Дело № 2-2605/2022
УИД:23RS0002-01-2022-001502-52
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Адлерский район город Сочи 06 сентября 2022 года
Адлерский районный суд города Сочи
Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Машевец С.Ю.,
при секретаре Чобанян А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению МУП г. Сочи «Водоканал» к Кочконяну Сергею Цолаковичу о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Истец МУП г. Сочи «Водоканал» обратился в Адлерский районный суд города Сочи с исковым заявлением к Кочконяну Сергею Цолаковичу о взыскании денежных средств.
В обоснование своих требований истец указал, что МУП города Сочи «Водоканал» учреждено по правилам Федерального закона Российской Федерации от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» для решения социальных задач в области водоотведения и водоснабжения. В целях достижения уставных целей и решения социальных задач МУП г. Сочи «Водоканал», на основании постановления Администрации г. Сочи от 31.08.2017 № 1437 и распоряжения департамента имущественного отношений администрации г. Сочи № от 20.09.2017, наделено на праве хозяйственного ведения имуществом водохозяйственного комплекса города Сочи. С 01.09.2017 работа и эксплуатация водохозяйственного комплекса муниципального образования г. Сочи, находящегося в законном пользовании МУП г. Сочи «Водоканал», обеспечивается силами и средствами предприятия. В соответствии с постановлением администрации города Сочи № от 11.12.2018 «О внесении изменений в постановление администрации города Сочи от 19.05.2014 №899 «Об определении гарантирующих организаций для централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования город, курорт Сочи» МУП г. Сочи «Водоканал» определено в качестве гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования город-курорт Сочи, с установлением зоны ее деятельности согласно перечню населенных пунктов муниципального образования город Сочи. Иных пользователей водохозяйственного комплекса города, равно как гарантирующей организации для централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территории г. Сочи, кроме МУП г. Сочи «Водоканал», не определено. 08.12.2017 г. на основании поступившей от ответчика заявки, между истцом и ответчиком был заключен договор № о подключении объекта ответчика: «Жилой дом», расположенного по адресу <адрес> с кадастровым номером № к централизованным системам водоснабжения и водоотведения. По условиям договора истец принял на себя обязательства по подключению объекта ответчика со следующими заявленными нагрузками: водоснабжение - 14,0 куб. м/сутки; водоотведение - 14,0 куб. м/сутки. МУП г. Сочи «Водоканал» выполнило все условия договора о подключении, результате чего обеспечено холодное водоснабжение и (или) водоотведение, абонент присвоен лицевой счет, на основании которого ответчик получил возможность бесперебойного водоснабжения и водоотведения в вышеуказанных объемах (14,0 куб. м/сутки в/в). В соответствии с положениями Закона № 416-ФЗ холодное водоснабжение и водоотведение неразрывно связано с подключением (технологическим присоединением) к централизованным сетям холодного водоснабжения и (или) к централизованным сетям водоотведения, мероприятия по подключению (технологическому присоединению) к сетям водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются непосредственно с целью последующего водоснабжения и (или) водоотведения объекта потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуги водоснабжения и (или) услуги водоотведения). В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона N416-03, подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Частью 13 статьи 18 Федерального закона N4163-ФЗ закреплено, что плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учётом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Правительство Российской Федерации, издавая Постановления, регулирующие отношения в области технологического присоединения, установило обязательное условие платности за осуществляемое подключение (плата рассчитывается на основании тарифов, утвержденных органом государственного регулирования). Одним из методов расчёта тарифов в сфере водоснабжения является метод экономически обоснованных расходов (затрат), порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения с применением методов регулирования тарифов устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации (пункт 5 части 2 статьи 31, пункт 1 части 1 и часть 2 статьи 32 Федерального закона N 416-ФЗ). В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N406, при определении расчётных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объёмы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них. В свою очередь, п. 1.6 постановления Администрации города Сочи от 08.12.2017 г. № 2107 г. «Об утверждении решений управления цен и тарифов администрации города Сочи», было утверждено решение управления цен и тарифов администрации города Сочи от 04.12.2017 г. № «Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения муниципального унитарного предприятия г. Сочи «Водоканал». Согласно утвержденного решения управления цен и тарифов администрации города Сочи, на период времени с 01.01.2018 г. по 31.12.2022 г. тариф на присоединение к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения установлен в размере 40 268,00 руб. за м3/сут. (водоснабжение) и 40 392,94 руб. за м3/сут. (водоотведение), без НДС. В последующем, на основании постановления администрации города Сочи от 15 08 2018 г 1279 «Об утверждении решения управления цен и тарифов администрации г. Сочи от 0108 2018 г № «О внесении изменений в решение управления цен и тарифов администрации города Сочи от 04.12.2017 г. № «Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения муниципального унитарного предприятия города Сочи «Водоканал», тариф на подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения был изменен и составил: за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку в сфере водоснабжения руб./м/сутки - 39 298,92 (без НДС) или 47 158,70 (с НДС) -за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку в сфере водоотведения руб./м3/сутки - 39 263,17 (без НДС) или 47 115,80 (с НДС). Таким образом, с учетом установленного постановлением администрации города Сочи от 15.08.2018 г. № тарифа на технологическое присоединение и объемов водопотребления/водоотведения объекта ответчика, стоимость платы за технологическое присоединение составляет: 47 158,70 (с НДС) х 14,0 куб. м/сутки = 660 221,80 руб. (с НДС) – водоснабжение; 47 115 80 (с НДС) х 14,0 куб. м/сутки = 659 621,20 руб. (с НДС) – водоотведение; 660 221,80 руб. + 659 621,20 руб. = 1 319 843,00 руб. (с НДС 20%). Итого: 1 319 843,00 руб. (с НДС 20%). Считает, что действия, связанные с невнесением платы за подключение объекта капитального строительства к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, подпадают под регулирование норм главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации - обязательства вследствие неосновательного обогащения, поскольку в таком случае лицо, оказавшее услуги, не получило встречного эквивалентного предоставления. Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Под неосновательным обогащением закон понимает приобретение или сбережение имущества одним лицом (приобретателем) за счет другого лица (потерпевшего) без основания, предусмотренного законом, иными правовыми актами или сделкой (п. 1 ст. 1102 ГК РФ). Таким образом, ответчик сберег имущество (денежные средства в размере платы за подключение), которое при схожих обстоятельствах подлежало передаче МУП г. Сочи «Водоканал», в связи с чем на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение в размере стоимости за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения. 11 августа 2021 г. года истцом в адрес ответчика направлена претензия с требованием оплатить стоимость платы за технологическое присоединение объекта строительства. Претензия со стороны ответчика оставлена без ответа.
Просит суд взыскать с Кочконяна Сергея Цолаковича в пользу МУП г. Сочи «Водоканал» денежные средства в размере платы за подключение к системам водоснабжения и (или) водоотведения сумме 1 319 843,00 руб. Взыскать с Кочконяна Сергея Цолаковича в пользу МУП г. Сочи «Водоканал» расходы оплате государственной пошлины в размере 14 799,00.
Представитель истца МУП г. Сочи «Водоканал» в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований МУП г. Сочи «Водоканал» к Кочконяну Сергею Цолаковичу о взыскании денежных средств.
Представители ответчика Кочконяна С.Ц. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований МУП г. Сочи «Водоканал» к Кочконяну Сергею Цолаковичу о взыскании денежных средств.
Выслушав стороны по делу, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования МУП г. Сочи «Водоканал» к Кочконяну Сергею Цолаковичу о взыскании денежных средств следует удовлетворить по следующим основаниям.
МУП города Сочи «Водоканал» учреждено по правилам Федерального закона Российской Федерации от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» для решения социальных задач в области водоотведения и водоснабжения.
В целях достижения уставных целей и решения социальных задач МУП г. Сочи «Водоканал», на основании постановления Администрации г. Сочи от 31.08.2017 № и распоряжения департамента имущественного отношений администрации г. Сочи №-р от 20.09.2017, наделено на праве хозяйственного ведения имуществом водохозяйственного комплекса города Сочи.
С 01.09.2017 работа и эксплуатация водохозяйственного комплекса муниципального образования г. Сочи, находящегося в законном пользовании МУП г. Сочи «Водоканал», обеспечивается силами и средствами предприятия.
В соответствии с постановлением администрации города Сочи № от 11.12.2018 «О внесении изменений в постановление администрации города Сочи от 19.05.2014 № «Об определении гарантирующих организаций для централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования город, курорт Сочи» МУП г. Сочи «Водоканал» определено в качестве гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования город-курорт Сочи, с установлением зоны ее деятельности согласно перечню населенных пунктов муниципального образования город Сочи.
Иных пользователей водохозяйственного комплекса города, равно как гарантирующей организации для централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территории г. Сочи, кроме МУП г. Сочи «Водоканал», не определено.
Из материалов дела следует, что 08.12.2017 г. на основании поступившей от ответчика заявки, между истцом и ответчиком был заключен договор № ТУ/507 о подключении объекта ответчика: «Жилой дом», расположенного по адресу <адрес> с кадастровым номером № к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.
По условиям договора истец принял на себя обязательства по подключению объекта ответчика со следующими заявленными нагрузками: водоснабжение - 14,0 куб. м/сутки; водоотведение - 14,0 куб. м/сутки.
МУП г. Сочи «Водоканал» выполнило все условия договора о подключении, результате чего обеспечено холодное водоснабжение и (или) водоотведение, абонент присвоен лицевой счет, на основании которого ответчик получил возможность бесперебойного водоснабжения и водоотведения в вышеуказанных объемах (25,0 куб. м/сутки в/в).
В соответствии с положениями Закона № 416-ФЗ холодное водоснабжение и водоотведение неразрывно связано с подключением (технологическим присоединением) к централизованным сетям холодного водоснабжения и (или) к централизованным сетям водоотведения, мероприятия по подключению (технологическому присоединению) к сетям водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются непосредственно с целью последующего водоснабжения и (или) водоотведения объекта потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуги водоснабжения и (или) услуги водоотведения).
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона N416-03, подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Частью 13 статьи 18 Федерального закона N4163-ФЗ закреплено, что плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учётом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Правительство Российской Федерации, издавая Постановления, регулирующие отношения в области технологического присоединения, установило обязательное условие платности за осуществляемое подключение (плата рассчитывается на основании тарифов, утвержденных органом государственного регулирования).
Одним из методов расчёта тарифов в сфере водоснабжения является метод экономически обоснованных расходов (затрат), порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения с применением методов регулирования тарифов устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации (пункт 5 части 2 статьи 31, пункт 1 части 1 и часть 2 статьи 32 Федерального закона N 416-ФЗ).
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N406, при определении расчётных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объёмы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них.
В свою очередь, п. 1.6 постановления Администрации города Сочи от 08.12.2017 г. № г. «Об утверждении решений управления цен и тарифов администрации города Сочи», было утверждено решение управления цен и тарифов администрации города Сочи от 04.12.2017 г. № «Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения муниципального унитарного предприятия <адрес> «Водоканал».
Согласно утвержденного решения управления цен и тарифов администрации города Сочи, на период времени с 01.01.2018 г. по 31.12.2022 г. тариф на присоединение к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения установлен в размере 40 268,00 руб. за мЗ/сут. (водоснабжение) и 40 392,94 руб. за м3/сут. (водоотведение), без НДС.
В последующем, на основании постановления администрации города Сочи от 15 08 2018 г 1279 «Об утверждении решения управления цен и тарифов администрации г. Сочи от 0108 2018 г № «О внесении изменений в решение управления цен и тарифов администрации города Сочи от 04.12.2017 г. №-В «Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения муниципального унитарного предприятия города Сочи «Водоканал», тариф на подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения был изменен и составил: за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку в сфере водоснабжения руб./м/сутки - 39 298,92 (без НДС) или 47 158,70 (с НДС) -за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку в сфере водоотведения руб./м3/сутки - 39 263,17 (без НДС) или 47 115,80 (с НДС).
Таким образом, с учетом установленного постановлением администрации города Сочи от 15.08.2018 г. № тарифа на технологическое присоединение и объемов водопотребления/водоотведения объекта ответчика, стоимость платы за технологическое присоединение составляет: 47 158,70 (с НДС) х 14,0 куб. м/сутки = 660 221,80 руб. (с НДС) – водоснабжение; 47 115 80 (с НДС) х 14,0 куб. м/сутки = 659 621,20 руб. (с НДС) – водоотведение; 660 221,80 руб. + 659 621,20 руб. = 1 319 843,00 руб. (с НДС 20%). Итого: 1 319 843,00 руб. (с НДС 20%).
При этом действия, связанные с невнесением платы за подключение объекта капитального строительства к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, подпадают под регулирование норм главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации - обязательства вследствие неосновательного обогащения, поскольку в таком случае лицо, оказавшее услуги, не получило встречного эквивалентного предоставления.
Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Под неосновательным обогащением закон понимает приобретение или сбережение имущества одним лицом (приобретателем) за счет другого лица (потерпевшего) без основания, предусмотренного законом, иными правовыми актами или сделкой (п. 1 ст. 1102 ГК РФ).
Таким образом, ответчик сберег имущество (денежные средства в размере платы за подключение), которое при схожих обстоятельствах подлежало передаче МУП г. Сочи «Водоканал», в связи с чем на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение в размере стоимости за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения.
11 августа 2021 г. года истцом в адрес ответчика направлена претензия с требованием оплатить стоимость платы за технологическое присоединение объекта строительства. Претензия со стороны ответчика оставлена без ответа.
Согласно общему правилу, закрепленному пунктом 1 ст. 200 ГК Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком.
Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Сочи по поручению прокуратуры Краснодарского края была проведена проверка исполнения законодательства в сфере топливно-энергетического комплекса, по результатам проведения которой были выявлены существенные нарушения норм Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», регламентирующих порядок заключения договоров технологического присоединения к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.
В частности, прокуратурой города Сочи было указано на то, что договоры технологического присоединения 2017 года были заключены не по обязательно установленной Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. № «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения» типовой форме для данного вида договоров, и на безвозмездной основе, что само по себе является существенным нарушением требований нормы ст. 18 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ.
По итогам проведенной проверки, прокуратурой г. Сочи 13.05.2019 г. было вынесено представление № об устранении выявленных нарушении норм действующего законодательства РФ, которое в силу требований ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 г. № «О прокуратуре Российской Федерации», подлежит обязательному исполнению.
Действующими нормами и правилами в области государственного регулирования тарифов, императивно установлено, что при осуществлении технологического присоединения объектов капитального строительства к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, заказчик подключения обязан произвести плату за потребляемую мощность, стоимость которой рассчитывается по установленным тарифам в области водоснабжения и водоотведения.
При этом МУП г. Сочи «Водоканал» узнало о нарушенном праве на получение платы за присоединяемую мощность (за счет которой осуществляется развитие систем водоснабжения и водоотведения водопроводно-канализационного хозяйства всего города Сочи) по заключенному с Кочконяном С.Ц. договору №ТУ/507 от 08.12.2017г., с момента получения представления прокуратуры города Сочи.
Принимая во внимание дату получения представления прокуратуры города Сочи, которая определена 16.05.2019 г., и применяя правила исчисления сроков исковой давности установленные нормой ст. 200 ГК РФ, срок исковой давности истекал 16.05.2022 г.
Приговором Центрального районного суда г. Сочи от 27.04.2021 г. по делу №, <данные изъяты> МУП г. Сочи «Водоканал» ФИО5 признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 285, п. «в» ч. 3 ст. 286, ч. 1 ст. 286, ч. 1 ст. 285, ч. 3 ст. 285 УК РФ.
Судом вынесенным приговором по делу № был установлен факт незаконного заключения договора № ТУ/507 от 08.12.2017г.
Апелляционным определением от 01.07.2021 г. по делу № судебной коллегии апелляционной инстанции по уголовным делам Краснодарского краевого суда, приговор Центрального районного суда г.Сочи от 27.04.2021 г. по делу № оставлен без изменения.
При таком положении суд считает, что исковые требования МУП г. Сочи «Водоканал» к Кочконяну Сергею Цолаковичу о взыскании денежных средств о взыскании денежных средств следует удовлетворить.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования МУП г. Сочи «Водоканал» к Кочконяну Сергею Цолаковичу о взыскании денежных средств, - удовлетворить.
Взыскать с Кочконяна Сергея Цолаковича в пользу МУП г. Сочи «Водоканал» денежные средства в размере платы за подключение к системам водоснабжения и (или) водоотведения сумме 1 319 843,00 руб.
Взыскать с Кочконяна Сергея Цолаковича в пользу МУП г. Сочи «Водоканал» расходы оплате государственной пошлины в размере 14 799,00.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Адлерский районный суд г. Сочи в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: подпись. С.Ю. Машевец
Копия верна: Судья- Секретарь-