Дело № 2-198/2018 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 июня 2018 года пгт. Смирных
Смирныховский районный суд Сахалинской области в составе: председательствующего судьи Копылова В.В., при секретаре Веселовой Л.Ю., с участием истца Бузаева С.В. (посредством использования системы видеоконференц-связи), рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Бузаева Сергея Витальевича к временно исполняющему обязанности начальника Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной Службы исполнения наказаний по Сахалинской области» ФИО11., Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной Службы исполнения наказаний по Сахалинской области», Министерству Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства, Федеральной службе исполнения наказаний России о компенсации морального вреда, причиненного в результате его содержания в камере штрафного изолятора,
У с т а н о в и л:
Бузаев С.В., отбывающий наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области, обратился в Смирныховский районный суд с иском к временно исполняющему обязанности начальника данного исправительного учреждения ФИО10., указывая на то, что 31.08.2017 года по вынесенному ответчиком постановлению к Бузаеву было применено взыскание в виде водворения в ПКТ сроком на 3 месяца. В период исполнения этого постановления администрацией исправительного учреждения был нарушен режим содержания и не осуществлен перевод Бузаева из камеры ШИЗО в камеру ПКТ. Отбывая наказание в ШИЗО, вместо ПКТ, Бузаев был ограничен в следующем: приобретение продуктов питания в магазине ФКУ ИК-2; в краткосрочном свидании; в получении посылок, передач и бандеролей, пользование розеткой 220Vдля кипячения воды для личного потребления (питья чая, кофе); был ограничен в средствах массовой информации, просмотре телепередач и кинофильмов, было запрещено курить, хотя согласно ПВР курение в ПКТ разрешено во время прогулки. Бузаевым неоднократно подавались заявления на голодовки, в связи с незаконным исполнением постановления, неоднократно обращался к сотрудникам медицинской части согласно перечню его заболеваний. Из-за отсутствия стопроцентного дневного освещения, Бузаев был ограничен в чтении литературы, правовой информации. После фактического исполнения постановления от 31.08.2017 года, Бузаев был переведен в камеру ПКТ, которая также не соответствовала по нормам технического состояния для содержания в ней нарушителей.
Неправомерными действиями администрации исправительного учреждения в лице врио начальника ФИО5, Бузаеву С.В. причинен моральный вред, который он оценивает в 150000 рублей, и просит взыскать указанную сумму с ответчика в свою пользу.
07 мая 2018 года на основании определения судьи Смирныховского районного суда к участию в деле привлечен соответчик Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 2 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области».
На основании определения суда от 31 мая 2018 года в качестве соответчиков к участию в деле привлечены Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области и Федеральная служба исполнения наказаний России.
В судебном заседании истец Бузаев С.В., участие которого обеспечено посредством системы видеоконференц-связи, исковые требования поддержал. Пояснил, что посылку он получил перед переводом его в ШИЗО 31 августа, свидание с женой состоялось только после того как его перевели в камеру ПКТ, тогда же он отоварился в магазине.
Ответчик – временно исполняющий обязанности начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области ФИО6, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил.
Представитель ответчика ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области ФИО7 в судебное заседание не явилась, в отзыве указала, что доказательств причинения морального вреда, то есть физических или нравственных страданий, истцом суду не представлено. Просила в удовлетворении исковых требования отказать.
Представитель ответчика Минфина России ФИО12. в судебное заседание не явилась, в возражении на иск указывает, что истцом не представлено доказательств причинения ему морального вреда, просит суд отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Представитель ответчика ФСИН ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства ответчик извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика ФИО5, представителей ответчиков, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области, Минфина России и ФСИН России.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании приговора Ногликского районного суда Сахалинской области от 25 февраля 2009 года Бузаев С.В. отбывает наказание в виде лишения свободы в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области».
На основании постановления врио начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области ФИО5 от 31.08.2017 года осужденный Бузаев С.В. за нарушение установленного порядка отбывания наказания был переведен в помещение камерного типа (далее по тексту ПКТ) на срок три месяца. Принят в ПКТ был в 16 часов 50 минут 31.08.2017 года, освобожден в 16 часов 50 минут 30.11.2017 года.
Содержался Бузаев С.В. в указанные период в камерах штрафного изолятора (далее - ШИЗО), что следует из камерной карточки, результатов прокурорской проверки, отраженных в представлении заместителя прокурора, внесенного временно исполняющему обязанности начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области 28.02.2018 года, в ответе прокурора осужденному Бузаеву С.В. от 01.03.2018 года. Ответчиками данный факт не оспаривается.
Согласно заявлениям Бузаева С.В. и графикам голодовок, Бузаев С.В. объявлял голодовки: с 27 по 28 сентября 2017 года (без указания причин до прихода прокурора); с 23 по 24 октября 2017 года (в связи с тем, что администрация имеет к нему предвзятость); с 28 по 30 ноября 2017 года (без указания причин).
Из медицинской карты осужденного Бузаева С.В. видно, что за период исполнения постановления от 31.08.2017 года он находился под наблюдением медицинских работников: 31.08.2017 года осмотрен фельдшером – по состоянию здоровья в ШИЗО/ПКТ содержаться может; 28.09.2017 года – находится на голодовке с 27.09.2017 года, для медосмотра выйти в мед. кабинет отказался в категорической форме; 28.09.2017 года осмотрен неврологом в связи с жалобами на нарушение сна и боли в пояснично-крестцовом отделе позвоночника, выписаны медикаменты; 13.10.2017 года осмотрен фельдшером в связи с жалобами на боли в желудке, изжогу, тошноту, выписана медикаменты; 24.10.2017 года в связи с нахождением на голодовке, от осмотра и контрольного взвешивания отказался; 25.10.2017 года осмотрен фельдшером в связи с нахождением на голодовке, жалоб нет; 30.10.2017 года – жалобы на боль в желудке, изжогу; 1.11.2017 года осмотрен фельдшером – жалобы на давящую боль в правом боку, изжогу – анализ на биохимию; 08.11.2017 года осмотрен неврологом; 11.11.2017 года осмотрен по распоряжению ДПНК в ПКТ на предмет нанесения травмы; 13.11.2017 года - жалобы на боли в правом боку, колющая боль в правом подреберье, изжогу – консультация врача, УЗИ; 23.11.2017 года осмотрен хирургом; 29.11.2017 года осмотрен медицинской сестрой по поводу объявления голодовки, жалоб нет, состояние удовлетворительное.
Согласно карточке учета свиданий, выдачи посылок, передач и бандеролей, у Бузаева С.В. 20.11.2017 года состоялось краткосрочное свидание с женой; 01 сентября 2017 года Бузаев С.В. получил посылку весом 4,602 кг.
Согласно заявлению Бузаева С.В. и лицевому счету, 23.11.2017 года им были приобретены в магазине учреждения товары на сумму 1952 рубля. Всего в 2017 году поступили в кассу денежные средства в размере 2000 рублей (20.11.2017 года), а после приобретения товаров остаток на лицевом счете денежных средств составил 48 рублей.
В соответствии со ст. 118 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным к лишению свободы, водворенным в штрафной изолятор, запрещаются свидания, телефонные разговоры, приобретение продуктов питания, получение посылок, передач и бандеролей. Они имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью один час (ч.1).
Осужденные, переведенные в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа или одиночные камеры в порядке взыскания, имеют право:
а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере пяти тысяч рублей;
б) получать в течение шести месяцев одну посылку или передачу и одну бандероль;
в) пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью полтора часа;
г) с разрешения администрации исправительного учреждения иметь в течение шести месяцев одно краткосрочное свидание (ч.2).
В силу ст. 94 УИК РФ, осужденным к лишению свободы, кроме отбывающих наказание в тюрьме, а также осужденным, переведенным в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, демонстрируются кинофильмы и видеофильмы не реже одного раза в неделю (ч.1).
Осужденным, кроме переведенных в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, разрешается просмотр телепередач в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха (ч.2).
Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. N 295, предусмотрено, что курение осужденным, водворенным в ШИЗО, запрещено. Осужденным, переведенным в ПКТ, ЕПКТ, одиночные камеры, курение разрешается в период прогулки, предусмотренной распорядком дня ИУ. Сигареты и спички осужденным выдаются по их просьбе младшим инспектором по надзору за осужденными, содержащимися в штрафных помещениях (п. 156).
Осужденным, переведенным в ПКТ, ЕПКТ или одиночные камеры в порядке взыскания, не разрешается брать с собой имеющиеся у них личные вещи, кроме продуктов питания, двух полотенец установленного образца, алюминиевой кружки, нижнего белья по сезону и носков установленного образца, мыла, зубного порошка, пасты, зубной щетки, туалетной бумаги, предметов личной гигиены, тапочек, а также религиозной литературы (не более 1 экземпляра), предметов культа индивидуального пользования для нательного или карманного ношения. Средства индивидуальной гигиены, одноразовые бритвы, посуда для приема пищи (за исключением кружек) и сигареты хранятся в специально отведенном месте и выдаются осужденным младшим инспектором по надзору за осужденными в ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах только на определенное распорядком дня время (п. 157).
Осужденным, переведенным в ПКТ, ЕПКТ и одиночные камеры, разрешается выписывать книги, журналы и газеты, иметь при себе судебные решения по уголовному делу, а также ответы по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, простые карандаши, авторучки (в неметаллическом корпусе), стержни (синего, фиолетового, черного цветов), тетради, почтовые марки, открытки, конверты, пользоваться печатными изданиями из библиотеки ИУ в соответствии с распорядком дня ПКТ, ЕПКТ, одиночных камер, при этом количество находящихся в пользовании перечисленных предметов не может быть более двух экземпляров, кроме почтовых марок, открыток и конвертов (п. 158).
Из дела видно, что во время исполнения постановления начальника исправительного учреждения от 31.08.2017 года о переводе осужденного Бузаева С.В. в помещение камерного типа, несмотря на то, что отбывал эту меру дисциплинарного взыскания Бузаев в камере штрафного изолятора, он приобретал товары в магазине исправительного учреждения, имел краткосрочное свидание, получил посылку.
Таким образом, условия отбывания взыскания в штрафных изоляторах на него не распространялись.
Отсутствие возможности у Бузаева С.В. в указанный период просматривать телепередачи и кинофильмы не может расцениваться как нарушение его прав, поскольку законом (ст. 94 УИК РФ) такое право на осужденных, переведенных в помещение камерного типа, не распространяется.
Судом исследованы доводы Бузаева С.В. о том, что им объявлялись голодовки, в связи с незаконным исполнением постановления, и он обращался к сотрудникам медицинской части согласно перечню заболеваний. Эти доводы не опровергают и не подтверждают обоснованность исковых требований, так как из заявлений Бузаева С.В. о голодовках, графиков голодовок достоверно не известно, в связи с чем именно он отказывался от приема пищи. При этом, как видно из медицинской карты Бузаева С.В., в период исполнения постановления от 31.08.2017 года он постоянно находился под наблюдением медицинских работников, как в связи с голодовками, так и по иным основаниям, в том числе в связи с ухудшением здоровья.
Отсутствие возможности у Бузаева С.В. пользоваться электрической розеткой в камере штрафного изолятора для кипячения воды не свидетельствует о нарушении его прав, поскольку закон не разрешает осужденным, переведенным в помещения камерного типа, иметь при себе электроприборы. Кроме того, Приказом ФСИН РФ от 27.07.2006 N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", оборудование камеры ПКТ электрическими розетками не предусмотрено.
Доводы истца об ограничении его права на чтение из-за отсутствия надлежащего освещения в камере, о несоответствии техническим нормам иной камеры ПКТ, в которую Бузаев был переведен после исполнения постановления от 31.08.2017 года, а также о том, что запрещение ему курить повлекло причинение ему морального вреда, какими-либо доказательствами не подтверждены.
В соответствии со ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом (п.1).
Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения (п.2).
Статьей 151 ГК РФ предусмотрено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Из совокупности приведенных норм гражданского права следует, что компенсация морального вреда предусмотрена за нарушение личных неимущественных прав граждан, либо за посягательства на нематериальные блага, либо в других случаях, специально предусмотренных законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом не представлено суду доказательств того, что в результате его содержания в период с 31.08.2017 года по 30.11.2017 года в камере штрафного изолятора вместо камеры помещения камерного типа, ему были причинены физические или нравственные страдания.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований суд не находит.
В связи с тем, что истцу при подаче искового заявления была судом предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, суд в соответствии со ст. 103 ГПК РФ взыскивает с него государственную пошлину в доход бюджета Муниципального образования городской округ «Смирныховский» Сахалинской области.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 2 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░5, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 2 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 27 ░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░