(УИД47RS0001-01-2020-000006-81)
Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2-176/2020
Именем Российской Федерации
18 марта 2020 года г. Бокситогорск
Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Пименовой А.Г.,
при секретаре Телешман И.В.
с участием:
истца Вершинина В.П.
ответчика – представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Тихвинском районе Ленинградской области (межрайонное) ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Вершинина Владимира Петровича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Тихвинском районе Ленинградской области (межрайонное) о признании требования о предоставлении документов незаконным и обязании устранить допущенное нарушение
установил:
Вершинин В.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Тихвинском районе Ленинградской области (межрайонное) о признании требования о предоставлении документов незаконным и обязании устранить допущенное нарушение.
В обоснование иска указано, что 05.11.2019 истец обратился к ответчику с заявлением об установлении страховой пенсии по старости, в части 2 уведомления от 07.11.2019 ответчик обязал истца представить дополнительно справки о заработной плате за весь период трудовой деятельности с 1981 по 1994 годы, то есть за 143 месяца, однако, необходимость и обязательность предоставления документов, из которых определяется среднемесячный заработок для определения расчетного размера трудовой пенсии устанавливается частями 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и частью 2 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в Российской Федерации, утвержденного Постановлениями Минтруда России и ПФР от 27.02.2002 № 16/19, в части, не противоречащей Федеральному закону № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку своими нормами регулируют исчисление размера трудовых пенсий и подлежат применению в целях определения размера страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ, из которых явствует, что среднемесячный заработок застрахованного лица исчисляется по сведениям за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями. А потому полагает, что ответчик требует с истца документы и информацию, предоставление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги.
На основании изложенного истец просит: признать требование ответчика, изложенное в части 2 уведомления незаконным и обязать ответчика заменить его предусмотренным Федеральным законом № 173-ФЗ и Перечнем, обращение к которым определено частями 3 и 4 ст. 36 Федерального закона № 400-ФЗ, пунктами 1,2 части 1 статьи 7 и частью 6 ст. 7 Федерального закона № 210-ФЗ требованием «предоставить документы, содержащие сведения о заработке, выданные в установленном порядке, для расчета среднемесячного заработка за любые 60 месяцев работы подряд».
Ответчиком – представителем Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Тихвинском районе Ленинградской области (межрайонное) представлен в суд отзыв на исковое заявление. В обоснование своей позиции указывает, что Федеральные законы от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержденный Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению", Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденный Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 года № 16п, не предусматривают требования о предоставлении документов в формулировке, заявленной истцом.
В соответствии с пунктом 7 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, для подтверждения дополнительных условий назначения страховой пенсии по старости и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", необходимы документы (помимо прочего): об обстоятельствах, предусмотренных Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с учетом которых исчисляется размер страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера указанной части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии по старости) по состоянию на 31 декабря 2014 г. (часть 10 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Пункт 22 Административного регламента предусматривает аналогичные положения: кроме документов, указанных в абзаце первом, названного пункта для подтверждения дополнительных условий назначения пенсий и обстоятельств, учитываемых при определении их размера, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с заявлением представляются документы: об обстоятельствах, предусмотренных статьями 14 - 16, 29.1, 30, 30.1, 30.2 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с учетом которых исчисляется размер страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера указанной части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии по старости), размер трудовой пенсии по инвалидности (без учета фиксированного базового размера указанной пенсии) по состоянию на 31 декабря 2014 г.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер пенсии определяется с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Вершинину В. П. неоднократно разъяснялось о том, что запрос сведений о заработной плате не ограничен 60 месяцами исключительно в интересах заявителя, и по мере поступления сведений Управлением будет определяться наиболее выгодный вариант расчета.
В судебном заседании истец Вершинин В.П. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик - представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Тихвинском районе Ленинградской области (межрайонное) ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы участников процесса, суд приходит к следующему:
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Вершинин В.П. обратился к ответчику с заявлением об установлении страховой пенсии по старости.
07.11.2019 истцу было направлено уведомление, часть 2 которого содержит необходимость предоставления документов дополнительно для назначения пенсии по старости, обязанность по представлению которых возложена на заявителя: справки о заработной плате за период с 09.11.1981 по 23.11.1984, с 13.12.1984 по 17.02.1986, с 18.02.1986 по 10.03.1988, с 15.03.1988 по 30.10.1990, с 03.01.1991 по по 02.02.1994, не позднее 05.02.2020.
Истец с данным требованием ответчика не согласен указывая, что требование о предоставлении справок о заработной плате за весь период трудовой деятельности противоречит требованиям законодательства, необходимость и обязательность предоставления документов, из которых определяется среднемесячный заработок для определения расчетного размера трудовой пенсии устанавливается частями 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и частью 2 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в Российской Федерации, утвержденного Постановлениями Минтруда России и ПФР от 27.02.2002 № 16/19, в части, не противоречащей Федеральному закону № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», из которых следует, что среднемесячный заработок застрахованного лица исчисляется по сведениям за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями. А потому полагает, что ответчик требует от истца документы и информацию, предоставление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги, в связи с чем обратился с настоящим иском в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ) размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Согласно п. 6 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. б п. 7 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному на основании Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 N 958н для подтверждения дополнительных условий назначения страховой пенсии по старости и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", необходимы документы об обстоятельствах, предусмотренных Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Пункт 22 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденный Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 года № 16п, предусматривает аналогичные положения.
Согласно пп. 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для оценки пенсионных прав учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Таким образом, требование уведомления о предоставлении документов (справки о заработной плате) соответствует требованиям Федеральных законов от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Перечню документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержденному Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению", Административному регламенту предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 года № 16п, поскольку для оценки пенсионных прав учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами, требование о предоставлении документов предоставляет возможность истцу и ответчику определить наиболее выгодный период среднего заработка для расчета страховой пенсии в наиболее выгодном для гражданина варианте. Кроме того, как установлено судом и не оспаривается сторонами, срок действия оспариваемого уведомления истек 05.02.2020, истцом представлены документы о среднем заработке за исключением периода с 15.03.1988 по 30.10.1990, о чем истец просит учитывать ответчика при установлении пенсии (заявление от 10.02.2020), а также периода с 13.12.1984 по 17.02.1986, который истец просит исключить из общего трудового стажа (нотариально удостоверенное заявление от 24.01.2020), при этом, никаких дополнительных уведомлений (требований) о необходимости предоставления документов истцу не предъявлялось.
Таким образом, правовых оснований для удовлетворения требований Вершинина В.П. не имеется, а его доводы основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующего правоотношения сторон.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 18 ░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░: