1 инстанция ФИО3
П инстанция Пильгун А.С., Грибова Е.Н., Васильева Е.В. (докладчик)
Дело № 88-4952/2022
№ 2-2162/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 марта 2022 года город Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К.,
судей Лысовой Е.В., Шамрай М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой Виктории Леонидовны к Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральному казначейству Российской Федерации о признании незаконным отказа в предоставлении социальной помощи российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции,
по кассационной жалобе Кузнецовой Виктории Леонидовны на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 26 апреля 2021 года в редакции дополнительного решения от 26 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 сентября 2021 года,
Заслушав доклад судьи Анненковой К.К.,
установила:
Кузнецова В.Л. обратилась в суд с иском к Министерству иностранных дел РФ, Министерству внутренних дел РФ, Федеральному казначейству РФ о признании незаконным отказа от 21.07.2020 г. Министерства иностранных дел Российской Федерации в предоставлении социальной помощи, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 433, действий Министерства внутренних дел Российской Федерации по исполнению обязанностей, возложенных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 433 в отношении заявления истца об оказании помощи, признании заявлений №, №, №, поданных в период действия Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 433, соответствовавшими требованиям данного Постановления в редакции, действовавшей на дату подачи соответствующего заявления; признании права истца в период действия Постановления на предоставление социальной помощи, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 433, за период 64 дня; возложении обязанности на Министерство иностранных дел Российской Федерации и Федеральное казначейство Российской Федерации исполнить обязанности, возникшие в период действия Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 433, совершить в отношении истца действия, направленные на предоставление социальной помощи, предусмотренной данным Постановлением, за период 64 дня, исходя из одного взрослого.
В обоснование иска указала на то, что, не имея возможности вернуться на территорию Российской Федерации из Кипра по обратному билету на 18 марта 2020 года, 5 мая 2020 года через электронную форму, размешенную на личный кабинет Госуслуг, подала заявления об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, однако в этом ей было отказано 21.07.2020 уведомлением в личном кабинете.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 26 апреля 2021 года в редакции дополнительного решения от 26 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 сентября 2021 года, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Кузнецова В.Л. в лице представителя Павловского Е.М. просит отменить судебные постановления и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей, полагает, что суды уклонились от оценки ее доводов о ненадлежащем исполнении МИД и МВД РФ ППРФ № 433 в отношении ее обращений, нарушили нормы процессуального права, не обосновав принятое решение, проявили предвзятость в пользу МИД РФ, установив ошибки в результатах проверки МВД, необоснованно отказали в иске к этому ответчику, в распечатке которого содержались сведения о загранпаспорте истца с иной датой выдачи, не дана оценка наличию у истца права на помощь в период действия нормативного акта и требованию о выплате образовавшейся в период действия Постановления № 433 задолженности, а не о предоставлении помощи по окончании действия постановления, судами не правильно истолковано само Постановление в п.6., регламентирующее прекращение обязанности МИД РФ произвести выплату помощи только ее надлежащим выполнением.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились, в связи с чем в соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ кассационный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность судебных постановлений в пределах доводов кассационной жалобы по правилам части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не находит.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 433 утверждено Положение об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, которым регламентировался порядок оказания помощи, подачи заявления на оказание помощи и принятия по заявлению решения.
В соответствии с п. 2 и 3 указанного постановления Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации было поручено: обеспечить запуск и функционирование на едином портале государственных и муниципальных услуг электронной формы заявления об оказании помощи; направлять ежедневно сводную информацию о гражданах Российской Федерации, подавших заявление об оказании помощи, в Министерство внутренних дел Российской Федерации для подтверждения сведений о действительности документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, и в Министерство иностранных дел Российской Федерации для проведения проверочных мероприятий в отношении сведений, представленных гражданином Российской Федерации в соответствии с приложением к Положению, а Министерству внутренних дел Российской Федерации поручено представлять ежедневно в Министерство иностранных дел Российской Федерации информацию по результатам проверочных мероприятий для принятия решения об оказании такой помощи.
Согласно п. 6 Положения об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции по результатам проверочных мероприятий специально образованная комиссия Министерства иностранных дел Российской Федерации в течение 24 часов принимает решение об оказании, отказе или о прекращении помощи.
В соответствии с п. 12 Положения специально образованная комиссия Министерства иностранных дел Российской Федерации вправе принять решение об отказе в помощи в случае представления заявителем личных данных, не подтвержденных проверочными мероприятиями Министерства внутренних дел Российской Федерации, либо заведомо ложных сведений, а также в случае повторной подачи заявления, за исключением внесения корректировок в ранее поданное заявление, в котором были допущены ошибки.
Согласно п. 5 Положения при рассмотрении заявления: а) проверяется достоверность изложенных в заявлении фактов; б) выясняются обстоятельства пребывания заявителя на территории иностранного государства (цель поездки, наличие визы, условия пребывания и т.п.).
В силу п. 2 Положения помощь оказывалась гражданам, начиная со дня принятия решения специально образованной комиссией Министерства иностранных дел Российской Федерации об оказании помощи до дня возвращения гражданина Российской Федерации на адрес.
Оказание помощи после возвращения гражданина Российской Федерации на адрес не допускается вступило в силу со дня официального опубликования 01.06.2020).
В настоящее время Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 433 признано утратившим силу и не действует.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Кузнецова В.Л., находясь на территории р. Кипр 5 мая 2020 года через электронную форму, размешенную на Едином портале государственных и муниципальных услуг подала заявления об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции №, №, №.
По результатам проверочных мероприятий по заявлениям Кузнецовой В.Л. МИД России принято решение об отказе в социальной помощи.
Из выгрузок в адрес МИД России, содержащих результаты проверочных мероприятий МВД России в части сведений с портала ЕПГУ в отношении Кузнецовой В.Л. следует, что достоверные данные, указанные в заявлении не подтверждены проверочными мероприятиями МВД России (несоответствие сведений в дате выдачи заграничного паспорта).
Представленная в материалы дела копия заграничного паспорта истца с номером № свидетельствует о дате выдачи 20.01.2011 г., а в распечатке содержатся сведения о загранпаспорте с датой выдачи 03.02.2006г.
Из материалов дела следует, что 21.07.2020 г. Комиссией МИД России было принято решение об отказе в выплате социальной помощи ввиду того, что заявление не прошло проверку МВД РФ по причине расхождений в данных заграничного паспорта.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска Кузнецовой В.Л., суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из подтверждения законности принятого комиссией МИД РФ решения об отказе в предоставлении социальной помощи истцу ввиду представления заявителем личных данных, не подтвержденных проверочными мероприятиями Министерства внутренних дел Российской Федерации. При этом судами принято во внимание, что МИД России соблюден автоматизированный порядок принятия соответствующего решения, установленный действующим законодательством только на период временного нахождения гражданина Российской Федерации за пределами РФ, поскольку пунктом 2 Положения не предусмотрено проведение дополнительных проверочных мероприятий и оказание адресной социальной помощи после возвращения гражданина Российской Федерации на территорию России, а утратившее силу с 01.06.2020 года Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 433 прекратило свое действие на момент разрешения судом спора.
Суд кассационной инстанции не видит оснований для несогласия с выводами судов первой и апелляционной инстанций, соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам, в том числе при повторном рассмотрении дела в апелляционном порядке.
Судами нижестоящих инстанций характер спора определен правильно, все юридически значимые обстоятельства в полном объеме установлены и получили надлежащую оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса.
Доводы кассационной жалобы Кузнецовой В.Л. о нарушении судами норм гражданского процессуального права при ненадлежащей оценке обстоятельств дела и представленных доказательств, предвзятом отношении к истцу не могут повлечь отмену судебных постановлений, поскольку правильность аргументированных выводов судов о том, что представленные заявителем личные данные не подтверждены проверочными мероприятиями в автоматизированном порядке в соответствии с установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 433 порядком, не опровергают.
Аргументы автора жалобы о неправильном толковании судами пункта 2, Положения и п.6 Постановления в части ограничения периода оказания помощи до дня возвращения гражданина Российской Федерации на территорию России, ошибочны, судами дано верное толкование указанной нормы, как не допускающей оказание предусмотренной Постановлением № 433 помощи после возвращения гражданина на территорию Российской Федерации, а также образование какой-либо задолженности в денежном выражении перед возвратившимися самостоятельно гражданами, чьи документы в период действия нормативного акта не прошли проверку по линии МВД РФ из-за ошибки в реквизитах паспорта.
Доводы заявителя жалобы о необоснованном отказе дополнительным решением суда первой инстанции в признании незаконными действий МВД РФ при проведении проверочных мероприятий, также не свидетельствуют о наличии оснований для отмены в кассационном порядке судебных актов, в которых мотивированно изложено суждение об отсутствии доказательств нарушения данным ответчиком регламента проверочных мероприятий.
Иные доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с судебными актами, иной оценке доказательств и обстоятельств дела, однако в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать новые обстоятельства и давать иную оценку установленным судами первой и апелляционной инстанций обстоятельствам дела и собранным доказательствам, следовательно доводы жалобы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Судами не допущено нарушений норм материального или процессуального права, способных повлечь кассационный пересмотр судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Пресненского районного суда г. Москвы от 26 апреля 2021 года в редакции дополнительного решения от 26 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кузнецовой Виктории Леонидовны – без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи: