Дело НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 сентября 2024 года г. Ярославль
Красноперекопский районный суд г. Ярославля в составе
судьи Лисютиной О.В.,
при секретаре Нейман Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дерябиной Светланы Владимировны к Территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
у с т а н о в и л:
Дерябина С.В. обратилась в суд с иском к Территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля, и уточнив требования просит обязать ответчика предоставить Дерябиной С.В. жилое помещение на первом этаже по договору социального найма в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
В иске указала, что ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА между Дерябиной С.В. (наниматель) и Территориальной администрацией Красноперекопского района мэрии г. Ярославля (наймодатель) был заключен договор социального найма жилого помещения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, в соответствии с которым наймодатель передал нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 2х комнат(ы) в отдельной квартире (доме) общей площадью 49,2 кв. метров, по адресу: АДРЕС. Указанное жилое помещение расположено на втором этаже. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселились следующие члены семьи: Паутова А.А. - дочь; Паутов Д.С. - внук. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по результатам медико-социальной экспертизы в филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Ярославской области» истцу была установлена первая группа инвалидности, с причиной «общее заболевание» в соответствии с пунктом 4 «Порядка установления причин инвалидности», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2019 № 742н, бессрочно в соответствии с пунктом 13 в соответствии с положением «О признании лица инвалидом», утвержденных Приятельством Российской Федерации от 05.04.2022 № 588. В соответствии с п. 21 раздела Общие данные Индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы ИПРА инвалида НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА у истца установлены следующие ограничения основных категорий жизнедеятельности: способность к самообслуживанию - третья, способность к передвижению – третья, способность к трудовой деятельности – третья. В соответствии с абз. 1 и 4 пп. а п. 7 Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных Приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, 3 степени соответствует неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и уходе, полная зависимость от других лиц; неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других; способность к выполнению элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц или невозможность (противопоказанность) ее осуществления в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма. Многоквартирный дом, квартира в котором предоставлена истцу по Договору, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и общему имуществу в многоквартирном доме для инвалида. С учетом того, что жилое помещение, которое в настоящий момент предоставлено истцу, непригодно для ее проживания, Дерябиной С.В. должно быть предоставлено иное помещение по договору социального найма, при этом, с учетом того, что такое жилое помещение должно быть оборудовано для проживания инвалидов.
В судебное заседание никто не явился, извещены надлежащим образом.
Истец просила рассмотреть дело в ее отсутствии.
Представитель истца по доверенности и третье лицо Паутова А.А., в том числе как законный представитель несовершеннолетнего Паутова Д.С., в предварительном судебном заседании требования поддерживала, поясняла, что учет осуществляет администрация района, чтобы предоставили жилье необходимо встать на учет. Истец на учете на получение жилья не стоит.
Представитель ответчика ранее представлял отзыв на исковое заявление, согласно которому по существу заявленных требований возражают, в соответствии с Положением о территориальной администрации мэрии г. Ярославля, утвержденным решением муниципалитета от 12.09.2006 № 307, администрация ведет учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вопросы по распределению жилого фонда не входят в функции территориальной администрации, администрация районов собственного жилого фонда не имеют. Просила рассмотреть дело в отсутствии представителя администрации.
Представитель третьего лица мэрии г. Ярославля представил письменный отзыв, согласно которому в материалы дела не представлено доказательств того, что заболевания истца входят в перечень, утвержденный Приказом министерства здравоохранения РФ от 29.11.2012 №987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире». Истец с заявлением о постановке на учет в соответствие с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ в органы местного самоуправления не обращался, соответствующий пакет документов не предоставлял, отказа не получал. Следовательно, на соответствующем учёте истец не состоит. Судебный орган не может заменять собой орган первичного учета в целях соблюдения гражданином административной: процедуры. На настоящее время в списке малоимущих граждан, принятых на учёт находится более 228 лиц. Органы местного самоуправления исполняют полномочия по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в жилых помещениях в рамках действующего жилищного законодательства Российской Федерации, в порядке очередности, и в соответствии с возможностями городского бюджета. В настоящее время муниципальный жилищный фонд г. Ярославля не располагает достаточным количеством свободных жилых помещений, необходимых для предоставления малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. При отсутствии у органа городского самоуправления объективной возможности единовременно предоставить гражданам, имеющим право на внеочередное предоставление жилья, требуемого количества жилых помещений, реализация прав указанных граждан осуществляется в порядке очередности, исходя из времени принятия указанных граждан на учет, что не противоречит положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, и исключает нарушение прав данных граждан при предоставления жилья. Предоставление истцу жилья вне очереди, сложившейся из данной категории граждан, приведет к нарушению прав иных граждан из числа перечисленных в ч.2 ст.57 ЖК РФ. Мэрия г. Ярославля полагает, что в целях недопущения нарушения конституционных прав граждан равной с истцом категории должно осуществляться исходя из времени принятия таких граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, При указанных обстоятельствах, права истца не были нарушены и не подлежат судебной защите. С учетом социальной направленности органа местного самоуправления предоставление жилых помещений данной категории граждан должно осуществляться планомерно, с учетом финансово-экономических возможностей мэрии г. Ярославля. В настоящий момент предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма не представляется возможным. Просит в иске отказать в полном объёме.
Суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке по представленным доказательствам.
Исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Установлено, что по договору социального найма жилого помещения от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, заключенному с Территориальной администрацией Красноперекопского района мэрии г. Ярославля, Дерябиной С.В. и ее семье предоставлено в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из двух комнат в отдельной квартире общей площадью 49,2 кв.м, по адресу: АДРЕС. При этом указано, что совместно с нанимателем в квартиру вселяются члены семьи Дерябиной С.В. – Паутова А.А. – дочь, Паутов Д.С. – внук.
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Дерябиной С.В. установлена первая группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно. Ранее первая группа инвалидности Дерябиной С.В. была установлена ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА впервые на срок до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, затем повторно с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА на срок до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Исходя из положений ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений, единственные жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Указанным в настоящем пункте собственникам жилых помещений жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди в случае, если в установленном федеральным законодательством порядке не принято решение об изъятии земельного участка, на котором расположено принадлежащее им на праве собственности жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд в целях последующего изъятия такого жилого помещения; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что для постановки на учет, истец в органы местного самоуправления не обращалась, соответственно права истца ответчиком - Территориальной администрацией Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля, которая ведет учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не нарушались. Истцом процедура постановки на учет в соответствии с требованиями действующего законодательства, не пройдена.
Кроме того, что в функции администраций районов вопросы распределения жилого фонда, не входит, Территориальная администрация Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля по требованию о предоставлении жилого помещения является ненадлежащим ответчиком.
Из вышесказанного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Дерябиной С.В.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Дерябиной Светланы Владимировны (паспорт НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) к Территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля (ИНН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ярославский областной суд через районный суд, с момента составления мотивированного решения.
Судья О.В. Лисютина