Дело № 2а-1547/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 ноября 2017 года город Тверь
Пролетарский районный суд города Твери в составе
председательствующего судьи Шульги Н.Е.,
при секретаре Русаковой А.С.
с участием административного истца Верохи В.Г.,
представителя административного ответчика призывной комиссии г.Твери Рябовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Верохи Владислава Геннадьевича к призывной комиссии г.Твери об оспаривании решения о призыве на военную службу,
УСТАНОВИЛ:
Вероха В.Г. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить решение призывной комиссии г.Твери от 04 октября 2017 года о призыве его на военную службу, обязать призывную комиссию предоставить ему отсрочку от призыва на военную службу до окончания обучения по программе магистратуры математического факультета Тверского государственного университета в период освоения указанной образовательной программы.
В обоснование заявленного требования истец указал, что с 01.09.2013 г. по 05.07.2017 г. он обучался на очном отделении математического факультета Тверского государственного университета по программе «бакалавриат». 14.07.2017 он получил диплом бакалавра по специальности 02.03.01 – Математика и компьютерные науки.
С 01.09.2017 г. он является студентом первого курса очного отделения магистратуры математического факультета Тверского государственного университета по имеющей государственную аккредитацию программе. Диплома специалиста или магистрата он не имел, поэтому поступил на обучение по программе магистратуры в год получения высшего образования по программе бакалавриата.
Считает, что имеет право на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с подпунктом «а»п.2 ст.24 Закона «О воинской обязанности и военной службе».
В судебном заседании административный истец Вероха В.Г. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным выше. Дополнительно пояснил, что 18-летнего возраста он достиг в период обучения в школе, в год окончания школы поступил в ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет» для прохождения обучения по программе бакалавриата.
Представитель административного ответчика призывной комиссии г.Твери Рябова И.А. с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, согласно которым Вероха В.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на воинском учете в Военном комиссариате г. Твери с 20.02.2012. Ему были предоставлены следующие отсрочки от призыва:
- решением призывной комиссии военного комиссариата г.Твери от 13.06.2013 протокол №61№1/1685 на основании п.2 «а» ст.24 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» №53-ФЗ была предоставлена отсрочка до 30.06.2013 года (для получения среднего общего образования);
- решением призывной комиссии военного комиссариата г.Твери от 01.07.2013 протокол №76№21/1685 Вероха В.Г. на основании п.2 «г» ст.24 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» №53-ФЗ была предоставлена отсрочка до 01.10.2013 года (как успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования для поступления в высшее учебное заведение);
- решением призывной комиссии военного комиссариата г.Твери от 11.10.2013 протокол №13№24/441 Вероха В.Г. на основании п.2 «а» ст.24 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» №53-ФЗ была предоставлена отсрочка до 31.08.2017 года (для получения высшего образования по программе бакалавриата).
Решением призывной комиссии военного комиссариата г.Твери от 04.10.2017 протокол №4№49/129 Вероха В.Г. был призван на военную службу, ему установлена категория годности – «Б-4», предназначен в части СВ.
Истец полностью использовал право на получение отсрочки по п.2 «а» ст.24 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» №53-ФЗ. Истцу были предоставлены две отсрочки, первая - для получения среднего общего образования, вторая - в связи с получением высшего образования по программе бакалавриата. Предоставление третьей отсрочки в связи с прохождением обучения в ФГБОУ ВО ТвГУ по программе подготовки магистров Федеральным законом №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» не предусмотрено.
Считает, что решение призывной комиссии от 04.10.2017 законно, не нарушает прав истца и просит отказать в удовлетворении его требований.
Представитель заинтересованного лица - ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (части 1 и 2 ст.59).
Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон 28.03.1998 №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт «а» пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
Названный Федеральный закон определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются на определенный срок от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
Так, в силу положения п.п. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон № 53-Ф3) право на отсрочку от призыва па военную службу в частности имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в: организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами; программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата; программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, по не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.
Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если:
первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем вторым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем пятым настоящего подпункта;
первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацами вторым и (или) пятым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем седьмым или восьмым настоящего подпункта;
первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта.
Федеральным законом от 28.07.2011 № 167-ФЗ «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в указанную статью Закона внесено дополнение, согласно которому право на отсрочку имеют лица, получившие удовлетворительные результаты на обязательной государственной (итоговой) аттестации по завершении освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования (п. «г»).
Внесенные изменения позволяют всем выпускникам одиннадцатых классов, которые достигли к периоду весеннего призыва с 1 апреля по 15 июля призывного возраста (то есть 18 лет) и получили аттестат, реализовать конституционное право на образование.
Судом установлено, что Вероха Владислав Геннадьевич ДД.ММ.ГГГГ г.рождения состоит на воинском учете в Военном комиссариате г.Твери с 20.02.2012. Достиг 18-летнего возраста в период получения среднего общего образования. В год получения общего среднего образования (2013) Вероха В.Г. поступил в Тверской государственный университет, на очную форму обучения. В 2017 году освоил программу бакалавриата по направлению подготовки «02.03.01 Математика и компьютерные науки», о чем 14 июля 2017 года получил диплом бакалавра. В 2017 году поступил в то же образовательное учреждение на обучение по очной форме по программе магистратуры.
Решением Призывной комиссии г.Твери от 13.06.2013 Верохе В.Г. предоставлена отсрочка по абз.2 п.п.а п.2 ст.24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» до 30.06.2013 (в период получения общего среднего образования).
Решением Призывной комиссии г.Твери от 01.07.2013 ему предоставлена отсрочка по п.п.г п.2 ст.24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» до 01.10.2013 (как успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования).
Решением Призывной комиссии г.Твери от 11.10.2013 ему предоставлена отсрочка по абз.7 п.п.а п.2 ст.24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» до 31.08.2017 (в период обучения по программе бакалавриата).
Решением Призывной комиссии г.Твери от 04.10.2017 Верохе В.Г. в предоставлении отсрочки от призыва отказано, он призван на воинскую службу.
По мнению суда, оспариваемым решением административный ответчик ограничил право Верохи В.Г. на получение образования, что свидетельствует о незаконности данного решения.
В соответствии со ст. 19 (ч.ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации; законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», в соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия. Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности, когда придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции.
Обязанность суда при разрешении конкретного дела применить непосредственно положения Конституции Российской Федерации и отказать в применении противоречащего им федерального закона или иного нормативного правового акта вытекает также из пункта 3 статьи 5 Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», согласно которому суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, Конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.
В силу п. 10.1 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 18910.1, оптимальный возраст начала школьного обучения - не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.
Таким образом, дети одной возрастной группы, начавшие обучение в общеобразовательной организации в конкретном учебном году, достигнут возраста 18 лет, с которого они могут призываться для службы в армии по призыву, как до окончания учебного заведения (средней школы), так и после таковой.
В зависимости от данного обстоятельства будет определяться предоставление одной группе выпускников отсрочки от службы по призыву по пп. «а» п. 2 ст. 24 Закона № 53-Ф3 до окончания среднего общего образования, а другой подобная отсрочка предоставляться не будет.
Соответственно лица, которым предоставлена отсрочка в средней школе, считаются реализовавшими данное право по пп. «а» п. 2 ст. 24 Закона № 53-Ф3 и в случае получения высшего образования по программам бакалавриата, будут лишены возможности продолжить обучение по программе магистратуры в год получения высшего образования лишь по тому обстоятельству, что дата их совершеннолетия наступила до окончания обучения в среднем образовательном учреждении (школе).
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о нарушении принципа равенства, установленного Конституцией Российской Федерации, так как ставят право лиц одного года рождения на продолжение обучения по программе магистратуры в год получения высшего образования в зависимость от даты рождения и начала обучения в средней школе, то есть наступления событий, объективно не зависящих от участников данных правоотношений.
Кроме того, основной формой реализации указанной выше конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (пп. «а» п. 1 ст. 22 Закона № 53-Ф3), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва па военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (п. 2 ст. 22 ст.ст. 23 и 24 Закона № 53-Ф3).
Лица, состоящие на учете, могут быть призваны на военную службу в любой момент в указанный промежуток времени.
По окончанию обучения Верохи В.Г. по программе магистратуры, в отношении последнего могут быть проведены все необходимые мероприятия, связанные с призывом, в полном объеме до достижения возраста 27 лет.
Таким образом, судом установлено, что оспариваемое административным истцом решение принято органом, обладающим полномочиями на принятие указанного решения; порядок принятия оспариваемого решения соблюден; содержание оспариваемого решения не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения; оспариваемое решение, нарушает права и законные интересы административного истца.
Учитывая изложенное, исходя из принципа соблюдения баланса публичных и частных интересов, представленных доказательств, суд полагает, что имеются основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Верохи Владислава Геннадьевича к Призывной комиссии города Твери удовлетворить.
Решение Призывной комиссии г.Твери от 04 октября 2017 года о призыве Верохи Владислава Геннадьевича на военную службу признать незаконным и отменить.
Обязать призывную комиссию города Твери предоставить Верохе Владиславу Геннадьевичу отсрочку от призыва на военную службу до окончания обучения по программе магистратуры по направлению «математика и компьютерные науки» Тверского государственного университета.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд города Твери в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Н.Е. Шульга
Мотивированное решение изготовлено 23 ноября 2017 года.