Решение по делу № 2-316/2021 от 19.02.2021

Дело № 2-316/2021

УИД 75RS0008-01-2021-000233-91

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Борзя 11 мая 2021 года

Борзинский городской суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Кыдыякова Г.И.,

при секретаре судебного заседания Дорофеевой Т.А.,

с участием истицы Грицких Е.П.,

представителя ответчика Козулиной С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Грицких Е.П. к обществу с ограниченной ответственностью «Сапфир» о защите прав потребителей,

установил:

Грицких Е.П. обратилась в суд с вышеназванным иском, ссылаясь в обоснование требований на следующие обстоятельства.

Истица является собственником квартиры в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. Данный жилой дом обслуживается управляющей компанией ООО «Сапфир». С 01.06.2017 по 01.06.2018 ООО «Сапфир» неправильно начислена плата за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды (далее – ОДН) по адресу: <адрес>, применяя завышенный норматив 0,1385 (действующий с 01.06.2018 по текущее время согласно Приказа № 295 НПА от 21.05.2018), вместо 0,0453 (Приказ № 66 НПА от 31.05.2017).

Из ответа ООО «Сапфир» от 29.12.2020 на представление Борзинской межрайонной прокуратуры об устранении нарушений федерального законодательства выяснено, что завышенный норматив 0,1385 применен согласно предписания от 18.02.2019 Государственной жилищной инспекции.

При расчёте ОДН за электроэнергию ООО «Сапфир» применена площадь мест общего пользования - 4530,1 м2 (лестничные площадки, подвал, чердак), тогда как в техническом паспорте на дом не указана площадь чердака. Общая полезная площадь 123 жилых помещений составляет 6875,1 м2, при этом в доме <данные изъяты> квартиры и 1 магазин «<данные изъяты>» - нежилое помещение.

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом Российской Федерации от 29.06.2015 №176-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498, с 01.01.2017 расходы на оплату коммунальных услуг, в том числе, по электроснабжению, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, переносятся из состава платы за коммунальные услуги в состав платы за жилищные услуги путем включения указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения.

Согласно подпункту 13.2.32 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее - РСТ Забайкальского края), утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16.05.2017 № 196, на территории Забайкальского края полномочиями по установлению нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, наделена РСТ Забайкальского края.

Так, в период с 01.01.2017 по 31.05.2017 при определении расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, необходимо руководствоваться нормативами потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, утвержденными приказом РСТ Забайкальского края от 17.08.2012 № 207 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях, на общедомовые нужды на территории Забайкальского края», с учетом изменений, внесенных приказом РСТ Забайкальского края от 21.08.2015 № 142.

Приказом РСТ Забайкальского края от 31.05.2017 № 66-НПА (далее - Приказ № 66-НПА) утверждены новые нормативы потребления электроэнергии, потребляемой при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, которые дифференцированы в зависимости от этажности домов и оборудования многоквартирных домов осветительными установками, лифтами и насосными установками холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, насосами системы отопления и утверждены в кВтч на кв.м в месяц общей площади помещений, входящих в состав общего имущества.

Действие Приказа № 66-НПА распространяется на правоотношения, возникшие с 01.06.2017.

Так, в соответствии с Приказом № 66-НПА норматив потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме для многоквартирных домов, оборудованных осветительными установками и дверными запирающими устройствами, установлен в размере - 0,0453 кВтч на кв.м. Указанный норматив действовал до 31.05.2018 включительно.

Приказом РСТ Забайкальского края от 21.05.2018 № 295-НПА (далее - Приказ № 295-НПА) в Приказ № 66-НПА внесены изменения. Приказ № 295-НПА вступил в силу с 01.06.2018 и является действующим в настоящее время.

В соответствии с Приказом № 66-НПА (с учетом изменений, внесенных Приказом № 295-НПА) норматив потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме для многоквартирных домов, оборудованных осветительными установками и дверными запирающими устройствами, с 01.06.2018 установлен в размере - 0,1385 кВтч на кв.м.

Вместе с тем, проверкой, проведенной Борзинской межрайонной прокуратурой, установлено, что ООО «Сапфир» при расчете размера платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды по адресу: <адрес>, неверно применен норматив в размере 0,1385 кВтч на кв.м с 01.06.2017. В период с 01.06.2017 по 31.05.2018 применению подлежал норматив в размере 0,0453 кВтч на кв.м.

Таким образом, необоснованное применение ООО «Сапфир» завышенного норматива повлекли неправильное начисление платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.

Кроме того, проверкой межрайонной прокуратуры установлено, что в технической документации на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, отсутствуют сведения о площади чердачных помещений.

В соответствии с Письмом Минстроя России от 11.04.2017 № 12368-Ч/04, при расчете нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению по формуле 34 приложения № 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитывается общая площадь помещении, входящих в состав определяемая как суммарная площадь помещении, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь помещений, указанных в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, в том числе площадь чердаков и подвалов.

Приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 № 3 утверждена Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации (далее - Инструкция).

В соответствии с Инструкцией основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов жилищного фонда и изменении этих показателей. Основой государственного учета является технический учет, который осуществляется путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений. Требования настоящей Инструкции обязательны для всех организаций технической инвентаризации. В соответствии с Инструкцией при определении строительного объема здания необходимы параметры чердачного помещения.

В соответствии с п. 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме..., утвержденных постановлением Правительства РФ 13.08.2006 № 491, ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вносить в такие документы необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.

Вместе с тем, ООО «Сапфир» меры по внесению сведений о площади чердачных помещений в техническую документацию на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не приняты.

Государственной инспекцией <адрес> (ответ от 31.12.2019) выдано предостережение ООО «Сапфир» с требованием восстановить техническую документацию на жилой дом по адресу: <адрес>, необходимую для проведения правильного перерасчёта (начисления) ОДН (КР) на электроэнергию. ООО «Сапфир» предостережение не выполнено.

23.12.2020 Борзинской межрайонной прокуратурой в адрес директора ООО «Сапфир» внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое в последующем отклонено ООО «Сапфир».

Просит обязать ООО «Сапфир»: восстановить техническую документацию на жилой дом по адресу: <адрес>; произвести перерасчет размера платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды по адресу: <адрес>, за период с 01.06.2017 по 31.05.2018 в соответствии с нормативом, установленным Приказом РСТ Забайкальского края от 31.05.2017 № 66 – НПА, в размере 0,0453 кВтч на кв.м; взыскать с ООО «Сапфир» компенсацию морального вреда в сумме 500 рублей в соответствии со ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 «О защите прав потребителей»; денежные средства перечислить в счет оплаты технического содержания квартиры истицы по адресу: <адрес>, предоставив ей квитанцию и чек.

Определением суда от 12.04.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена Государственная инспекция Забайкальского края.

Истица Грицких Е.П. в судебном заседании настаивала на заявленных требованиях по изложенным основаниям.

Представитель ООО «Сапфир» Козулина С.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала, представила на обозрение суда оригиналы технических паспортов на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (первой и второй очереди).

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Государственная инспекция <адрес>, надлежащем образом извещено о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание его представитель не явился, о причинах не сообщил. Ходатайств об отложении слушания дела не поступило.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, отзыв ответчика на исковое заявление, оригиналы технических паспортов на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, исследовав и оценив в соответствии со статьей 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого представленного в суд доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В силу положений ст. ст. 3, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обращаясь в суд, истец должен доказать, что его права или законные интересы были нарушены. Судебной защите подлежит только нарушенное право.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениям п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и ст. 210 ГК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

Частью 1 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем).

Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.

В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Судом установлено, что истица Грицких Е.П. является собственником жилого помещения квартиры площадью 50.1 кв.м, с кадастровым номером , расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

12.12.2014 общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, решено, в том числе заключить договор управления с ООО «Сапфир».

15.12.2014 собственники указанного многоквартирного дома, в лице представителя по решению собственников жилья ФИО4, и общество с ограниченной ответственностью «Сапфир», в лице директора ФИО5, заключили договор на техническое обслуживание и санитарное содержание общего имущества многоквартирного дома.

Тогда же между ООО «Сапфир» и Грицких Е.П. заключен договор оказания услуг по текущему содержанию и ремонту жилищного фонда, уборке лестничных клеток и придомовой территории.

09.11.2017 между акционерным обществом «Читаэнергосбыт» и ООО «Сапфир» заключен договор энергоснабжения , распространяющий свое действие на отношение возникшие между сторонами с 01.01.2017, предметом которого является, в том числе поставка электрической энергии в многоквартирный дом по адресу: <адрес>.

Таким образом, жилой дом, в котором расположена указанная квартира, находится на обслуживании управляющей компании ООО «Сапфир», как исполнителя коммунальных услуг. При этом из пояснений сторон следует, что жилой дом является многоквартирным, оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета.

Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ (в редакции на 01.06.2017) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Положения указанной части в редакциях с 10.08.2017 предусматривают, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Согласно ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ (в редакции на 01.06.2017) размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Положения указанной части в редакциях с 10.08.2017 предусматривают, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 157 ЖК РФ (в редакциях, действовавших в период с 01.06.2017 по 01.06.2018) было предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Пунктом 11 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила № 306) установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к настоящим Правилам.

Пункт 37 Приложения № 1 к Правилам № 306 предусматривает, что норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды рассчитывается на основании расхода электрической энергии, в том числе, такими группами оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома, как осветительные установки - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленных осветительных приборов, количества часов работы в году и коэффициента, учитывающего наличие перегоревших ламп, находящихся в стадии замены, а также такой, как системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения, а также системы отопления и другое оборудование - исходя из мощности установленного оборудования и определяемых уполномоченным органом количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности.

Норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется в соответствии с п. 37 Правил № 306 по формуле № 34, в которой в Sои входят все помещения без исключения, то есть помещения, отнесенные ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу многоквартирного дома.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

На территории Забайкальского края в соответствии с пунктами 1, 13.2.32 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16.05.2017 № 196, полномочиями по принятию нормативных правовых актов об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, наделена Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края.

Приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 31.05.2017 № 66-НПА «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Забайкальского края» установлены нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Забайкальского края согласно приложению № 1.

Нормативный правовой акт зарегистрирован и опубликован в установленном законом порядке 08.06.2017. В соответствии с пунктом 2 данный документ вступил в силу через 10 дней после дня официального опубликования и распространяет действие с 01.06.2017.

Приведенный нормативный правовой акт региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края утвердил норматив потребления электроэнергии, кВт.ч в месяц на м2 общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в отношении многоквартирных домов, оборудованных осветительными установками и дверными запирающими устройствами 0,0453.

Приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 21.05.2018 № 295-НПА «О внесении изменений в приложение к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 31 мая 2017 года N 66-НПА» приложение № 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 31.05.2017 № 66-НПА «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Забайкальского края» изложено в новой редакции, установлены новые нормативы потребления электрической энергии при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме на территории Забайкальского края.

Нормативный правовой акт зарегистрирован и опубликован в установленном законом порядке 21.05.2018. В соответствии с пунктом 2 данный документ вступил в силу через 10 дней после дня официального опубликования.

Приведенный нормативный правовой акт Региональной службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края внес изменения в ранее утвержденные нормативы изложив их в новой редакции, согласно которой норматив потребления электроэнергии кВт.ч в месяц на м2 общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в отношении многоквартирных домов, оборудованных осветительными установками и дверными запирающими устройствами составил 0,1385.

Суду представлен расчет начисления ООО «Сапфир» платы на ОДН в многоквартирном доме (далее – МКД) <адрес> от 05.04.2021, за период с 01.06.2017 по 31.05.2018, в соответствии с которым за указанный период времени при начислении оплаты за ОДН использовался норматив 0,1385. При этом начисленная плата за электроэнергию при использовании и содержании общего имущества за период с 01.06.2017 по 30.06.2017 составила 18 рублей 01 копейку, за период с 01.07.2017 по 31.05.2018 – 207 рублей 68 копеек, в общем, за период с 01.06.2017 по 31.05.2018 – 225 рублей 69 копеек.

С предъявленными суммами платы на ОДН, истица не согласна, считает их завышенными и предъявленными ей ответчиком необоснованно, поскольку при начислении оплаты за ОДН в указанный период должен был использоваться норматив 0,0453. Кроме того, истица указывает на необоснованный учет ответчиком площади чердака, поскольку она в техническом паспорте отсутствует.

На основании указанных доводов истицей представлен альтернативный вариант расчета платы на ОДН, из которого следует, что за период с 01.06.2017 по 31.05.2018 размер рассчитанной ей платы должен составлять 44 рубля 45 копеек.

Вместе с тем расчет начисления ООО «Сапфир» платы на ОДН в МКД <адрес> за период с 01.06.2017 по 31.05.2018 проверен судом, признается арифметически верным, он основан на нормативе, утвержденном приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 31.05.2017 № 66-НПА в редакции приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 21.05.2018 № 295-НПА, действующего с 01.06.2017, исчислен согласно предписанию Государственной инспекции Забайкальского края от 18.02.2019 № 152 с учетом внесенного в него определением Государственной инспекции Забайкальского края от 20.02.2019 изменения, в связи с чем принимается в качестве относимого и допустимого доказательства.

При этом суд отмечает, что площадь холодного чердака в доме по адресу: <адрес>, определена ответчиком не произвольно, а на основании сведений, приведенных в определении Государственной инспекции Забайкальского края от 20.02.2019.

Расчет, представленный истицей, также изучен судом, однако он признается недостоверным, поскольку опровергается как расчетом ООО «Сапфир», так и предписанием Государственной инспекции Забайкальского края от 18.02.2019 с учетом внесенного в него определением Государственной инспекции Забайкальского края от 20.02.2019 изменения.

Кроме того, суд отмечает, что указанный расчет произведен без учета площади холодного чердака. При этом для многоквартирных домов без чердаков приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 31.05.2017 № 66-НПА в редакции приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 21.05.2018 № 295-НПА, установлен норматив 0,2813, а не 0,0453, использованный истцом при расчете.

Позиция Борзинской межрайонной прокуратуры, изложенная в ответе от 23.12.2020 ж-2020 адресованном Грицких Е.П., и представлении об устранении нарушений законодательства в сфере ЖКХ от 23.12.2020 не опровергает выводы суда. Более того, указанная позиция сформулирована без учета предписания Государственной инспекции Забайкальского края от 18.02.2019 с учетом внесенного в него определением Государственной инспекции Забайкальского края от 20.02.2019 изменения.

Таким образом, оснований для удовлетворения требований истицы об обязании ООО «Сапфир» произвести перерасчет размера платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды по адресу: <адрес>, за период с 01.06.2017 по 31.05.2018, не имеется.

В соответствии с пунктами 24, 26 Правил содержания общего имущества, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя: а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; а(1)) документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний; б) документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра; в(1)) акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду; г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков (пункт 24).

В состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются: а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка); г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута); д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии); (1)) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, ведение которого предусмотрено частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также составленный с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных список лиц, использующих общее имущество на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме); д(2)) договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; д(3)) оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме; е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений (пункт 26).

Как следует из пункта 27 Правил содержания общего имущества, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вносить в такие документы необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.

В исковом заявлении истица полагает незаконным бездействие управляющей компании по не актуализации и не восстановлению технической документации на многоквартирный дом по адресу: <адрес>, в части сведений о площади чердачных помещений в техническом паспорте многоквартирного дома.

Вместе с тем судом установлено, что 12.12.2014 общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, решено, в том числе расторгнуть договор управления МКД с ООО «Забайкалье» и обязать указанную организацию передать председателю совета дома всю имеющуюся документацию по МДК.

Согласно пунктам 19, 20, 21 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416, организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 19).

Техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491. Подлежащие передаче документы должны содержать актуальные на момент передачи сведения о составе и состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 20).

В случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил, принять меры к их восстановлению и в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом (пункт 21).

Из содержания и смысла указанных норм следует, что обязанность восстановления технической документации на многоквартирный дом, иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом может быть возложена на управляющую организацию при условии, что такие документы были переданы ей в установленном порядке.

Поскольку в рамках настоящего дела не установлено, что ООО «Сапфир» была передана актуальная техническая документация на многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, а также то, что состав и состояние общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме изменились во время нахождения указанного имущества под управлением данной управляющей организации, оснований для удовлетворения требований истицы об обязании ООО «Сапфир» восстановить техническую документацию на жилой дом по адресу: <адрес>, не имеется.

При этом суд также отмечает, что ответчик при расчетах и начислениях учитывает сведения о площади чердачных помещений жилого дома приведенные в определении Государственной инспекции Забайкальского края от 20.02.2019. Истицей определенная таким образом площадь чердачных помещений не оспаривается.

Позиция Государственной инспекции Забайкальского края, выраженная в письме от 31.12.2018 , не опровергает выводы суда. Более того, указанная позиция сформулирована без учета обстоятельств передачи технической документации на многоквартирный жилой дом.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В статье 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» закреплено, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В соответствии разъяснениями, содержащимися в п. 45 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Исходя из смысла приведенных норм следует, что решение об удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда может быть вынесено только в том случае, если будет установлен факт нарушения прав потребителя, что согласуется с общими положениями ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, п. 1 ст. 11 ГК РФ, допускающими судебную защиту только нарушенных гражданских прав.

Суд не находит оснований для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда, поскольку отсутствует нарушение прав истицы, как потребителя, что было установлено судом при рассмотрении дела.

При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении заявленных требований Грицких Е.П. о защите прав потребителей в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении искового заявления Грицких Е.П. к обществу с ограниченной ответственностью «Сапфир» о защите прав потребителей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Борзинский городской суд Забайкальского края.

Председательствующий судья Г.И. Кыдыяков

Решение суда в окончательной форме принято 11.05.2021

2-316/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Грицких Елена Петровна
Ответчики
ООО "САПФИР"
Суд
Борзинский городской суд Забайкальский края
Судья
Кыдыяков Григорий Игоревич
Дело на сайте суда
borzya.cht.sudrf.ru
19.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.02.2021Передача материалов судье
24.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2021Судебное заседание
12.04.2021Судебное заседание
04.05.2021Судебное заседание
11.05.2021Судебное заседание
11.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее