УИД: 76RS0015-01-2024-002033-66
РЕШЕНИЕ
27 августа 2024 г. г. Ярославль
Судья Ленинского районного суда г. Ярославля Кутенев Л.С., рассмотрев дело по жалобе защитника ООО «Заволжская управляющая компания» Якуповой Ксении Маратовны на постановление административной комиссии Ярославского муниципального района Ярославской области № от 24 апреля 2024 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 25.9 Закона Ярославской области № 100-з от 03.12.2007 г. «Об административных правонарушениях», в отношении
ООО «Заволжская управляющая компания», ИНН 7627030906, ОГРН 1077627000472, находящегося по адресу: <адрес>,
установил:
Постановлением административной комиссии Ярославского муниципального района Ярославской области № от 24.04.2024 г. ООО «Заволжская управляющая компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 25.9 Закона Ярославской области от 03.12.2007 г. № 100-з «Об административных правонарушениях», назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Из обжалуемого постановления следует, что 04.03.2024 г. в 13 час. 50 мин. в ходе рейдовых мероприятий на территории городского поселения Лесная Поляна Ярославского муниципального района Ярославской области на доме № по адресу: <адрес>, ООО «Заволжская управляющая компания» не приняты меры к надлежащему содержанию объектов капитального строительства, выразившиеся в неисполнении требований к содержанию таких объектов, установленных Правилами благоустройства городского поселения Лесная Поляна, утвержденных Решением Муниципального совета городского поселения Лесная Поляна Ярославского муниципального района Ярославской области от 26.04.2018 г. № 10, а именно: п. 1.4, п. 2.16.7, п. 3.12.21 Правил благоустройства по своевременной очистке кровли здания от снега, наледи и сосулек. Таким образом, Общество допустило нарушение ч. 7 ст. 25.9 Закона Ярославской области от 03.12.2007 г. № 100-з «Об административных правонарушениях».
Защитник ООО «Заволжская управляющая компания» Якупова К.М. обратилась с жалобой на указанное постановление, в которой просит постановление отменить или снизить размер административного штрафа в связи с тем, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что управляющая компания ненадлежащим образом соблюдала Правила благоустройства и не приняла все зависящие от нее меры по соблюдению закона, вина управляющей компании не доказана, в связи с чем, в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 25.9 Закона Ярославской области от 03.12.2007 г. № 100-з «Об административных правонарушениях». Также защитник обращает внимание на то, что ООО «Заволжская управляющая компания» осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: <адрес>, на основании лицензии, выданной Департаментом государственного жилищного надзора Ярославской области. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований (в данном случае не соблюдение требований, установленных Правилами № 491, Правилами № 290) образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьями КоАП РФ, составление протоколов об административных правонарушений и привлечение к административной ответственности по которым находится вне компетенции административной комиссии Ярославского муниципального района Ярославской области. Также защитник ссылается на малозначительность совершенного административного правонарушения и обращает внимание на крайне затруднительное финансовое положение управляющей компании.
Одновременно с жалобой защитником заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования упомянутого выше постановления, которое мотивировано тем, что пропуск срока подачи жалобы обусловлен тем, что 13.05.2024 г. жалоба на постановление была направлена электронно через систему ГАС «Правосудие». Определением Ленинского районного суда г. Ярославля от 19.06.2024 г. указанная жалоба оставлена без рассмотрения ввиду того, что законом не предусмотрена возможность подачи жалобы по делам об административном правонарушении в электронном виде. Копия определения получена заявителем 27.06.2024 г.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены своевременно, надлежащим образом, от защитника ООО «Заволжская управляющая компания» Якуповой К.М. поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие ООО «Заволжская управляющая компания».
Проверив материалы дела в полном объеме, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Исходя из ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ, судья, полномочный рассматривать жалобу, по ходатайству лица, подающего ее, вправе восстановить пропущенный срок обжалования.
Как следует из ответа административной комиссии Ярославского муниципального района Ярославской области на запрос суда от 09.07.2024 г., 26.04.2024 г. в адрес ООО «Заволжская управляющая компания» административной комиссией Ярославского муниципального района Ярославской области была направлена копия постановления от 24.04.2024 г., 02.05.2024 г. копия данного постановления была получена ООО «Заволжская управляющая компания». Следовательно, изначально, управляющей компанией жалоба на указанное постановление была подана в срок (13.05.2024 г.). Учитывая данные обстоятельства, суд считает, что срок для подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении подлежит восстановлению.
Частью 7 ст. 25.9 Закона Ярославской области от 03.12.2007 г. № 100-з «Об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность за ненадлежащее обустройство и (или) содержание детских площадок, спортивных площадок, мест отдыха, парков, скверов и иных зеленых зон, площадок для выгула и дрессировки животных, расположенных на них элементов благоустройства, а также водных устройств, объектов капитального строительства, малых архитектурных форм и их элементов, выразившееся в неисполнении требований к обустройству и (или) содержанию таких объектов и (или) элементов благоустройства, установленных правилами благоустройства, если указанные деяния не подпадают под действие частей 1 - 4 настоящей статьи, статей 25.5, 25.12 и 25.13 настоящего Закона или не являются нарушением правил и норм, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – в размере от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей.
Из обжалуемого постановления следует, что 04.03.2024 г. в 13 час. 50 мин. в ходе проведения рейдовых мероприятий на территории городского поселения Лесная Поляна Ярославского муниципального района Ярославской области было установлено, что на доме <адрес> управляющей организацией ООО «Заволжская управляющая компания» не приняты меры к надлежащему содержанию объектов капитального строительства, выразившиеся в неисполнении требований к содержанию таких объектов, установленных Правилами благоустройства городского поселения Лесная Поляна, утвержденных Решением Муниципального совета городского поселения Лесная Поляна Ярославского муниципального района Ярославской области от 26.04.2018 г. № 10, а именно: п. 1.4, п. 2.16.7, п. 3.12.21 Правил благоустройства по своевременной очистке кровли здания от снега, наледи и сосулек. Таким образом, ООО «Заволжская управляющая компания» допустило нарушение ч. 7 ст. 25.9 Закона Ярославской области от 03.12.2007 г. № 100-з «Об административных правонарушениях».
Вместе с тем, суд принимает во внимание следующее.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 25.9 Закона Ярославской области от 03.12.2007 г. № 100-з «Об административных правонарушениях», выражается в ненадлежащем обустройстве и (или) содержании объектов капитального строительства, малых архитектурных форм и их элементов, выразившееся в неисполнении требований к обустройству и (или) содержанию таких объектов и (или) элементов благоустройства, установленных правилами благоустройства, если указанные деяния не подпадают под действие частей 1 – 4 настоящей статьи, статей 25.5, 25.12 и 25.13 настоящего Закона или не являются нарушением правил и норм, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, согласно диспозиции названной нормы одним из условий привлечения виновного лица к административной ответственности является отсутствие в противоправном деянии признаков административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.
Согласно общедоступной информации, размещенной в сети Интернет на официальном сайте ООО «Заволжская управляющая компания», а также материалам дела, следует, что ООО «Заволжская управляющая компания» на основании лицензии от 28.04.2015 г. №, выданной Государственной жилищной инспекцией Ярославской области, осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе многоквартирным домом <адрес>, то есть является управляющей организацией.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация за плату должна выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
Соблюдение требований, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, в части соблюдения правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, является условием осуществления лицензируемой деятельности по управлению многоквартирными домами.
Административная ответственность за нарушение лицензионных требований, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и наступает за оказание услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, что предполагает, в том числе, соблюдение требований содержания общего имущества в многоквартирном доме и минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ.
Согласно п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 г. № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения» проверка и при необходимости очистка кровли от скопления снега и наледи относится к работам, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов.
Вмененное ООО «Заволжская управляющая компания» административное правонарушение, связано с ненадлежащим содержанием крыши многоквартирного дома № 4 городского поселения Лесная Поляна Ярославского района, обязанность по надлежащему содержанию которой возложена на Общество как управляющую организацию, поэтому с учетом изложенного выше за такое правонарушение общество должно нести административную ответственность по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, что исключает квалификацию по ч. 7 ст. 25.9 Закона Ярославской области от 03.12.2007 г. № 100-з «Об административных правонарушениях».
Часть 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в рассматриваемой части является специальной правовой нормой (применяется только в отношении лицензиатов), которая имеет приоритет над общей нормой, установленной в ч. 7 ст. 25.9 Закона Ярославской области от 03.12.2007 г. № 100-з «Об административных правонарушениях».
Частью 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Поэтому в отношении управляющей организации, осуществляющей свою деятельность на основании лицензии, осуществление любых видов государственного жилищного надзора, за исключением лицензионного контроля, не допускается, а равно и квалификация действий общества лицензионного контроля по ч. 7 ст. 25.9 Закона Ярославской области от 03.12.2007 г. № 100-з «Об административных правонарушениях», неправомерна, поскольку не соответствует целям лицензионного контроля и степени административной ответственности за нарушение лицензионных требований.
Учитывая основания прекращения производства по делу об административном правонарушении, иные доводы жалобы по существу проверке не подлежат, так как это не может повлиять на принятое судьей решение.
При таких обстоятельствах, постановление административной комиссии Ярославского муниципального района Ярославской области № от 24.04.2024 г. в отношении ООО «Заволжская управляющая компания» подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 названного Кодекса КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Ходатайство защитника ООО «Заволжская управляющая компания» Якуповой Ксении Маратовны о восстановлении процессуального срока для подачи жалобы на постановление административной комиссии Ярославского муниципального района Ярославской области № от 24 апреля 2024 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 25.9 Закона Ярославской области от 03.12.2007 г. № 100-з «Об административных правонарушениях» удовлетворить.
Восстановить защитнику ООО «Заволжская управляющая компания» Якуповой Ксении Маратовне процессуальный срок для подачи жалобы на постановление административной комиссии Ярославского муниципального района Ярославской области № от 24 апреля 2024 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 25.9 Закона Ярославской области от 03.12.2007 г. № 100-з «Об административных правонарушениях».
Постановление административной комиссии Ярославского муниципального района Ярославской области № от 24 апреля 2024 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 25.9 Закона Ярославской области от 03.12.2007 г. № 100-з «Об административных правонарушениях» в отношении ООО «Заволжская управляющая компания» отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Ярославля.
Судья Л.С. Кутенев