№2-398/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 января 2018 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Кузьминой А.В.
при секретаре Новиковой И.Ю.,
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Кирилловой Светланы Александровны к Администрации Одинцовского муниципального района МО о признании недействительным Постановления, обязании предоставить другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее требованиям закона,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с требованием к ответчику(с учетом уточнений) о признании недействительным Постановления Администрации Одинцовского муниципального района Московской области № от 08.08.2017г. о предоставлении жилого помещения, обязании предоставить другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее требованиям закона, по договору социального найма общей площадью не менее 29,26 кв.м., в том числе жилой не менее 17,2 кв.м. в связи с отселением из непригодного для проживания многоквартирного жилого дома.
В обоснование требований истица указала, что является нанимателем жилого помещения в виде комнаты общей площадью 17,2 кв.м, в коммунальной квартире в доме по адресу: АДРЕС. Постановлением Администрации г/п Голицыно Одинцовского муниципального района Московской области № от 14.07.2015 г. утверждено заключение межведомственной комиссии по признанию вышеуказанного жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. На Администрацию Одинцовского муниципального района возложена обязанность предоставить предложения по расселению граждан, проживающим в указанном доме, во внеочередном порядке.
05.08.2015г.истице был выдан смотровой талон о распределении жилого помещения, согласно которому ей предложено осмотреть комнату в двухкомнатной квартире № общей площадью 23,53 кв.м. из них жилой 12,3 кв.м. в д. № по адресу: АДРЕС. Истицей был дан отказ в получении предоставляемой жилой площади, так как предоставляемое жилое помещение меньшей площадью, чем занимаемая истицей, в настоящее время, комната. В связи с чем, истица обратилась в суд. Решением Одинцовского горсуда от 02.03.2016г. и дополнительным решением от 15.09.2016г. в требованиях о предоставлении иного жилого помещения истице было отказано.
Определением Московского областного суда от 14.12.2016г. решение Одинцовского городского суда отменено с вынесением нового решения, согласно которому суд обязал Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области предоставить Кирилловой С.А. другое благоустроенное помещением по договору социального найма общей площадью не менее 17,2 кв.м., с учетом жилой площади, а также площади вспомогательных помещений.
19.08.2016г. Администрацией Одинцовского муниципального района Московской области, истице был предложен вариант переселения в жилое помещение в виде комнаты в трехкомнатной кв.№ жилой площадью 17,9 кв.м. по адресу: АДРЕС Истицей был дан отказ в получении предоставляемой жилой площади так как при осмотре предоставляемого жилого помещения были обнаружены существенные недостатки.
Об указанных недостатках истица указала в заявлении в адрес ответчика № от 01.09.2016г. В ответ на которое, 08.08.2017г. Администрацией было вынесено Постановление № по которому принято решение о предоставлении Кирилловой С.А. комнаты в 3-х комнатной квартире кв.№ жилой площадью 17,9 кв.м. по адресу: АДРЕС
Не согласившись с указанным решением, 11.10.2017г. истица обратилась с заявлением вх. № в адрес ответчика, с требованием отменить Постановление № от 8.08.2017г. и предоставить другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 17,2 кв.м., однако ответ получен не был.
Поскольку до настоящего времени ответчик так и не предоставил благоустроенное жилое помещение, а предоставляемое ответчиком пжилое помещение не является равнозначным, истица была вынуждена обратиться в суд с указанным иском.
В судебное заседание истица не явилась, о рассмотрении извещена надлежаще. Представитель истца по доверенности в судебное заседание явился, на заявленных истцом требованиях настаивал по изложенным в иске обстоятельствам.
Представители ответчика Администрации Одинцовского муниципального района Московской области по доверенностям в судебном заседание явились, с заявленными требованиями не согласились, пояснив, что оспариваемое Постановление № от 08.08.2017г. было вынесено в соответствии с апелляционным определением Московского областного суда и является законным, просили в удовлетворении требований отказать.
Изучив материалы дела, выслушав доводы явившихся представителей сторон, суд приходит к следующему.
В силу требований ч. 1 ст. 3 ГПК РФ во взаимосвязи с положениями ст. ст. 11, 12 ГК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой реально нарушенного права.
Так, согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты нарушенного права является признание ненормативного акта недействительным.
В силу ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе: 1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; 2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; 3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
В соответствии со ст. 80 ЖК РФ, наниматель жилого помещения по договору социального найма и проживающие совместно с ним члены его семьи по взаимному согласию и с предварительным уведомлением наймодателя вправе разрешить безвозмездное проживание в занимаемом ими жилом помещении по договору социального найма другим гражданам в качестве временно проживающих (временным жильцам). Наймодатель вправе запретить проживание временных жильцов в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на каждого проживающего составит для отдельной квартиры менее учетной нормы, а для коммунальной квартиры - менее нормы предоставления.
Так, согласно ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решением Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 11.02.2009 года № утверждена учетная норма площади жилого помещения на одного члена семьи, которая составляет не более 8,0 кв.м общей площади жилого помещения.
Судом установлено, что истец является нанимателем жилого помещения в виде комнаты общей площадью 17,2 кв.м, в коммунальной квартире в доме по адресу: АДРЕС(л.д.18-21).
Постановлением Администрации г/п Голицыно Одинцовского муниципального района Московской области № от 14.07.2015 г. утверждено заключение межведомственной комиссии по признанию вышеуказанного жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу(л.д.29-35). На Администрацию Одинцовского муниципального района возложена обязанность предоставить предложения по расселению граждан, проживающим в указанном доме, во внеочередном порядке.
5.08.2015г.истице был выдан смотровой талон о распределении жилого помещения, согласно которому ей предложено осмотреть комнату в двухкомнатной квартире № общей площадью 23,53 кв.м. из них жилой 12,3 кв.м. в д. № по адресу: АДРЕС Истицей был дан отказ в получении предоставляемой жилой площади так как предоставляемое жилое помещение меньшей площадью, чем занимаемая истицей, в настоящее время, комната.
Решением Одинцовского горсуда от 02.03.2016г. и дополнительным решением от 15.09.2016г. в удовлетворении требований истца о предоставлении иного жилого помещения было отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 14.12.2016г. решение Одинцовского городского суда отменено с вынесением нового решения, согласно которому суд обязал Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области предоставить Кирилловой С.А. другое благоустроенное помещением по договору социального найма общей площадью не менее 17,2 кв.м. с учетом жилой площади, а также площади вспомогательных помещений(л.д.48-53).
19.08.2016г. Администрацией Одинцовского муниципального района Московской области, истице было предложен вариант переселения в жилое помещение в виде комнаты в трехкомнатной кв№ жилой площадью 17,9 кв.м. по адресу: АДРЕС
Истицей был дан отказ в получении предоставляемой жилой площади так как при осмотре предоставляемого жилого помещения были обнаружены существенные недостатки(л.д.57-58).
Об указанных недостатках истица указала в заявлении в адрес ответчика № от 01.09.2016г.
08.08.2017г. Администрацией было вынесено Постановление №, по которому принято решение о предоставлении Кирилловой С.А. комнаты в 3-х комнатной квартире кв№ жилой площадью 17,9 кв.м. по адресу: АДРЕС
Не согласившись с указанным решением, 11.10.2017г. истица обратилась с заявлением вх. № в адрес ответчика, с требованием отменить Постановлением № от 08.08.2017г. и предоставить другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 17,2 кв.м.(л.д.60-61), однако ответ получен не был.
Из представленной в материалы дела выписки из домовой книги усматривается, что по состоянию на 06.07.2015 года в коммунальной квартире № комнате площадью 17,2 кв.м. по адресу АДРЕС, зарегистрирован 1 человек: Кириллова С.А.(л.д.20).
Площадь предоставленной комнаты составляет 17,9 кв.м.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ во внеочередном порядке жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или конструкции не подлежат.
Вместе с тем, для ряда случаев, предусмотренных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, в том числе в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно статье 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Указанные положения закона подлежат применению с учетом разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года N 14 ”0 некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ) (п. 37).
Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания установлены "Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденным Постановлением Правительства от 28 января 2006 года N 47 (ред. от 25.03.2015).
В соответствии с пунктами 7, 47, 49, 52 указанного Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Жилой дом, в котором расположенное представленное истцу жилое помещение по Постановлению № от 08.08.2017г., в перечень ветхого жилого фонда не включен и аварийным не признан, в предоставляемом жилом помещении проведены ремонтные работы, жилое помещение было предоставлено истцу для осмотра.
Суд соглашается с доводами представителя ответчика о том, что жилое помещение по оспариваемому истцом Постановлению от 08.08.2017г. № было предоставлено в соответствии с установленными законом нормами предоставления жилой площади, а также в соответствии с апелляционным определением Мособлсуда. Предоставленное истцом техническое заключение само по себе относимым и допустимым доказательством являться не может, поскольку составлено без участия собственника жилого помещения и представителя ответчика, о проведении осмотра ни собственник, ни ответчик не уведомлялись.
Таким образом, суд полагает, что в действиях ответчика отсутствует нарушение прав истца, оспариваемое Постановление № от 08.08.2017г. соответствует требованиям закона, как и предоставленное истцу жилое помещение, поскольку предоставление жилья по указанному основанию не является улучшением жилищных условий нанимателя, а является исполнением требований закона по предоставлению равнозначного жилого помещения. Таким образом, основания для удовлетворения требований истца отсутствуют.
Руководствуясь ст.12, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований Кирилловой Светланы Александровны к Администрации Одинцовского муниципального района МО о признании недействительным Постановления Администрации Одинцовского муниципального района Московской области № от 08.08.2017г. о предоставлении жилого помещения Кирилловой Светлане Александровне, обязании предоставить другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее требованиям закона, по договору социального найма общей площадью не менее 29,26кв.м., в том числе жилой не менее 17,2кв.м., в связи с отселением из непригодного для проживания многоквартирного жилого дома, – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 31 января 2018 года