Александр Александрович
Ответчики
администрация Колосовского МР Омской области
Министерство образования Омской области
Другие
КУ Омской области "Центр учета и содержания собственности Омской области"
Министерство имущественных отношений Омской области
Суд
Колосовский районный суд Омской области
Судья
Сорокина Наталья Валерьевна
Дело на сайте суда
kolosovcourt.oms.sudrf.ru
30.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.01.2023Передача материалов судье
01.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.02.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
15.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2023Судебное заседание
13.03.2023Судебное заседание
16.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее